Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме "Система кровообращения"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayuziy._sistema_krovoobrashcheniya18.02.docx | 23.35 КБ |
sistema_krovoobrashcheniya.ppt | 775 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. Момент | 1 мин. | Давайте проверим нашу готовность к уроку. На партах учебник, тетрадь и то что я вам раздала. (конверты) | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), |
Актуализация знаний | 3 мин. | (задаю вопрос, подхожу за ответом к ученику) - Вспомним прошлый урок! Какие органы относятся к пищеварительной системе? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник) - Раз это органы одной и той же системы, значит они связаны друг с другом и выполняют общую задачу. Какую? (все органы пищеварения, работая дружно, снабжают организм человека питательными веществами и водой). - Как называется процесс, который позволяет человеческому организму получать питательные вещества и воду из поступающей в него пищи? (Пищеварение). - Чтобы пища попадала «в то горло», о каком правиле нужно помнить во время еды?(Во время еды нельзя разговаривать и смеяться) - Спасибо! | Отвечать на вопросы. Слушать. | |
Мотивационный этап | 6 мин. | - Попробуйте угадать, о чём это я? Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это? (О крови) - Как называется система в организме человека, которая обеспечивает перенос кровью кислорода, углекислого газа и питательных веществ? (Система кровообращения) - Откройте ваш учебник на странице 25. Прочитайте тему нашего урока! (Система кровообращения) - Что значит слово «система»? (группа связанных друг с другом органов, выполняющих определённую задачу) - Что значит слово «кровообращение»? (это процесс движения крови по организму) - Чего ждёте от урока? (Дети формулируют, я записываю) (из чего состоит система кровообращения, как происходит движение крови по организму, каков состав крови). - А ещё нам предстоит узнать, какое отношение к нашей теме имеют числа: 8, 75, 100 000 (появляются на доске) - План наших действий готов. Приступаем к его реализации! | Слушать. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), |
Новая тема | 20 мин. | «Поиск информации» в учебнике и словаре, ролевая игра, упражнение «Выбор», наблюдение, работа со схемой) (12 мин) - В теле человека находятся полости, занимаемые органами. Перечисли эти органы(сердце, почки, желудок, печень, лёгкие). - Какой из перечисленных органов-часть системы кровообращения? (сердце) (Слайд 1 «Система кровообращения») - Глядя на схему, назовите остальные составляющие системы (артерии и вены). - Что объединяет артерии и вены? В чём их отличие? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в учебнике на странице 26 в первом абзаце. Приступайте! (Дети читают) - Итак, что объединяет артерии и вены? (Это кровеносные сосуды) - В чём их отличие? (По артериям кровь движется от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества. По венам кровь движется от органов к сердцу, унося из них углекислый газ и отходы продуктов питания). - Я – сердце, ты – любой орган, например, печень, а вы все-кровь. (Дети встают)Сейчас кровь движется по артериям …, а сейчас – по венам …, по артериям - …, по венам …, по артериям - …, по венам - … (Дети передвигаются в нужном направлении). - Скажите, какое количество времени нужно крови в нашем организме, чтобы обежать его столько же раз, сколько обежали сейчас вы? (меньше 3 минут) - Почему? (потому что один полный круг движения крови по организму занимает меньше минуты). - Однако, кровь не может двигаться сама по себе. Её что-то заставляет двигаться. Что это? (сердце) - Что такое сердце и как оно выглядит? Действительно, а как оно выглядит: так, так или так? (Дети смотрят на картинки на магнитной доске и выбирают нужную) - Какого размера ваше сердце? (Дети показывают) - А моё? (Дети показывают) - Сожмите вытянутую руку в кулак – вот примерно такого размера ваше сердце, а такого-моё. А где у нас всех сердце? (Дети показывают) - А теперь сжимайте и разжимайте кулак – вот так работает наше сердце. Только через некоторое время ваша рука устанет и вы прекратите её сжимать-разжимать. А сердцу нельзя прекращать свою работу. Оно работает день и ночь, без остановки. А что оно вообще никогда не отдыхает? (Дети отвечают) - Правильно, приложите руку к сердцу и послушайте: «Тук, короткая пауза, тук, короткая пауза». (Дети прикладывают руку и прислушиваются) Так вот, когда вы слышите «тук» - это сердце выталкивает кровь, а короткая пауза-это сердце наполняется кровью, тогда оно и отдыхает. Вы согласитесь со мной, что сердце – это мышца? (Дети отвечают) - Кто может подтвердить? (Сердце – это насос, который заставляет двигаться кровь) - Верно, сердечная мышца обеспечивает циркуляцию крови в организме. Какой новый термин вы услышали в моём предложении? (Циркуляция) - Обратитесь к словарю и выясните, что значит «циркуляция» (с.159 круговое движение, круговорот) - Покажите на пальцах, что означает слово «циркуляция» (Дети показывают) - А как происходит циркуляция крови в нашем организме, мы узнаем прямо сейчас.(Демонстрирую муляж сердца) Посмотрите на муляж человеческого сердца! Что вы заметили? (Сердце разделено перегородкой на две половины: левую и правую) - Верно, эти две половины сердца работают как два насоса. Мы начнём путешествовать вместе с кровью из правой половины сердца, где собралась бедная кислородом кровь от всех органов. Проследите по схеме в учебнике, как движется кровь. (Дети работают со схемой – с.26) (Слайд 2 «Циркуляция крови») - А теперь на моей схеме проделайте тот же путь! (Дети глазами отслеживают путь крови) - Молодец! А теперь друг другу расскажите и покажите, используя схему в учебнике, как движется кровь по нашему организму! (Работа в парах) (Слайд 3 «Клетки крови) - Внимание на доску! Перед вами река, в ней плавают вот такие кораблики! Что это?(кровь) - Что интересного вы обнаружили? (что кровь состоит из разных клеток). - Как думаете, почему в крови столько разных клеток? (каждая из них выполняет свою функцию) - Сейчас вам предстоит узнать, какую работу выполняют клетки крови. Одни из них переносят, другие – защищают, третьи – закрывают. Страница 28 в учебнике вам в этом поможет. (Дети работают с учебником) (Делю учащихся на 3 группы по количеству клеток крови и вручаю каждому рисунок соответствующей клетки) - Сейчас я буду говорить не с учениками, а с клетками крови. Если говорю о вас, поднимайтесь и отвечайте на вопросы! Какие клетки переносят? (поднимаются «красные кровяные клетки») - Что и куда? (кислород от лёгких ко всем клеткам организма, углекислый газ от клеток организма к лёгким) - Какие клетки защищают? (поднимаются «белые кровяные клетки») - Что, от кого, как? (организм от болезней. Мы атакуем и убиваем микробов, поглощая их) - Какие клетки закрывают? (поднимаются «кровяные пластинки») - Что, зачем, как? (рану, останавливаем кровотечение, накапливаясь в месте повреждения) - Какие клетки придают крови красный цвет? (поднимаются «красные кровяные клетки») - Какие клетки способны двигаться против течения крови и даже проходить через стенки сосудов? (поднимаются «белые кровяные клетки») - Каких клеток больше всего? (поднимаются «красные кровяные клетки») - Какие клетки самые крупные? (поднимаются «белые кровяные клетки») - Спасибо, клетки крови! А какую роль выполняет плазма? (в ней свободно перемещаются клетки крови, она несёт клеткам питательные вещества, а из клеток забирает отработанные вещества) - Сейчас мы узнаем, кто внимательно рассмотрел схему. Как называются мелкие кровеносные сосуды? (капилляры) | Работать в группах. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), |
Первичное закрепление | 5 мин. | - А теперь внимание на экран! (Слайд 4 - 10) - Угадайте, какое понятие, имеющее отношение к системе кровообращения, я имею ввиду, когда представляю это! (Дети отвечают: сердце, артерии, вены, капилляры, циркуляция, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки, плазма) | Отвечать на вопросы. Работать в группах. Выполнять задания. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), |
Подведение итогов | 3 мин. | - Возвращаемся к «вашим ожиданиям» вы хотели узнать, из чего состоит система кровообращения. Узнали? Из чего? (сердце, артерии и вены) - Как происходит движение крови по организму? (Дети показывают пальцами, представляя, что водят по схеме) - Каков состав крови? (плазма, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки) - Где же в нашей теме место цифре 8? (движение крови по организму похоже на цифру 8) - А что же такое 75? (ударов в минуту бьётся наше сердце в покое) - А 100 000? (км-длина сосуда, состоящего из всех вен и артерий нашего организма) - Оправдались ваши ожидания? (Дети отвечают) | Отвечать на вопросы. Вспоминать цель. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), |
Д.з. | 1 мин. | Записывать домашнее задание. | ||
Рефлексия | 6 мин. | - Как вы считаете, наш урок был полезен для вас? (Дети отвечают) - Как вам может пригодиться то, что мы сегодня узнали? (Хотя система кровообращения работает без нашего желания, мы можем ей помогать: укреплять своё сердце и сосуды, занимаясь спортом, физическим трудом, закаляя свой организм, правильно питаясь, не приобретая вредных привычек, соблюдая правила гигиены) - Что вас удивило сегодня? (Дети отвечают) - А что осталось непонятным? (Дети отвечают) - Я желаю, чтобы ваша система кровообращения всегда работала как часики. Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает. Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы. Уметь оценивать себя и свою работу. | Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), |
ТЕМА: «Система кровообращения»
Тип урока: Открытие приобретение новых знаний, умений и навыков.
Цели урока: создать условия для знакомства учащихся с системой кровообращения; для формирования способности к использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- знакомство с работой сердца и кровеносных сосудов, с движением крови по организму, с составом крови;
- усвоение новых понятий в контексте темы урока;
- развитие познавательного интереса учащихся через проведение несложных наблюдений, через использование различных источников информации;
- организация деятельности, направленной на формирование активной позиции школьников.
- Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любой машине для исправной работы требуется горючее, и человеческий организм здесь не исключение. Наше главное горючее кислород -разносится кровью ко всем органам и тканям по магистралям весьма эффективной транспортной сети - системы кровообращения.
Сердце среднего взрослого человека весит 300 г (как 2-3 яблока), и у мужчин бьется с частотой около 70 ударов в минуту, a у женщин - около 80. За час сердце перекачивает порядка 350 л крови.
НЕ ВЕДАЯ УСТАЛОСТИ Сердечная мышца не похожа на остальные мускулы организма. Она называется миокардом и работает без устали, в отличие от мышц пальцев и ладони, которые быстро устанут от регулярных сокращений и расслаблений. В среднем, за все время жизни человека миокард сокращается более 2,5 млрд. раз.
СЕРДЦЕ состоит из двух отдельных мышечных насосов - правого и левого. Правый прокачивает кровь через легкие, где она обогащается кислородом. Затем кровь поступает в левую часть сердца, откуда отправляется в путь по всем тканям организма.
ПУТЬ ТУДА Насыщенная кислородом кровь течет по толстостенным сосудам, которые называют артериями. Далее они разделяются на все более мелкие сосуды вплоть до тончайших капилляров. Именно сквозь них ткани снабжаются кислородом и питательными веществами в обмен на отходы.
ОБРАТНЫЙ ПУТЬ Отдав тканям кислород, кровь темнеет. Из капилляров она попадает в чуть большие сосуды, называемые венулами, которые, в свою очередь, впадают в вены, а те доставляют кровь к сердцу.
Позаботимся о главном насосе Большинство органов тела используют не более 1/4 приносимого кровью кислорода. Зато сердце использует 3/4 кислорода, поступающего из артерий. Из этого видно, как усердно оно работает, не останавливаясь ни на секунду с первого до последнего дня жизни, и как невелик его запас прочности. Поэтому в наших же интересах вовремя позаботиться о своем драгоценном насосе - питаться здоровой пищей, регулярно заниматься гимнастикой, воздерживаться от курения и алкоголя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие (тренажёр) по окружающему миру 2 класс
Берегись автомобиля...
Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс
Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...
Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...
Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"
Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...
Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"
Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...