Конспект открытого урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Суворова Галина Афанасьевна

Открытый урок по окружающему миру  тема "Золотые ворота в Древнюю Русь" 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx34.18 КБ
Office presentation icon zolotye_vorota_v_drevnyuyu_rus.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по окружающему миру.

Тема:  «Золотые ворота в Древнюю Русь».

Разработала: Суворова Галина Афанасьевна,

 учитель начальных классов.

Муниципальное образовательное автономное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с.Кундур».  

 

  УМК  « ШКОЛА 2100»

Конспект  урока по окружающему миру. 3 класс.

Тема

« Золотые ворота в Древнюю Русь».

Тип урока.

Изучение нового материала.

Цель

 Формирование образного представления о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.

Задачи

Воспитательная: воспитывать эстетические потребности; воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю России; воспитывать целостное, социально ориентированного взгляда на мир; воспитание основ российской идентичности.

Развивающая: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Образовательная: формировать понимание роли России в мировой истории; дать представления о жизни людей в Древней Руси.

Планируемый результат

                                     Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                                 Метапредметные  результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из карт, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

                                         Предметные результаты

1. Формируем умение узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

2. Формируем умение отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

Основные понятия

Культура-все достижения человечества, все то полезное или красивое ,что было сделано человеком, а не природой. Города- центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города, монастыри, летописи; ремесленники, купцы.

Межпредметные связи

изобразительное искусство, история, литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник;

рабочая тетрадь;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

Организация пространства

Кабинет начальных классов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 I этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в деятельность.

Задает вопросы, просит высказать предположения.

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Ребята поприветствуйте их.

-Улыбнитесь друг другу пожелайте удачи, настройтесь на рабочий лад и… в добрый путь! Присаживайтесь. Мы начинаем наш урок окружающего мира.

- Ребята, как мы путешествуем на уроке? (Слайд 1)

-Какой период Российской истории мы изучаем?

-Какие временные рамки занимает период Древняя Русь?

-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

-Мы путешествуем по «реке времени».

-Мы изучаем Древнюю Русь.

- Период Древней Руси с IX по XII век.

- Мы будем говорить о Древней Руси.

II этап. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Цель: формулирование темы и цели урока, совместное нахождение  и формулирование учебной проблемы, составление плана ее решения;

Организует диалог с обучающимися , помогает обнаружить проблему, составить план урока.

-Давайте проверим наши предположения.

-Откройте учебник с.32,____прочитай тему урока.

  (Слайд2)

-Что же такое было ЗА этими вратами? (Город)

На доске надпись:

Город.

-Что вы уже знаете о Древнерусском городе?

Огорожен стеной с башнями, вход через ворота, княжеские палаты, торговая площадь, много красивых домов.

Какими были эти Древние Русские города?

-На странице 32 дан текст, сейчас я попрошу_____ и _____ прочитать текст по ролям, а все остальные должны внимательно слушать.

-Спасибо ребята!

-Итак, мы внимательно послушали текст, а теперь попробуйте ответить на мои вопросы.

-Что интересного узнали о Древнерусском городе?

- Как путешественники из Европы называли Древнюю Русь?

Открывает на доске надпись:

Русь - страна городов.

-Где жили большинство жителей Древней Руси?

-Рассмотрите карту  (на слайде 2). Сколько городов видите. Сделайте вывод.

Открывает на доске надпись:

Городов было мало.

-Какой у вас возникает вопрос?

 Записывает  на доске главную проблему: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

-Молодцы, правильно!

- Чтобы решить поставленную проблему, мы с вами отправимся в путешествие.

-Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира, они пропускают нас в Древнюю Русь. (Слайд3)

Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.

Чтение текста с. 32.

-Почему пахло иначе?

Проверка по тексту с. 33.

Читают  диалог  по ролям на с. 32 учебника, отвечают на вопросы.

Город огорожен крепостной стеной с башнями. В город можно попасть через ворота. Можно увидеть княжеские палаты, торговую площадь, красивые дома.

-Город был маленьким.

-Страной городов.

- В деревнях.

Рассматривают карту, делают вывод : Городов было мало.

Формулируют проблему: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

-Потому что оказались в Древней Руси

IVэтап. Объяснение нового материала.

Цель: организация совместной деятельности по решению учебной проблемы.

Организует работу с учебником и беседу.

 - А сейчас при помощи текста и иллюстрации, на с.33 ответьте на вопрос.

- Люди каких профессий и занятий жили в городе постоянно?

-Кто такие купцы?

-Кто такие ремесленники?

- Предположите, кто к ним мог приезжать и зачем.

-Найдите на рисунке ремесленников, каким ремеслом владеют? Найдите торговцев, чем торгуют? (Слайд 5)

-Итак, что же видели путешественники из Европы, приезжая в Древнюю Русь?

-Что являлось гордостью и украшением города?

(Слайд 5)

-Перед нами главный храм Владимира, Успенский Собор, который является памятником культуры.

- Вы часто слышите выражение «культурный человек», что это значит?

-А храм может быть культурным, воспитанным?

-Прочитайте на с.34, что означает слово культура.

-Рассмотрите рисунок на с.34 и ответьте на вопрос: Почему храмы называют «хранителями культуры»? Что там можем увидеть?

 

-А теперь прочитайте на с.34 последний абзац и скажите, как называлась главная священная часть храма?

-1 ряд найдите в тексте, что такое фреска (с.34).

-2 ряд найдите в тексте, что такое икона (с.35).

Организует работу  в парах по иллюстрации в учебнике.

-Найдите на картинке с. 34 и покажите друг другу иконы, фрески. Алтарь.

-Почему храмы называют «хранителями культуры»?

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

-Что еще могло удивить гостей из Европы? Рассмотрите иллюстрации на с.35, что вы видите? (Слайд 8)

Вывод: в Древней Руси была письменность.

-Рассмотрите буквы древнерусской азбуки. Все ли буквы похожи на современный алфавит?

-Найдите в тексте кто придумал азбуку для славян и как она называлась (с.35).

Читает текст с.36

-Как же писали книги?

-А почему книга была тяжёлой?

(Слайд 9)

-А теперь рассмотрите иллюстрацию с. 36,прочитайте задание. Можем его выполнить? (Слайд 10)

- Кто такие монахи, к какой работе они приступили?

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Слайд 11)

Помогает подойти к выводу, что Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах.

-Рассматривают  иллюстрацию  

-Читают отрывок на  с. 33

Смотрят в словарике с.140

Купцы – в пошлом жители городов, которые торговали различными товарами и у себя в стране или за границей.

Смотрят в словарике с.142

Ремесленники- мастера, которые жили в городах Древней Руси: кузнецы, ткачи, сапожники, оружейники и др.

На рисунке  (с. 33)находят ремесленников, купцов, отвечают на вопросы.

Путешественники видели княжеские палаты, торговые ряды, ремесленников продающих свои изделия, торговцев.

-Храмы.

-Золотые купола, белокаменное здание

- Культурный человек, значит, воспитанный, вежливый.

-Культурой называют всё то полезное и красивое, что было сделано человеком.

-Рассматривают  рисунок.

-Алтарь.

уточняют понятия: икона , алтарь, мозаика, фрески.

Работают в парах. Находят на картинке с. 34 и показывают  друг другу иконы, фрески, алтарь.

-Храмы собрали в себе всё красивое и полезное, что мог создать на тот период человек.

-Рукописная книга, алфавит

Делают вывод, что у древних славян был  свой алфавит.

-Специально для славян эту азбуку придумали два брата Кирилл и Мифодий. И по имени одного из них она называется кириллицей.

-Книги писали от руки.

-Обложка из дощечек, украшали золотые и серебряные пластины, драгоценные камни.

-Нет. Не знаем, кто такие монахи . Читают текст с. 36 по цепочке, отмечают роль монахов в создании летописей.

-Монахи вели летописи, в которых записывали все важные события.

-Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

Сравнивают с выводом авторов.

V этап. Первичное закрепление.

Цель: закрепление основных  понятий данной темы.

Организует самостоятельную работу. (Слайд 12)

-Сейчас каждый откроет свою тетрадь на печатной основе на странице 13 и выполнит задание под №2. _____ прочитай, что нужно сделать в данном упражнении, кому не понятно – поднимите руку.

-Итак, кто вставил пропущенные слова, поднимите руку, чтобы я видела кто готов.

-Закончили, давайте проверим, правильно ли вы вставили слова.

В Древней Руси крупные ____________ (ГОРОДА) отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.

-У кого такое же слово – встаньте, у кого другое слово? Какое слово вы вставили? (Ответы детей). У кого стоит, слово ГОРОДА поставьте себе «+», вы же уже взрослые – давайте будем честны.

В каждом древнерусском городе жили _____________(РЕМЕСЛЕННИКИ), то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.

-У кого такое же слово – встаньте, у кого другое слово? Какое слово вы вставили? (Ответы детей). У кого стоит, слово ГРЕМЕСЛЕННИКИ поставьте себе «+»,

В древнерусских городах было много богатых _________ (КУПЦОВ) которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.

-У кого такое же слово – встаньте, у кого другое слово? Какое слово вы вставили? (Ответы детей). У кого стоит, слово КУПЦОВ поставьте себе «+». Поставьте себе оценку: если у вас 3 плюса – поставьте «5», если 2 плюса – поставьте «4», а если 1 плюс или не одного ни чего не ставьте, просто в другой раз будьте внимательнее! Поднимите руку у кого «5» - какие вы молодцы, вы были очень внимательны, поднимите руку у кого «4» - вы тоже молодцы, но в другой раз вам следует постараться, чтобы получить отличную отметку.

-______(3 человека) пожалуйста, сдайте свои рабочие тетради на проверку.

Предлагает  детям выполнить задание № 1, с. 12 в рабочей тетради,  проводит мини - тест, дает домашнее задание.

  -Объясните друг другу, какие предметы и почему являются объектами культуры.

Мини-тест (Да-нетка ).

1.В Древней Руси большинство жителей жили в деревне.

2.Культура-это все то полезное или красивое, что было сделано человеком, а не природой.

3.Иконы - это изображения. выполненные красками по сырой штукатурке.

4.Азбуку для славян создали Кирилл и Мефодий.

5.Во времена Древней Руси у славян еще не было своего алфавита.

6.Летопись-Запись событий русской истории, расположенные по годам.

Самостоятельно работают  

 

Самостоятельно работают  в парах  с самопроверкой. №1,с. 12 в тетради .

 ( Проверка- сверка со слайдом 6)

На листочках пишут Да, если согласны с высказыванием и Нет, если не согласны.

VI этап. Рефлексия.

Цель: оценивание своей деятельности на уроке.

-Какое задание было самым трудным (легким)?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Оценивают свою работу. На листочках рисуют смайлики:

   Мне было легко. Тему понял, могу объяснить остальным.

   Тему понял, но остались вопросы.

   Мне было трудно на уроке.

VII этап. Итог.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Организует итоговую беседу, задает домашнее задание.

-Дома вам следует прочитать с. 32-37. Тетрадь с.13 № 2,3. Дополнительно (по желанию) подготовить сообщение « Как возник город Москва».

-Ребята, вот наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

-Что нового вы сегодня узнали?

-А что вы знали уже и просто сегодня повторили?

-Интересна ли вам эта тема?

-Какую задачу мы ставили, _________ назови, пожалуйста.

-Достигли ли мы поставленной задачи в начале урока?

-Что на ваш взгляд было самым интересным?

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

-Чем?

-А чем урок вам не понравился?

-Всё ли у вас получилось?

-Над чем вам следует поработать?

-Спасибо за работу, до свидания!

Отвечают на вопросы:

-Я что узнал…

-Я что понял…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Золотые ворота во Владимире.

Слайд 4

В города съезжалось очень много людей, который толпились около дворца князя, в соборах, на торговой площади.

Слайд 6

алтарь фреска икона мозаика

Слайд 8

Кирилл и Мефодий

Слайд 10

Подводим итог урока СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.

Слайд 11

Выполните в рабочей тетради задание № 2(Н) стр.13. Проверьте себя. города купцов ремесленники

Слайд 12

Выполните в рабочей тетради задание № 1(Н) стр.12. Проверьте себя.

Слайд 13

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

Воспитывать любовь  к  животным,ответственность за  наших  четвероногих друзей.Учить  детей  сопереживатьсочувствовать.Познакомить  детей  с  различными по...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.

Конспект по окружающему миру по теме "Водоёмы" во 2 классе ("Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".

Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...