Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме "Система кровообращения"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Плющева Анастасия Алексеевна

Технологическая карта + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

1 мин.

Давайте проверим нашу готовность к уроку. На партах учебник, тетрадь и то что я вам раздала. (конверты)

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Актуализация знаний

3 мин.

(задаю вопрос, подхожу за ответом к ученику)

- Вспомним прошлый урок!

Какие органы относятся к пищеварительной системе? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник)

Раз это органы одной и той же системы, значит они связаны друг с другом и выполняют общую задачу. Какую? (все органы пищеварения, работая дружно, снабжают организм человека питательными веществами и водой).

Как называется процесс, который позволяет человеческому организму получать питательные вещества и воду из поступающей в него пищи? (Пищеварение).

- Чтобы пища попадала «в то горло», о каком правиле нужно помнить во время еды?(Во время еды нельзя разговаривать и смеяться)

- Спасибо!

Отвечать на вопросы. Слушать.

Мотивационный этап

6 мин.

- Попробуйте угадать, о чём это я?

Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это? (О крови)

- Как называется система в организме человека, которая обеспечивает перенос кровью кислорода, углекислого газа и питательных веществ? (Система кровообращения)

Откройте ваш учебник на странице 25. Прочитайте тему нашего урока! (Система кровообращения)

- Что значит слово «система»? (группа связанных друг с другом органов, выполняющих определённую задачу)

- Что значит слово «кровообращение»? (это процесс движения крови по организму)

- Чего ждёте от урока? (Дети формулируют, я записываю) (из чего состоит система кровообращения, как происходит движение крови по организму, каков состав крови).

- А ещё нам предстоит узнать, какое отношение к нашей теме имеют числа: 8, 75, 100 000 (появляются на доске)

- План наших действий готов. Приступаем к его реализации!

Слушать. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Новая тема

20 мин.

«Поиск информации» в учебнике и словаре, ролевая игра, упражнение «Выбор», наблюдение, работа со схемой) (12 мин)

- В теле человека находятся полости, занимаемые органами. Перечисли эти органы(сердце, почки, желудок, печень, лёгкие).

- Какой из перечисленных органов-часть системы кровообращения? (сердце)

(Слайд 1 «Система кровообращения»)

- Глядя на схему, назовите остальные составляющие системы (артерии и вены).

- Что объединяет артерии и вены? В чём их отличие? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в учебнике на странице 26 в первом абзаце. Приступайте! (Дети читают)

- Итак, что объединяет артерии и вены? (Это кровеносные сосуды)

- В чём их отличие? (По артериям кровь движется от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества. По венам кровь движется от органов к сердцу, унося из них углекислый газ и отходы продуктов питания).

- Я – сердце, ты – любой орган, например, печень, а вы все-кровь. (Дети встают)Сейчас кровь движется по артериям …, а сейчас – по венам …, по артериям - …, по венам …, по артериям - …, по венам - … (Дети передвигаются в нужном направлении).

Скажите, какое количество времени нужно крови в нашем организме, чтобы обежать его столько же раз, сколько обежали сейчас вы? (меньше 3 минут)

- Почему? (потому что один полный круг движения крови по организму занимает меньше минуты).

- Однако, кровь не может двигаться сама по себе. Её что-то заставляет двигаться. Что это? (сердце)

- Что такое сердце и как оно выглядит? Действительно, а как оно выглядит: так, так или так? (Дети смотрят на картинки на магнитной доске и выбирают нужную)

- Какого размера ваше сердце? (Дети показывают)

- А моё? (Дети показывают)

- Сожмите вытянутую руку в кулак – вот примерно такого размера ваше сердце, а такого-моё. А где у нас всех сердце? (Дети показывают)

- А теперь сжимайте и разжимайте кулак – вот так работает наше сердце. Только через некоторое время ваша рука устанет и вы прекратите её сжимать-разжимать. А сердцу нельзя прекращать свою работу. Оно работает день и ночь, без остановки. А что оно вообще никогда не отдыхает? (Дети отвечают)

- Правильно, приложите руку к сердцу и послушайте: «Тук, короткая пауза, тук, короткая пауза». (Дети прикладывают руку и прислушиваются) Так вот, когда вы слышите «тук» - это сердце выталкивает кровь, а короткая пауза-это сердце наполняется кровью, тогда оно и отдыхает.

Вы согласитесь со мной, что сердце – это мышца? (Дети отвечают)

- Кто может подтвердить? (Сердце – это насос, который заставляет двигаться кровь)

- Верно, сердечная мышца обеспечивает циркуляцию крови в организме. Какой новый термин вы услышали в моём предложении? (Циркуляция)

- Обратитесь к словарю и выясните, что значит «циркуляция» (с.159 круговое движение, круговорот)

- Покажите на пальцах, что означает слово «циркуляция» (Дети показывают)

- А как происходит циркуляция крови в нашем организме, мы узнаем прямо сейчас.(Демонстрирую муляж сердца) Посмотрите на муляж человеческого сердца! Что вы заметили? (Сердце разделено перегородкой на две половины: левую и правую)

- Верно, эти две половины сердца работают как два насоса. Мы начнём путешествовать вместе с кровью из правой половины сердца, где собралась бедная кислородом кровь от всех органов. Проследите по схеме в учебнике, как движется кровь. (Дети работают со схемой – с.26)

(Слайд 2 «Циркуляция крови»)

- А теперь на моей схеме проделайте тот же путь! (Дети глазами отслеживают путь крови)

- Молодец! А теперь друг другу расскажите и покажите, используя схему в учебнике, как движется кровь по нашему организму! (Работа в парах)

(Слайд 3 «Клетки крови)

- Внимание на доску! Перед вами река, в ней плавают вот такие кораблики! Что это?(кровь)

- Что интересного вы обнаружили? (что кровь состоит из разных клеток).

- Как думаете, почему в крови столько разных клеток? (каждая из них выполняет свою функцию)

- Сейчас вам предстоит узнать, какую работу выполняют клетки крови. Одни из них переносят, другие – защищают, третьи – закрывают. Страница 28 в учебнике вам в этом поможет. (Дети работают с учебником)

(Делю учащихся на 3 группы по количеству клеток крови и вручаю каждому рисунок соответствующей клетки)

- Сейчас я буду говорить не с учениками, а с клетками крови. Если говорю о вас, поднимайтесь и отвечайте на вопросы!

Какие клетки переносят? (поднимаются «красные кровяные клетки»)

- Что и куда? (кислород от лёгких ко всем клеткам организма, углекислый газ от клеток организма к лёгким)

- Какие клетки защищают? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- Что, от кого, как? (организм от болезней. Мы атакуем и убиваем микробов, поглощая их)

- Какие клетки закрывают? (поднимаются «кровяные пластинки»)

- Что, зачем, как? (рану, останавливаем кровотечение, накапливаясь в месте повреждения)

- Какие клетки придают крови красный цвет? (поднимаются «красные кровяные клетки»)

- Какие клетки способны двигаться против течения крови и даже проходить через стенки сосудов? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- Каких клеток больше всего? (поднимаются «красные кровяные клетки»)

- Какие клетки самые крупные? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- Спасибо, клетки крови! А какую роль выполняет плазма? (в ней свободно перемещаются клетки крови, она несёт клеткам питательные вещества, а из клеток забирает отработанные вещества)

- Сейчас мы узнаем, кто внимательно рассмотрел схему. Как называются мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)

Работать в группах. Отвечать на вопросы. Воспринимать информацию.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Первичное закрепление

5 мин.

- А теперь внимание на экран!

(Слайд 4 - 10)

- Угадайте, какое понятие, имеющее отношение к системе кровообращения, я имею ввиду, когда представляю это! (Дети отвечают: сердце, артерии, вены, капилляры, циркуляция, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки, плазма)

Отвечать на вопросы. Работать в группах. Выполнять задания.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Подведение итогов

3 мин.

- Возвращаемся к «вашим ожиданиям» вы хотели узнать, из чего состоит система кровообращения. Узнали? Из чего? (сердце, артерии и вены)

- Как происходит движение крови по организму? (Дети показывают пальцами, представляя, что водят по схеме)

- Каков состав крови? (плазма, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки)

- Где же в нашей теме место цифре 8? (движение крови по организму похоже на цифру 8)

- А что же такое 75? (ударов в минуту бьётся наше сердце в покое)

- А 100 000? (км-длина сосуда, состоящего из всех вен и артерий нашего организма)

- Оправдались ваши ожидания? (Дети отвечают)

Отвечать на вопросы. Вспоминать цель.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

Д.з.

1  мин.

Записывать домашнее задание.

Рефлексия

6 мин.

- Как вы считаете, наш урок был полезен для вас? (Дети отвечают)

- Как вам может пригодиться то, что мы сегодня узнали? (Хотя система кровообращения работает без нашего желания, мы можем ей помогать: укреплять своё сердце и сосуды, занимаясь спортом, физическим трудом, закаляя свой организм, правильно питаясь, не приобретая вредных привычек, соблюдая правила гигиены)

- Что вас удивило сегодня? (Дети отвечают)

- А что осталось непонятным? (Дети отвечают)

- Я желаю, чтобы ваша система кровообращения всегда работала как часики. Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает. Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы. Уметь оценивать себя и свою работу.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

                                                  ТЕМА: «Система кровообращения»

Тип урока: Открытие приобретение новых знаний, умений и навыков.

Цели урока: создать условия для знакомства учащихся с системой кровообращения; для формирования способности к использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • знакомство с работой сердца и кровеносных сосудов, с движением крови по организму, с составом крови;
  • усвоение новых понятий в контексте темы урока;
  • развитие познавательного интереса учащихся через проведение несложных наблюдений, через использование различных источников информации;
  • организация деятельности, направленной на формирование активной позиции школьников.
  • Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ

Слайд 2

Любой машине для исправной работы требуется горючее, и человеческий организм здесь не исключение. Наше главное горючее кислород -разносится кровью ко всем органам и тканям по магистралям весьма эффективной транспортной сети - системы кровообращения.

Слайд 4

Сердце среднего взрослого человека весит 300 г (как 2-3 яблока), и у мужчин бьется с частотой около 70 ударов в минуту, a у женщин - около 80. За час сердце перекачивает порядка 350 л крови.

Слайд 5

НЕ ВЕДАЯ УСТАЛОСТИ Сердечная мышца не похожа на остальные мускулы организма. Она называется миокардом и работает без устали, в отличие от мышц пальцев и ладони, которые быстро устанут от регулярных сокращений и расслаблений. В среднем, за все время жизни человека миокард сокращается более 2,5 млрд. раз.

Слайд 6

СЕРДЦЕ состоит из двух отдельных мышечных насосов - правого и левого. Правый прокачивает кровь через легкие, где она обогащается кислородом. Затем кровь поступает в левую часть сердца, откуда отправляется в путь по всем тканям организма.

Слайд 7

ПУТЬ ТУДА Насыщенная кислородом кровь течет по толстостенным сосудам, которые называют артериями. Далее они разделяются на все более мелкие сосуды вплоть до тончайших капилляров. Именно сквозь них ткани снабжаются кислородом и питательными веществами в обмен на отходы.

Слайд 8

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ Отдав тканям кислород, кровь темнеет. Из капилляров она попадает в чуть большие сосуды, называемые венулами, которые, в свою очередь, впадают в вены, а те доставляют кровь к сердцу.

Слайд 11

Позаботимся о главном насосе Большинство органов тела используют не более 1/4 приносимого кровью кислорода. Зато сердце использует 3/4 кислорода, поступающего из артерий. Из этого видно, как усердно оно работает, не останавливаясь ни на секунду с первого до последнего дня жизни, и как невелик его запас прочности. Поэтому в наших же интересах вовремя позаботиться о своем драгоценном насосе - питаться здоровой пищей, регулярно заниматься гимнастикой, воздерживаться от курения и алкоголя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...