Программа курса "В мире природы"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Пояснительная записка
Направленность программы. Целевое назначение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире природы» заключается в изучении детьми младшего школьного возраста планеты Земля и её природы: природных явлений и их причин, разнообразия флоры и фауны, условий жизни живых организмов их местообитаний. Данная программа относится к программам естественнонаучной направленности.
Актуальность программы заключается в практикоориентированном подходе к организации образовательного процесса. Содержание программы реализуется в активных формах учебной деятельности детей, для чего используется база дендрологического и зоологического парков ГУДО РК «РЦЭО», организуются экскурсии и походы в природу и природоохранные акции. Программный материал направлен не только на укрепление фундамента нравственного поведения учащихся, усиление эмоционального отношения к природе, но и на трансформацию интереса ребенка к природе с уровня «что это такое?» на уровень «почему так происходит?», «как это происходит?» и «к чему это приведет?». Включение учащихся в практическую деятельность по изучению природного окружения и пониманию роли и места человека в нем обуславливают актуальность данной программы.
Отличительная особенность программы
Программа курса внеурочной деятельности «В мире природы» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учетом программ, входящих в ее структуру, а именно, РПУП «Окружающий мир», Программы развития УУД. и усиливает вариативную составляющую программ учебных предметов «Окружающий мир», связанную с практическим использованием отдельных аспектов содержания.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей выявлять закономерности биологических процессов, происходящих в природе, исследовать взаимоотношения между организмами и окружающей их средой, посредством изучения реальной окружающей среды во время экскурсий и походов в природу.
Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в возможности дополнения школьного предмета «Окружающий мир» и усиления воспитательной работы по формированию в детях личной ответственности за сохранение благосостояния природной среды. В младшем школьном возрасте происходит постепенное приращение навыков природопонимания и природолюбия, поэтому важно обеспечить детей данной возрастной группы поступательной экологической информацией и обеспечить их мировоззренческое «движение» от простого представления к более сложному знанию и закрепить его практической природоохранной деятельностью. Содержание программы «В мире природы» как раз и способствует взращиванию мыслящего, экологически грамотного гражданина.
Адресат программы. Программа «В мире природы» ориентирована на учащихся 6-10 лет (учащихся 1-4 классов). В этом возрасте основным видом деятельности детей является учебная деятельность по освоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Этот этап жизни ребенка обладает высокой значимостью, т.к. в нем происходит развитие мышления (критического, системного, креативного), развитие навыка сотрудничества, взаимодействия и саморегулирования.
Специальной подготовки для обучения по программе не требуется.
Зачисление учащегося в объединение производится на основании письменного заявления
Вид программы по уровню освоения. Программа является разноуровневой:
Ознакомительный уровень рекомендуется учащимся 6-7 лет, реализуется в течение I года обучения и направлен на ознакомление детей с историей формирования и развития планеты Земля, основными объектами живой и неживой природы, и представителями растительного и животного мира планеты.
Базовый уровень рекомендуется учащимся 8-10 лет, реализуется в течение II, III и IV годов обучения. Содержание программы базового уровня ориентировано на изучение процессов и явлений, происходящих в живой природе, выявление причинно-следственных связей в экологических системах, изучение различных природных явлениях.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Основная форма проведения занятий – групповая.
Программа предполагает проведение теоретических, практических занятий, экскурсий, походов, массовых мероприятий, акций. Занятия на местности (экскурсии, познавательные прогулки, учебные походы) могут длиться до 3-4 часов. Программой предусмотрена вариативная часть, в рамках которой проводятся экскурсии в Сыктывдинский и Корткеросский район, Усть-Вымский район местечко Коччойяг, по предприятиям города и в музеи.
Объем и сроки освоения программы
Объём материала программы – 288 часов, рассчитан на четыре года обучения
Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей младшего школьного возраста представлений о целостности и разнообразии мира природы и роли человека в нём.
Задачи:
Обучающие:
• расширить представление о взаимосвязях живой и неживой природы;
• расширить знания о разнообразии живых организмов и условиях их жизни;
Развивающие:
· Способствовать развитию у учащихся природосберегающего стиля поведения;
Воспитательные:
• формировать ценностное отношение учащихся к природному окружению;
способствовать воспитанию культуры грамотного и безопасного поведения в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no7_k_programme_v_mire_prirody.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 7 К программе «В мире природы»
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план I года обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее | ||
1 | Введение | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Природа: живая и не живая. | 1 | 4 | 5 |
3 | Живая планета | - | ||
3.1 | Планета земля | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Земля до начала времён | 1 | 3 | 4 |
3.3 | Растительный мир планеты | 1 | 3 | 4 |
3.4 | Животный мир планеты | 2 | 4 | 6 |
3.5 | Самые-самые | 1 | 1 | 2 |
3.6 | Искусство жить вместе | 2 | 2 | 4 |
4 | Воспитательные мероприятия | 6 | 6 | |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 10,5 | 25,5 | 36 |
Содержание I года обучения
1. Введение (1 час)
Теория: Знакомство с учащимися. Правила поведения на занятиях «Зелёный дом» и ТБ. Что мы будем изучать на занятиях «Зелёный дом»?
Практика: Входящий контроль знаний.
2. Природа живая и не живая (5 часов)
Теория: Что такое природа? Природа живая и не живая. Отличительные особенности живой природы от неживой (дыхание, питание, движение, рост, размножение).
Практика: Дидактическая игра «Живое и неживое». Экскурсия по территории «Коми РЭБЦ» «Живая и не живая природа». Сбор коллекции «Неживая природа». Экскурсия в живой уголок «Условия необходимые для жизни».
3. Живая планета. (22 часа)
3.1 Живая планета. Планета Земля (2 часа)
Теория: Планета земля и её место в солнечной системе. Отличие планеты Земля от других планет солнечной системы. Вращение планеты вокруг солнца и вокруг собственной оси. Смена сезонов. Поверхность планеты: воды мирового океана, материки, острова. Климат планеты.
Практика: Создание модели из пластилина «Солнечная система». Викторина «Планета Земля».
3.2 Живая планета. Земля до начала времён (4 часа)
Теория: Происхождение жизни на планете. Первые обитатели Земли. Распространение жизни в разных средах: водная, наземная, воздушная. Кто такие динозавры и куда они подевались. Предки современных животных. Происхождение и жизнь древнего человека. Как человек приручил животных.
Практика: Просмотр фильма «Образование земли». Оформление стенда «Земля до начало времён».
3.3 Живая планета. Растительный мир планеты (4 часа)
Теория: Растения – «легкие» планеты. Жизненные формы растений. Основные представители флоры Республики Коми. Грибы Республики Коми.
Практика: Игра-викторина "Растительный мир". Экскурсия в теплицы Центра. Зарисовка комнатных растений класса. Самые распространенные лекарственные комнатные растения. Коллективное панно «Моё любимое растение».
3.4 Живая планета. Животный мир планеты (6 часов)
Теория: Кто такие звери? Кто такие птицы? Кто такие насекомые? Кто такие рептилии и амфибии? Разнообразие животных на планете. Различия во внешнем облике животных в зависимости от условий обитания.
Практика: Экскурсия в зоопарк Центра «Разнообразие животных».
Игра-викторина "В мире животных"
3.5 Живая планета. Самые - самые (2 часа)
Теория: Животные и растения чемпионы (Гиганты и пигмеи, ядовитые, быстрые, и т.д.)
Практика: Викторина «Самые-самые»
3.6 Живая планета. Искусство жить вместе (4 часа)
Теория: Как обитатели планеты приспособились жить вместе? Хищники и травоядные: приспособление к охоте и способы защиты (устрашение, бегство, маскировка) Обитатели различных сред (водная, наземная, воздушная). Язык животных. Сотрудничество между животными и растениями.
Практика: Экскурсия в зоопарк Центра «Искусство жить вместе»
4. Воспитательные мероприятия (6 часов)
4.1 День защиты животных
4.2 Новогодний праздник
4.3 Масленица
4.4 День птиц
4.5 День Земли
4.6 Экскурсия в природу
5. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Повторение пройденного за год материала.
Практика: Рубежный контроль знаний - викторина «Живая планета».
Учебно-тематический план II года обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее | ||
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Смена сезонов | 1 | 2 | 3 |
3 | Осень | 1 | 6 | 7 |
4 | Зима | 3 | 7 | 10 |
5 | Весна | 2 | 4 | 6 |
6 | Лето | 1 | 1 | 2 |
7 | Воспитательные мероприятия | 5 | 5 | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 26 | 36 |
Содержание II года обучения
1. Введение (1 час)
Теория: Что мы будем изучать на занятиях «Зелёный дом». Знакомство с Центром и его территорией. Правила поведения на занятиях «Зелёный дом». Входящий контроль знаний.
Практика: Экскурсия по территории Центра. Эвакуация во время пожарной тревоги.
Вариативная часть. Экскурсия в природу в с. Ыб «Правила поведения в природе».
2. Смена сезонов (3 часа)
Теория: Вращение планеты вокруг солнца и вокруг собственной оси. Смена дня и ночи. Времена года. Календарь и смена сезонов. Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Прогноз погоды.
Практика: Составление схемы «Сезонные изменения». Создание и оформление дневника фенологических наблюдений. Предсказание погоды по народным приметам.
3. Осень (7 часов)
Теория: Погода и климат. Осенние климатические изменения. Изменения, происходящие с растениями осенью. Знакомство с распространенными кустарниками и деревьями, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осеняя окраска листьев деревьев и кустарников. Поведение животных в осенний период. Подготовка животных к зиме.
Практика: Наблюдение за растениями и животными, климатическими изменениями. Экскурсия в парк. Заполнение дневника фенологических наблюдений. Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников, для составления коллекции. Сбор семян для изготовления коллекции. Экскурсия по территории Центра «Деревья в осеннем наряде».
Варитивная часть. Выезд по экологической тропе в село Пезмог «Осенние явления в природе».
4. Зима (10 часов)
Теория: Зима в произведениях писателей, поэтов, композиторов и художников. Зимние климатические изменения. Сезонные явления в зимнее время; значение снегового покрова для растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Изменения, происходящие с растениями зимой. Поведение животных в зимний период. Что такое анабиоз?
Практика: Наблюдение за растениями и животными, климатическими изменениями. Экскурсия по территории дендропарка "Зима в природе".
Вариативная часть. Экскурсия в парк имени Кирова «Зимние явления в природе». Заполнение дневника фенологических наблюдений. Изготовление кормушек для птиц.
5. Весна (6 часов)
Теория: Весенние климатические и ландшафтные изменения. Изменения, происходящие с растениями весной. Изучение раннецветущих растений. Наблюдения за распусканием листьев, появлением раннецветущих растений Поведение животных весной.
Практика: Экскурсия в природу «Весна в природе». Наблюдение за растениями и животными, климатическими и ландшафтными изменениями. Проект «Огород на подоконнике». Коллективная работа по составлению списка перелетных птиц области и сроков их прилета.
Вариативная часть. Экскурсия в Коччойяг. Заполнение дневника фенологических наблюдений. Конкурс знатоков «Весенние изменения в природе».
6. Лето (2 часа)
Теория: Поведение животных летом. Что происходит с растениями летом?
Практика: Экскурсия в лес по экологической тропе в заказник Белый» Усть Вымский район. Заполнение дневника наблюдений, завершение работы.
Вариативная часть. Выезд на экологическую тропу в заказник «Белый» Сезонные изменения в природе.
7. Воспитательные мероприятия (5 часов)
7.1. День птиц
7.2 День животных
7.3 Масленница
7.4 День Земли
7.5 Экскурсии в течение года по Республике Коми с целью выполнения национально-регионального компонента (экскурсия в село Ыб).
8. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Повторение пройденного за год материала.
Практика: Рубежный контроль знаний - викторина «Времена года».
Учебно-тематический план III года обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее | ||
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Экосистема «Лес» | 3 | 7 | 10 |
3 | Экосистема «Водоём» | 3 | 7 | 10 |
4 | Экосистема «Луг» | 2 | 5 | 7 |
5 | Экосистемы, созданные человеком | 1 | 3 | 4 |
6 | Воспитательные мероприятия | - | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 11 | 25 | 36 |
Содержание III года обучения
1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Правила техники безопасности. Разнообразие мира животных и растений.
Практика: Викторина «Обитатели зоопарка»
2. Экосистема «Лес» (10 часов)
Теория: Понятие экосистема. Виды экосистем. Лес как экосистема Ярусы леса. Деревья и кустарники леса. Ягодные кустарнички. Травянистые растения леса. Грибы. Животные леса (звери, птицы, насекомые). Пищевые цепи в лесу.
Практика: Презентация «Экосистемы». Игра «Тайны лесной тропинки», «Лесная кладовая». Видеофильм «Природное сообщество - лес».
Вариативная часть. Экскурсия в лес, в окрестности села Пезмог. Создание гербария.
3. Экосистема «Водоем» (10 часов)
Теория: Водоём как экосистема. Обитатели пресных водоемов. Приспособления к водному образу жизни. Насекомые и их личинки. Пауки. Пиявки. Рыбы. Лягушки. Моллюски. Птицы - обитатели водоёмов. Звери водоёмов. Растения водоемов. Охраняемые растения. Пищевые цепи.
Практика: Видеофильм «Тайны старого пруда».
Игра по станциям "Обитатели водоема"
Презентация "Рыбы водоемов Республики Коми"
4. Экосистема «Луг» (7 часов)
Теория: Экосистема луг. Понятие экосистемы луг. Растения луга. Насекомые-опылители.
Практика: Работа с гербарием. Животные луга (звери и птицы). Презентация «Обитатели луга» Видеофильм «Жизнь насекомых». Работа с коллекциями.
5. Экосистемы созданные человеком (4 часа)
Теория: Искусственные экосистемы. Пруд. Парк. Поле. Огород.
Практика: Экскурсия по территории дендропарка. Парк, Поле, Огород.
Вариативная часть. Экскурсия в совхоз «Пригородный».
6. Воспитательные мероприятия (2 часов)
6.1. День птиц
6.2 День животных
6.3 День Земли
6.4 Экскурсии по республике в течение года с целью выполнения национально- регионального компонента (село Пажга) по Святым местам (село Ыб, село Усть-Вымь).
7. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Повторение пройденного за год материала.
Практика: Рубежный контроль знаний.
Учебно-тематический план IV года обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее | ||
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | История становления человечества | 2 | 7 | 9 |
3 | Природа и современный человек | |||
3.1 | Как современный человек использует природу | 2 | 4 | 6 |
3.2 | Экологические проблемы | 3 | 5 | 8 |
3.3 | Как человек охраняет природу | 1 | 5 | 6 |
4 | Воспитательные мероприятия | 4 | 4 | |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 26 | 36 |
Содержание IV года обучения
1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Правила техники безопасности. Что мы будем изучать в этом году. Входящий контроль знаний.
Практика: - Викторина Природа и мы.
2. История становления человечества (9 часов)
Теория: Древнейшие люди - собиратели растений. Изменения, происходившие с древним человеком. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Освоение человеком новых земель: причины и последствия великих географических открытий. Общее представление об археологии, палеонтологии, истории. Промышленная революция: изменение жизни людей с появлением крупных городов и машин. Человек в эпоху новых технологий.
Практика: Экскурсии в краеведческий музей села Ыб. Просмотр фильма: «Дом. Свидание с планетой». Мини исследование «Маши в нашем доме».
Вариативная часть. Экскурсия в краеведческий музей.
3. Природа и современный человек (20 часов)
3.1. Как современный человек использует природу (6 часов)
Теория: Земледелие и скотоводство. Лесозаготовка. Добыча полезных ископаемых.
Практика: Виртуальная экскурсия по предприятиям г. Сыктывкара.
Вариативная часть. Экскурсия по городу «Предприятия города Сыктывкара».
3.2. Экологические проблемы (8 часов)
Теория: Что такое экологические проблемы. Мировые экологические проблемы. Экологические проблемы Республики Коми. Экологические проблемы города Сыктывкара.
Практика: Исследование: «Оценка транспортной нагрузки на дорогу возле школы», «Оценка чистоты атмосферного воздуха по снежному покрову». Создание плаката «Не навреди!»
3.3. Как человек охраняет природу (6 часов)
Теория: Способы охраны природы. Красная книга. Особо охраняемые территории. Природоохранные организации.
Практика: Экскурсия в зоопарк ЦЕНТР «Редкие и охраняемые животные». Проект «Жалобная книга». Написание письма другу, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных. Создание листовок «Мы против мусора!». Вариативная часть. Экскурсия в Пезмог по экотропе.
4. Воспитательные мероприятия (4 часа)
4.1 День животных
4.2 День Земли
4.1 День Птиц
4.2 Знакомство с национально-региональным компонентом . Выезд в село Усть-Вымь.
5. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Повторение пройденного за год материала.
Практика: Итоговый контроль знаний «Зелёный дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)
Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)...
Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека
Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...
Рабочая программа по миру природы и человека
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...
Рабочая программа по миру природы и человека
Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)...