Урок истории в 3 классе "Император освободитель"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок истории в 3 классе "Император освободитель" по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon imperator_-_osvoboditel.zip144.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Император – освободитель.

Цели:

познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;

познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.

развивать речь учащихся;

пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;

развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;

развивать память и внимание детей

прививать интерес к прошлому нашей страны;

воспитывать чувство гордости за Россию.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка д/з.

- Какова была тема прошлого урока?

- Этой теме у нас было посвящено 2 урока, сейчас у вас будет возможность проверить себя.   СЛАЙД 1

1 Как называлась война 1812 года, почему?

2 Армия какой страны вторглась на территории России?

3 Кто возглавлял эту армию?

4 Какой великий русский полководец стоял во главе русской армии?

5 Какого великого русского полководца ты еще знаешь?

6 О какой великой битве писал в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов?

7 Кто такие партизаны?

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.

- Как вы думаете, кто изображен на этом  портрете? Ваши версии? СЛАЙД 2.

- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель. Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока. (Слайд2) Запишите ее в тетрадь.

- Какие вопросы у вас возникли?

(Учитель записывает на доске вопросы детей.

Предполагаемые вопросы:

- Как звали императора?

- Когда он правил?

- Почему его назвали освободителем?)

- Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?

- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)

- Итак, открываем учебники (стр. 84)

IV. Совместное “открытие” новых знаний.

1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 84.

Вопросы после чтения:

- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы? (Да. Императора звали Александр II)

- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.

2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 84

 Вопросы после чтения:

- Узнали ли вы, когда правил Александр II?

(на слайде: Александр II, 1856-1881)

- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)

- Что вы знаете о крепостном праве?

- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)

- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои мнения)

- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)

Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)

                                                                                                                                 СЛАЙД 3

- Наконец – то крепостное право отменено19 февраля 1861 года. Что же это принесло крестьянам, зажили ли они хорошо? Прочитайте об этом дальше.

3. Чтение текста до конца на стр.85.

Вопросы после чтения:

- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)

- Почему так произошло? Ваши версии?

4. Рассказ учителя

- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.

- Какой у вас возник вопрос?

(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)

- Выскажите ваши версии.

- Найдите ответы на вопросы в учебнике.

5. Чтение текста на с. 86,87  про себя

Вопросы после чтения:

- Изменилась ли жизнь в России?

- Кто такие “капиталисты”? (на доске)

- Кем становились крестьяне?

- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)

V. Первичное закрепление.

- Почему же Александра II прозвали освободителем?

-Когда это произошло?

- Это важно было для России? Почему?

- Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?

- Сделайте вывод о правлении Александра II?

- Прочитаем вывод на с. 45.

(показ слайда 4)

VI. Рефлексия деятельности.

- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?

- Смогли ли вы найти на них ответы?

- Что нового узнали?

- Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?

(Реформы Александра II)

- Оцените свою работу на уроке?

Домашнее задание. С. 84 - 87 читать, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс

Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

Урок истории. Тема "История города Челябинска"

В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях....