Программа курса "В мире природы"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Пояснительная записка

 

Направленность программы. Целевое назначение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире природы» заключается в изучении детьми младшего школьного возраста планеты Земля и её природы: природных явлений и их причин, разнообразия флоры и фауны, условий жизни живых организмов их местообитаний. Данная программа относится к программам естественнонаучной направленности.

Актуальность программы заключается в практикоориентированном подходе к организации образовательного процесса. Содержание программы реализуется в активных формах учебной деятельности детей, для чего используется база дендрологического и зоологического парков ГУДО РК «РЦЭО», организуются экскурсии и походы в природу и природоохранные акции. Программный материал направлен не только на укрепление фундамента нравственного поведения учащихся, усиление эмоционального отношения к природе, но и на трансформацию интереса ребенка к природе с уровня «что это такое?» на уровень «почему так происходит?», «как это происходит?» и «к чему это приведет?». Включение учащихся в практическую деятельность по изучению природного окружения и пониманию роли и места человека в нем обуславливают актуальность данной программы.

Отличительная особенность программы

Программа курса внеурочной деятельности «В мире природы» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учетом программ, входящих в ее структуру, а именно, РПУП «Окружающий мир», Программы развития УУД. и  усиливает вариативную составляющую программ учебных предметов «Окружающий мир»,  связанную с практическим использованием отдельных аспектов содержания.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей выявлять закономерности биологических процессов, происходящих в природе, исследовать взаимоотношения между организмами и окружающей их средой, посредством изучения реальной окружающей среды во время экскурсий и походов в природу.

Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в возможности дополнения школьного предмета «Окружающий мир» и усиления воспитательной работы по формированию в детях личной ответственности за сохранение благосостояния природной среды. В младшем школьном возрасте происходит постепенное приращение навыков природопонимания и природолюбия, поэтому важно обеспечить детей данной возрастной группы поступательной экологической информацией и обеспечить их мировоззренческое «движение» от простого представления к более сложному знанию и закрепить его практической природоохранной деятельностью. Содержание программы «В мире природы» как раз и способствует взращиванию мыслящего, экологически грамотного гражданина.

Адресат программы. Программа «В мире природы» ориентирована на учащихся 6-10 лет (учащихся 1-4 классов). В этом возрасте основным видом деятельности детей является учебная деятельность по освоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Этот этап жизни ребенка обладает высокой значимостью, т.к. в нем происходит развитие мышления (критического, системного, креативного), развитие навыка сотрудничества, взаимодействия и саморегулирования.

Специальной подготовки для обучения по программе не требуется.

Зачисление учащегося в объединение производится на основании письменного заявления

Вид программы по уровню освоения. Программа является разноуровневой:

Ознакомительный уровень рекомендуется учащимся 6-7 лет, реализуется в течение I года обучения и направлен на ознакомление детей с историей формирования и развития планеты Земля, основными объектами живой и неживой природы, и представителями растительного и животного мира планеты.

Базовый уровень рекомендуется учащимся 8-10 лет, реализуется в течение II, III и IV годов обучения. Содержание программы базового уровня ориентировано на изучение процессов и явлений, происходящих в живой природе, выявление причинно-следственных связей в экологических системах, изучение различных природных явлениях.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Основная форма проведения занятий – групповая.

Программа предполагает проведение теоретических, практических занятий, экскурсий, походов, массовых мероприятий, акций. Занятия на местности (экскурсии, познавательные прогулки, учебные походы) могут длиться до 3-4 часов. Программой предусмотрена вариативная часть, в рамках которой проводятся экскурсии в Сыктывдинский и Корткеросский район, Усть-Вымский район местечко Коччойяг, по предприятиям города и  в музеи.

Объем и сроки освоения программы

Объём материала программы – 288 часов, рассчитан на четыре года обучения  

Цель и задачи программы

Цель: развитие у детей младшего школьного возраста представлений о целостности и разнообразии мира природы и роли человека в нём.

 

Задачи:

Обучающие:

•                          расширить представление о взаимосвязях живой и неживой природы;

•                          расширить знания о разнообразии живых организмов и условиях их жизни;

Развивающие:

·                         Способствовать развитию у учащихся природосберегающего стиля поведения;

Воспитательные:

•                          формировать ценностное отношение учащихся к природному окружению;

способствовать воспитанию культуры грамотного и безопасного поведения в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no7_k_programme_v_mire_prirody.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  № 7 К программе «В мире природы»

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план I года обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1

Введение

0,5

0,5

1

2

Природа: живая и не живая.

1

4

5

3

Живая планета

-

3.1

Планета земля

1

1

2

3.2

Земля до начала времён

1

3

4

3.3

Растительный мир планеты

1

3

4

3.4

Животный мир планеты

2

4

6

3.5

Самые-самые

1

1

2

3.6

Искусство жить вместе

2

2

4

4

Воспитательные мероприятия

6

6

5

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

10,5

25,5

36

Содержание I года обучения

1.  Введение (1 час)

Теория: Знакомство с учащимися. Правила поведения на занятиях «Зелёный дом» и ТБ. Что мы будем изучать на занятиях «Зелёный дом»?

Практика: Входящий контроль знаний.

2.  Природа живая и не живая (5 часов)

Теория: Что такое природа? Природа живая и не живая. Отличительные особенности живой природы от неживой (дыхание, питание, движение, рост, размножение).

Практика: Дидактическая игра «Живое и неживое». Экскурсия по территории «Коми РЭБЦ» «Живая и не живая природа». Сбор коллекции «Неживая природа». Экскурсия в живой уголок «Условия необходимые для жизни».

3.  Живая планета. (22 часа)

3.1  Живая планета. Планета Земля (2 часа)

Теория: Планета земля и её место в солнечной системе. Отличие планеты Земля от других планет солнечной системы. Вращение планеты вокруг солнца и вокруг собственной оси. Смена сезонов. Поверхность планеты: воды мирового океана, материки, острова. Климат планеты.

Практика: Создание модели из пластилина «Солнечная система». Викторина «Планета Земля».

3.2  Живая планета. Земля до начала времён (4 часа)

Теория: Происхождение жизни на планете. Первые обитатели Земли. Распространение жизни в разных средах: водная, наземная, воздушная. Кто такие динозавры и куда они подевались. Предки современных животных. Происхождение и жизнь древнего человека. Как человек приручил животных.

Практика: Просмотр фильма «Образование земли». Оформление стенда «Земля до начало времён».

3.3  Живая планета. Растительный мир планеты (4 часа)

Теория: Растения – «легкие» планеты. Жизненные формы растений. Основные представители флоры Республики Коми. Грибы Республики Коми.

Практика: Игра-викторина "Растительный мир". Экскурсия в теплицы Центра. Зарисовка комнатных растений класса. Самые распространенные лекарственные комнатные растения. Коллективное панно «Моё любимое растение».

3.4  Живая планета. Животный мир планеты (6 часов)

Теория: Кто такие звери? Кто такие птицы? Кто такие насекомые? Кто такие рептилии и амфибии? Разнообразие животных на планете. Различия во внешнем облике животных в зависимости от условий обитания.

Практика: Экскурсия в зоопарк Центра «Разнообразие животных».

Игра-викторина "В мире животных"

3.5  Живая планета. Самые - самые (2 часа)

Теория:  Животные и растения чемпионы (Гиганты и пигмеи,  ядовитые, быстрые, и т.д.)

Практика: Викторина «Самые-самые»

3.6  Живая планета. Искусство жить вместе (4 часа)

Теория: Как обитатели планеты приспособились жить вместе? Хищники и травоядные: приспособление к охоте и способы защиты (устрашение, бегство, маскировка) Обитатели различных сред (водная, наземная, воздушная). Язык животных. Сотрудничество между животными и растениями.

Практика: Экскурсия в зоопарк Центра «Искусство жить вместе»

4. Воспитательные мероприятия (6 часов)

4.1  День защиты животных

4.2  Новогодний праздник

4.3 Масленица

4.4 День птиц

4.5  День Земли

4.6 Экскурсия в природу

5. Итоговое занятие (2 часа)

Теория: Повторение пройденного за год материала.

Практика: Рубежный контроль знаний - викторина «Живая планета».

Учебно-тематический план II года обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1

Введение

1

-

1

2

Смена сезонов

1

2

3

3

Осень

1

6

7

4

Зима

3

7

10

5

Весна

2

4

6

6

Лето

1

1

2

7

Воспитательные мероприятия

5

5

8

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

10

26

36

Содержание II года обучения

1. Введение (1 час)

Теория: Что мы будем изучать на занятиях «Зелёный дом». Знакомство с Центром и его территорией. Правила поведения на занятиях «Зелёный дом». Входящий контроль знаний.

Практика: Экскурсия по территории Центра. Эвакуация во время пожарной тревоги.

Вариативная часть. Экскурсия в природу в с. Ыб «Правила поведения в природе».

2. Смена сезонов (3 часа)

Теория: Вращение планеты вокруг солнца и вокруг собственной оси. Смена дня и ночи. Времена года. Календарь и смена сезонов. Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Прогноз погоды.

Практика: Составление схемы «Сезонные изменения». Создание и оформление дневника фенологических наблюдений. Предсказание погоды по народным приметам.

3. Осень (7 часов)

Теория: Погода и климат. Осенние климатические изменения. Изменения, происходящие с растениями осенью. Знакомство с распространенными кустарниками и деревьями, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осеняя окраска листьев деревьев и кустарников. Поведение животных в осенний период. Подготовка животных к зиме.

Практика: Наблюдение за растениями и животными, климатическими изменениями. Экскурсия в парк.  Заполнение дневника фенологических наблюдений. Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников, для составления коллекции. Сбор семян для изготовления коллекции. Экскурсия по территории Центра «Деревья в осеннем наряде».

Варитивная часть. Выезд по экологической тропе в село Пезмог «Осенние явления в природе».

4. Зима (10 часов)

Теория: Зима в произведениях писателей, поэтов, композиторов и художников. Зимние климатические изменения. Сезонные явления в зимнее время;  значение снегового покрова  для растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Изменения, происходящие с растениями зимой. Поведение животных в зимний период. Что такое анабиоз?

Практика: Наблюдение за растениями и животными, климатическими изменениями. Экскурсия по территории дендропарка "Зима в природе".

Вариативная часть. Экскурсия в парк имени Кирова «Зимние явления в природе». Заполнение дневника фенологических наблюдений. Изготовление кормушек для птиц.

5. Весна (6 часов)

Теория: Весенние климатические и ландшафтные изменения. Изменения, происходящие с растениями весной. Изучение раннецветущих растений. Наблюдения за распусканием листьев, появлением раннецветущих растений Поведение животных весной.

Практика: Экскурсия в природу «Весна в природе». Наблюдение за растениями и животными, климатическими и ландшафтными изменениями. Проект «Огород на подоконнике». Коллективная работа по составлению списка перелетных птиц области и сроков их прилета.

Вариативная часть. Экскурсия в Коччойяг. Заполнение дневника фенологических наблюдений. Конкурс знатоков «Весенние изменения в природе».

6. Лето (2 часа)

Теория: Поведение животных летом. Что происходит с растениями летом?

Практика: Экскурсия в лес  по экологической тропе в заказник Белый» Усть Вымский район. Заполнение дневника наблюдений, завершение работы.

Вариативная часть. Выезд на экологическую тропу в заказник «Белый» Сезонные изменения в природе.

7. Воспитательные мероприятия (5 часов)

7.1. День птиц

7.2 День животных

7.3 Масленница

7.4 День Земли

7.5 Экскурсии в течение года по Республике Коми с целью выполнения  национально-регионального компонента (экскурсия в село Ыб).

8. Итоговое занятие (2 часа)

Теория: Повторение пройденного за год материала.

Практика: Рубежный контроль знаний - викторина «Времена года».

Учебно-тематический план III года обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1

Введение

1

-

1

2

Экосистема «Лес»

3

7

10

3

Экосистема «Водоём»

3

7

10

4

Экосистема «Луг»

2

5

7

5

Экосистемы, созданные человеком

1

3

4

6

Воспитательные мероприятия

-

2

2

7

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

11

25

36

Содержание III года обучения

1.  Вводное занятие (1 час) 

Теория: Правила техники безопасности. Разнообразие мира животных и растений.

Практика: Викторина «Обитатели зоопарка»

2. Экосистема «Лес» (10 часов)

Теория: Понятие экосистема. Виды экосистем. Лес как экосистема Ярусы леса. Деревья и кустарники леса. Ягодные кустарнички. Травянистые растения леса. Грибы. Животные леса (звери, птицы, насекомые). Пищевые цепи в лесу.

Практика: Презентация «Экосистемы». Игра «Тайны лесной тропинки», «Лесная кладовая». Видеофильм «Природное сообщество - лес». 

Вариативная часть. Экскурсия в лес, в окрестности села Пезмог. Создание гербария.

3. Экосистема «Водоем» (10 часов)

Теория: Водоём как экосистема. Обитатели пресных водоемов.  Приспособления к водному образу жизни. Насекомые и их личинки. Пауки. Пиявки. Рыбы. Лягушки. Моллюски. Птицы - обитатели водоёмов. Звери водоёмов. Растения  водоемов. Охраняемые растения. Пищевые цепи.

Практика: Видеофильм «Тайны старого пруда».

Игра по станциям "Обитатели водоема"

Презентация "Рыбы водоемов Республики Коми"

4. Экосистема «Луг» (7 часов)

Теория: Экосистема луг. Понятие экосистемы луг. Растения луга. Насекомые-опылители.

Практика: Работа с гербарием. Животные  луга (звери и птицы).  Презентация «Обитатели луга» Видеофильм «Жизнь насекомых». Работа с коллекциями.

5. Экосистемы созданные человеком (4 часа)

Теория: Искусственные экосистемы. Пруд. Парк. Поле. Огород.

Практика: Экскурсия по территории дендропарка.  Парк, Поле, Огород.

Вариативная часть. Экскурсия в совхоз «Пригородный».

6. Воспитательные мероприятия (2 часов)

6.1. День птиц

6.2 День животных

6.3 День Земли

6.4 Экскурсии по республике в течение года с целью выполнения национально- регионального компонента (село Пажга) по Святым местам (село Ыб, село Усть-Вымь).

7. Итоговое занятие (2 часа)

Теория: Повторение пройденного за год материала.

Практика: Рубежный контроль знаний.

Учебно-тематический план IV года обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1

Введение

1

-

1

2

История становления человечества

2

7

9

3

Природа и современный человек

3.1

Как современный человек использует природу

2

4

6

3.2

Экологические проблемы

3

5

8

3.3

Как человек охраняет природу

1

5

6

4

Воспитательные мероприятия

4

4

5

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

10

26

36

Содержание IV года обучения

1. Вводное занятие (1 час) 

Теория: Правила техники безопасности. Что мы будем изучать в этом году. Входящий контроль знаний.

Практика:  - Викторина Природа и мы.

2.  История становления человечества (9 часов) 

Теория: Древнейшие люди - собиратели растений. Изменения, происходившие с древним человеком. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Освоение человеком новых земель: причины и последствия великих географических открытий. Общее представление об археологии, палеонтологии, истории. Промышленная революция: изменение жизни людей с появлением крупных городов и машин. Человек в эпоху новых технологий.

Практика: Экскурсии в краеведческий музей села Ыб. Просмотр фильма: «Дом. Свидание с планетой». Мини исследование «Маши в нашем доме».

Вариативная часть. Экскурсия в краеведческий музей.

3.  Природа и современный человек (20 часов) 

3.1. Как современный человек использует природу (6 часов)

Теория: Земледелие и скотоводство. Лесозаготовка. Добыча полезных ископаемых.

Практика:  Виртуальная экскурсия по предприятиям г. Сыктывкара.

Вариативная часть. Экскурсия по городу «Предприятия города Сыктывкара».

3.2. Экологические проблемы (8 часов)

Теория: Что такое экологические проблемы. Мировые экологические проблемы.  Экологические проблемы Республики Коми. Экологические проблемы города Сыктывкара.

Практика: Исследование: «Оценка транспортной нагрузки на дорогу возле школы», «Оценка чистоты атмосферного воздуха по снежному покрову». Создание плаката «Не навреди!»

3.3.  Как человек охраняет природу (6 часов)

Теория: Способы охраны природы. Красная книга. Особо охраняемые территории. Природоохранные организации.

Практика: Экскурсия в зоопарк ЦЕНТР «Редкие и охраняемые животные». Проект «Жалобная книга». Написание письма другу, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных. Создание листовок «Мы против мусора!». Вариативная часть. Экскурсия в Пезмог по экотропе.

4. Воспитательные мероприятия (4 часа)

4.1 День животных

4.2 День Земли

4.1 День Птиц

4.2 Знакомство с национально-региональным компонентом . Выезд в село Усть-Вымь.

5. Итоговое занятие (2 часа)

Теория: Повторение пройденного за год материала.

Практика: Итоговый контроль знаний «Зелёный дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)

Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...

Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)

Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...

Рабочая программа по миру природы и человека

Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)...