Работа на конкурс. Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_bukovetskoy_ia.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ«ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»

ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«ИСТОКИ МАСТЕРСТВА»

СРЕДИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС

Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ЗОНЫ СТЕПЕЙ.»

Работу выполнила

Буковецкая Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

учреждения города Джанкоя Республики

Крым «Средняя школа № 5»

Джанкой – 2018

Дата и номер урока: 07.11.17г., № 17

Класс: 4-Б класс

Предмет: Окружающий мир

Тема: Зона степей

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение работать в группах;

- сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: 

- сформировать первоначальные представления детей о степях, о разнообразии природы Крыма;

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- показывать природную зону на карте природных зон;

- иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные);

- моделировать цепи питания природной зоны;

- иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.

Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, презентация, гербарий растений степи, схемы положения уровня солнца в разных зонах.

Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок-

Ну-ка посмотри, дружок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, атласы, тетрадки?

Приветствие.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. (Слайд 1). У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России. Какими? (Ребята называют пройденные зоны)

- Чтобы сформулировать тему нашего урока, нам надо разгадать кроссворд. (Слайд 2).

        

Вот вопросы к кроссворду:

Первое слово

Второе слово

1. Белая …                                                                 Под моим окном                                                Принакрылась снегом,                                        Точно серебром.

2. Лесной хищник, которого из-за красивого, дорогого меха почти уничтожили.

3. Горят красные кисти,                                   Хоть давно нету листьев.

4. Красненькая матрешка,                                 Беленько сердечко,                                                 На кустах растет                                                     И сладка, как мед.

5. Горбоносый, длинноногий                               Великан ветвисторогий.                                    Ест траву, кустов побеги,                                        С ним тягаться трудно в беге.                                Коль такого довелось                                         Встретить, знай, что это...

6. Вроде сосны, вроде елок,                                  А зимою без иголок.

7. Хозяин лесной                                                 Просыпается весной.                                              А зимой под снежный вой                                    Спит в избушке снеговой.

8. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

9. С колпачком на голове,                                     Будто в путь готовый,                                             Он скрывается в листве                                                  Дуба золотого.

10. Прилетел к нам наконец                                     Лучший наш певец.                                                   Дни и ночи напролет                                               Он поет, поет, поет.

Тема нашего урока: Зона степей.  (Слайд 3)

  1. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • С каким природными зонами мы познакомились на прошлых уроках?
  • Какие интересные факты вы запомнили из изученных ранее природных зон?
  • В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
  • голубика - лемминг - белая сова;
  • ягель - олень - волк;
  • зерна растений - полевка - сокол?

  1. Изучение нового материала (Слайд 3)

- Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи.

 - Давайте составим план нашей работы. 
           степь 

1) виды степей;
2) климат; 
3) растительный мир;

4) животный мир; 
5) занятия населения;
6) экологические проблемы.

         - Давайте рассмотрим карту природных зон России. Где же, в нашей стране, находятся степи? Зона степей на карте выделена желтым цветом. Найдите на карте зону степей, покажите.

Виды степей (Слайд 4) (обсуждаем и показываем на карте)

  • Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма. (Слайд 5)
  • Луговые, или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири. (Слайд 6)
  • Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.  (Слайд 7)
  • Пустынные, или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни. (Слайд 8)

Климат (Слайд 9)

Зона степей расположена южнее зоны лесов. Зона степей намного меньше зоны лесов.  Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. 

Растительный мир (Слайд 10)

Растительный мир степи прекрасен: весной синеют цветущие фиалки и заливаются солнечным светом желтые тюльпаны. Степные просторы пересекает множество рек и речушек, многие из которых в жаркое лето пересыхают. На высоких берегах рек растут дубравы и рощи. В лесных поймах шелестят леса из ольхи, вяза и ивы.

- Какие же растения растут в степи? (рассматриваем фото, называем)

  • Шалфей луговой - фиолетовые цветки шалфея достигают в длину 2,5 сантиметра. (Слайд 11)
  • Тюльпан шренка - когда весной это растение зацветает, крымские и прикаспийские степи покрываются фантастическим ковром ослепительных красок – ведь цветки тюльпана Шренка бывают белыми, желтыми, розовыми, красными, фиолетовыми и даже с черным «глазком» у основания. В глубокой древности ими украшали свои сады персидские шахи и турецкие султаны – тюльпаны специально доставляли сюда из-за Черного моря, из Крыма. (Слайд 12)
  • Ирис карликовый - ранней весной среди жухлой прошлогодней травы в степи загораются ярко-синие, желтые, фиолетовые и белые цветки карликового ириса, стебель которого едва возвышается над землей (его высота – всего 3-5 сантиметров), зато диаметр цветков достигает 5-7 сантиметров! (Слад 13)
  • Шампиньоны - любимые места обитания шампиньонов – открытые пространства, поросшие невысокой травой. Вот почему в степи этих грибов особенно много. (Слайд 14)
  • Вишня степная - красные кисловатые ягоды степной вишни созревают уже в начале лета. В отличие от своей садовой сестрицы, едва доходит взрослому человеку до пояса. В степи этот кустарник обычно образует густые заросли, куда часто наведываются за ягодами степные обитатели. (Слайд 15)
  • Ковыль-волосатик или Тырса - у ковыля-волосатика цветковая ость напоминает длинный жесткий волос: она лишена волосков и вдобавок закручена винтом. (Слайд 16)
  • Астрагал - близкий степной родственник нашего мышиного горошка и луговой чины.(Слайд 17)

Животный мир  (Слайд 18)

        Животный мир в степи не так разнообразен, как в плотных густых лесах, но также очень интересен. 

- Давайте познакомимся с некоторыми из них. (рассматриваем фото, называем)

  • Суслик - маленький короткохвостый грызун – злостный вредитель сельскохозяйственных культур. (Слайд 19)
  • Хомяк обыкновенный - чуть крупнее крысы этот пестрый грызун, зато толстый, короткохвостый и щекастый. (Слайд 20)
  • Большой тушканчик - большинство тушканчиков живет в пустынях, но самый крупный из них, большой тушканчик, или земляной заяц, обитает в степях и даже лесостепях. (Слайд 21 )
  • Сурок - это «в меру упитанный» степной грызун, очень дружелюбное существо и живущее большими сообществами. (Слайд 22)
  • Сайгак - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся скоростъю 70-80 километров в час. (Слайд 23)
  • Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми. (Слайд 24)

        И еще множество птиц, такие как: (Слайд 25)

  • степной орел;
  • дрофа;
  • пустельга;
  • удод;
  • сизоворонка и многие другие.

Занятия населения (работаем с картой) (Слайд 26)

        В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Степи очень богаты травянистой растительностью, поэтому в зоне степей развито животноводство.

Но всё же основное занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны.

Так, на западе зоны степей занимаются выращиванием пшеницы, выращивают сахарную свёклу, кукурузу, подсолнечник. В садах выращивают груши, яблоки, абрикосы, сливы.

На юге степной зоны занимаются выращиванием арбузов и дынь. На огородах и на полях выращивают различные овощи. (Слайд 27)

Зона степей характеризуется огромной безлесой равниной. Люди для защиты от пыльных бурь сажают леса, а для орошения полей проводят каналы.

Экологические проблемы  (Слайд 28)

Одной из общих проблем является опустынивание, что грозит большинству современных степей мира. Это результат действия воды и ветра, а также человека. Все это способствует появлению пустых земель, непригодных ни для выращивания урожая, ни для возобновления растительного покрова.

В целом растительный мир степной зоны не отличается устойчивостью, что не позволяет природе полностью восстановиться после влияния человека. В результате сложившейся ситуации ухудшается плодородие земли, уменьшается биологическое разнообразие. Также беднеют пастбища, происходит истощение и засоление почвы.
           Очередная проблема это 
вырубка деревьев, которые защищали флору и укрепляли почву степи. Вследствие этого происходит распорошение земель. Этот процесс усугубляют еще и засухи, характерные для степей. Соответственно уменьшается численность животного мира. (Слайд 29)

  1. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

  1. Осмысление и применение полученных знаний

Обсудим

1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.

2.Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Проверь себя

1.Покажи на карте зону степей.

2. Дай краткую характеристику зоны степей.

  1. Подведение итогов

- Ребята, давайте сделаем вывод по теме нашего урока.

        В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их
место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и
животным миром необходимо оберегать.

  1. Рефлексия

- А теперь возьмите в руки карточки с изображением того лица, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. (веселого, нейтрального и грустного)

  1. Домашнее задание:

1.Нарисуйте, как вы представляете себе степь.

2.Найдите в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые вас заинтересовали. Подготовьте сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по ФГОС.

Урок по математике 1класс.Урок по информатике 4 класс....

Тема урока: Вычитание вида: 8-*, 9-*(разработка урока по ФГОС)

Цель урока:Создать условия для закрепление знаний приема сложения и вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми,развития умения решать задачи.Создавать условия для развития интеллектуальных сп...

Материал на конкурс "Лучшая разработка урока математики".

Технологическая карта урока математики по теме "Угол"....

Номинация проекта «Лучшая разработка урока (занятия) 1 четверти 2014-2015 учебного года». Краткосрочный проект "Правила дорожного движения"

Вид проекта:  творческо – информационный.Продолжительность проекта:  однодневный.Участники проекта: учащиеся начальной школы 2 класса КРО VII вида.Основное направление проекта:  предупр...

Краевой конкурс на лучшую разработку классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Единый Всекубанский классный час«Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!»Цели:- воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, ф...

Разработка урока по ФГОС на конкурс

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме: Сочинение по репродукции картины Васнецова "Снегурочка"...

Всероссийский конкурс номинация : «Лучшая презентация к уроку»

laquo;Лучшая презентация к уроку» Диплом  (3-ей степени)...