Окружающий мир, 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Трофимова Екатерина
Класс: 4
Тема урока: «Как человек использует свойства воды»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Задачи:
- Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
- Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
- Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
- воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение видеть красоту русского пейзажа, вести себя грамотно в природной среде; способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке
Планируемые результаты:
Личностные: проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка, эмоциональное отношение к собственным переживаниям;
Метапредметные: 1) Регулятивные: формирование у детей самостоятельной формулировки темы и цели занятия.
2) Коммуникативные: участие в диалоге, слушать и понимать других.
Предметные: – активизировать внимание детей;
– развивать целенаправленное внимание;
– вызывать интерес к предстоящей деятельности.
Оборудование: у учителя на рабочем столе: установка для проведения опыта (штатив, стакан с водой, пружина, гиря), у детей на парте: стакан с водой, кусок сахара, железный ключ, кусок дощечки, шприц с водой. Ноутбук, медиопроектор, экран.
Этап занятия (урока) | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. Момент Словес.: ответы на вопросы | 1 мин | Итак, друзья, внимание- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня, я проведу у вас урок естествознания | Учащиеся приветствуют учителя | Л. – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию. |
Мотивационный слово учителя Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | Я и тучка, и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода) - Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе? (синим) -Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». - Где находится вода? (в водоёмах) - Что такое водоём?( 1) Естественная или искусственная впадина, в которой задерживается и | Разгадывать загадку Отвечают на вопросы Предпологать | П. – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К. – уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. |
Постановка учебной задачи и ее решение:
Словес.: ответы на вопросы Наглядный: рассматривание иллюстрации Словест:. ответы на вопросы | 2 мин | - О чем пойдет речь на уроке? (о водоёмах) - Тема нашего урока «Водные богатства нашего края» (Записать на доске) (Водные богатства нашего края) Что будем делать для достижения этой цели? Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Наш край славится богатством и красотой природы. Радуют глаз зелёные дубравы, сосновые рощи, просторные степи, большие и малые реки, озёра. Сегодня мы совершим своё путешествие по водоёмам Челябинской области. Давайте вспомним, какие бывают водоёмы?
- Что дает начало любой реке? (Родник) - Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. - Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место куда впадает река – устье. - Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? - В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. | Определять цели и пути их достижения Предполагать Слушать и запоминать задачи урока | П. – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К. –формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; |
Решение частных звдач Первичное восприятие прочитанного текста. Слов.: Слово учителя Практический: Проведение и наблюдение за опытом Слов: слово учителя Практический: Проведение и наблюдение за опытом Физминутка | 34 мин | Давайте посмотрим, как у вас на карте изображены реки? (Черными черточками) Давайте возьмем синий карандаш и превратим их в настоящие реки. - На какие две группы можно разделить все водоёмы? (Естественные и искусственные В чём их отличие? - Какие водоёмы нашей области вы знаете? (дети перечисляют ) - Сейчас я расскажу о самых известных из них. А вы внимательно слушайте, а потом ответите на вопросы и подпишите реки на своих картах: Река Урал. Древнее название (до 1775 года) — Яи́к. В настоящее время древнее название реки является официальным в Казахстане, а также в башкирском языке. А. С. Пушкин писал в «Истории Пугачева»: В начале Урал течёт с севера на юг, встретив же возвышенное плоскогорье Казахской степи, круто поворачивает на северо-запад, за Оренбургом меняет направление к юго-западу, у г. Уральска река делает новый крутой изгиб к югу и в этом главном направлении, извиваясь то к западу, то к востоку, впадает в Каспийское море. Устье Урала делится на несколько рукавов и постепенно мелеет. Бассейн Урала занимает по величине шестое место. Протяжение самой реки исчисляется в 2428 км. Река Урал покрыта льдом 6 месяцев. Теперь откройте стр 49 вашего учебника, прочитайте текст и скажите, что я пропустила? Что нового вы прочитали? Река Ай. Длина реки Ай – 549 километров, из них 271 км — в Челябинской области. Ай – самая богатая водой река нашего края. Название реки переводится с башкирского, как «лунная», «светлая» или «красивая» Эта река одна из немногих с таким коротким и необычным названием. Река Ай — левый приток Уфы. Протекает по территории Златоуста, Кусинского и Саткинского районов Челябинской области, а также по Башкортостану. Река Ай, благодаря многочисленным достопримечательностям, - один из самых излюбленных маршрутов среди туристов-водников Урала. В сложном сплетении горных массивов Южного Урала, там, где рождаются Белая, Юрюзань, Инзер, Миасс, берет начало Ай, по-башкирски – Лунная река. Река Ай протекает по живописным местам горно-лесной зоны. Теперь откройте стр 48 вашего учебника, прочитайте текст и скажите, что я пропустила? Что нового вы прочитали? Река Миас. (Фрагменты учебника) Миа́сс (башк. Мейәс) — река на Южном Урале, правый, самый крупный приток реки Исе́ть Длина реки составляет 658 км. Исток Миасса находится в Башкирии, на восточном склоне хребта Нурали. Впадает в реку Исеть . На реке имеется несколько прудов (в том числе в черте Челябинска), а также Аргазинское водохранилище и Шершневское водохранилище. Раньше в этой реке все купались и она была чистой, но сейчас воды Миасса подвергаются сильному антропогенному воздействию и в значительной мере загрязнены. В районе Челябинска в воде регистрируется серьёзное превышение предельной допустимой концентрации азота Экологическая обстановка на притоке Миасса соответствует параметрам зоны экологического бедствия. Города на реке Миасс — Миасс, Челябинск, прочие населённые пункты — Полетаево, Миасское, Каргаполье. С башкирского преводится как "топкое место", "болото". Теперь откройте стр 50 вашего учебника, прочитайте текст и скажите, что я пропустила? Что нового вы прочитали? «История из прошлого» Богат событиями и легендами наш Урал. А, если, что и забылось, то древние названия подскажут, приоткроют тайны забытого, разбудят воображение. Эта страничка поможет нам подробнее узнать свой родной край, какие тайны он хранит. В редакцию журнала прислали один предмет, отгадайте его: Загадка: И сияет, и блести, никому оно не льстит, А любому правду скажет- Всё, как есть, ему покажет. (Зеркало) Оно поможет нам узнать о происхождении мгогоозерья в нашем крае. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что на Урале , очень много озер, и кажется , будто осколки зеркала рассыпаны по карте. Существует легенда о Семигоре. Говорят, у русского батыра Семигора, хозяина гор Ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое. Посмотрит в него Семигор — все, что на земле, на воде и в воздухе делается, — все ему видно. И жила в тех местах старушонка одна завистливая. Юрмой звали. Ох, как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Оно понятно — в урмане глухом скучища зеленая. Словцом перемолвиться не с кем. Которые лешие поблизости жили, и те от завистливой старухи в болото подались. Забралась как-то Юрма в горную кладовую Семигора, и так и сяк зеркало из скалы выворачивает. Не хватает силенки. Уж и нечисть лесную помочь просила, посулы богатые обещала. Лешие затылки чешут: и напакостить не прочь, и Семигора побаиваются. Отказались. Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю — разбилось зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелось. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья земли в ближнее озеро стала бросать. Горстями полными. То тут, то там островки на озере выросли. А дело-то вот чем кончилось: старуху Юрму батыр Семигор в гору каменную превратил. А теперь обратимся к озерам нашего края. - Какие крупнейшие озера Челябинской области вы знаете? Самые известные озера это: Увильды, Тургояк, Инышко, Зюраткуль и Чебаркуль. (краткий обзор) Подробнее с ними вы познакомитесь на следующем уроке. | Отвечать на вопросы
Слушать учителя Наблюдать Проводить опыт Работа с учебником Слушание слова учителя Просмотр мультфильма Наблюдать Проводить опыт Делать вывод Работать с учебником Делать выводы Работать с учебником Делать выводы Работать с учебником Работать с учебником Делать выводы Повторять ритмические движения Отвечать на вопросы Работать со словами Просматривать иллюстрациии Делать вывод рассуждать | – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; П. – обсуждать проблемные вопросы. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Л. –слушать других и учитывать их мнение. П. – высказывать предположения – строить рассуждения. К. – приводить убедительные доказательства; оформлять диалогическое высказывание. П. – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. П. – обсуждать проблемные вопросы. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Л. –слушать других и учитывать их мнение. К. – уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. |
Итог занятия | 2мин | Течет река … Течет река … Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! - В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека? Значение дом для растений и животных место отдыха вода для питья водоемов вода для хозяйственных нужд «свободный путь» (перевозка грузов) Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. | Отвечают на вопросы, прощаются с учителем. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. |
Рефлексия Словест.ответы на вопросы, самоанализ | 2 мин | Молодцы, мы хорошо поработали на уроке! Что нового узнали? - Какое значение в природе имеют водоемы? - Где пригодятся эти знания? Теперь я попрошу вас оценить себя и свою работу на уроке. (Зеленый смайлик, желтый и красный) | Проводят рефлексию. Делают вывод. | Р. – анализировать собственную работу и работу учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...