Урок "Император-освободитель" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Разработка урока окружающего мира "Император-освободитель" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 310.78 КБ |
Работа в группах | 13.83 КБ |
Презентация | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ИМПЕРАТОР-ОСВОБОДИТЕЛЬ
Цели:
– ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культуры.
Этапы урока | Ход урока | |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Надеюсь, наш урок пройдет плодотворно и вы получите хорошие оценки! – Скажите, каким образом в современном мире люди и грузы отправляются на большие расстояния? (С помощью автотранспорта, самолётов, железнодорожного транспорта, морских и океанских перевозок.) Откройте учебник на с.84 Прочитайте на с.84 рассказ Илюши и Анюты. На каком транспорте отправились ребята? (поезд). А где находится Черное море? Сколько железных дорог было в начале 19 века? (Одна - это дорога между Москвой и Санкт-Петербургом). А в конце? (десятки) – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? При каком императоре всё изменилось? Вешаю на доску. Игра-моделирование «Строим железную дорогу». – Перечислите, что можно увидеть на железной дороге. (Паровоз с вагонами, рельсы, шпалы.) Всё названное учениками можно схематично изобразить на доске или прикрепить к ней заготовленные элементы. – Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта; что ещё нужно для того, чтобы железная дорога действовала? (сталь, уголь) – Откуда берутся эти материалы, топливо, техника? (Всё это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах.) – Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов? (Рабочие.) – Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога? (Много.) Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? Прочитайте 1 абзац статьи «отмена крепостного права». Что значит выражение «работать из под палки»? Вспомните определение что такое крепостное право? Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с. 85. Охотно ли выполняли свою работу из под палки крестьяне? (нет). А теперь посмотрите на картинки ниже. Отличаются ли крестьяне в российской деревне от европейских крестьян? Чем? | |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 1. Отмена крепостного права. – В чьей собственности была земля при крепостном праве? (В собственности дворян.) Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки? (Нет, не могли.) Подумайте, что нужно было сделать, чтобы крестьянам стало жить легче, свободнее. Сверим ваши предположения с текстом учебника на с. 85. После прочтения текста ученики вместе с учителем создают схему «Отмена крепостного права». Наши предположения оправдались? Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что крепостное право в России было отменено. Несмотря на то что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка. Итак, что произошло при императоре Александре 2? ( Отмена крепостного права). В каком году это произошло? (в 1861 году). Заполним карту понятий. 2. Россия обновлённая. Как же изменилась жизнь крестьян после отмены крепостного права? Распределитесь на 4 группы и прочитайте на с.86-87 «Россия обновленная». («Россия до отмены крепостного права» и «Россия после отмены крепостного права»). У каждой группы на парте есть признаки, которые вы должны распределить в 2 колонки. – Крестьяне работают на хозяина. – Крестьяне работают на себя. – Крестьяне могут уйти в город на заработки. – Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина. – Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги и электростанции. – Люди свободно меняют место жительства в пределах страны. – Люди прикреплены к земле, уйти не могут. – У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги. Проверка правильности выполнения задания осуществляется по эталону на слайде. Что же повлекла за собой отмена крепостного права, заполним карту понятий. | |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Работа в рабочей тетради. Откройте тетрадь на с.39, выполните задание № 2 - в парах. Сверим. Возьмите пульты в руки и ответьте на вопросы. 1. Кого назвали Императором-освободителем? А) Екатерину 2 Б) Петра 1? В) Александра 2 2. В каком году отмени крепостное право? А) 1812 Б) 1861 В) 1755 3. Верно ли, что после отмены крепостного права стало меньшее количество рабочих рук? А) верно Б) неверно 4. Верно ли, что жизнь крестьян изменилась в лучшую сторону после отмены крепостного права? А) верно Б) неверно 5. Пользу или вред принесла России отмена крепостного права? А) пользу Б) вред В) ничего не именилось | |
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 17, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание: – Вспомни, какие изменения произошли в России в середине XIX века. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века. | |
V. Рефлексия. | – Что мы хотели сегодня выяснить? Почему в начале 19 века была построена 1 железная дорога, а в конце 19 века десятки? - Какой ответ вы можете дать? Пользуйтесь картой понятий. – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? |
Предварительный просмотр:
Крестьяне работают на хозяина. Крестьяне работают на себя. Крестьяне могут уйти в город на заработки. Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина. Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги и электростанции. Люди свободно меняют место жительства в пределах страны. Люди прикреплены к земле, уйти не могут. У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги. | Крестьяне работают на хозяина. Крестьяне работают на себя. Крестьяне могут уйти в город на заработки. Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина. Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги и электростанции. Люди свободно меняют место жительства в пределах страны. Люди прикреплены к земле, уйти не могут. У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги. |
Крестьяне работают
на себя.
Крестьяне могут
уйти в город
на заработки.
У людей появился
интерес к работе.
Многие бывшие крестьяне
работают на заводах,
строят железные дороги.
Люди свободно
меняют место
жительства.
У людей появился
интерес к работе.
1861 год
ОТМЕНА
КРЕПОСТНОГО
ПРАВА
ТЕХНИЧЕСКИЙ
ПРОГРЕСС
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
«ИМПЕРАТОР-ОСВОБОДИТЕЛЬ» Окружающий мир, 3 класс
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Что такое крепостное право? Особый порядок, который существовал во времена Российской империи. При крепостном праве крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам — дворянам. Крепостных крестьян дворяне могли продавать, дарить и жестоко наказывать, а крестьяне не могли по своему желанию уходить от хозяев. Крепостные крестьяне в российской деревне. Крепостные рабочие на российском заводе. Характер труда был ручной и подневольный.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Почему страны Западной Европы опережали Россию в техническом развитии? Свободный европейский крестьянин Вольнонаёмные рабочие в европейском городе Подумайте, что нужно было сделать, чтобы крестьянам в России стало жить легче, свободнее?
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Отмена крепостного права – 1861 год. Император Александр II (освободитель) Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка. Так стал образовываться рабочий класс.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ С помощью текста определите, какие изменения произошли в России после отмены крепостного права.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Россия до отмены крепостного права Россия после отмены крепостного права Крестьяне работают на хозяина. Крестьяне работают на себя. Крестьяне могут уйти в город на заработки. Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина. Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги и электростанции. Люди свободно меняют место жительства в пределах страны. Люди прикреплены к земле, уйти не могут. У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Подводим итог урока Что мы хотели сегодня выяснить? Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ Время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков. И в первую очередь — от крепостного права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...