Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
За основу рабочей программы по предмету «Окружающий мир» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы курса (УМК «Школа России». Научный руководитель А.А. Плешаков)
«Окружающий мир» / авт.: А.А. Плешаков. При составлении рабочей программы производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 126.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
3 класс. В неделю – 1 ч, за год – 34 ч.
№ п/п | Дата проведения | Название темы урока | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | |
1четверть (9 ч.) Как устроен мир– 3 ч. | |||||
1(1) | Разнообразие природы. Царства живой природы. Человек часть природы. Отличия человека от других живых существ (с.4-15). | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; - находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; - презентовать проект; -оценивать результаты работы. - определять место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; -классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; - устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их | ИД | ||
2(2) | Проект «Богатства отданные людям» (с.16-17). Человек как член общества.(с.18-23) | ИД | |||
3(3) | Что такое экология. Природа в опасности! (с.24-34). | ИД | |||
Эта удивительная природа-9 ч. | |||||
4(1) | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ(с.36-45). | ; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; - классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; - наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; - моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; - анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход - практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды - высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования -- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; - анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; - знакомиться с группами растений по материалам учебника; - работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; | ИД | ||
5(2) | Воздух и его охрана. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле Свойства воды. (с.46-54). | ИД | |||
6(3) | Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду! (с.55-63) | ИД | |||
7(4) | Как разрушаются камни. Что такое почва (с.64-68) | ИД | |||
8(5) | Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами (с.69-77). | ИД | |||
9(6) | Размножение и развитие растений. Охрана растений (с.78-86). | ИД | |||
2 четверть – 7 ч. | |||||
1(7) | Разнообразие животных. Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» (с.87-100). | -классифицировать животных, характеризовать животных по типу питания, по способу размножения; - рассказывать как животные заботятся о своем потомстве; - обсуждать меры по охране животных; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. -характеризовать строение шляпочных грибов, различать съедобные и несъедобные грибы. | ИД | ||
2(8) | Размножение и развитие животных. Охрана животных (с.100-111). | ИД | |||
3(9) | В царстве грибов. Великий круговорот в жизни (с.112-120). | ИД | |||
Мы и наше здоровье – 5 ч. | |||||
4(1) | Организм человека. Органы чувств (с.122-129). | - распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимент - формулировать правила гигиены органов чувств; -изучить свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; - раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах - моделировать строение пищеварительной системы; - характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; - обсуждать правила рационального питания: - составлять меню здорового питания: - характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; - характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; - моделировать строение кровеносной системы; - обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; - практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; | ИД | ||
5(2) | Надежная защита организма. Опора тела и движение (130-137). | ИД | |||
6(3) | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение (с.138-146). | ИД | |||
7(4) | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни (с.147-153). | ИД | |||
3 четверть – 10 ч. | |||||
1(5) | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Презентация проектов»Богатства отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; | ИД | ||
Наша безопасность – 4 ч. | |||||
2(1) | Огонь, вода и газ (с.4-7). | - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; | ИД | ||
3(2) | Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки (с. 8-17). | ИД | |||
4(3) | Проект «Кто нас защищает». Опасные места (с.18-24). | ИД | |||
5(4) | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность (с.25-35) | ИД | |||
Чему учит экономика -6 ч. | |||||
6(1) | Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики (с.38-45). | - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать культурные растения; - определять с помощью атласа-определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; | ИД | ||
7(2) | Полезные ископаемые. (с.46-50). | ИД | |||
8(3) | Растениеводство. Животноводство (с.51-59). | ИД | |||
9(4) | Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края» (с.60 – 65). | ИД | |||
10(5) | Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет (с.66-78). | ИД | |||
4 четверть – 8 ч. | |||||
1(6) | Экономика и экология (с.79-84). | - раскрывать роль денег в экономике; - различать денежные единицы разных стран; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; - определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; | ИД | ||
Путешествия по городам и странам – 7 ч. | |||||
2(1) | Золотое кольцо России (с.87-97). | - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов; - показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; -самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса Европы; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, юга Европы, Франции, Великобритании - узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; - моделировать достопримечательности из пластилина; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают их этих стран. | ИД | ||
3(2) | Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи (с.98-107). | ИД | |||
4(3) | На севере Европы. Что такое Бенилюкс (с.108-125). | ИД | |||
5(4) | В центре Европы (с.125-131). | ИД | |||
6(5) | По Франции и Великобритании (с.133-141). | ИД | |||
7(6) | На юге Европы. По знаменитым местам мира (с.142-153). | ИД | |||
8(7) | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентации проектов «Кто нас защищает», | ИД |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 5;
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 5.
За основу рабочей программы по предмету «Окружающий мир» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы курса (УМК «Школа России». Научный руководитель А.А. Плешаков)
«Окружающий мир» / авт.: А.А. Плешаков. При составлении рабочей программы производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Таблица тематического распределения количества часов
Курс «Окружающий мир» в 3 классе сокращен до 1 часа неделю по учебному плану, за год - 34 часа.
При составлении рабочей программы производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
3-й класс. | 68 | 34 | |
1 | Как устроен мир | 6 | 3 |
2 | Эта удивительная природа. | 18 | 9 |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 | 5 |
4 | Наша безопасность. | 7 | 4 |
5 | Чему учит экономика. | 12 | 6 |
6 | Путешествия по городам и странам. | 15 | 7 |
2.Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Окружающий мир» в 3 классе сокращен до 34 часов в год, 1 ч в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Результаты изучения курса.
3−4-й классы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота воды в природе и жизни человека;
- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
- приводить приемы городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
6. Содержание курса.
Как устроен мир (3 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (9 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (5 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена
питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (4 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (6 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран .(рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (7 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся
3 класс (34ч.)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||
Раздел «Как устроен мир» (3 ч.) | |||
Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. | - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Человек. Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Проект «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах;
- презентовать проект; -оценивать результаты работы. | ||
Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России . | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; - работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории. | - Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их - работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; — обсуждать, как каждый может помочь природе; - работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Раздел «Эта удивительная природа» (9ч.) | |||
Тема, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; - классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; - наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; - работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход - работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Вода Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды - работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для - работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования - работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и - работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; - наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; - характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; - работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Что такое почва Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Жи- вотные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; - высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; - анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева); - обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; - знакомиться с группами растений по материалам учебника; - работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять - приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя; -используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; - моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; - доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природ | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил - оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Разнообразие животных Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; - классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; - приводить примеры животных разных групп; - с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, - обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; - работать с электронным приложением к учебнику; - работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | ||
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомо-ядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать животных по типу питания; - приводить примеры животных по типу питания: - анализировать схемы цепей питания: - характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель и этапы работы; - распределять обязанности; - совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - составлять и презентовать «Книгу природы родного края». | ||
Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; - обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» - работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; - с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять - обсуждать меры по охране животных; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, - создать книжку-малышку «Береги животных»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать строение шляпочных грибов; - с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; - моделировать круговорот веществ в природе; - рассказывать о круговороте веществ на Земле; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | ||
Раздел «Мы и наше здоровье» (5 ч.) | |||
Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас - распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимент - формулировать правила гигиены органов чувств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа: изучить свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; - работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; - раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах - моделировать строение пищеварительной системы; - характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; - обсуждать правила рационального питания: - составлять меню здорового питания: | ||
Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; - характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; - характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; - моделировать строение кровеносной системы; - обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; - практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; - работать с терминологическим словариком; - регулярно проводить закаливание своего организма; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | - Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
Раздел «Наша безопасность» (4 ч.) | |||
Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | - Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; - работать с терминологическим словариком; - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; | ||
Чтобы быть счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; - работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и транспорте; - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Дорожные знаки. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; - оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | ||
Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать опасности природного характера;
- обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Экологическая безопасность. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. |
- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Раздел «Чему учит экономика» (6ч.) | |||
Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги. | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | ||
Природные богатства и труд людей - основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1 – 2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; - практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; - обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать культурные растения; - определять с помощью атласа-определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; - работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; - работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок. | ||
Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред | ||
Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего края (города, села); - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; - коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | ||
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; - раскрывать роль денег в экономике; - различать денежные единицы разных стран; - практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их: - работать с терминологическим словариком: - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок. | ||
Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; - определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными;
| ||
Экономика и экология (2 ч) Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; - характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
| ||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (7 ч.) | |||
Золотое кольцо России (3 ч) Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.; -выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | ||
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера - соотносить государства и их флаги; - узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса '(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
В центре Европы Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы - узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; - моделировать достопримечательности из пластилина; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
По Франции и Великобритании (Франция) Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывать достопримечательности Франции по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Франции; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты - работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
По Франции и Великобритании (Великобритания). Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, - описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Великобритании; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | - Понимать учебную задачу урока и - выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, - составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; - описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; -используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; - находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | - Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Книгопечатная продукция |
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013. Рабочие тетради. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. В 2ч. Ч. 1. — М.: Просвещение.2013. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч. 2. — М.: Просвещение.2013. Тесты Плешаков А. А., Тара Н. П., Назарова 3. Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. — М.: Просвещение, 2013. Методические пособия Плешаков А. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2010. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: |
Печатные пособия |
Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 3 класс. |
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства |
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. |
Технические средства обучения |
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Автоматизированное рабочее место учителя. Система голосования. |
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Микроскоп. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса, изучения свойств звука, проведения наблюдений за погодой, по экологии, измерительные приборы. Оборудование для уголка живой природы. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. |
Натуральные объекты |
Коллекция полезных ископаемых. Коллекция плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО зам.директора
учителей начальных классов по УВР МБОУ СОШ № 5
от _____ № _________ ____________/Пелипенко Н. Н../
_______________ /_______________/ ____________
подпись руководителя МО дата
начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на...
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс. Программа составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 к...
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс."Школа России."
Рабочая программа поучебному курсу "Окружающий мир." 1 класс. Программа "Школа России."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Окружающий мир» (авторы: Плешаков А.А. ) для 1 класса на 2014-2015 уч. год УМК «Школа России»
Календарно-тематическое и тематическое планирование....
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» во 2 классе
Рабочая программа создана на основе программы «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова.Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:— формирование целостн...
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" в 4 классе
Рабочая программа создана на основе программы «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение с...
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 2 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" составлена для обучающихся 2 класса "Школа России"...