Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР, показать основные направления развития СССР до 1961 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx | 105.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
«Страна, открывшая путь в космос»
Задачи урока:
- Показать учащимся основные направления развития СССР до 1901 года.
- Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Иметь представления о первых этапах освоения космоса.
- Знать дату первого полёта в космос и имя первого космонавта.
- Иметь представления о послевоенном развитии СССР.
- Знать дату распада СССР.
Метапредметные:
- Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать степень её достижения.
- Извлекать информацию из фотографий.
- Работать с текстом, выделять ключевые слова.
Личностные:
- Проявлять чувство гордости за российский народ и историю России,
- осознавать свою национальную принадлежность.
- Проявлять умение работать в парах.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания.
1). Блиц-опрос (за правильный ответ – жетон):
- Когда началась Великая Отечественная война?
(22 июня 1941 года)
- Почему эту войну называют Отечественной?
(На борьбу поднялся весь народ.)
- Когда советская армия перешла в наступление?
(После победы под Москвой в декабре 1941года.)
-В каком году территория Советского Союза была освобождена
от захватчиков? (В 1944 году.)
- Когда начался штурм Берлина?
(В апреле 1945 года.)
- Кто руководил штурмом Берлина?
(Маршал Георгий Константинович Жуков)
-Какой день стал Днём Победы?
(9 мая)
2). Проверочная работа.
КИМ «Окружающий мир. 4 класс» стр. 74 – 75
2.Тема урока.
-Что обозначают эти даты:
8 сентября 18 января 27 января 900
1941г. 1943 г. 1944 г.
- начало блокады Ленинграда,
- прорыв блокады Ленинграда,
- окончательное освобождение Ленинграда от фашистской блокады,
- 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.
Учитель переворачивает таблички:
С С С Р
- Что это значит? (Название нашей страны – Союз Советских Социалистических Республик или Советский Союз.)
- Сегодня мы должны посмотреть какие самые важные события произошли в нашей стране, когда она называлась Советским Союзом, начиная с послевоенных лет.
3. Работа по теме урока.
1). Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
«В умах учёных
Много лет
Жила мечта
Заветная –
Взлететь при помощи
Ракет
В пространство
Межпланетное».
- О каком пространстве идёт речь? (космос)
- Нашу страну называют страной, открывшей путь в космос. Почему?
2). Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно читают текст, рассматривают фотографии
на стр. 147 и отвечают на вопросы:
-Кто был главным конструктором космических ракет?
(На доске: портрет С.П. Королёва)
-Что произошло в 1957 году?
(На доске: фото первого спутника, 1957 г.)
-Что произошло 12 апреля 1961 года?
(На доске: портрет Ю.А. Гагарина, 12 апреля 1961г.)
- Как назывался первый космический корабль?
(На доске: «Восток», фото корабля)
-Сколько времени провёл Ю.А. Гагарин на орбите?
(На доске: 108 минут)
-Что значит провёл на орбите?
(Был в космосе)
-Как отнеслись к этим событиям люди?
3)Чтение детьми отрывков из воспоминаний современников Ю. А.Гагарина. (Дети заранее подготовлены)
Георгий Данелия, кинорежиссер
— Я хорошо помню не только 12 апреля, но и несколько следующих дней. Все они были окрашены всеобщей радостью, восторгом, единением. Обиды и недопонимания тогда отошли на второй план, возникло ощущение счастья и начала какой-то новой эры. Помню, как вместе с друзьями мы вышли встречать машину с Гагариным на Ленинский проспект. Мы простояли несколько часов лишь для того, чтобы в считанные мгновения увидеть промелькнувшую машину с Гагариным. И знаете, никто тогда не пожалел о потраченном в ожидании времени.
Владимир Пресняков, музыкант
— Я учился в военной школе музыкантских воспитанников в Свердловске. И прекрасно помню, как из динамика предупредили, что сейчас прозвучит важное сообщение. Уже по голосу диктора все поняли, что произошло нечто особенное. И когда объявили, что советский человек первым покорил космос, все бросились на улицу. Это был какой-то единый порыв: всем и каждому хотелось разделить радость с другими, быть в эту минуту вместе. На центральной площади, по соседству с которой находилась наша школа, обнимались сотни и тысячи незнакомых людей. Также здесь собрался оркестр, зазвучала музыка. Все это происходило само собой, без чьего-либо руководства. Ничего подобного я никогда в своей жизни больше не видел.
Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик
— Наша школа стояла в самом центре Москвы. Помню, светит солнышко, а учитель математики Дмитрий Степанович на доске записывает домашнее задание. И вдруг из репродуктора: «Работают все радиостанции Советского Союза...» Когда дослушали, весь класс вскочил с мест и, не сговариваясь, побежал на улицу. И Дмитрий Степанович, бросив мел, побежал за нами... Это было 12 апреля, а 14-го, когда встречали Гагарина, я четыре с половиной часа простоял в толпе у Колонного зала, пока улица Горького была перекрыта и на Красную площадь не пускали. Но толпы не расходились. И вот мы увидели в небе самолет в сопровождении истребителей. А часа через два мимо мавзолея, где на трибуне стояли Гагарин и Хрущев, проходили восхищенные люди. Которых никто на эту демонстрацию не сгонял! Думаю, такого больше никогда уже не будет, какие бы сверхновые ракеты ни запускались в космос. Дело не в ракетах, а в нас, в людях.
-Люди радовались, ликовали. Было написано очень много песен, посвящённых полёту Ю.А. Гагарина. Давайте познакомимся с одной из них.
4). Работа в тетради.
Чтение текста песни «Я – Земля!» (задание 2, стр. 52) Прослушивание 1 куплета песни. - Как поняли слова этой песни?
-Сейчас космонавты проводят в космосе недели, месяцы и даже годы. Почему это стало возможным? (Созданы космические станции)
На доске: фото станции «Мир», 1986 г., фото МКС, 1998 г.
Физминутка
Физминутка «Космос» с использованием интерактивной доски.
4). Продолжение работы по теме урока.
1). Актуализация знаний.
- В нашей стране, когда она называлась СССР, произошло ещё одно важное событие.
- Отгадайте загадку:
«Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках,
То будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким». (Спорт)
В нашей стране очень много времени уделялось спорту.
В 1980 году произошло очень важное событие – Летние олимпийские игры в Москве.
2). Работа с текстом.
- Прочитайте текст:
«В 1980 году в Москве проходили XXII Олимпийские игры.
Соревнования проводились по 21 олимпийскому виду спорта:
В общей сложности было разыграно 203 комплекта наград.
Советские спортсмены завоевали 41 медаль. СССР стала страной – призёром по медалям».
-Что узнали об Олимпийских играх в Москве?
-Символом Олимпийских играх в Москве был такой значок:
3). Работа в парах.
- Символом каждой олимпиады выбирают какое-то животное.
Возьмите карточки, попробуйте выбрать символ Московских олимпийских игр.
Покажите. Как можно было догадаться, что это бурый медвежонок?
- Прочитайте текст на 148 странице учебника. Запишите в таблицу, какие ещё важные, хорошие, говорящие о развитии нашей страны события произошли в послевоенное время в СССР.
Важные события, происходящие в СССР с 1945 г. по 1991 г. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
4). Работа с учебником.
-Прочитайте текст учебника на стр. 148 – 149. Какие негативные события происходили в нашей стране? Какие ошибки были допущены?
(Вырубка ценных лесов, загрязнение атмосферы, воды, под угрозой загрязнения оказалось озеро Байкал, сложности в экономике привели к очередям в магазинах, отсутствию самых необходимых товаров).
-1991 г. – СССР перестал существовать, республики вышли из состава СССР и стали самостоятельными государствами.
5). Обобщение изученного материала.
Просмотр видеосюжета из приложения к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».
6). Рефлексия.
Заполнить таблицу в тетради на стр.52, оценить свою работу на уроке, поставив смайлик (зелёный – работал активно, жёлтый – мог бы работать лучше, красный – работа на уроке не получилась)
7) Домашнее задание.
стр. 147 – 152, задание 4 стр. 53 в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...
Урок окружающего мира в 4 классе. Монопроект по теме «Страна, открывшая путь в космос»
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос» является заключительным уроком раздела «Страницы истории Отечества». Целью данного раздела является знакомство учащихся с...
Конспект урока по окружающему миру. "Страна, открывшая путь в космос". УМК "Школа России". 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос"
Презентация и материалы к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос".Презентация содержит три видеофрагмента: "Летать" , "Первый в космосе", "Выход в открытый космос".https://...
Урок по окружающему миру «Страна, открывшая путь в космос».4 класс УМК "Школа России
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования. Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая п...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....
Разработка урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос"
Данная разработка представлена в помощь учителю начальных классов для проведения урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова, учитывая современные требования и технологии. К уро...