Конспект открытого занятия по окружающему миру
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему

Людмила Недобега

"В лаборатории М. Ломоносова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру,

приуроченного  ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика, физика

 

Учитель: Недобега Людмила Николаевна

Тема: « В лаборатории М. В. Ломоносова – опыты с водой»

Класс: 3

Дата:18.10. 2015 г

Цель: Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

Задачи:

1.Познакомить с жизнедеятельностью русского ученого, великого земляка   М.В. Ломоносова.

2.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о  некоторых вещах и их свойствами.  

3.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

4.Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Оборудование и материалы:

  1. Презентация к уроку
  2. Портрет М.В. Ломоносова
  3. Коробка изобретателя:
  • Салфетка
  •  Картон
  •  Ткань
  •  Целлофановые пакеты
  •  Кукла
  • Тазик
  •  Стаканчик с водой или детская лейка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Организовать самоопределение к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда вы сейчас попали?

- Да правильно мы в лаборатории Михаила Васильевича Ломоносова – великого помора, нашего земляка.

Педагог обращает внимание на портрет великого ученого

- Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711года в деревне Денисовка близ устья реки Северной Двины. В суровой обстановке севера вырос Михайло Ломоносов. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине учился грамоте и началам арифметики. Он пожелал во чтобы то ни стало учиться далее и ушел из родной деревни учиться в Москву пешком. Наш земляк был замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался астрономией, геологией, географией. Также он интересовался животными и растениями, очень любил живую природу и старательно изучал ее.

-  А вы хотите сегодня  превратиться в ученых-исследователей?

- А как вы думаете, что мы будем с вами в лаборатории делать?

Дети смотрят вокруг.

Опыты

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость 
на слова учителя.

 Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать

2этап.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1.Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности

2.Организовать самими учащимися фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какое платье на ней красивое.

 Но  почему с её платья капает вода?

        

- Маша, что с тобой произошло?

 ( Моё платье промокло, когда я попала под дождь.)

- Ребята, что надо было взять, чтобы не промокнуть?

( У меня был зонтик, но платье всё равно промокло.)

- Ребята, а давайте  превратимся с вами в учёных-исследователей и  проведём эксперимент,  для того чтобы проверить, могло ли под зонтом промокнуть платье?

Но прежде вспомним, как ведут себя учёные в лаборатории?

Проводится эксперимент.

- В качестве дождя предлагаю взять лейку. Куклу поставим в тазик. Я буду держать зонтик над куклой, а  Коля будет лить из лейки на зонт.

- Проверьте, платье куклы намокло?

- А теперь ребята, проверим,  влияет ли ветер на дождь?

- В качестве дождя вновь  берём лейку. Куклу ставим в тазик. Я так же  буду держать зонтик над куклой, а  Коля будет лить из лейки на зонт. А вы ребята, набрав, побольше воздуха,  дружно будите дуть на льющуюся воду из лейки.

- Что же вы ребята увидели?

- Так почему скажите, у Маши промокло платье?

- Значит, если во время дождя будет сильный ветер, я всегда буду мокрая.

 Но я не знаю из чего можно сделать плащ?

( Дети могут подойти и на ощупь определить, что платье действительно мокрое.)

Чтобы не промокнуть надо было взять с собой зонтик.

Тихо, внимательно, аккуратно.

Платье куклы под зонтом сухое.

Капельки воды попали кукле на платье.

Ветер был на улице  сильный и поэтому он повлиял  на направление дождя, и платье промокло.

Ты не будешь мокрая, если оденешь плащ.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4этап Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы  и цели урока.

- Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

-  Я вас правильно поняла, вы хотите провести эксперименты, опыты.

- Так скажите, что мы будем сегодня делать на занятии?

 Посмотреть в книге, в Интернете, спросить у родителей, провести эксперимент.

Проведём эксперименты и  узнаем из какого материала лучше сделать дождевик, чтобы не промокнуть. Попробуем сделать дождевики.

Регулятивные:

 - целеполагание.

Познавательные:

- самостоятельное  выделение учебной цели и способ решения проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению

5этап Открытие новых знаний

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе

Проводим эксперименты.

1 эксперимент.

Подходим к столу для экспериментов, на котором стоит « Коробка изобретателя».

 - Посмотрите и скажите,  что мы  возьмём для эксперимента?  

- Давайте посмотрим, что произойдёт  с салфеткой,  если она попадёт под дождь.

 Берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на салфетку.

- Что произошло с салфеткой?

- А если мы её еще возьмём и сомнём в руках, а потом  попробуем потом развернуть.

- Что произошло с салфеткой?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

2 эксперимент.

-Проделаем тоже самое с бумагой и посмотрим,  что же с ней произойдёт, если она попадёт под дождь?

 Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на бумагу.  Мнём бумагу в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши,  а затем  попробуйте развернуть её.

- Что произошло с бумагой?

- Ребята, запишите  свой результат эксперимента в таблице.

3 эксперимент.

-Попробуем тоже самое  сделать с тканью.

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на  ткань.  Мнём  ткань в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши,  а затем  попробуйте развернуть её.

- Что произошло с тканью.

- А теперь попробуйте порвать  ткань.

- Так что же прочнее бумага, салфетка или ткань?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

4 эксперимент.

-Попробуем тоже самое  сделать с пакетом.

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на  пакет.  Мнём  пакет в руках и  не забудьте  хлопнуть  в ладоши 5 раз,  а затем  попробуйте развернуть его.

- Что произошло с пакетом?

- Ребята, запишите результат эксперимента в таблице.

- Давайте вы ещё раз посмотрите на свои таблицы и ответьте на вопрос.

- Так из чего лучше сделать плащ для дождливой погоды?

- Почему?

Для эксперимента мы возьмём салфетку, бумагу, ткань, целлофановый пакет.

Салфетка намокла.

Салфетка мятая, не выпрямляется и легко рвётся.

Учащиеся заполняют рабочие листы (таблицы)

Бумага намокла, легко мнётся и рвётся.

Учащиеся записывают, зарисовывают результаты своих наблюдений в таблицу.

Ткань намокла, пропускает воду, но осталась прежней.

Учащиеся пытаются порвать ткань и убеждаются, что порвать ткань нужно приложить усилия.

Ткань прочнее салфетки и бумаги, но для плаща ткань эта не годится.

Учащиеся фиксируют результаты своих наблюдений в таблице.

Пакет намок, но не пропускает воду. Почти не мнётся.

Учащиеся заполняют таблицу.

Из целлофана.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физминутка

Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену      деятельности, подготовить к закреплению основного материала по теме урока.

- А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,
Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1-2-3-4-5 – хочет Хомка сильным стать.

А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.

Учащиеся выполняют двигательные упражнения.

Личностные: Укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей.

6 этап Включение  в систему знаний и повторение

Цель: Выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания

 

- А теперь ребята вы будете работать в группах.

 Каждая группа должна сделать дождевик  и в конце занятия продемонстрировать своё изделие.

Для этого обратите внимание, что лежит в « Коробке изобретателя».

 Выберите всё, что необходимо Вам  для того чтобы сделать дождевик и приступайте к работе.

Учащиеся делают дождевики, демонстрируют свои изделия и рассказывают из чего они сделаны.

Познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: саморегуляция,

контроль .

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: Организовать рефлексию уч – ся своей учебной деятельности

- На этом лаборатория ученого-исследователя М.В. Ломоносова заканчивает свою работу.

- Ребята, вспомните, что нового и интересного вы сегодня узнали.

- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков.

.  – я работал сам, быстро  и аккуратно

.  – я работал медленно, но правильно

.  – я не понял, мне было не интересно

       

 

.

(Ответы детей)

Регулятивные:

 - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по окружающему миру ( природный) Тема: Времена года. Весна.

Открытое занятие по окружающему миру ( природный)Тема: Времена года. Весна.Воспитателя: Подопригоровой Надежды Владимировны Цели -Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закр...

Открытое занятие по окружающему миру 1 класс "Чистота- залог здоровья"

Данный конспект может использоваться как на уроке окружающего мира, так и во вне урочное время. Занятие разработано с использованием интерактивной доски....

открытое занятие по окружающему миру в 3 классе на тему: "Роль растений в жизни человека"

изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Школа пешехода» 2 класс

Цели:   -  повторить и закрепить знания учащихся по ПДД;              - повторить дорожные знаки...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в 3 «Б» классе на тему: «Разнообразие животных»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ : "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ"...