Урок истории в 3 классе "Император освободитель"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок истории в 3 классе "Император освободитель" по ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imperator_-_osvoboditel.zip | 144.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Император – освободитель.
Цели:
познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;
познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.
развивать речь учащихся;
пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;
развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;
развивать память и внимание детей
прививать интерес к прошлому нашей страны;
воспитывать чувство гордости за Россию.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка д/з.
- Какова была тема прошлого урока?
- Этой теме у нас было посвящено 2 урока, сейчас у вас будет возможность проверить себя. СЛАЙД 1
1 Как называлась война 1812 года, почему?
2 Армия какой страны вторглась на территории России?
3 Кто возглавлял эту армию?
4 Какой великий русский полководец стоял во главе русской армии?
5 Какого великого русского полководца ты еще знаешь?
6 О какой великой битве писал в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов?
7 Кто такие партизаны?
III. Постановка проблемы. Определение темы урока.
- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.
- Как вы думаете, кто изображен на этом портрете? Ваши версии? СЛАЙД 2.
- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель. Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока. (Слайд2) Запишите ее в тетрадь.
- Какие вопросы у вас возникли?
(Учитель записывает на доске вопросы детей.
Предполагаемые вопросы:
- Как звали императора?
- Когда он правил?
- Почему его назвали освободителем?)
- Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?
- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)
- Итак, открываем учебники (стр. 84)
IV. Совместное “открытие” новых знаний.
1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 84.
Вопросы после чтения:
- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы? (Да. Императора звали Александр II)
- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.
2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 84
Вопросы после чтения:
- Узнали ли вы, когда правил Александр II?
(на слайде: Александр II, 1856-1881)
- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)
- Что вы знаете о крепостном праве?
- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)
- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?
(дети высказывают свои мнения)
- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)
Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)
СЛАЙД 3
- Наконец – то крепостное право отменено19 февраля 1861 года. Что же это принесло крестьянам, зажили ли они хорошо? Прочитайте об этом дальше.
3. Чтение текста до конца на стр.85.
Вопросы после чтения:
- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)
- Почему так произошло? Ваши версии?
4. Рассказ учителя
- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.
- Какой у вас возник вопрос?
(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)
- Выскажите ваши версии.
- Найдите ответы на вопросы в учебнике.
5. Чтение текста на с. 86,87 про себя
Вопросы после чтения:
- Изменилась ли жизнь в России?
- Кто такие “капиталисты”? (на доске)
- Кем становились крестьяне?
- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)
V. Первичное закрепление.
- Почему же Александра II прозвали освободителем?
-Когда это произошло?
- Это важно было для России? Почему?
- Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?
- Сделайте вывод о правлении Александра II?
- Прочитаем вывод на с. 45.
(показ слайда 4)
VI. Рефлексия деятельности.
- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?
- Смогли ли вы найти на них ответы?
- Что нового узнали?
- Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?
(Реформы Александра II)
- Оцените свою работу на уроке?
Домашнее задание. С. 84 - 87 читать, отвечать на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".
Этот материал можно использовать на уроке по истории города в 3 классе "История наводнений и пожаров в Петербурге"....
План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"
Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...
Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс
Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...
«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...
План – конспект урока по физической культуре (раздел подвижные игры 1 класс по ФГОС) Тема урока: «История, девиз и символика Олимпийских игр»
История возникновения Олимпийских игр. Символика зимних и летних Олимпийских игр....
Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....
Урок истории. Тема "История города Челябинска"
В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях....