Конспект открытого урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру тема "Золотые ворота в Древнюю Русь" 3 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 34.18 КБ |
zolotye_vorota_v_drevnyuyu_rus.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: «Золотые ворота в Древнюю Русь».
Разработала: Суворова Галина Афанасьевна,
учитель начальных классов.
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Кундур».
УМК « ШКОЛА 2100»
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс.
Тема | « Золотые ворота в Древнюю Русь». | |
Тип урока. | Изучение нового материала. | |
Цель | Формирование образного представления о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков. | |
Задачи | Воспитательная: воспитывать эстетические потребности; воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю России; воспитывать целостное, социально ориентированного взгляда на мир; воспитание основ российской идентичности. Развивающая: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Образовательная: формировать понимание роли России в мировой истории; дать представления о жизни людей в Древней Руси. | |
Планируемый результат | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные результаты Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из карт, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Предметные результаты 1. Формируем умение узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; 2. Формируем умение отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; | |
Основные понятия | Культура-все достижения человечества, все то полезное или красивое ,что было сделано человеком, а не природой. Города- центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города, монастыри, летописи; ремесленники, купцы. | |
Межпредметные связи | изобразительное искусство, история, литература | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник; рабочая тетрадь; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |
Организация пространства | Кабинет начальных классов. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Самоопределение к деятельности. Цель: включение в деятельность. | Задает вопросы, просит высказать предположения. -Сегодня к нам на урок пришли гости. Ребята поприветствуйте их. -Улыбнитесь друг другу пожелайте удачи, настройтесь на рабочий лад и… в добрый путь! Присаживайтесь. Мы начинаем наш урок окружающего мира. - Ребята, как мы путешествуем на уроке? (Слайд 1) -Какой период Российской истории мы изучаем? -Какие временные рамки занимает период Древняя Русь? -Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают предположения. -Мы путешествуем по «реке времени». -Мы изучаем Древнюю Русь. - Период Древней Руси с IX по XII век. - Мы будем говорить о Древней Руси. |
II этап. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Цель: формулирование темы и цели урока, совместное нахождение и формулирование учебной проблемы, составление плана ее решения; | Организует диалог с обучающимися , помогает обнаружить проблему, составить план урока. -Давайте проверим наши предположения. -Откройте учебник с.32,____прочитай тему урока. (Слайд2) -Что же такое было ЗА этими вратами? (Город) На доске надпись: Город. -Что вы уже знаете о Древнерусском городе? Огорожен стеной с башнями, вход через ворота, княжеские палаты, торговая площадь, много красивых домов. Какими были эти Древние Русские города? -На странице 32 дан текст, сейчас я попрошу_____ и _____ прочитать текст по ролям, а все остальные должны внимательно слушать. -Спасибо ребята! -Итак, мы внимательно послушали текст, а теперь попробуйте ответить на мои вопросы. -Что интересного узнали о Древнерусском городе? - Как путешественники из Европы называли Древнюю Русь? Открывает на доске надпись: Русь - страна городов. -Где жили большинство жителей Древней Руси? -Рассмотрите карту (на слайде 2). Сколько городов видите. Сделайте вывод. Открывает на доске надпись: Городов было мало. -Какой у вас возникает вопрос? Записывает на доске главную проблему: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? -Молодцы, правильно! - Чтобы решить поставленную проблему, мы с вами отправимся в путешествие. -Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира, они пропускают нас в Древнюю Русь. (Слайд3) Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры. Чтение текста с. 32. -Почему пахло иначе? Проверка по тексту с. 33. | Читают диалог по ролям на с. 32 учебника, отвечают на вопросы. Город огорожен крепостной стеной с башнями. В город можно попасть через ворота. Можно увидеть княжеские палаты, торговую площадь, красивые дома. -Город был маленьким. -Страной городов. - В деревнях. Рассматривают карту, делают вывод : Городов было мало. Формулируют проблему: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? -Потому что оказались в Древней Руси |
IVэтап. Объяснение нового материала. Цель: организация совместной деятельности по решению учебной проблемы. | Организует работу с учебником и беседу. - А сейчас при помощи текста и иллюстрации, на с.33 ответьте на вопрос. - Люди каких профессий и занятий жили в городе постоянно? -Кто такие купцы? -Кто такие ремесленники? - Предположите, кто к ним мог приезжать и зачем. -Найдите на рисунке ремесленников, каким ремеслом владеют? Найдите торговцев, чем торгуют? (Слайд 5) -Итак, что же видели путешественники из Европы, приезжая в Древнюю Русь? -Что являлось гордостью и украшением города? (Слайд 5) -Перед нами главный храм Владимира, Успенский Собор, который является памятником культуры. - Вы часто слышите выражение «культурный человек», что это значит? -А храм может быть культурным, воспитанным? -Прочитайте на с.34, что означает слово культура. -Рассмотрите рисунок на с.34 и ответьте на вопрос: Почему храмы называют «хранителями культуры»? Что там можем увидеть?
-А теперь прочитайте на с.34 последний абзац и скажите, как называлась главная священная часть храма? -1 ряд найдите в тексте, что такое фреска (с.34). -2 ряд найдите в тексте, что такое икона (с.35). Организует работу в парах по иллюстрации в учебнике. -Найдите на картинке с. 34 и покажите друг другу иконы, фрески. Алтарь. -Почему храмы называют «хранителями культуры»? Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. -Что еще могло удивить гостей из Европы? Рассмотрите иллюстрации на с.35, что вы видите? (Слайд 8) Вывод: в Древней Руси была письменность. -Рассмотрите буквы древнерусской азбуки. Все ли буквы похожи на современный алфавит? -Найдите в тексте кто придумал азбуку для славян и как она называлась (с.35). Читает текст с.36 -Как же писали книги? -А почему книга была тяжёлой? (Слайд 9) -А теперь рассмотрите иллюстрацию с. 36,прочитайте задание. Можем его выполнить? (Слайд 10) - Кто такие монахи, к какой работе они приступили? – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Слайд 11) Помогает подойти к выводу, что Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах. | -Рассматривают иллюстрацию -Читают отрывок на с. 33 Смотрят в словарике с.140 Купцы – в пошлом жители городов, которые торговали различными товарами и у себя в стране или за границей. Смотрят в словарике с.142 Ремесленники- мастера, которые жили в городах Древней Руси: кузнецы, ткачи, сапожники, оружейники и др. На рисунке (с. 33)находят ремесленников, купцов, отвечают на вопросы. Путешественники видели княжеские палаты, торговые ряды, ремесленников продающих свои изделия, торговцев. -Храмы. -Золотые купола, белокаменное здание - Культурный человек, значит, воспитанный, вежливый. -Культурой называют всё то полезное и красивое, что было сделано человеком. -Рассматривают рисунок. -Алтарь. уточняют понятия: икона , алтарь, мозаика, фрески. Работают в парах. Находят на картинке с. 34 и показывают друг другу иконы, фрески, алтарь. -Храмы собрали в себе всё красивое и полезное, что мог создать на тот период человек. -Рукописная книга, алфавит Делают вывод, что у древних славян был свой алфавит. -Специально для славян эту азбуку придумали два брата Кирилл и Мифодий. И по имени одного из них она называется кириллицей. -Книги писали от руки. -Обложка из дощечек, украшали золотые и серебряные пластины, драгоценные камни. -Нет. Не знаем, кто такие монахи . Читают текст с. 36 по цепочке, отмечают роль монахов в создании летописей. -Монахи вели летописи, в которых записывали все важные события. -Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? Сравнивают с выводом авторов. |
V этап. Первичное закрепление. Цель: закрепление основных понятий данной темы. | Организует самостоятельную работу. (Слайд 12) -Сейчас каждый откроет свою тетрадь на печатной основе на странице 13 и выполнит задание под №2. _____ прочитай, что нужно сделать в данном упражнении, кому не понятно – поднимите руку. -Итак, кто вставил пропущенные слова, поднимите руку, чтобы я видела кто готов. -Закончили, давайте проверим, правильно ли вы вставили слова. В Древней Руси крупные ____________ (ГОРОДА) отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди. -У кого такое же слово – встаньте, у кого другое слово? Какое слово вы вставили? (Ответы детей). У кого стоит, слово ГОРОДА поставьте себе «+», вы же уже взрослые – давайте будем честны. В каждом древнерусском городе жили _____________(РЕМЕСЛЕННИКИ), то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. -У кого такое же слово – встаньте, у кого другое слово? Какое слово вы вставили? (Ответы детей). У кого стоит, слово ГРЕМЕСЛЕННИКИ поставьте себе «+», В древнерусских городах было много богатых _________ (КУПЦОВ) которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. -У кого такое же слово – встаньте, у кого другое слово? Какое слово вы вставили? (Ответы детей). У кого стоит, слово КУПЦОВ поставьте себе «+». Поставьте себе оценку: если у вас 3 плюса – поставьте «5», если 2 плюса – поставьте «4», а если 1 плюс или не одного ни чего не ставьте, просто в другой раз будьте внимательнее! Поднимите руку у кого «5» - какие вы молодцы, вы были очень внимательны, поднимите руку у кого «4» - вы тоже молодцы, но в другой раз вам следует постараться, чтобы получить отличную отметку. -______(3 человека) пожалуйста, сдайте свои рабочие тетради на проверку. Предлагает детям выполнить задание № 1, с. 12 в рабочей тетради, проводит мини - тест, дает домашнее задание. -Объясните друг другу, какие предметы и почему являются объектами культуры. Мини-тест (Да-нетка ). 1.В Древней Руси большинство жителей жили в деревне. 2.Культура-это все то полезное или красивое, что было сделано человеком, а не природой. 3.Иконы - это изображения. выполненные красками по сырой штукатурке. 4.Азбуку для славян создали Кирилл и Мефодий. 5.Во времена Древней Руси у славян еще не было своего алфавита. 6.Летопись-Запись событий русской истории, расположенные по годам. | Самостоятельно работают
Самостоятельно работают в парах с самопроверкой. №1,с. 12 в тетради . ( Проверка- сверка со слайдом 6) На листочках пишут Да, если согласны с высказыванием и Нет, если не согласны. |
VI этап. Рефлексия. Цель: оценивание своей деятельности на уроке. | -Какое задание было самым трудным (легким)? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? | Оценивают свою работу. На листочках рисуют смайлики: Мне было легко. Тему понял, могу объяснить остальным. Тему понял, но остались вопросы. Мне было трудно на уроке. |
VII этап. Итог. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | Организует итоговую беседу, задает домашнее задание. -Дома вам следует прочитать с. 32-37. Тетрадь с.13 № 2,3. Дополнительно (по желанию) подготовить сообщение « Как возник город Москва». -Ребята, вот наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. -Что нового вы сегодня узнали? -А что вы знали уже и просто сегодня повторили? -Интересна ли вам эта тема? -Какую задачу мы ставили, _________ назови, пожалуйста. -Достигли ли мы поставленной задачи в начале урока? -Что на ваш взгляд было самым интересным? -Понравился ли вам сегодняшний урок? -Чем? -А чем урок вам не понравился? -Всё ли у вас получилось? -Над чем вам следует поработать? -Спасибо за работу, до свидания! | Отвечают на вопросы: -Я что узнал… -Я что понял… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотые ворота во Владимире.
В города съезжалось очень много людей, который толпились около дворца князя, в соборах, на торговой площади.
алтарь фреска икона мозаика
Кирилл и Мефодий
Подводим итог урока СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.
Выполните в рабочей тетради задание № 2(Н) стр.13. Проверьте себя. города купцов ремесленники
Выполните в рабочей тетради задание № 1(Н) стр.12. Проверьте себя.
1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"
Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе
Воспитывать любовь к животным,ответственность за наших четвероногих друзей.Учить детей сопереживатьсочувствовать.Познакомить детей с различными по...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.
Конспект по окружающему миру по теме "Водоёмы" во 2 классе ("Школа России")...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".
Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...