Звтрофикация или как спасти природу и себя
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №464
Эвтрофикация или как спасти природу и себя.
Выполнили:
ученики 4Б класса 464 школы
Руководитель:
Киселева Ольга Львовна–
учитель начальных классов
ПАВЛОВСК
2016
Содержание
Введение
В наше время трудно себе представить повседневную жизнь без использования средств бытовой химии. У всех дома есть их привычных набор, которые часто используются для мытья посуды, уборки квартиры, стирки, чистки и обеззараживания сантехники. Использование современных средств помогает быстро, очень эффективно удалить грязь, отстирать белье, отмыть посуду, обезопасить наш дом от опасных микроорганизмов.
А часто ли при покупке очередной упаковки нового средства приходится задумываться о:
- их безопасности для человека и окружающей среды?
- какие последствия бытовая химия может оказывать на природу?
- можно ли уменьшить это влияние?
Для ответов на эти вопросы мы решили провести исследование.
Объект исследования: средства бытовой химии.
Предмет исследования: фосфаты.
Цель работы: провести исследование химического состава средств бытовой химии на наличие вредных для окружающей среды веществ (фосфатов, хлора, ПАВ).
Задачи:
- Узнать, как влияют фосфаты на окружающую среду.
- Провести исследование средств бытовой химии, используемых дома.
- Предложить возможные варианты уменьшения использования фосфатов, хлора и ПАВ в быту.
- Сделать выводы.
Литературный обзор
В быту мы практически ежедневно встречаемся с продуктами химической промышленности. Ежегодно в мире производится около 30 млн. тонн товаров бытовой химии. Это моющие, дезинфицирующие средства, средства ухода за мебелью и полом, для борьбы с насекомыми и защиты растений, средства для отбеливания, подкрахмаливания, разнообразные краски, клеи, автокосметика и другое. (1)
Бурное развитие химической промышленности в прошлом веке привело к созданию новых моющих и чистящих средств. В быту широкое применение получили моющие средства. Они принадлежат к поверхностно-активных веществам (ПАВ) и с успехом удаляют загрязнения с поверхности тканей. В зависимости от назначения в состав синтетических моющих средств входят различные добавки: силикат натрия, фосфаты, сода, которые облегчают удаление грязи и жира с поверхности, а для чистки посуды, раковин в моющие средства часто вводят твердые вещества — абразивы, которые облегчают механическое разрушение твердых загрязнений.
Если представить какое количество людей, и какое количество «химии» ежедневно используется в большом городе, можно понять каким масштабным и значительным является химическое загрязнение окружающей среды несвойственными ей веществами химической природы.
Фосфаты это неорганические химические вещества, представляют собой соль фосфорной кислоты. Неорганические фосфаты добывают для получения фосфора для использования в сельском хозяйстве и промышленности. Фосфаты используют для получения удобрений. Они необходимы для роста растений.
Фосфаты выступают в качестве главного ингредиента во многих чистящих и моющих средствах. Они имеют несколько функций: улучшают качество воды (снижают ее жесткость), хорошо удаляют загрязнение – образуя ловушку и удерживая грязь или масла, таким образом, что они становятся легко смываемыми при полоскании.
Эвтрофикация — процесс насыщение водоёмов организмами и продуктами их жизнедеятельности, которые способствуют зарастанию водоемов. Это может происходить из-за природных процессов и из-за увеличения в воде содержания фосфора и азота – основных удобрений.
Эвтрофикация приводит к бурному развитию водорослей (цветение воды), и появлению в воде бактерий, которые в период цветения выделяют вредные вещества - токсины способные вызвать отравление людей и животных, а также приводит к дефициту кислорода, заморам рыб и животных. (Приложение. Фото 1, Фото 2)
Эвтрофикация является самой серьезной проблемой Балтийского моря. Наиболее сильно эта проблема затронула Финский залив. Несмотря на сокращение в последнее время сброса элементов, наблюдается увеличение видимых признаков эвтрофикации, таких как массовое цветение сине-зеленых водорослей, непрозрачность воды, «слизистые» пляжи и рост числа бескислородных участков дна. По имеющимся оценкам, изменение климата будет ускорять эвтрофикацию Балтийского моря. (Нурманет)
Эвтрофикацию вызывают азот и фосфор, которые способствуют росту водорослей. Ключевую роль в массовом распространении сине-зеленых водорослей, в частности, играет фосфор. Он попадает в море с коммунальными стоками городов и, например, с дождевой водой с полей. (Приложение 2)
Эвтрофикация изменяет среду обитания в Балтийском море. Ее последствия влияют на имеющие промысловое значение виды рыб, не говоря уже о пагубном воздействии признаков эвтрофикации, скажем, на туризм. Для того чтобы сократить выбросы, все страны вокруг Балтийского моря должны начать сотрудничать и принимать конкретные меры.
Хлор является химическое веществом, используемым в промышленности и в бытовых чистящих средствах. Хлор имеет множество применений. Он используется для дезинфекции воды и является частью процесса санитарии для сточных вод и промышленных отходов. Он также используется в моющих средствах, в том числе как бытовой отбеливатель, который и есть хлор, растворенный в воде. Когда хлор поступает в организм в результате дыхания, глотания, или при контакте с кожей, он реагирует с водой с образованием кислот. Кислоты способствуют повреждению клеток в организме при контакте. Это вредно не только для болезнетворных микроорганизмов (против которых хлор используется в быту), но и для человека и любого другого живого организма.
Хлор и фосфаты очень трудно удаляются во время очистки сточных и канализационных вод на очистных сооружениях, в Санкт-Петербурге они прямо с очистных попадают в Балтийское море.
ПАВ (поверхностно - активные вещества) – органические соединения, молекулы, они хорошо растворяются в жирах, поэтому их используют для в чистящих средствах для удаления жиров, но и плохо растворяются в воде, поэтому их пленку трудно смыть в воде. Поэтому есть прием жирной, горячей пищи с вымытой с помощью ПАВ посуды приводит к тому, что ПАВ растворяются и легко попадают в организм человека.
Водные растворы ПАВ поступают в стоки канализационных вод и в конечном счете в водоемы. Из-за низкой скорости разложения ПАВ вредные результаты их воздействия на природу и живые организмы, могут вызвать интенсивный рост растений, что приводит к загрязнению ранее чистых водоемов, обеднению их кислородом и уже знакомой нам эвтрофикации. ПАВ могут накапливаться в донных отложениях и становиться источником вторичного загрязнения водоема.
Наш город Павловск расположен на берегу реки Славянки, которая впадает в реку Неву, а та несет свои воды в Финский залив Балтийского моря, следовательно все вещества, которые попадают в Славянку оказываются в Балтийском море. Мы как жители Балтийского региона можем внести свой вклад в сокращении выбросов фосфора, хлора, ПАВов.
Одним из доступных каждому человеку методов определения качества веществ является органолепитческий метод – метод определения качества веществ, при помощи органов чувств. А именно: цвет, запах, структура, вкус. При использовании этого метода следует осторожно относится к веществам, так как они могут быть ядовитыми, иметь резкий запах, быть опасны при соприкосновении с кожей.
Методика исследования:
- Изучить разные источники информации и узнать:
- что такое фосфаты?
- для чего они нужны в средствах бытовой химии?
- что такое эвтрофикация?
- как фосфаты влияют на эвтрофикацию.
- Провести дома исследование состава бытовой химии.
- Данные занести в таблицу:
Средство | Назначе-ние | Содержание фосфатов | Содержание органических кислот | Содержание хлора | Содержание ПАВ | Трудности |
- Найти средства, не содержащие этих веществ.
- Провести лабораторную работу «Изменение органолептических показателей воды (цвет, запах, структура)». Данные занести в таблицу:
Показатель | До использования вещества | После использования вещества | После фильтрования | После мытья лабораторной посуды проточной водопроводной водой |
Оборудование: две пробирки, белый лист бумаги, исследуемое вещество (стиральный порошок «Капель»), чашка Петри, вода, мерная ложка.
- Сделать выводы о дальнейшем использовании в быту привычного моющего средства.
Результаты исследования:
№ | Марка | Назначение | Страна производитель | Цена | Опасные для природы вещества (фосфаты) | Опасные для человека вещества (ПАВ) | Трудности изучения состава |
1 | Порошок «Капель» | Синтетическое моющее средство | Россия | 32 рубля | Не указано | Не указано | Мелкий шрифт |
2 | «Bio Mio» (CLEANING AS PLEASURE) | Синтетическое моющее средство (порошок) | Дания | 410 рублей | Отсутствуют | Отсутствуют | Отсутствуют |
3 | «БОС+» | Средство для отбеливания и дезинфицирования тканей и поверхностей | Россия | 56 рублей | Присутствуют | Присутствуют | Мелкий шрифт |
4 | «Ariel Pods» | Капсулы для стирки (3 в 1) | США, Франция | 380 рублей | Присутствуют | Присутствуют | Отсутствуют |
5 | «FINISH» | Высокоэффективное средство для посудомоечной машины | Германия | 550 рублей | Присутствуют | Присутствуют | Отсутствуют |
6 | «Ушастый НЯНЬ» | Гель для мытья детской посуды с первых дней жизни | Россия | 200 рублей | Отсутствуют | Присутствуют | Мелкий шрифт |
7 | «Ушастый НЯНЬ» | Кондиционер с первых дней жизни для детского белья | Россия | 200 рублей | Отсутствуют | Присутствуют | Мелкий шрифт |
8 | «SYNERGETIC» | Антибактериальный гель для мытья фруктов, детской посуды и игрушек (биоразлагаемое средство для мытья) | Германия | 100 рублей | Отсутствуют | Отсутствуют | Отсутствуют |
Показатель | До использования вещества | После использования вещества | После фильтрования | После мытья лабораторной посуды проточной водопроводной водой |
Лабораторная работа:
«Изменение органолептических показателей воды (цвет, запах, структура)».
Обсуждение результатов:
- Изучая разные источники информации мы узнали, что в средствах бытовой химии для улучшения их свойств: лучшей очистки поверхностей от грязи и жира, для эффективной борьбы с микроорганизмами, для образования обильной пены используют фосфор, хлор и ПАВ (поверхностно-активные вещества).
- Эти добавки отрицательно влияют на окружающую среду и здоровье человека:
- фосфор плохо удаляется из канализационных вод на очистных сооружениях, попадает в Финский залив и способствует эфтрофикации Балтийского моря.
Список источников информации:
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический пактикум школьника. Учебное пособие. – Самара. Корпорация «Федоров», 2005.
- Нурминен Дж. Проект «Чистая Балтика».СПб: «Славия», 2013.
- https://ru.wikipedia.org
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как вести себя в природе. Урок - игра 1, "Поход в лес".
Тема: «Как вести себя в природе»Цель: 1. Воспитательнаянаучить любить и беречь природубережное отношение к животным 2. Образоват...
Окружающий мир А.А. Плешаков 2 класс "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа»".
Обобщающий урок по предмету окружающий мир в разделе "Природа" - 2 класс. Урок составлен согласно требованиям ФГОС НОО....
Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»
Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...
Экологический урок "Спасти и сохранить природу"
На территории нашего округа добывается больше всего нефти в России и в связи с чем, наша хрупкая се...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Звтрофикация или как спасти природу и себя
Презентация о влиянии фосфатов на нашу жизнь. Чем мы моем посуду, стираем белье... Много интересного. Наши бабушки были правы...
" Урок вежливости. Природа и мы. Как вести себя в гостях у природы".
Педагоги нашей школыУбедить хотят ребят.Вспомнить истину простуюЧисто там где не сорят....
Экологический образовательный проект "Люблю природу - люблю себя"
Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска средств ...