Император Освободитель
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с вкладом императора Александра Второго в развитие Российской империи.
Задачи:
-познакомить с политической обстановкой России середины 19 века
- познакомить с императором Александром Вторым и реформами, которые он провел в России за время правления Российской империей
- Формирование умения делать предположения, формулировать обоснования своих гипотез и выводы
- развитие познавательной активности учащихся
- развития необходимость изучения истории своей Родины
- воспитания чувства гордости за своё Отечество
- воспитание патриотизма
- развитие умения работать с учебной и энциклопедической литературой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока «Моё Отечество»
4 класс.
«Император – освободитель».
Разработку выполнила учительница начальных классов
МОУ СОШ №20 г. Новочеркасск
Ростовской области
Зубкова Татьяна Ивановна
Цель: познакомить учащихся с вкладом императора Александра Второго в развитие Российской империи.
Задачи:
-познакомить с политической обстановкой России середины 19 века
- познакомить с императором Александром Вторым и реформами, которые он провел в России за время правления Российской империей
- Формирование умения делать предположения, формулировать обоснования своих гипотез и выводы
- развитие познавательной активности учащихся
- развития необходимость изучения истории своей Родины
- воспитания чувства гордости за своё Отечество
- воспитание патриотизма
- развитие умения работать с учебной и энциклопедической литературой.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
«Найди ошибки»
При Бородине Кутузов так решил расположить свою армию, чтобы французы потерпели поражение. Наполеону так удачно построить свои войска не удалось, и к вечеру Кутузов одержал победу.
Ответь на вопросы:
1. Как называется война, в которой решается судьба всего отечества.
2. Как называют простых людей, создавшие отряды для борьбы с захватчиком.
3. Назовите имя главнокомандующего русской армией.
4. Как величали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию.
5. Назовите поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войн.
2. Открытие нового знания.
После смерти Николая Первого на престол взошел Александр Второй. Он правил Российской империей во второй половине 19 века с 1856 по 1881 год.
Это старший сын Николая Второго и Александры Федоровны.
Новый император с детства готовился к управлению страной. Его воспитывал знаменитый поэт Жуковский. Александр много путешествовал по России. В 1837 году Александр был отправлении отцом в путешествие и посетил 29 губерний, Кавказ и первым из русских царей побывал в Сибири.
В 1838 – 1839 годы Александр Второй совершает поездку в Европу.
Поражение в Крымской войне значительно ухудшило положение в России. Правительство было вынуждено ввести дополнительные налоги, увеличило рекрутские наборы, реквизировало у населения лошадей и скот. За годы войны разорилось много помещичьих и крестьянских хозяйств. В стране резко возросло количество народных выступлений (по неполным данным, в 1857 г. — 192, в 1858 г. — 528, в 1859 г. — 938). Полиция и власти на местах уже не справлялись только своими силами — требовалось привлечение правительственных войск. Кроме того, Крымская война выявила отставание России от западных государств. Ликвидировать это отставание можно было лишь путём реформ.
Александр Второй поставил перед собой задачу укрепить империю.
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Крепостное право, существовавшее в России, очень негативно сказывалось на развитии страны.
Вопрос об отмене крепостного права стоял перед русскими правителями на протяжении долгого времени. В царствование Александра 1 и Николая 1 создавались проекты освобождения крестьян, но реализованы они не были. Взошедший на русский престол в 1855 г. Александр II уже не мог затягивать решение этого вопроса. Разорение многих помещичьих хозяйств и участившиеся во время Крымской войны народные выступления подталкивали императора к скорейшему проведению реформы.
В марте 1856 г. Александр II в речи перед предводителями московского дворянства заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». Это было первое публичное заявление такого рода (причём из уст царя), а уже в конце года был создан Секретный комитет, занявшийся подготовкой реформы (в феврале 1858 г. он был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу).
Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II подписал долгожданный Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Согласно ему, крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами (т. е. теперь они могли покупать дома и земли, открывать торговые и промышленные предприятия помещика).
По реформе 1861 года крестьяне получили свободу – было отменено крепостное право. Народ назвал Александра Второго царем – освободителем.
Но вместе с тем они по-прежнему были прикреплены к месту жительства и связаны круговой порукой в уплате налогов. Все вопросы проведения реформы на местах были возложены на мировых посредников, которые выбирались из дворян.
К Манифесту прилагался ряд «Положений», в которых разъяснялись условия освобождения крестьян. Признавая исключительное право собственности помещиков на землю, правительство вместе с тем требовало обязательного выделения крестьянам усадебных и полевых наделов (исключением являлись те, кто до реформы вообще не имел никакого надела). Размеры этих наделов определялись, в зависимости от плодородности почвы, абсолютно разными положениями для различных регионов (1 — для 29 великорусских, новороссийских и белорусских губерний; 2 — для трёх губерний Левобережной Украины; З — для Правобережной Украины; 4 для Западной Белоруссии и Литвы). В каждом случае был установлен максимальный и минимальный размер земельного участка. Нужно отметить, что в большинстве случаев крестьяне, особенно в чернозёмных районах, получали участок земли гораздо меньших размеров, чем тот, что они обрабатывали до 1861 г. Кроме того, при нарезке наделов многие помещики старались сделать так, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы (чересполосица). делалось это для того, чтобы заставить бывших крепостных арендовать землю у помещика.
Получая землю, крестьяне были обязаны заплатить за неё выкуп (причём в результате расчётов правительства стоимость передаваемой им земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной).
После отмены крепостного права крестьяне стали свободными, но их жизнь от этого лучше не стала. Большинство из них с трудом могли прокормить свои семьи. Причина этого – отсутствие или владение очень маленьким участком земли. По – прежнему, дворяне – помещики жили зажиточно, в больших и светлых домах, а крестьяне, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.
После отмены крепостного права Александр второй и его помощники провели и другие преобразования. Жители Российской империи получили право:
- участвовать в судебных заседаниях,
- Участвовать в управлении городами и землями,
- свободно менять место жительства в границах государства,
- заниматься торговлей,
- наниматься на работу.
Реформы Александра Второго:
- Судебная реформа. 20 ноября 1864 года были введены новые судебные уставы. Отныне суд становился бессословным, гласным и публичным.
- Земельная реформа 1864 год ( в уездах и губерниях учредились земства, куда входили землевладельцы 200 – 8—десятинами земли, владельцы промышленных и торговых заведений)
- Городская реформа: начало 1870 год. Утверждено городское положение, согласно которому органы общественного управления. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам, владельцам недвижимости.
- Военная реформа . Конец 1850 – х годов. Окончательно упразднены военные поселения, срок службы низких чинов сокращен до 10 лет
Жизнь людей стала быстро изменяться. В городах стали строить новые фабрики и заводы, между городами стали появляться железные дороги, изменялся облик городов, строились новые школы и университеты, открывались новые театры и музеи.
- 1875 год утверждение проекта здания Исторического музея.
- 1856 год – Основание Третьяковской галереи
Хозяев всех этих богатств, называли капиталистами. Многие крестьяне переселялись в города, нанимались на работу и становились рабочими. Их труд был очень тяжелым, а заработная плата – маленькой. Но даже это для многих было лучше, чем нищета в деревне. В городах и селах стали появляться школы и больницы. Всё больше людей стали учиться писать и читать. Открываются новые театры и музеи. Россия стала стремительно догонять развитые европейские страны.
3. Основные выводы:
- Время правления Александра Второго стало временем освобождения России от старых порядков. В первую очередь от крепостного права.
- Возникли новые политические отношения: капиталист – рабочий.
- Россия стремительно стала догонять развитые европейские страны.
4. Первичное закрепление
Разгадай кроссворд:
1. Имя императора – освободителя.
2. Как можно назвать крестьян после отмены крепостного права и наделения их землей
3. Люди, которые владеют собственностью – капиталом
4. Бывшие крестьяне, которые переселились в город и нанялись на работу.
5. Хозяева крупных участков земли, поместий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 3 классе "Император освободитель"
Урок истории в 3 классе "Император освободитель" по ОС "Школа 2100"...
Виртуальная экскурсия "Император - освободитель"
Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Император - освободитель" (3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Император освободитель"
Презентация создана к уроку окружающего мира по УМК "Школа2100" 3 класс по теме: "Император освободитель"Цели:– ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного п...
Урок. Окружающий мир. 3 класс. Школа 2100 Раздел "Моё Отечество". Тема: "Император - освободитель".
Технологическая карта урока иприложения с дидактическими материалами к уроку....
Урок. Окружающий мир. 3 класс. Школа 2100 Раздел "Моё Отечество". Тема: "Император - освободитель".
Презентация к уроку....
Урок "Император-освободитель" 3 класс
Разработка урока окружающего мира "Император-освободитель" 3 класс...
Император-освободитель 3 класс
Урок окружающего мира по программе школа 2100......