Конспект открытого занятия по окружающему миру
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему
"В лаборатории М. Ломоносова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру,
приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика, физика
Учитель: Недобега Людмила Николаевна
Тема: « В лаборатории М. В. Ломоносова – опыты с водой»
Класс: 3
Дата:18.10. 2015 г
Цель: Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Задачи:
1.Познакомить с жизнедеятельностью русского ученого, великого земляка М.В. Ломоносова.
2.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о некоторых вещах и их свойствами.
3.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
4.Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Оборудование и материалы:
- Презентация к уроку
- Портрет М.В. Ломоносова
- Коробка изобретателя:
- Салфетка
- Картон
- Ткань
- Целлофановые пакеты
- Кукла
- Тазик
- Стаканчик с водой или детская лейка
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности Цель: Организовать самоопределение к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда вы сейчас попали? - Да правильно мы в лаборатории Михаила Васильевича Ломоносова – великого помора, нашего земляка. Педагог обращает внимание на портрет великого ученого - Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711года в деревне Денисовка близ устья реки Северной Двины. В суровой обстановке севера вырос Михайло Ломоносов. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине учился грамоте и началам арифметики. Он пожелал во чтобы то ни стало учиться далее и ушел из родной деревни учиться в Москву пешком. Наш земляк был замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался астрономией, геологией, географией. Также он интересовался животными и растениями, очень любил живую природу и старательно изучал ее. - А вы хотите сегодня превратиться в ученых-исследователей? - А как вы думаете, что мы будем с вами в лаборатории делать? | Дети смотрят вокруг. Опыты | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
2этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: 1.Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности 2.Организовать самими учащимися фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какое платье на ней красивое. Но почему с её платья капает вода?
- Маша, что с тобой произошло? ( Моё платье промокло, когда я попала под дождь.) - Ребята, что надо было взять, чтобы не промокнуть? ( У меня был зонтик, но платье всё равно промокло.) - Ребята, а давайте превратимся с вами в учёных-исследователей и проведём эксперимент, для того чтобы проверить, могло ли под зонтом промокнуть платье? Но прежде вспомним, как ведут себя учёные в лаборатории? Проводится эксперимент. - В качестве дождя предлагаю взять лейку. Куклу поставим в тазик. Я буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт. - Проверьте, платье куклы намокло? - А теперь ребята, проверим, влияет ли ветер на дождь? - В качестве дождя вновь берём лейку. Куклу ставим в тазик. Я так же буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт. А вы ребята, набрав, побольше воздуха, дружно будите дуть на льющуюся воду из лейки. - Что же вы ребята увидели? - Так почему скажите, у Маши промокло платье? - Значит, если во время дождя будет сильный ветер, я всегда буду мокрая. Но я не знаю из чего можно сделать плащ? | ( Дети могут подойти и на ощупь определить, что платье действительно мокрое.) Чтобы не промокнуть надо было взять с собой зонтик. Тихо, внимательно, аккуратно. Платье куклы под зонтом сухое. Капельки воды попали кукле на платье. Ветер был на улице сильный и поэтому он повлиял на направление дождя, и платье промокло. Ты не будешь мокрая, если оденешь плащ. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4этап Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы и цели урока. | - Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? - Я вас правильно поняла, вы хотите провести эксперименты, опыты. - Так скажите, что мы будем сегодня делать на занятии? | Посмотреть в книге, в Интернете, спросить у родителей, провести эксперимент. Проведём эксперименты и узнаем из какого материала лучше сделать дождевик, чтобы не промокнуть. Попробуем сделать дождевики. | Регулятивные: - целеполагание. Познавательные: - самостоятельное выделение учебной цели и способ решения проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться приходить к общему решению |
5этап Открытие новых знаний Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе | Проводим эксперименты. 1 эксперимент. Подходим к столу для экспериментов, на котором стоит « Коробка изобретателя». - Посмотрите и скажите, что мы возьмём для эксперимента? - Давайте посмотрим, что произойдёт с салфеткой, если она попадёт под дождь. Берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на салфетку. - Что произошло с салфеткой? - А если мы её еще возьмём и сомнём в руках, а потом попробуем потом развернуть. - Что произошло с салфеткой? - Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице. 2 эксперимент. -Проделаем тоже самое с бумагой и посмотрим, что же с ней произойдёт, если она попадёт под дождь? Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на бумагу. Мнём бумагу в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её. - Что произошло с бумагой? - Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице. 3 эксперимент. -Попробуем тоже самое сделать с тканью. Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на ткань. Мнём ткань в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её. - Что произошло с тканью. - А теперь попробуйте порвать ткань. - Так что же прочнее бумага, салфетка или ткань? - Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице. 4 эксперимент. -Попробуем тоже самое сделать с пакетом. Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на пакет. Мнём пакет в руках и не забудьте хлопнуть в ладоши 5 раз, а затем попробуйте развернуть его. - Что произошло с пакетом? - Ребята, запишите результат эксперимента в таблице. - Давайте вы ещё раз посмотрите на свои таблицы и ответьте на вопрос. - Так из чего лучше сделать плащ для дождливой погоды? - Почему? | Для эксперимента мы возьмём салфетку, бумагу, ткань, целлофановый пакет. Салфетка намокла. Салфетка мятая, не выпрямляется и легко рвётся. Учащиеся заполняют рабочие листы (таблицы) Бумага намокла, легко мнётся и рвётся. Учащиеся записывают, зарисовывают результаты своих наблюдений в таблицу. Ткань намокла, пропускает воду, но осталась прежней. Учащиеся пытаются порвать ткань и убеждаются, что порвать ткань нужно приложить усилия. Ткань прочнее салфетки и бумаги, но для плаща ткань эта не годится. Учащиеся фиксируют результаты своих наблюдений в таблице. Пакет намок, но не пропускает воду. Почти не мнётся. Учащиеся заполняют таблицу. Из целлофана. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Физминутка Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к закреплению основного материала по теме урока. | - А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку. Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок, А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными. | Учащиеся выполняют двигательные упражнения. | Личностные: Укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей. |
6 этап Включение в систему знаний и повторение Цель: Выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания
| - А теперь ребята вы будете работать в группах. Каждая группа должна сделать дождевик и в конце занятия продемонстрировать своё изделие. Для этого обратите внимание, что лежит в « Коробке изобретателя». Выберите всё, что необходимо Вам для того чтобы сделать дождевик и приступайте к работе. | Учащиеся делают дождевики, демонстрируют свои изделия и рассказывают из чего они сделаны. | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: саморегуляция, контроль . Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: Организовать рефлексию уч – ся своей учебной деятельности | - На этом лаборатория ученого-исследователя М.В. Ломоносова заканчивает свою работу. - Ребята, вспомните, что нового и интересного вы сегодня узнали. - А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков. . – я работал сам, быстро и аккуратно . – я работал медленно, но правильно . – я не понял, мне было не интересно
. | (Ответы детей) | Регулятивные: - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по окружающему миру ( природный) Тема: Времена года. Весна.
Открытое занятие по окружающему миру ( природный)Тема: Времена года. Весна.Воспитателя: Подопригоровой Надежды Владимировны Цели -Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закр...
Открытое занятие по окружающему миру 1 класс "Чистота- залог здоровья"
Данный конспект может использоваться как на уроке окружающего мира, так и во вне урочное время. Занятие разработано с использованием интерактивной доски....
открытое занятие по окружающему миру в 3 классе на тему: "Роль растений в жизни человека"
изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Школа пешехода» 2 класс
Цели: - повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; - повторить дорожные знаки...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в 3 «Б» классе на тему: «Разнообразие животных»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ : "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ"...