Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir_4.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс Бабарыка Г. В.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Календарные сроки | Основное содержание | Формы и методы урока, виды деятельности* | Оборудование, контрольно-измерительные материалы Примечание | |
Плани-руемые | Факти- ческие | |||||
«Человек-живое существо (организм)» (16 часов) | ||||||
1. | Организм человека. Нервная система | Человек — живой организм. Головной и спинной мозг (нервная система) – «командиры нашего организма». | Фронтальная. Чтение, учебный диалог | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
2. | Организм человека. Нервная система | «Работа » головного и спинного мозга | Фронтальная. Чтение и обсуждение текста | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
3. | Двигательная система организма человека | Скелет – опора тела. Кости и мышцы: значение для двигательной деятельности человека. Их «работа». Укрепление костей и мышц | Фронтальная, работа в парах. Чтение и обсуждение текста, составление плана | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
4. | Пищеварительная система | Почему человек должен питаться. Как пища переваривается. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, работа с учебными материалами | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, модели органов человека | ||
5. | Пищеварительная система | Органы пищеварительной системы. Как беречь зубы. | Индивидуальная, работа в парах. Чтение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация | ||
6. | Дыхательная система | Дыхание – признак живого организма. Как работает дыхательная система. Как беречь дыхательную систему. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, опыт, работа с учебными заданиями | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
7. | Кровеносная система | Кровеносная система: роль в жизни организма, функции («работа»). | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, учебный диалог, наблюдение | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
8. | Как организм удаляет ненужные ему вещества | Организм освобождается от ненужных и вредных для него веществ с помощью органов выделения. К ним относятся: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Главный орган выделения – почки. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, работа со схемой | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
9. | Кожа | Кожа – самый обширный орган нашего тела. Значение кожи для жизни организма. Строение кожи. Как кожа «работает». О коже нужно заботиться. | Фронтальная, работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация | ||
10. | Как человек воспринимает окружающий мир | Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, беседа, наблюдение | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
11. | Как человек воспринимает окружающий мир | Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. | Фронтальная, работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация | ||
12. | Как человек воспринимает окружающий мир | Значение органов чувств. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, д/и «Откуда звук» | Учебник, рабочая тетрадь | ||
13. | Как человек воспринимает окружающий мир | «Работа» органов чувств. Опыт. | Работа в парах. Самостоятельная работа | Карточка с заданиями, рабочая тетрадь, [1], с.219-221 | ||
14. | Мир чувств | Всё, что воспринимает человек в окружающем мире, вызывает у него ответную эмоциональную реакцию. Эмоции: положительные и отрицательные, простые и сложные (чувства). Чувства могут быть только у человека, они раскрывают отношение человека к природе, другим людям, общественным явлениям, самому себе. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
15. | Внимание | Внимание – особенность человека выделять что-то в окружающем мире. Внимание – необходимое свойство для ориентировки в мире, его познания и объяснения. Внимание можно развивать. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
16. | Память | Память – способность человека запоминать впечатления, полученные от восприятия окружающего мира. | Фронтальная, работа в группах. Чтение и обсуждение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
«Ты и твоё здоровье» (12 часов) | ||||||
17. | Режим дня | Что такое здоровье человека. Почему нужно выполнять режим дня: его значение в жизни человека. | Фронтальная, работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
18. | Режим дня | Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека. | Индивидуальная. Составление памятки | Учебник, м/м презентация, листы бумаги А4, фломастеры | ||
19. | Правила закаливания | Закаливание полезно для здоровья. Закаливание – это тренировка организма. Правила закаливания. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, работа с текстом | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
20. | Можно ли снять усталость? | Если мало двигаться, не соблюдать режим дня, не чередовать физическую и умственную нагрузку, то организм устаёт. Правила снятия усталости. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, работа с текстом | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, секундомер | ||
21. | Поговорим о вредных привычках | Курение, употребление алкоголя и наркотиков – всё это вредно для здоровья и жизни человека. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
22. | Поговорим о вредных привычках | Нужно знать опасности, которые связаны с вредными привычками, и воспитывать в себе их неприятие. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа со схемами | Учебник, рабочая тетрадь | ||
23. | Когда дом становится опасным | Если не соблюдать правила безопасного обращения с предметами, то могут возникнуть опасные для жизни и здоровья ситуации. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
24. | Когда дом становится опасным | Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. | Фронтальная, работа в парах. Чтение и обсуждение, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
25. | Улица полна неожиданностей | На дорогах и улицах людей подстерегают опасности. Что предпринять, чтобы не попасть в ситуации, опасные для жизни и здоровья. | Фронтальная, работа в парах. Беседа, р/и «Сигналы регулировщика» | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
26. | Улица полна неожиданностей | Опасности на дороге. ПДД. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, моделирование | Учебник, рабочая тетрадь, модели светофоров, дорожных знаков | ||
27. | Если случилась беда | В жизни могут возникнуть ситуации, в результате которых человек получает ушибы, травмы, переломы. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
28. | Если случилась беда | Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные | Фронтальная, работа в парах, р/и «Первая помощь» | Учебник, аптечка, перевязочные материалы | ||
«Человек-часть природы» (2 часа) | ||||||
29. | Чем человек отличается от животного? | Человек – часть природы, многие особенности организма человека напоминают особенности организма животного. Человек отличается от животного мозгом, нервной системой, интеллектуальными особенностями. Человек владеет мышлением, речью, может создать орудия труда, произведения искусства. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение, выполнение учебных заданий | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
30. | От рождения до старости | Возраст человека. Условия роста и развития человека. Пора детства. Почему пожилым людям требуется помощь и поддержка. Опыт | Фронтальная, индивидуальная. Самостоятельная работа | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы [1], с. 222-223 | ||
«Человек среди людей» (5 часов) | ||||||
31. | Поговорим о доброте | Человек живёт среди людей, поэтому должен знать правила взаимодействия с ними. Доброта – необходимое для человека качество, которое помогает правильно общаться с окружающими людьми. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, объяснение смысла крылатых выражений | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
32. | Что такое справедливость | Справедливый человек – это тот, который никогда не перекладывает свою вину на другого. Справедливость – важное качество настоящего человека. | Фронтальная, работа в парах. Учебный диалог, составление плана | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
33. | О смелости | Смелость – важное качество человека. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение текста | Учебник, рабочая тетрадь | ||
34. | Умеешь ли ты общаться? | Чтобы жить с людьми в мире и согласии, не испытывать огорчений, нужно уметь правильно общаться в соответствии с установленными в обществе правилами культурного общения. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение и анализ учебных материалов | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
35. | Умеешь ли ты общаться? | Культура письма. Самостоятельная работа. | Индивидуальная. Письменная работа, составление памятки | Учебник, рабочая тетрадь [1], с223-224 | ||
«Родная страна: от края до края» (10 часов) | ||||||
36. | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра | Каждый гражданин должен знать свою Родину. Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон (Арктика, тундра). | Фронтальная, работа в парах. Учебный диалог, составление тезисов, пересказ | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, карта «Природные зоны России», иллюстрации | ||
37. | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон (тайга, смешанный лес). | Фронтальная, работа в парах. Чтение, работа с таблицей | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, карта «Природные зоны России», иллюстрации | ||
38. | Природные зоны России. Степи и пустыни | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон (степи, пустыни). | Работа в парах, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, заполнение таблицы | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, карта «Природные зоны России», иллюстрации | ||
39. | Почвы России | Почва – среда обитания растений и животных, состав почв России. Какую почву называют плодородной. Охрана почв. | Фронтальная Учебный диалог, рассказ учителя | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации | ||
40. | Рельеф России | Рельеф России. Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины – местоположение, особенности. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа с картой | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, Физическая карта | ||
41. | Рельеф России | Рельеф России. Урал – Каменный пояс. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, выполнение учебных заданий | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, Физическая карта | ||
42. | Как возникали и строились города | Как возникали и строились города. Выбор места для основания города. Характеристика города как населённого пункта. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
43. | Россия и её соседи. Япония | Люди нашей планеты, независимо от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять мир, добрососедские отношения. Страны, граничащие с Россией. Япония – Страна восходящего солнца. Особенности природы, жизни труда, быта граждан Японии. | Фронтальная Рассказ учителя, чтение и анализ учебных материалов | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, географическая карта, иллюстрации с изображением Японии | ||
44. | Россия и её соседи. Китай | Люди нашей планеты, независимо от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять мир, добрососедские отношения. Страны, граничащие с Россией. Китай – страна природных контрастов. Особенности жизни, труда и быта граждан Китая. | Работа в парах, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, составление плана | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, географическая карта, иллюстрации с изображением Китая | ||
45. | Россия и её соседи. Королевство Дания | Страны, граничащие с Россией. Королевство Дания – западный сосед России. Особенности Дании как островного государства. | Работа в парах, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, самостоятельная работа | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации с изображением Дании [1], с.224-225 | ||
«Человек-творец культурных ценностей» (12 часов) | ||||||
46. | Что такое культура | Что такое культура. Почему гражданин должен знать культуру своей страны. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
47. | Из истории письменности | Как возникла письменность. Какие книги были в Древней Руси. Кто такие летописцы. | Фронтальная, работа в парах. Чтение, творческое задание | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
48. | О первых школах и книгах | Образование – часть культуры. Получение образования – обязанность гражданина России. Почему обществу нужны образованные люди. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
49. | О первых школах и книгах | Возникновение первых школ на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение». | Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, составление плана | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрация книги «Поучение» | ||
50. | Чему и как учились при Петре I. | Начало XVIII века – время правления Петра I. Развитие образования во время царствования Петра I. Какие школы были в XVIII веке. Образование после Петра I. Первые университеты в России. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов, составление плана | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, портрет Петра I | ||
51. | Русское искусство до XVIII века. | Искусство – часть культуры. Архитектурные памятники древности. Русская икона: тема, герои, особенности выразительных средств (цвет, пространство), | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа с иллюстративным материалом | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации с изображением старинных икон | ||
52. | Русское искусство до XVIII века. | Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка и обрядовые праздники наших предков. Первые артисты на Руси – скоморохи. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, работа с иллюстративным материалом | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
53. | Искусство России XVIII века. | Искусство России XVIII века: архитектура. | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, составление рассказа-описания | Учебник, рабочая тетрадь | ||
54. | Искусство России XVIII века. | Искусство России XVIII века: живопись, театр. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение и анализ учебных материалов | Учебник, рабочая тетрадь | ||
55. | Золотой век русской культуры (XIX век). | Интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятия «Золотой век русской культуры». | Фронтальная, индивидуальная. Учебный диалог, чтение и анализ учебных материалов | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
56. | Золотой век русской культуры (XIX век). | Интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятия «передвижники». | Работа в парах, индивидуальная. Составление сообщений, анализ | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация | ||
57. | Искусство России XX века. | Искусство России XX века: архитектура, живопись, литература. Самостоятельная работа. | Индивидуальная. Письменная работа | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация [1], с.225-228 | ||
«Человек-защитник своего Отечества» (5 часов) | ||||||
58. | Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. | Человек – гражданин – защитник своего Отечества. | Фронтальная. Рассказ учителя, работа с учебником | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
59. | Куликовская битва. | Защита Родины – долг каждого гражданина. | Фронтальная, индивидуальная. Чтение и обсуждение текста учебника, практическая работа | Учебник, рабочая тетрадь, историческая карта | ||
60. | Отечественная война 1812 года | Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа. | Фронтальная. Рассказ учителя, работа с учебником | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, историческая карта | ||
61. | Великая Отечественная война 1941-1945 годов | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Основные сражения Великой Отечественной войны. | Фронтальная, индивидуальная. Рассказ учителя, работа с учебными материалами | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
62. | Великая Отечественная война 1941-1945 годов | Героизм воинов и людей в тылу. | Фронтальная, индивидуальная. Выполнение проекта, сообщения | Творческие проекты учащихся | ||
«Гражданин и государство» (3 часа) | ||||||
63. | Гражданин и государство | Мы живём в Российском государстве. Права и обязанности гражданина. | Фронтальная, индивидуальная. Беседа, работа с учебными материалами | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
64. | Гражданин и государство | Государственный язык России. Права и обязанности российских граждан. | Фронтальная, индивидуальная. Беседа, работа с учебными материалами | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | ||
65. | Гражданин и государство | Символы государства: гимн, герб, флаг. | Работа в парах, индивидуальная. Работа с учебными материалами | Учебник, рабочая тетрадь, м/м презентация | ||
«Экскурсии» (3 часа) | ||||||
66. | Экскурсия в краеведческий музей. | Особенности флоры и фауны родного края. | Экскурсия | Учебник, рабочая тетрадь | ||
67. | Экскурсия в художественный музей. | Известные люди – жители нашего края. | Экскурсия | Учебник, рабочая тетрадь | ||
68. | Экскурсия в музей «Город». | Достопримечательности родного города. | Экскурсия | Учебник, рабочая тетрадь |
* Виды деятельности учащихся более подробно описаны в программе (стр. 46 - 48).
Приложение
- Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. 2-е изд., доп. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 232 с.
- Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 32 с. : ил.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 48 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...