Разработка урока по ФГОС на конкурс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме: Сочинение по репродукции картины Васнецова "Снегурочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_konkurs.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Вязьминова Елена Геннадьевна
МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №124»
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Методическая разработка современных уроков, реализующих образовательную программу
начального общего, основного общего, среднего общего образования
2016 год
Урок русского языка
Тема урока: Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Вид урока: Проектная деятельность
Учебно-методический комплект: «Школа России», учебник автор В.П. Канакина, «Русский язык», 2014 год
Раздел программы: Развитие речи
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка», фрагмент П.И. Чайковский «Снегурочка», учебник, орфографические словари.
Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Задачи:
- совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;
- познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
- развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
Аннотация.
Урок по русскому языку «Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Снегурочка» по образовательной системе УМК «Школа России» составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Предназначен для педагогов реализующих УМК «Школа России» 3 класс.
Введение.
Актуальность данного урока заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность обучающихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
В ходе использования методической разработки учитель:
Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
- Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
- Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предмету;
- Использует коллективные, групповые способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
- Создает ситуацию успеха;
- Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
- Основная часть
- Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у обучающихся, тем более сочинения – описания по произведениям живописи.
Поэтому мною был выработан план подготовки и проведения урока русского языка, развитие речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи.
- Словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме «Живопись». Непосредственные наблюдения за окружающим миром;
- Рассказ о художнике и история создания картины (готовят информацию учитель + ученик, родитель + ребенок, коллективная и групповая работа);
- Беседа по картине;
- Словарно-стилистическая работа по теме урока;
- Составление плана сочинения (в парах, в группах, коллективно)
- Составление устного высказывания по картине;
- Написание первого варианта сочинения (редактирование);
- Написание окончательного варианта сочинения;
- Анализ творческих работ школьников.
Для достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и приёмы обучения:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая;
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность, раздаточный материал
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться: нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, применять правила правописания, составлять план текста.
Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников.
Использованная литература:
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn Сочинения по картинам
В помощь классному руководителю «Русский язык. Сочинения и изложения» 1-4 классы, автор Н.Н. Бобкова, Н.Н. Гончарова
Этап урока | Деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.) | - Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. | Мы пришли сюда учиться, | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов. |
Актуализация знаний. (4-5 мин.) | - Ребята, отгадайте загадку: Корень извлечь из «начинки» несложно Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении » ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. Какие бывают сочинения? На какие темы мы писали сочинения? | На доске появляется запись - сочинение | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя При необходимости пользуются записями в тетради по развитию речи | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
Постановка цели и задач урока. (5 мин.) | -Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте обсудим правила работы в группе. (слайды 2,3) -- Перед вами сочинение, которое написал Незнайка. (слайд 4) - Прочитайте и обсудите в группах, какие ошибки допустил Незнайка. - О ком рассказал нам Незнайка? - Что вы можете рассказать о Снегурочке? - Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? (слайд 5,6) - Какой фильм мы с вами посмотрели о Снегурочке? (слайд 7,8) - Какие открытия вы для себя сделали? - Какова тема нашего сочинения? | Памятка для работы в группе. Записывается тема урока. | Обсуждают правила работы в группе. Делятся на две группы по 5 человек. Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении. Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение. Делают выводы. | Личностные: применяют навыки культурного поведения при общении; формируют уважительное отношение к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Организация класса на работу | - Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения? - Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине? - Текст нашего сочинения – описание. - Что такое текст-описание? -Давайте вспомним его схему. | Испытывают затруднение Схема текста-описания | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Краткая информация о художнике В.М. Васнецове | У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.( слайд 9, 10) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.(слайд 11) С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. (слайд 12, 13) В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает. Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. | презентация | Слушают учителя, задают вопросы | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников Познавательные: выделяют существенную информацию о жизни и творчестве художника |
Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | - Рассмотрите картину. (слайд 14) -Какие чувства вызвала у вас картина? - Кто на ней изображен? Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину? - Какие чувства испытывает Снегурочка? - Посмотрите на карточки, выберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки.(слайд 15) -Опишите ее лицо. - Как одета? -Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках. -Почему снег на картине голубого цвета? | Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковский «Снегурочка» | Личностные: проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций Коммуникативные: строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательная: – осознают познавательную задачу и решают ее. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи. Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. | |
Физминутка (1-2 мин.) | Музыкальная физкультминутка (слайд 16) | Зарядка для снятия напряжения глаз | Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | |
Словарная работа | Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)) (слайд 17) | (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе) | Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения. Работают в группах | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, оценивают эстетическую сторону высказывания Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение. |
Обсуждение структуры | Вспомните схему построения текста. - О чём расскажем во вступлении? - В основной части? В заключении? (слайд 18) - Сейчас в группах вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение. | 1. Вступление. (1-3 предложения) 2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений) Заключение (1-3 предложения) | Коллективное составление плана сочинения | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи |
Редактирование плана, внесение ключевых слов | (Слайд 19) - Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали. | Внесение в план ключевых слов | Называют, какие слова подобрали к каждой части плана сочинения | Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Письмо сочинения в группах | - Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем. - Желаю вам успехов в вашей творческой работе! | На слайде план сочинения с ключевыми словами, подобранными обучающимися | Работают в группе, пользуются репродукцией картины В.М. Васнецова в учебнике | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) | – Какое открытие сделали - Понравился ли данный вид работы? – О чем хотели бы узнать - Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения? - Выберите свой вариант ответа:
- Послушаем ваши сочинения. - Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились? - Какие ошибки допустили? - Выберите свой вариант ответа: | Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин) | Дома вы напишите своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» по плану, которой вы составили на уроке. | План сочинения, составленный обучающимися под руководством учителя | Записывают домашнее задание, берут копии планов | Регулятивные: – принимают учебное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по ФГОС.
Урок по математике 1класс.Урок по информатике 4 класс....
Тема урока: Вычитание вида: 8-*, 9-*(разработка урока по ФГОС)
Цель урока:Создать условия для закрепление знаний приема сложения и вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми,развития умения решать задачи.Создавать условия для развития интеллектуальных сп...
разработка урока по ФГОС русский язык по теме Корень слова
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". Данный урок разработан с учетом требований ФГОС....
Разработка урока по ФГОС "Угол.Прямой угол".
Разработка урока математики по требованиям ФГОС...
Разработка урока по ФГОС в 3 классе
Тема раздела: Telling stories and writing letters to your friendsТема урока: Lesson 56Тип урока: комбинированныйУМК: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева Enjoy English 5 / Английский с удовольствием 3 клас...
Работа на конкурс. Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
Разработка урока математики школьного этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2021" на тему:"Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида + 5,+6,+7,+8,+9"
Урок по математике был проведён учителем во время школьного этапа конкурса "Учитель года 2021" 27 января 2021 года...