Работа на конкурс. Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_bukovetskoy_ia.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»
ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«ИСТОКИ МАСТЕРСТВА»
СРЕДИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС
Номинация: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФГОС НОО/ООО»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «ЗОНЫ СТЕПЕЙ.»
Работу выполнила
Буковецкая Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного
учреждения города Джанкоя Республики
Крым «Средняя школа № 5»
Джанкой – 2018
Дата и номер урока: 07.11.17г., № 17
Класс: 4-Б класс
Предмет: Окружающий мир
Тема: Зона степей
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение работать в группах;
- сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:
- сформировать первоначальные представления детей о степях, о разнообразии природы Крыма;
- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- показывать природную зону на карте природных зон;
- иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные);
- моделировать цепи питания природной зоны;
- иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.
Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, презентация, гербарий растений степи, схемы положения уровня солнца в разных зонах.
Ход урока
- Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Ну-ка посмотри, дружок,
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, атласы, тетрадки?
Приветствие.
- Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. (Слайд 1). У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России. Какими? (Ребята называют пройденные зоны)
- Чтобы сформулировать тему нашего урока, нам надо разгадать кроссворд. (Слайд 2).
Вот вопросы к кроссворду:
Первое слово | Второе слово |
1. Белая … Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. 2. Лесной хищник, которого из-за красивого, дорогого меха почти уничтожили. 3. Горят красные кисти, Хоть давно нету листьев. 4. Красненькая матрешка, Беленько сердечко, На кустах растет И сладка, как мед. | 5. Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это... 6. Вроде сосны, вроде елок, А зимою без иголок. 7. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. 8. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. 9. С колпачком на голове, Будто в путь готовый, Он скрывается в листве Дуба золотого. 10. Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет, поет, поет. |
Тема нашего урока: Зона степей. (Слайд 3)
- Актуализация опорных знаний
Беседа
- С каким природными зонами мы познакомились на прошлых уроках?
- Какие интересные факты вы запомнили из изученных ранее природных зон?
- В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
- голубика - лемминг - белая сова;
- ягель - олень - волк;
- зерна растений - полевка - сокол?
- Изучение нового материала (Слайд 3)
- Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи.
- Давайте составим план нашей работы.
степь
1) виды степей;
2) климат;
3) растительный мир;
4) животный мир;
5) занятия населения;
6) экологические проблемы.
- Давайте рассмотрим карту природных зон России. Где же, в нашей стране, находятся степи? Зона степей на карте выделена желтым цветом. Найдите на карте зону степей, покажите.
Виды степей (Слайд 4) (обсуждаем и показываем на карте)
- Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма. (Слайд 5)
- Луговые, или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири. (Слайд 6)
- Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области. (Слайд 7)
- Пустынные, или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни. (Слайд 8)
Климат (Слайд 9)
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Зона степей намного меньше зоны лесов. Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.
Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.
Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.
В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.
Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве.
Растительный мир (Слайд 10)
Растительный мир степи прекрасен: весной синеют цветущие фиалки и заливаются солнечным светом желтые тюльпаны. Степные просторы пересекает множество рек и речушек, многие из которых в жаркое лето пересыхают. На высоких берегах рек растут дубравы и рощи. В лесных поймах шелестят леса из ольхи, вяза и ивы.
- Какие же растения растут в степи? (рассматриваем фото, называем)
- Шалфей луговой - фиолетовые цветки шалфея достигают в длину 2,5 сантиметра. (Слайд 11)
- Тюльпан шренка - когда весной это растение зацветает, крымские и прикаспийские степи покрываются фантастическим ковром ослепительных красок – ведь цветки тюльпана Шренка бывают белыми, желтыми, розовыми, красными, фиолетовыми и даже с черным «глазком» у основания. В глубокой древности ими украшали свои сады персидские шахи и турецкие султаны – тюльпаны специально доставляли сюда из-за Черного моря, из Крыма. (Слайд 12)
- Ирис карликовый - ранней весной среди жухлой прошлогодней травы в степи загораются ярко-синие, желтые, фиолетовые и белые цветки карликового ириса, стебель которого едва возвышается над землей (его высота – всего 3-5 сантиметров), зато диаметр цветков достигает 5-7 сантиметров! (Слад 13)
- Шампиньоны - любимые места обитания шампиньонов – открытые пространства, поросшие невысокой травой. Вот почему в степи этих грибов особенно много. (Слайд 14)
- Вишня степная - красные кисловатые ягоды степной вишни созревают уже в начале лета. В отличие от своей садовой сестрицы, едва доходит взрослому человеку до пояса. В степи этот кустарник обычно образует густые заросли, куда часто наведываются за ягодами степные обитатели. (Слайд 15)
- Ковыль-волосатик или Тырса - у ковыля-волосатика цветковая ость напоминает длинный жесткий волос: она лишена волосков и вдобавок закручена винтом. (Слайд 16)
- Астрагал - близкий степной родственник нашего мышиного горошка и луговой чины.(Слайд 17)
Животный мир (Слайд 18)
Животный мир в степи не так разнообразен, как в плотных густых лесах, но также очень интересен.
- Давайте познакомимся с некоторыми из них. (рассматриваем фото, называем)
- Суслик - маленький короткохвостый грызун – злостный вредитель сельскохозяйственных культур. (Слайд 19)
- Хомяк обыкновенный - чуть крупнее крысы этот пестрый грызун, зато толстый, короткохвостый и щекастый. (Слайд 20)
- Большой тушканчик - большинство тушканчиков живет в пустынях, но самый крупный из них, большой тушканчик, или земляной заяц, обитает в степях и даже лесостепях. (Слайд 21 )
- Сурок - это «в меру упитанный» степной грызун, очень дружелюбное существо и живущее большими сообществами. (Слайд 22)
- Сайгак - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся скоростъю 70-80 километров в час. (Слайд 23)
- Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми. (Слайд 24)
И еще множество птиц, такие как: (Слайд 25)
- степной орел;
- дрофа;
- пустельга;
- удод;
- сизоворонка и многие другие.
Занятия населения (работаем с картой) (Слайд 26)
В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Степи очень богаты травянистой растительностью, поэтому в зоне степей развито животноводство.
Но всё же основное занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны.
Так, на западе зоны степей занимаются выращиванием пшеницы, выращивают сахарную свёклу, кукурузу, подсолнечник. В садах выращивают груши, яблоки, абрикосы, сливы.
На юге степной зоны занимаются выращиванием арбузов и дынь. На огородах и на полях выращивают различные овощи. (Слайд 27)
Зона степей характеризуется огромной безлесой равниной. Люди для защиты от пыльных бурь сажают леса, а для орошения полей проводят каналы.
Экологические проблемы (Слайд 28)
Одной из общих проблем является опустынивание, что грозит большинству современных степей мира. Это результат действия воды и ветра, а также человека. Все это способствует появлению пустых земель, непригодных ни для выращивания урожая, ни для возобновления растительного покрова.
В целом растительный мир степной зоны не отличается устойчивостью, что не позволяет природе полностью восстановиться после влияния человека. В результате сложившейся ситуации ухудшается плодородие земли, уменьшается биологическое разнообразие. Также беднеют пастбища, происходит истощение и засоление почвы.
Очередная проблема это вырубка деревьев, которые защищали флору и укрепляли почву степи. Вследствие этого происходит распорошение земель. Этот процесс усугубляют еще и засухи, характерные для степей. Соответственно уменьшается численность животного мира. (Слайд 29)
- Физкультминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
- Осмысление и применение полученных знаний
Обсудим
1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
2.Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?
Проверь себя
1.Покажи на карте зону степей.
2. Дай краткую характеристику зоны степей.
- Подведение итогов
- Ребята, давайте сделаем вывод по теме нашего урока.
В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их
место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и
животным миром необходимо оберегать.
- Рефлексия
- А теперь возьмите в руки карточки с изображением того лица, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. (веселого, нейтрального и грустного)
- Домашнее задание:
1.Нарисуйте, как вы представляете себе степь.
2.Найдите в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые вас заинтересовали. Подготовьте сообщение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по ФГОС.
Урок по математике 1класс.Урок по информатике 4 класс....
Тема урока: Вычитание вида: 8-*, 9-*(разработка урока по ФГОС)
Цель урока:Создать условия для закрепление знаний приема сложения и вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми,развития умения решать задачи.Создавать условия для развития интеллектуальных сп...
Материал на конкурс "Лучшая разработка урока математики".
Технологическая карта урока математики по теме "Угол"....
Номинация проекта «Лучшая разработка урока (занятия) 1 четверти 2014-2015 учебного года». Краткосрочный проект "Правила дорожного движения"
Вид проекта: творческо – информационный.Продолжительность проекта: однодневный.Участники проекта: учащиеся начальной школы 2 класса КРО VII вида.Основное направление проекта: предупр...
Краевой конкурс на лучшую разработку классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»
Единый Всекубанский классный час«Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!»Цели:- воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, ф...
Разработка урока по ФГОС на конкурс
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме: Сочинение по репродукции картины Васнецова "Снегурочка"...
Всероссийский конкурс номинация : «Лучшая презентация к уроку»
laquo;Лучшая презентация к уроку» Диплом (3-ей степени)...