Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Кобелева Надежда Константиновна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         «Утверждаю»        

Зам. директора по УВР                                                                              Е.А. Ковалев

Учебный год: 2012-2013 уч. г.

Предмет:  Окружающий мир

Учитель:  Кобелева Н.К.

Класс:  2

Программа:  Поглазова О.Т. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Окружающий мир»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. -  Смоленск:  « Ассоциация 21 век», 2009.

Учебник:  Окружающий мир: учебник для 2 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилиин - Смоленск « Ассоциация 21 век»,  2011г.

Количество часов по предмету: 68 часов.


№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К

Красота и разнообразие живой природы (20 ч)

Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета.

Понимание связи живой и неживой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях).

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе.

Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, Луна, звезды, облака). Солнце – источник света и тепла. Значение Солнца для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание солнца древними. Образ солнца в произведениях народного творчества. Облака. Разнообразные формы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Правила безопасного поведения во время грозы. Красота ночного неба. Звезды и созвездия. Луна, планеты, кометы, метеориты. Земля – планета. Луна – спутник Земли. Изменение вида Луны (фазы Луны). Красота природного пейзажа. Формы поверхности суши: равнина, холм, гора, овраг, пропасть. Образование оврагов и борьба с ними. Вулканы. Опасность путешествия в горах. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Использование природных материалов человеком. Изменение и загрязнение земной поверхности человеком: карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов. Свалки – источники микробов и ядовитых веществ. Важность сохранения красоты и чистоты земли. Значение воды для человека, растений, животных. Группы природных водоемов: естественные и искусственные; пресные и соленые. Естественные водоемы: океан, море, озеро, болото, река. Части реки: исток, притоки, устье. Искусственные водоемы: водохранилище, пруд. Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного ее расходования в быту. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Правила безопасного поведения на берегах водоемов.

И К

С П К

К З

Э К

-познакомить с понятиями: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище;

-дать начальные представления о своем городе (водоемы, горы, загрязненные районы);

- напомнить основные санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах комфортного отношения с природой родного края;

- познакомить с наиболее важными экологическими объектами в масштабах своего города, административного района;

- дать  представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;

- познакомить с основными признаками, характеризующими экологическое состояние родного края;

- уточнить и дополнить нормы поведения в природе, обеспечивающие бережное к ней отношение;

- познакомить с  видными деятелями Среднего Урала, посвятившими свою жизнь защите природы;

- научить объяснять, какие объекты окружающего мира относятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов;

- научить приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши,

- научить обосновывать свои поступки в типичных ситуациях (соблюдение правил поведения в природе);

-научить соблюдать основные правила личной гигиены;

-научить правильно использовать информацию об экологической ситуации при практической заботе о конкретных природных объектах родного края;

-приобщить к участию в деятельности сверстников по защите природных объектов;

-научить выполнять экологические правила поведения в природе;

1

Мир велик и прекрасен

ПЗЗ

Загадки,

игра «Живое-неживое», кроссворд «Какие бывают растения?»

2

Мир велик и прекрасен

ПЗЗ

Кроссворд «Какие бывают животные?», проверочная работа

Проверочная работа №1 (стр.72-73) – проверить уровень сформированности представлений о растениях и животных (материал 1 класса)

3

Свет наш, солнышко!

ОНЗ

Представление древних о Солнце, заклички, рисунки с солнечным узором

4

Правила безопасного поведения под солнечными лучами

ФСУН

Кроссворд «Добрые дела Солнца», работа со стихотворениями

5

Небесные странники

ОНЗ

Наблюдение дневного  неба; рисование облаков, работа по вопросам, загадки

6

Осадки: дождь, снег, град

ОНЗ

Кроссворд «Облако», работа со стихотворением, беседа об осадках, определение расстояния до грозового облака

7

Ночная красавица

ОНЗ

Рисование отгадки, решение задачи стр. 23, наблюдение за Луной (дома)

8

Изменения вида луны

ОНЗ

Работа с текстом, сочиняем сказку «Почему у Луны нет платья», рисование Лунатиков

9

Звездные узоры

ОНЗ

Загадка – отгадка (рисунок), работа со стихотворением, работа с картой звездного неба

10

Звездные узоры

ОНЗ

Как представляли мир древние люди,

Изготовление аппликации «Ночное небо»,

Тест

Тест (стр.74 – 75) – отследить уровень сформированности представлений о Солнце, звездах, облаках.

11

Земные просторы

ФСУН

Работа с текстом,

Изготовление из пластилина разных форм рельефа; рассказ по рисунку

12

Какими бывают горы

ОНЗ

Составление схемы «Части горы», игра «Доскажи словечко», кроссворд с ключевым словом

13

Изменение и загрязнение земной поверхности человеком

ФСУН

Работа с иллюстрациями учебника, работа с текстом

14

Вода на земле

ФСУН

Работа со стихотворением, составление рассказа о море

15

Значение воды для человека, растений, животных

ФСУН

Сочинение «Сказки о рыбаке и рыбке» на новый лад по рисунку учебника,

 Изготовление аппликации

«На море»

16

Пресные водоемы

ОНЗ

Работа с картой учебника, дополнение схемы «водоемы»,

17

Части реки

ОНЗ

Работа со стихотворением,

составление схемы «Части реки»

18

Проблемы загрязнения водоемов

ФСУН

Работа с иллюстрациями,

проблемные ситуации, заполнение схемы (ребусы),

19

Царица – водица

ОСЗ

Загадки, рассказ по картинкам, кроссворд «Значение воды», игра «Вставь слова»

20

Правила безопасного поведения на берегах водоемов

ПЗЗ

Составление правил для первоклассников, самостоят. работа

Самостоятельная работа (стр. 76 – 77) – отследить уровень сформированности знаний о формах суши, о видах водоемов, о частях реки и горы.

Человек – часть живой природы (8 ч)

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Природа как важнейшее условие жизни человека.

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных. Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Значение режима дня, закаливания, физических упражнений. Спорт и здоровье. Духовная красота человека: красота мыслей, поступков; щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить. Некрасивое поведение человека: грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность, жестокость. Правила вежливости.

И К

С П К

К З

Э К

-познакомить с  отличиями человека от животных; правилами культурного поведения в быту, обществе; способами сохранения и укрепления здоровья;

- познакомить особенности организации духовной жизни социальных групп нашей местности;

- познакомить с  простейшими способами определения своего психического и физического состояния;

- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;

- познакомить с эффективными способами выражения своего отношения к другим людям;

- уточнить и дополнить знания о нормах поведения в быту, на отдыхе, обеспечивающих экологическое состояние родного края;

-научить объяснять, чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода;

-помочь осознать, что человек красив своими душевными  качествами, поведением, поступками ;

-научить осознанно проявлять бережное отношение к близким людям;

-научить обосновывать свои поступки в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические нормы и правила;

-научить определять уровень своей физической и психической подготовленности и повышать его с помощью самостоятельных систематических занятий;

-научить выстраивать взаимоотношения с разными людьми на основе характерных для Среднего Урала норм и правил, обеспечивающих социальное здоровье;

-научить организовывать и участвовать в спортивных игра характерных для Среднего Урала;

-учить соблюдать основные правила личной гигиены;

-научить выполнять экологические правила поведения в природной среде;

21

Человек – часть

живой природы

ОНЗ

Заполнение схемы, работа с рисунком, составление вывода по началу фразы

22

Твое здоровье

ФСУН

Игра «Путешествие по городу Здоровья»

23

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья

ФСУН

Игра «Можно – нельзя»,

составление кроссворда «Твое здоровье»

24

Духовная красота человека

ОНЗ

Составление диалога к рисункам, работа со стихотворением,

25

Правила вежливости

ФСУН

Определение настроения по картинке, ролевая игра «Волшебные слова»

26

Некрасивое поведение человека

ФСУН

Работа со стихотворением,

составление карточки-определителя «Какой   я»;

27

Проверь свои знания

КП

Методич. стр. 42 - 44

Проверочная работа – проверить уровень сформированности знаний о ЗОЖ, вежливом поведении.

28

Резерв

Человек – член общества (14 ч)

Младший школьник и семья. Труд и отдых в семье. Хозяйство семьи.

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Конституция – основной закон РФ. Права ребенка.

Москва – столица России (название основных достопримечательностей;). Города России (2-3): название, достопримечательности). Народы, населяющие Россию (2-3).

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. Важные сведения из истории родного края.

Безопасное поведение.

Семья. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная: предки, ближайшие родственники. Родовые и семейные традиции. Труд, отдых, семейные праздники. Распределение обязанностей в семье. Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Родной край, родные места семьи. Родина, соотечественники. Природные богатства России. Россия – многонациональное, крупнейшее по территории государство мира. Государственные символы: флаг, герб, гимн России.  Конституция – основной закон государства. Обязанности и права гражданина России. Права и обязанности ребенка.

Государственные праздники. Главное богатство Родины -   ее народ, защитник и созидатель. Москва – столица России, ее достопримечательности. Санкт – Петербург – столица России в прошлом. Российские города: города-миллионеры, города-герои, древние города. Родной город. Достопримечательности родного города.

И К

Х К

С П К

К З

- уточнить знания детей о понятиях: семья, родственники, Родина, государство, столица, конституция, права, обязанности;

- познакомить с художественными достопримечательностями места жительства и их особенностями;

- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

- уточнить и дополнить начальные представления о своей семье, родственниках, соседях; этнических различиях;

- познакомить с  особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала;

- познакомить с наиболее известными деятелями Урала;

- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- познакомить с методами организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;

- научить приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достопримечательности родного города (поселка);

-научить составлять короткий рассказ об особенностях жизни на Среднем Урале в результате посещения музея;

-учить выражать свои переживания художественными средствами;

-научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа;

-научить соблюдать основные правила личной гигиены;

29

Твоя семья

ФСУН

Составление рассказа о семье по вопросам, работа со схемой, подбор заголовка к рассказу

30

Родословная

ОНЗ

Чтение рассказа «Дед, баба и Алеша»,

составление родословной;

31

Семейные традиции

ФСУН

Работа с текстом, дополнение текста, задачки про родственников

32

Семейные праздники

ФСУН

Рассказ «Любимые занятия семьи», работа с текстом

33

Семейные заботы

ФСУН

Работа со стихотворением, составление пословиц,

игра «Одень куклу», рассказ по рисункам,

34

Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами

ФСУН

Составление правил по рисункам, номера телефонов, по которым можно вызвать помощь

35

Твоя родина

ФСУН

Работа со стихотворением,

составление аппликации «Национальные одежды народов России»;

 сам. работа по изученному ранее материалу

Самостоятельная работа (стр. 72 – 73) – определить уровень сформированности знаний об отличии человека от животных, о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

36

Наше государство

ОСЗ

Беседа, работа с текстом учебника

37

Государственные символы

ОСЗ

Рисование флага, рассматривание герба, слушание гимна (учили на уроке музыки)

38

Конституция – основной закон государства

ОНЗ

Работа с учебником, кроссворд «Государство», работа с рисунками – государственные праздники

39

Москва – столица России.

ОНЗ

Сообщения о Москве детей (подготовить заранее),

ролевая игра «Я – экскурсовод» (по Москве).

40

Санкт – Петербург – столица России в прошлом

ОНЗ

Рассматривание герба, открытки о городе, рассказы детей

41

Российские города

ОНЗ

Отличие гербов разных городов, рассказы о путешествиях детей по разным городам, дополнение учителем

42

Достопримечательности и исторические памятники родного города

ФСУН

Экскурсия или

ролевая игра «Я – экскурсовод» (по родному городу)

Человек – творец (15 часов)

Как человек познает самого себя.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена.

Особенности труда людей родного края. Профессии.

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы.

Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Человек – строитель. Старинные и современные жилища народов России. Деревня, поселок, город. Профессия архитектор. Старинный и современный облик города. Улица, проспект, бульвар. Площадь, парк, сквер. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Культурные центры города: библиотеки, музеи, театры, стадионы. Важность озеленения городов. Человек-изобретатель транспортных средств. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные, космические. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Важность создания экологически чистых транспортных средств. Краеведческий и исторический музеи. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. история письменности и книги. Книга – источник знаний. бережное отношение к книге. Старинные средства счета и современные вычислительные устройства. Старинные и современные средства связи. Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи – хранилища старинных и современных произведений искусства. Разнообразие профессий людей. Профессии, связанные с природой. Важность профессии эколог.

И К

Х К

 

С П К

К З

Э К

- познакомить с  понятиями: транспорт, средство связи, музей, профессия;

- уточнить и дополнить правила безопасного и культурного поведения в природе;

- познакомить с основными художественными достопримечательностями места жительства и их особенностями;

- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих свердловскую область;

- сообщить  начальные представления о памятных местах; основных исторических процессах в ближайшем окружении;

- познакомить с  наиболее известными деятелями Урала;

- напомнить  санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;

- познакомить с  наиболее важными экологическими объектами в масштабах своего города;

- дать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;

-научить приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу, других людей; наземного, водного и воздушного транспорта, профессий;

-научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой;

-научить осознанно проявлять бережное отношение к памятным местам, близким людям;

-научить соблюдать основные правила личной гигиены;

-научить правильно использовать информацию об экологической ситуации при практической заботе  о чистоте воздуха в городе;

43

Человек – строитель

ОСЗ

Работа с текстом, разные виды жилища (иллюстрации), рисование своего дома

44

Старинный и современный облик города

ОНЗ

Выявление различий старинного и современного городов, учим свой адрес, подбираем вывески к рисункам

45

Человек – изобретатель

ОНЗ

Работа со значением слова,  составление рассказа «Если бы не было изобретателей», игра «Я – изобретатель»

46

Виды транспортных средств

ФСУН

Кроссворд,

составление схемы «Виды транспорта», историческая справка, определение названия транспорта, загадки – отгадки (рисунки)

47

Загрязнение окружающей среды транспортом

ФСУН

Выявление источников загрязнения двора, улицы, города;

Составление проекта озеленения двора или улицы;

48

В историческом музее

ФСУН

Экскурсия в музей;

49

Коллекции старинных предметов быта

ОНЗ

Слои земли – предметы (связь), история одежды, работа со стихотворением (история осветительных приборов)

50

История письменности и книги

ОНЗ

Славянская азбука, работа со стихотворением (как печатают современные книги), составление памятки «Берегите книгу»

51

Старинные средства счета и современные вычислительные устройства

ОНЗ

Кроссворд «Счетные устройства», рассказы и сообщения детей

52

Старинные и современные средства связи

ОНЗ

Работа с текстом и ответы на вопросы, подписываем конверт

53

Мир искусства

ОНЗ

 Кроссворд «Музыкальные инструменты», конкурс «Угадай мелодию»

54

Мастер своего дела

ФСУН

Работа со стихотворением,

 викторина «Мир профессий»

55

Важность профессии эколог

ОСЗ

Ролевая игра «Я – эколог»;

56

Обобщающий урок

ОСЗ

Рассказ о профессиях своих родных

57

Проверь себя

  КП

Ролевая игра «Защита профессий», тест

Тест (стр.75 -76) – проверить уровень сформированности знаний о средствах передвижения, средствах связи, профессиях, культурных местах.

Красота и симметрия в окружающем мире (11 ч)

Окружающий мир.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Создание несложных моделей.

Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Виды симметрии (осевая, поворотная, переносная). Использование различных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, украшениях одежды, предметов быта и др. симметрия в объектах живой природы: в строении растений, животных, тела человека.

И К

Х К

К З

- дать представление о симметрии;

- сообщить о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками;

-научить приводить примеры симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

-научить вести наблюдения в природе, в быту, в городе;

-научить передавать в собственной художественно-творческой деятельности произведения уральских мастеров;

-научить соблюдать основные правила личной гигиены;

58

Путешествие в страну симметрии

ОНЗ

Практическая работа «Проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии»

59

Одинаковые половинки

ОНЗ

Практическая работа «Ось симметрии»

60

Зеркальная симметрия

ОНЗ

Работа с зеркалом, определение нахождения линии симметрии

61

Поворотная симметрия

ОНЗ

Рассматривание объектов, практическая работа – «Снежинка» (работа с бумагой)

62

Переносная симметрия

ОНЗ

Рассматривание рисунков, создание переносной симметрии (рисование узоров)

63

Использование разных видов симметрии в творениях человека

ФСУН

Наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода; рисование симметричных узоров

64

Симметрия в окружающем мире

ФСУН

Работа с упражнениями учебника, кроссворд «Орнамент»,

65

Симметрия в окружающем мире

ФСУН

Экскурсия по городу

66

Обобщающий урок

ОСЗ

Упр. №7 стр. 70

67

Проверь свои знания

КП

Проверочная работа – выявить уровень сформированности знаний материала, изученного во 2 классе.

68

Итоговый урок

ПЗЗ

Беседа «Что узнали на уроках окружающего мира?», выставка работ учащихся, работа с учебником

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования  к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Подпись учителя            _                             Кобелева Н.К.

                                                                    (Фамилия И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...