Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Программа по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_okr.mir_.docx49.48 КБ
Microsoft Office document icon ktp_okr_mir_-_kopiya.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «Окружающий мир» для 3 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

-учебного плана МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Программа по окружающему миру» О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г.Кудровой УМК «Перспективная начальная школа».

  При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

Концепция (основная идея) программы

       Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

   Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цели: 

  • формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Задачи

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика учебного процесса

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

         Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Методы и формы обучения:

   В основе методики преподавания предмета лежит проблемно - поисковый подход, информационно - коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная

Описание места учебного предмета в учебном плане

На   изучение   учебного материала по  предмету «Окружающий мир»в 3 классе  отводится 68 часов   (2 ч в неделю).

         

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у ученика начальной школы должны быть сформированы:

-  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

-  ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

-  базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

-  любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

-  базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

-  учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

         Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

- Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой

 природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов

 природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

- Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные

 объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные

 существенные признаки, выделять новое;

- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;  

- Использовать словарь учебника (словари УМК), определители

(гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе

 изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,

 презентации;  

- Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

- Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту,

карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

- Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);

- Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

- Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- Работать с картой;

- Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;

- Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;

- Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

- Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

- Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;

- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;  обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

         Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

- сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

- сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

- способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

- способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту. 

- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможностьсуществования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

- способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Содержание учебного предмета

Человек и природа (52ч)

        Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус - модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

        Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

        Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

        Вещества, тела, частицы. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то,  что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) - человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела - предметы. Молекулы и атомы - мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

        Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды - твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода - растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

        Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

        Круговорот воды в природе.

        Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

        Погода и ее составляющие: движение воздуха - ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

        Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

        Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

        Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

        Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

Человек и общество (12ч)

        Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых  монетах).

        Лента времени. Последовательность смены времен года.  Лента времени одного года:  зима (декабрь, январь, февраль)-  весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь).  Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный,  XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

        Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).

        Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

Правила безопасного поведения (4ч)

        Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

        Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

        Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

        Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда.

        Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

        Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3 – м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-ем классе является формирование следующих умений: 

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, прошлому и настоящему родной страны.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу третьего года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» 

Обучающиеся научатся:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

- сравнивать и различать формы земной поверхности;

- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы»;

- называть, сравнивать и различать формы водоёмов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

- находить на физической карте разные водоёмы и определять их название;

- характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своего края;

- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

- приводить примеры веществ;

- сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, твёрдом, и газообразном состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедия) о свойствах воды (в жидком, твёрдом, и газообразном состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- сравнить свойства воды и воздуха

- следовать инструкции и технике безопасности при проведении опытов;

- характеризовать кругооборот воды в природе;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании  почвы (на примере своей местности);

- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедия) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедия) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- проводить несложные наблюдения в родном крае  за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоёма родного края; использование водоёмов;

- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедия) о безопасном поведении в лесу и у водоёмов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

- опытным путём выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- обнаруживать  простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

- называть представителей растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу России;

-  называть представителей растительного и животного мира своего края , занесённых в Красную книгу России;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений свойств объектов;

- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышения температуры тела);

- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

- описывать достопримечательности Московского Кремля;

- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить  исторические события с датами;

- находить место изучаемого события на ленте времени;

- находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;

- искать необходимую информацию из книг и других источников;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;

- находить на ленте времени место изученного исторического события;

- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;

- использовать дополнительные источники информации.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

- понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования своего самочувствия при простуде.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования своего самочувствия при простуде;

- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

- соблюдать правила безопасности в гололед;

- сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранении

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов,Л.А.Царёва. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013;

6.О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013;

7.О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А.Царёва Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014;

8. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 3класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013;

Образовательные диски:

1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант).

2.http://www.openclass.ru,

3.http://fcior.edu.ru,

4.http://files.scool-collection.edu.ru,

5.http://festival.1september.ru,

6.http://www.viki.rdf.ru,

7.http://www.uchportal.ru,



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Раздел, тема

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Форма контроля

корректировка

Причина корректировки

Изображение Земли на глобусе (4 ч)

1

Вводный урок. Наш мир знакомый и загадочный

Знакомятся:

- с новым учебником и хрестоматией;

- признаками живой

и неживой природы.

Учатся:

- различать объекты живой и неживой природы;

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные:

- делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Коммуникативные:

- выслушивать мнение других;

- выразительно читать и пересказывать текст

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

2

Глобус – модель земного шара

Знакомятся:

- с глобусом;

- понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».

Учатся:

- находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария

Беседа, практические

задания

3

Материки и океаны на глобусе

Знакомятся:

- с терминами «материки», «океаны».

Учатся:

- находить на глобусе материки и океаны

Беседа, практические

задания

4

Формы поверхности Земли

Знакомятся:

- с формами поверхности Земли: равнинами и горами.

Учатся:

- различать равнины и горы на глобусе

Беседа, практические

задания

О чём рассказала карта (8 ч)

5

Географическая карта

Знакомятся:

- с географическими картами, их разнообразием и назначением.

Учатся:

- работать с картой;

- выполнять задание на контурной карте

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или текста)

Беседа, практические

задания

6

Учимся читать карту

Знакомятся:

- с картой полушарий, физической картой России;

- с условными обозначениями на карте.

Учатся:

- находить и показывать на карте физические объекты

Беседа, практические

задания

7

План местности

Знакомятся:

- с понятием «план местности»;  

- условными обозначениями на плане;

- с масштабом.

Учатся:

- называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Беседа, практические

задания

8

Холмы и овраги

Знакомятся:

- с понятиями «холмы», «овраги»;

- способами изображения земной поверхности.

Учатся:

- называть части холма (вершина, подошва, склон);

- определять виды склонов (пологий, крутой);

- называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны);

- рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Беседа, практические

задания

9

Стороны горизонта

Знакомятся:

- с понятиями «горизонт», «линия горизонта»;

- основными и промежуточными сторонами горизонта.

Учатся:

- определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

Беседа, практические

задания

10

Ориентирование на местности. Компас

Знакомятся:

- с устройством компаса

и правилами работы с ним.

Учатся:

- находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы;

- находить стороны горизонта с помощью компаса;

- работать с картой;

- находить и показывать на карте физические объекты

Беседа, практические

задания

11

Урок – экскурсия «Ориентирование на местности»

12

Урок – соревнование по теме «Изображение Земли на карте и глобусе.

Ориентирование на местности»

Из чего всё на свете (2 ч)

13

Тела, вещества, частицы

Знакомятся:

- с телами и веществами, телами искусственными и природными (телами живой и неживой природы);

- с мельчайшими частицами, из которых состоят вещества (атомами).

Учатся:

- ставить и проводить опыты;

- определять тела, вещества и частицы;

- различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Регулятивные:

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные:

- делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Коммуникативные:

- выразительно читать и пересказывать текст;

- слушать и понимать речь других

Беседа, практические

задания

14

Твердые вещества, жидкости и газы

Знакомятся:

- с частицами веществ (молекулами).

Учатся:

- проводить опыты;

- различать тела, вещества, частицы

Беседа, практические

задания

Вода и её свойства

(5 ч)

15

Вода – необыкновенное вещество

Знакомятся:

- со свойствами воды, тремя её состояниями.

Учатся:

- определять состояние воды;

- проводить опыты и наблюдения

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные:

- выслушивать мнение других;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

- работать в паре

Беседа, практические

задания

16

Свойства воды в жидком состоянии

Знакомятся:

- со свойствами воды при нагревании и охлаждении.

Учатся:

- проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Беседа, практические

задания

17

Термометр и его устройство

Знакомятся:

- с устройством термометра;

- правилами пользования ртутным термометром.

Учатся:

- пользоваться термометром;

- определять температуру воды;

- проводить исследовательскую работу

Беседа, практические

задания

18

Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)

Знакомятся:

- со свойствами льда.

Учатся:

- делать выводы

о свойствах льда и практическом применении свойств воды

Беседа, практические

задания

19

Свойства воды в газообразном состоянии

Знакомятся:

- со свойствами водяного пара.

Учатся:

- определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

Беседа, практические

задания

Чудесные превращения воды в природе (7 ч)

20

Круговорот воды в природе

Знакомятся:

- с круговоротом воды в природе.

Учатся:

- доказывать наличие круговорота воды в природе

Регулятивные:

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочники, другие источники информации).

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

21

Туман и облака

Знакомятся:

- со способом превращения воды в туман, облака;

- с разными видами облаков.

Учатся:

- определять виды облаков;

- проводить исследовательскую работу

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

22

Осадки

Знакомятся:

- с осадками, выпадающими из облаков (дождь, снег, град);

- осадками, выделяющимися непосредственно из воздуха
(туман, роса, иней, изморозь).

Учатся:

- проводить исследовательскую работу

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

23

Вода - растворитель

Знакомятся:

- с растворимыми и нерастворимыми веществами.

Учатся:

- делать фильтр;

- простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

Беседа, практические

задания

24

Растворы в природе

Знакомятся:

- со значением природных растворов.

Учатся:

- проводить опыты;

- определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

Беседа, практические

задания

25

Почему воду надо беречь?

Знакомятся:

- со значением воды

в жизни человека;

- со способами очистки воды от морской соли.

Учатся:

- охранять водные богатства

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

26

Повторительно – обобщающий урок по теме «Вода и её свойства. Чудесные превращения воды в природе»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

Воздух и его свойства (4ч)

27

Океан, которого нет на карте и глобусе

Знакомятся:

- с воздушным океаном Земли – атмосферой.

Учатся:

- проводить опыты;

- доказывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и  воде

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Беседа, практические

задания

28

Воздух – это смесь газов

Знакомятся:

- со свойствами кислорода и углекислого газа;

Учатся:

- определять свойства кислорода и углекислого газа

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

29

Свойства воздуха

Знакомятся:

- с практическим применением свойств воздуха человеком

Учатся:

- с помощью опытов доказывать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

Беседа, практические

задания

30

Свойства воздуха (заседание клуба)

Движение воздуха

(4 ч)

31

Температура воздуха

Знакомятся:

- с тем, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху;

- с тем, почему земная поверхность нагревается неодинаково.

Учатся:

- измерять температуру воздуха с помощью термометра

Регулятивные:

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочники, другие источники информации).

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им

Беседа, практические

задания

32

Ветер

Знакомятся:

- с причинами движения воздуха вдоль поверхности Земли;

- с созидательной и разрушительной работой ветра

в природе и жизни;

- с приборами «флюгером» и «анемометром».

Учатся:

- пользоваться флюгером и анемометром.

Беседа, практические

задания

33

Что такое погода?

Знакомятся:

- с причинами изменения погоды

Учатся:

- вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

34

Повторительно – обобщающий урок по теме «Воздух и его свойства. Движение воздуха»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

Тайны недр Земли

(7 ч)

35

Горные породы

Знакомятся:

- с видами горных пород;

- с происхождением магматических и осадочных горных пород

Личностные:

- оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

 - принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Познавательные:

-  строить сообщения в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

Коммуникативные:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

36

Разрушение горных пород

Знакомятся:

- со способом образования осадочных горных пород.

Учатся:

- делать выводы, наблюдая за проведением опытов учителем

Беседа, практические

задания

37

Что такое минералы?

Знакомятся:

- с минералами как составными частями горных пород;

-с разнообразием минералов, их практическим использованием человеком.

Учатся:

- выполнять практическую работу

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

38

Полезные ископаемые

Знакомятся:

- с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»;

- горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, их значением в жизни человека.

Учатся:

- называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

39

Свойства полезных ископаемых

Знакомятся:

- со свойствами горных пород.

Учатся:

- в опытах определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Беседа, практические

задания

40

Почему надо беречь полезные ископаемые

Знакомятся:

- со способами охраны полезных ископаемых.

Учатся:

- бережно относиться к богатствам природы;

- работать с учебными текстами

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

41

Повторительно – обобщающий урок по теме «Тайны недр Земли»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

Почва (4 ч)

42

Как образуется почва

Знакомятся:

- с процессом почвообразования;

- понятием «цепь питания».

Учатся:

- работать с учебными текстами;

- составлять цепи питания

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

43

Почва и её состав

Знакомятся:

- с составом почвы;

- плодородием почвы.

Учатся:

- проводить опыты и наблюдения;

- делать выводы

Беседа, практические

задания

44

Зачем и как люди заботятся о почве

Знакомятся:

- со значением почвы;

- с мероприятиями по охране почв в родном крае.

Учатся:

- распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

- обсуждать проблему

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

45

Повторительно – обобщающий урок по теме «Почва»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

Природные сообщества (6 ч)

46

Лес и его обитатели

Знакомятся:

- с многообразием растительного и животного мира леса и возможностями их совместного обитания.

Учатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе – лес

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочники, другие источники информации).

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

47

Луг и его обитатели

Знакомятся:

- с многообразием растительного и животного мира луга и возможностями их совместного обитания.

Учатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе – луг

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

48

Поле и его обитатели

Знакомятся:

- с природным сообществом «поле», искусственно созданным человеком для выращивания культурных растений;

- многообразием растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания.

Учатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе – поле

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

49

Пресный водоём и его обитатели

Знакомятся:

- с искусственными и естественными водоемами;

- многообразием растительного и животного мира пресного водоема и возможностями их совместного обитания.

Учатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочники, другие источники информации).

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

50

Болото и его обитатели

Знакомятся:

- с многообразием растительного и животного мира болота и возможностями их совместного обитания.

Учатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

51

Повторительно – обобщающий урок по теме «Природные сообщества»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

Человек и природные сообщества (9 ч)

52

Значение лесов

Знакомятся:

- со значением леса для природы и для жизни человека.

Учатся:

- охранять природные богатства

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочники, другие источники информации).

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

53

Безопасное поведение в лесу

Знакомятся:

- с правилами безопасного поведения в лесу.

Учатся:

- выполнять правила безопасного поведения в лесу

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

54

Луг и человек

Знакомятся:

- со значением луга в жизни человека;

- с мероприятиями по охране лугов

Учатся:

- охранять природные богатства

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

55

Надо ли охранять болота?

Знакомятся:

- со значением болот в природе и жизни человека.

Учатся:

- выполнять правила безопасного поведения на болотах

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

56

Дары рек и озёр

Знакомятся:

- с реками и озерами России и родного края.

Учатся:

- показывать на карте реки и озера

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

57

Безопасное поведение у водоёмов

Знакомятся:

- с правилами безопасного поведения у водоемов в разное время года.

Учатся:

- выполнять правила безопасного поведения

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

58

Человек – защитник природы

Знакомятся:

- с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края.

Учатся:

- определять растения

и животных из Красной книги родного края

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

59

Природа будет жить!

Знакомятся:

- с развитием (размножением) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Учатся:

- называть детенышей животных

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

60

Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек и природные сообщества»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

Путешествие в прошлое (7 ч)

61

Лента времени

Знакомятся:

- с понятиями «месяц», «год», «век»;

- с основными событиями, связанными с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век.

Учатся:

- ориентироваться по ленте времени

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

62

Золотое кольцо России

Знакомятся:

- с городами Золотого кольца России.

Учатся:

- называть города России и их достопримечательности;

- показывать города на карте

Беседа, практические

задания

63

Путешествие по городам Золотого кольца России

64

Город Санкт - Петербург

Знакомятся:

- с историческим значением и основными достопримечательностями

Санкт-Петербурга.

Учатся:

- показывать Санкт-Петербург на карте;

- рассказывать об основных достопримечательностях города

Беседа, практические

задания

65

Путешествие по Санкт - Петербургу

66

Достопримечательности родного края (урок-экскурсия)

67

Повторительно – обобщающий урок по теме «Путешествие в прошлое»

Учатся:

- работать с дополнительными источниками информации;

- делать выводы на основе своих наблюдений

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос

68

Итоговый урок

Повторяют и обобщают пройденный материал

Беседа,

фронтальный и индивид. опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....