Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Типовая базовая рабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2007 года) по учебному предмету « Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г.Г.Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г), требований к уровню подготовки обучающегося 4-го класса в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебные недели; по 2 часа в неделю; 70 часов за год. Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om.docx | 184.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «АСОШ» ________/Александрова Л.К./ Ф.И.О. «_____»___________2015 г |
Рабочая программа по предмету
Окружающий мир
учителя начальных классов
Захаровой Мотрены Николаевны
4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от __.__.2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Типовая базовая рабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2007 года) по учебному предмету
« Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г.Г.Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г), требований к уровню подготовки обучающегося 4-го класса в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебные недели; по 2 часа в неделю; 70 часов за год.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 70 часов.
Учебно-тематический план.
№ темы | Тема раздела | Количество часов | Экскурсии | Проверочные работы | Проекты |
1 раздел | Наш край | 22 | 2 | 1 | |
2 раздел | Наша Родина на планете Земля | 13 | 1 | 1 | |
3 раздел | Древняя Русь | 5 | 1 | ||
4 раздел | Московское царство | 6 | 1 | ||
5 раздел | Российская империя | 9 | 1 | ||
6 раздел | Российское государство | 13 | 1 | ||
Итого | - | 68 | 2 | 5 | 2 |
Содержание тем учебного курса. 4 класс (68 ч)
Наш край 22 ч
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.
Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям.
Жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля 12 ч
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря.
Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины 28 ч
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и
событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси.
Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины I. Жизнь дворян, крепостных
крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.
Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь
и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир»
к концу 4 класса
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Предметные
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
- различать план местности и географическую карту;
- читать план с помощью условных знаков;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы,
- равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать
- необходимость их бережного использования;
- объяснять, что такое природное сообщество, приводить
- примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей
- между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества;
- рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- характеризовать основные виды почв;
- характеризовать распределение воды и суши на Земле;
- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять причины смены времён года;
- применять масштаб при чтении плана и карты;
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. —создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция;
- 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президентРФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
- Обучающиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Содержательные линии | Федеральный компонент ФГОСа | Возможность углубления | |
НАШ КРАЙ 22 ч. НАША РОДИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 13 ч. ДРЕВНЯЯ РУСЬ 5 ч. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО 6 ч. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 9 ч. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО 13 ч. | ЗНАТЬ:
| УМЕТЬ:
|
|
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.
2 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
3 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
4 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
Для ученика:
- Окружающий мир: 4-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 4-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
Для учителя:
- Обучение в 4-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Окружающий мир: 4-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 4-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации / авт.-сост. А.А.Митина. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Я иду на урок в начальную школу. Тесты по природоведению / авт.-сост. Е.И.Николаенко. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Дополнительная литература:
- Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 4-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Обучение в 4-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009;
- Развернутое тематическое планирование по программе «Планета Знаний». 4 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
4 класс «Планета знаний»
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид деятельности | Тип урока, средства обучения | Планируемые результаты УУД | Вид контроля | Примерное домашнее задание | ||
Предметные | Метапредмет- ные, личностные | ||||||||
Наш край (22 ч) | |||||||||
Что такое погода. Как погода зависит от ветра. Часть 1 С. 6—14 | Наблюдение за погодой, определение погоды, работа с учебником | Урок изучения нового материала, флюгер, проектор | Уметь: использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Уметь: объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Знать: как погода зависит от ветра; местные признаки предсказания погоды; значение научных предсказаний погоды. Уметь: Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц. Знать: что такое план, карта, условные обозначения; историю создания карт; виды поверхностей земли и их основные черты. Уметь: объяснять значение плана и карты в жизни человека; приводить примеры из истории создания карт; характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Знать: как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши; основные полезные ископаемые Уметь: характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений; доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Знать: основные виды почв. Уметь: объяснять причины разнообразия почв. | Познавательные: проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку; читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб; изображать путь от дома до школы; составлять описание местности; моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина; исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв Регулятивные: обобщать результаты наблюдений, делать выводы; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Личностные: правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов; участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов; положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; способность к самооценке; | Фронтальный опрос | С. 6 – 14 вопросы | |||
Предсказание погоды С. 14—17 | Работа с учебником и доп. литературой | Комбинированный, проектор | Взаимоконтроль | С. 14—17 – подобрать приметы погоды | |||||
Р/К Экскурсия в смешанный лес | Наблюдение за живым и неживым миром леса. | Экскурсия | Работа в группах | Сочинить рассказ об управлении погодой | |||||
Р/К Экскурсия на луг или в поле | Наблюдение за живым и неживым миром поля. | Экскурсия | Фронтальный опрос | Заполнить таблицу | |||||
Р/К Наша местность на плане и карте С. 18—20 | Работа с картой и планом. Составление плана. | Практический + изучение нового материала, план, карта | Составление плана местности | С. 18—20 – вопросы 1-3 (работа с планом) | |||||
План местности С. 21—25 | Составление плана, используя условные знаки. | Комбинированный, план, проектор | Составление плана местности | С. 21—25 вопросы 1-3 (определить масштаб) | |||||
Географическая карта С. 25—29 | Работа с картой, с учебником, учатся читать и понимать карту. | Комбинированный, проектор, интеракт. карта | Работа с картой России | С. 25—29 вопросы, знать основные понятия | |||||
Равнины С. 30—33 | Знакомство с особенностями равнины и ее сообществом. Работа с картой, с учебником | Практический + изучения нового материала, муляж равнины, проектор | Работа с картой России | С. 30—33 вопросы 1-7 В.8-9 (дополн.) | |||||
Горы С. 33—36 | Знакомство с горами. Наблюдение над изменением растительности при подъем в горы. Работа с картой, с учебником. | Практический + изучения нового материала, муляж гор, проектор | Работа с картой России | С. 33—36 Пересказ | |||||
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши С. 36—41 | Наблюдение над видами поверхности, определение с помощью чего они так изменились. Работа с учебником. Выполнение опыта. | Комбинированный, мат. для опыта, проектор | Работа в группах | С. 36—41 Пересказ, в.1 (рисунок) | |||||
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Р/К Изменения в нашем крае. С. 41—45 | Работа с учебником. | Комбинированный, макеты оврага и склонов,проектор | Фронтальный опрос | С. 41—45 Пересказ, вопросы 6, 1-2 | |||||
Богатства недр С. 45—49 | Работа с картой и учебником, коллекцией полезных ископаемых | Урок изучения нового материала, коллекция полезных ископаемых | Работа в парах | С. 45—49 Вопросы, вырастить кристаллы | |||||
Разнообразие почв. Р/К Почвы в Ставропольском крае. С. 50—52 | Работа с учебником, с коллекцией «виды почвы» | Урок изучения нового материала, коллекция «Виды почвы» | Тест | С. 50—52 Пересказ, выполнить опыт с 52 в.6 | |||||
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. С. 53—58 | Составление сообществ, работа с учебником, с гербарием. | Комбинированный, раздаточный материал, гербарий | Знать: что такое природное сообщество; основные признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Уметь: приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ; характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Знать: основные моменты влияния человека на состояние природных сообществ. Уметь: сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей. Знать: отличие искусственных сообществ от природных. Уметь: прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов. Знать: мероприятия по использованию и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ. Уметь: характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества. | Познавательные: читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания; проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи; работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; Коммуникативные: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Личностные: понимание необходимости соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; | Работа в группах | С. 53—58 вопросы, составить 3 цепи питания | |||
Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека С. 59—64 | Работа с учебником, с дополнительной литературой. Знакомство с обитателями луга. | Комбинированный | Фронтальный опрос Наблюдение | С. 59—64 Вопросы, рисунок | |||||
Какие растения растут в лесу С. 64—68 | Сравнивают, наблюдают, работа с гербарием. | Урок изучения нового материала, гербарии | Работа в парах | С. 64—68 Доп. мат. О животных леса. | |||||
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека С. 69—73 | Работа с книгой, наблюдение. | Урок - игра | Фронтальный опрос | С. 69—73, составить правила поведения человека в лесу | |||||
Водоём. Р/К Водоемы нашего края. С. 74—80 | Работа с гербарием, наблюдение, сравнение, работа с книгой, гербарием | Урок изучения нового материала, гербарий растений водоема | Работа в группах | С. 74—80 Пересказ, составить 3 цепи питания | |||||
Искусственные сообщества. Поле С. 81—85 | Работа с гербарием, наблюдение, сравнение, работа с книгой. | Урок изучения нового материала, гербарий зерновых культур | Взаимоконтроль | С. 81—85 вопросы | |||||
Животные — обитатели полей С. 85—87 | Работа с книгой, выбор информации. | Комбинированный | Взаимоконтроль | С. 85—87 Доп. матер.о любом обитателе полей. | |||||
Р/К Сад С. 88—93 | Работа с книгой и раздаточным материалом. | Урок изучения нового материала, листья садовых деревьев и кустов. | Работа в группах | С. 6 – 93 – повторить основные понятия. | |||||
Проверочная работа №1 по теме «Наш край» | Выполнение проверочной работы, работа самостоятельно. | Контрольный урок | Проверочная работа | ||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 94—95 | |||||||||
Наша Родина на планете Земля (12 ч) | |||||||||
Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. С. 98—105 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементар- ные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Комбинированный Глобус, интер. карта | Знать: определения: материк, океан, меридиан, параллель, карта, план. Уметь: показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы; обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Знать: причины смены дня и ночи, времен года. Уметь: находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Знать: разнообразие условий жизни на Земле. Уметь: выявлять влияние разнообразие условий жизни на Земле на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды; находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Знать: основные природные зоны России; условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России. Уметь: показывать на карте основные природные зоны России; характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России; оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Знать: особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Уметь: характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности; приводить примеры международного сотрудничества по охране природы; доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее. | Познавательные: Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму; демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях; находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др; проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Регулятивные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности; участвовать в проектной деятельности по изучению природы России Личностные: участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности; отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах; | Фронтальный опрос, работа с картой | С. 98—105 пересказ | |||
Движение Земли С. 106—109 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементар- ные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Урок изучения нового материала Глобус, интерактивная доска | Фронтальная беседа | С. 106—109 вопросы | |||||
В пустынях Африки С. 110—113 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок - путешествие Интерактивная карта | Практическая работа с картой | С. 110—113 Вопросы 1-8, вопрос7 – дополнит. | |||||
Экваториальные леса Южной Америки С. 114—117 | Элементарные приемы чтения карты (без мас- штаба). Знакомство с расти- тельным и животным миром экваториальных лесов Южной Америки. | Урок - путешествие Интерактивная карта | Тест | С. 114—117 Доп. мат. об обитателях Антарктиды или Австралии. | |||||
Антарктида. Австралия. Евразия С. 117—123 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок - путешествие Интерактивная карта | Фронтальный опрос | С. 117—123 вопросы | |||||
Карта России. Р/К Кавказские горы. С. 123—128 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок изучения нового материала + пр.раб. Интерактивная карта | Работа с картой | С. 123—128 Уметь ориентироваться на карте, доп. матер.о животных разных пр. зон (распр.) | |||||
Зона арктических пустынь С. 129—134 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок - путешествие Интерактивная карта | Самостоятельная работа, сообщения | С. 129—134 Описание зоны аркт. пустынь по плану. Доп. матер. | |||||
Тундра С. 134—139 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. Наблюдение, сравнение. | Урок - путешествие Интерактивная карта | Творческие работы, сообщения | С. 134—139 Описание тундры по плану. Доп. матер. | |||||
Зона лесов С. 139—145 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Комбинированный Интерактивная карта | Сообщения | С. 139—145 Описание зоны лесов по плану. Доп. матер. | |||||
Р/К Природная зона нашего края. Степи С. 145—150 | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. Выполнение теста. | Комбинированный Интерактивная карта | Тест, сообщения | С. 145—150 Описание степи по плану. Доп. матер. | |||||
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. С. 150—155 | Работа с учебником, составление вопросов. Поддержание дискуссии. | Урок - дискуссия | Творческая работа в группах | С. 98 – 153 Знать основные понятия, уметь описывать природные зоны по плану. | |||||
Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля» | Выполнение проверочной работы. | Контрольный урок | Проверочная работа | ||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 156—157 | |||||||||
Наши верные помощники (1 ч) | |||||||||
История на карте. Исторические источники Часть 2 С. 3—11 | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей | Урок изучения нового материала | Знать: понятия: историческая карта, вещественные, письменные, устные исторические источники. Уметь: отличать историческую карту от географической; работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты. Различать вещественные, письменные, устные исторические источники. | Познавательные: преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой; извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных);строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках; сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Личностные: составлять летопись своей семьи | Фронтальный опрос | С. 6—11 пересказ | |||
Древняя Русь (5 ч) | |||||||||
Древнерусское государство (3 ч) | |||||||||
Первые русские князья С. 12—16 | Работа с текстом, сравнение, знакомство с наиболее яркими и важными историческими событиями. | Урок изучения нового материала, проетор | Знать: имена основных исторических личностей, их заслуги; памятники культуры; исторические события и даты. Уметь: пересказывать часть текста учебника; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь); описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений; обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. давать оценку исторической личности на основе текста учебника; показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты | Познавательные: находить исторические сведения в литературных произведениях; сравнивать литературные и исторические источники; объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка (рабочая тетрадь); составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев; наблюдать и сравнивать различные объекты культуры; работать со словарем в конце учебника, искать информацию в дополнительных источниках, готовить на ее основе сообщения Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; Коммуникативные: выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры. Личностные: | Работа в группах | С. 12—16 вопросы | |||
Князь Владимир. Крещение Руси С. 17—21 | Работа с учебником, с дополнительными источниками.. | Урок изучения нового материала, проектор+ диск по истории | Фронтальная беседа | С. 17—21 пересказ | |||||
Культура Древней Руси С. 21—24 | Описывают и рассказывают о первой книге. | Урок изучения нового материала, проектор | Индивидуальный опрос | С. 21—24 Пересказ, вопрос 1 | |||||
Монгольское завоевание (2 ч) | |||||||||
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский С. 25—29 | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | Урок изучения нового материала, проектор+ диск по истории | Текущий контроль | С. 25—29 Уметь рассказать про ист. события | |||||
Куликовская битва. Дмитрий Донской С. 30—33 | Работа с картой. Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Фронтальная беседа | С. 30—33 вопросы | |||||
Московское царство (6 ч) | |||||||||
Московское государство (2 ч) | |||||||||
Первый русский царь. Преобразования в государстве С. 36—40 | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | Урок изучения нового материала, проектор | Знать: имена основных исторических личностей, их заслуги; памятники культуры; исторические события и даты Уметь: описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий (рабочая тетрадь).показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты; находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. | Познавательные: составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий;классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь);составлять вопросы по теме; самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения; моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия). Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности; выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма); предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие. Коммуникативные выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий; обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения; представлять результаты своей деятельности. Личностные: умение оценивать трудность предлагаемого задания; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | Индивидуальный опрос | С. 36—40 осн. преобразования | |||
Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. Р/К Жизнь людей на нашей на територии Кавказа. С. 40—44 | Знакомятся с бытом людей, которые жили на Руси. Работа с книгой, доп. литературой. | Комбинированный урок, проектор | Фронтальный опрос | С. 40—44 Пересказ, | |||||
Россия в XVII в. (4 ч) | |||||||||
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский С. 44—47 | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Творческие работы | С. 44—47 вопросы | |||||
Русское государство при первых Романовых С. 47—50 | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Тест | С. 47—50 Составить рассказ (с.50 №1) | |||||
Расширение границ России в XVII веке. С. 51—53 | Знакомятся с помощью учебника и учителя с историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена. Работа с картой. | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Практическая работа | С. 36 – 53 Повторить основные события, даты и ист. деятелей. | |||||
Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №3 по теме «Московское царство» С. 54—55 | Выполняют проверочную работу. | Контрольный урок | Подготовить сообщения о Петре 1 | ||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 56—57 | |||||||||
Российская империя (9 ч) | |||||||||
Эпоха преобразований (1 ч) | Знать: имена основных исторических личностей, их заслуги; памятники культуры; развитие науки; изменения в быту; исторические события и даты. Уметь: описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения; определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий; показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты; находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. | Познавательные: составлять рассказ по иллюстрации, извлекатьинформацию из иллюстративного материала; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий;вспоминать известные факты, связывать их с изученными; знакомиться с краеведческими материалами, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края; сравнивать вооружение русских воинов разных эпох. сравнивать одежду разных эпох;связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями. Регулятивные: выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города XIX века), предлагать свои проекты,самостоятельно распределять роли и планировать свое участие;Коммуникативные: представлятьрезультаты своей деятельности; участвовать в коллективном обсуждении полученных результатовЛичностные: оценивать результаты своей деятельности; осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | |||||||
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Р/К Преобразования в культуре, науке, быту. С. 58—65 | Работа с учебником, сравнение и обобщение преобразований. Заполнение таблицы. | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Сообщения | С. 60—65 Вопросы 1 вар. – с.62 2 вар. – с.65 | |||||
Век Екатерины (2 ч) | |||||||||
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II С.66—69 | Работа с учебником, сравнение и обобщение преобразований. Заполнение таблицы. | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Фронтальный опрос | С.66—69 Пересказ, доп. мат. о М.В. Ломоносове или И.П. Кулибине | |||||
Образование и наука в XVIII веке. С. 69—73 | Комбинированный урок, работы ребят | Сообщения | С. 69—73 вопросы | ||||||
XIX век: победы и открытия (6 ч) | |||||||||
Война 1812 года. С. 73—76 | Работа с учебником, картой. Изображение с помощью карандашей дружинника, его вооружение. | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Текущий опрос | С. 73—76 Пересказ + работа с картой | |||||
Отмена крепостного права. Р/К Отмена крепостного права в нашем крае. С. 77—79 | Работа с учебником, картой. | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Фронтальная беседа | С. 77—79 | |||||
Наука и техника в XIX веке. С. 80—83 | Находят дополнительные сведения об изобретении фотографии и кинематографе; рассказывают о значении изобретений; | Комбинированный урок, проектор | Сообщения | С. 80—83 вопросы | |||||
Город и горожане. Мода XIX века. Р/К Как одевались люди нашего города. С. 83—88 | Сравнивают современный транспорт и конку; рассказывают, какие новые детали по- явились в женском костюме; описывают, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в XIX веке | Комбинированный урок, проектор + цв. бумага | Творческая работа | С. 83—88 вопросы | |||||
Культура XIX века С. 88—93 | Работа с учебником. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | С. 58—93 Повторить основные события, достижения в науке и технике. | |||||
Проверочная работа №4 по теме «Российская империя» С. 94—95 | Выполняют проверочную работу. | Контрольный урок | Проверочная работа | ||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 96—97 | |||||||||
Российское государство (13 ч) | |||||||||
Россия в начале XIX века (5 ч) | Знать: имена основных исторических личностей, их заслуги; памятники культуры; научные достижения; изменения в быту; исторические события и даты; названия и основные достопримечательности городов России. Уметь: описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации; сравнивать события, делать обобщения; определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий; показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты; давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение и выводы; обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу. | Познавательные: составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий; определять местоположениегородов на карте России, названия стран, граничащих с Россией; описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую так и географическую; собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий. Регулятивные: выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие.Коммуникативные: интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века (об участии в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах);представлять результаты своей деятельности Личностные: умение оценивать трудность предлагаемого задания; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | |||||||
Революция в России С. 98—103 | Работают с лентой времени, учебником. | Урок изучения нового материала, проектор + диск по истории | Фронтальная беседа | С. 98—103 вопросы. Подготовить сообщение о деятельности Красного креста | |||||
Россия в годы Советской власти С. 103—107 | Сравнивают герба СССР и РСФСР, работают с картой, находят крупные предприятия. Графически изображают гербы. | Урок изучения нового материала, проектор | Фронтальная беседа, сообщения | С. 103—107 Вопросы, подготовить сообщения | |||||
Великая Отечественная война. Р/К Ставропольский край и роль в войне. С. 107—113 | Знакомятся с помощью учебника и учителя с историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена. Работа с картой. | Комбинированный урок, проектор, работы ребят | Сообщения | С. 107—113 Вопросы, основные даты | |||||
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. С. 113—118 | Работа с учебником, изображение орденов, выполнение творческих работ. | Комбинированный, проектор | Творческие работы | С. 113—118 Вопросы, допол. мат. с. 117 №1 | |||||
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века С. 118—123 | Работа с учебником. Рассказывают о достижениях русского народа. | Урок изучения нового материала, проектор | Тест | С. 118—123 пересказ, основные даты | |||||
Современная Россия (8 ч) | |||||||||
По северным городам России С. 124—126 | Знакомятся с городами России (Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Карго- Поль) и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок- путешествие проектор | Индивидуальный опрос | С. 124—126 Вопросы, доп. мат. про города России. | |||||
По городам Центральной России С. 126—129 | Знакомятся с городами России (Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань) и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок- путешествие проектор | Творческая работа, сообщения | С. 126—129 Пересказ, доп. мат. про города России. | |||||
Города Урала и Сибири С. 130—136 | Знакомятся с городами России (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа, Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок- путешествие проектор | Фронтальный опрос, сообщения | С. 130—136 Пересказ, доп. мат. про города России. | |||||
Дальний Восток. Р/К Южные города России. С. 136—141 | Знакомятся с городами России (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Невинномысск, Дербент) и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок- путешествие проектор | Фронтальная беседа, сообщения | С. 98—141, повторить основные события, даты, знать достопримечательности изученных городов. | |||||
Проверочная работа №5 по теме «Российское государство» | Выполняют проверочную работу. | Контрольный урок | Проверочная работа | ||||||
Россия в мировом сообществе С. 141—145 | Комбинированный урок | Текущий контроль | С. 141—145 Прочитать, вопросы | ||||||
Жизнь современного человека. Р/К Жизнь людей нашего города. С. 145—149 | Рассказывают о национальной одежде разных народов; изображают их на бумаге; объясняют выражение «экологическое равновесие»; обсуждают экологические проблемы. | Комбинированный, работы ребят | Сообщения | ||||||
Повторительно-обощающий урок С. 152—154 | Работа над творческим заданием. | Урок закрепле- ния и обобще ния знаний | Творческая работа | ||||||
Резерв | Урок закрепления | ||||||||
Резерв | Обобщающий урок |
Рекомендации по проектной работе
- Проектная деятельность выступает как форма внеурочной деятельности;
- Формы организации предполагают разные виды мини-проектов: рисунки, коллажи, скульптуры, спектакли и т.п.
- Работа рассчитывается на взаимодействие с родителями, учителем, др. социальными партнерами.
Тема проекта | Цель проекта | Возможные подпроекты | Формы организации |
«Изучай природу своего края» | Углубленное изучение природных аспектов родного края (Баунтовского района) | О погоде; О сообществах; Об охране природных объектах. |
|
« Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины» | Углубить знания учащихся об экологических проблемах России, воспитать ответственность за будущее планеты, показать некоторые пути решения экологических проблем. | Какие реки и озера нашей страны нуждаются в охране?; Что является причиной загрязнения водоёмов и какие последствия оно вызывает;Нуждаются ли водоемы нашей местности в охране. | -Схема- модель «Как устроена водонапорная башня; - Исследование « Как можно очистить воду от загрязнения; -Фотоальбом « Озера и проблема их охраны. |
« По местам боевой славы» | Знакомство детей с участниками ВОВ и тружениками тыла, с материалами краеведческих музеев, воспитание патриотических чувств и любви к истории своего Отечества. | Какие памятники, посвященные войне, есть на территории нашего края; Кто из твоих родственников участвовал в войне; Какими медалями и орденами они награждены |
|
Контрольно- измерительный материал
После каждого урока изучения учебного материала по курсу « Окружающий мир» детям будут предложены тесты небольшого объёма, составленные учителем или учащимися.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1
по теме « Наш край»
1. Закончи предложение:
Дождь, снег, иней, роса, туман — это
- Чем план отличается от карты, а в чём их сходство?
- Какие формы поверхности суши ты знаешь?
- Как текучие воды изменяют поверхность суши?
- Какие полезные ископаемые используются как топливо, а какие как удобрение? Приведи примеры.
- Какие виды почв тебе известны?
- Найди ошибки в цепи питания:
растение —*► орёл —► коростель —► кузнечик
- Объясни, почему луговые птицы чаще бегают, чем летают.
- Какие культурные растения называют техническими? Приведи примеры.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2
по теме « Наша Родина на планете Земля»
- Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов?
- Назови причину смены дня и ночи.
- Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.
- Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?
- Как растения степей приспособлены к недостатку воды?
- Какое звено пропущено в цепи питания:
водоросли — рачки—► —► белый медведь
Для какой природной зоны характерна эта цепь питания?
- Назови основное занятие населения степей.
- Приведи примеры трёх растений лесной зоны, которые занесены в Красную книгу России.
ПРОВЕРОЧНАЯ работа №3
по теме « Московское царство»
- Что изучает наука археология?
- С кем из исторических деятелей связаны следующие события:
- Прибил Щит на ворота Царьграда.
- Объявлял неприятелю «Иду на ты».
- Его прозвище означало мешок с деньгами.
- В его правлении появилась первая печатная книга.
- Объясни выражение: «Писать с красной строки»
- Кто Благословил Дмитрия Донского на битву с монголо – татарами?
- За что отвечали государственные приказы: а) посольский; б) ямской; в) аптекарский
г) разбойный?
- Кто был первым русским царем? Выбери ответ:
- Иван 3
- Иван 4
- Борис Годунов
- В каком году началось правление династии Романовых?
- К экспедициям каких землепроходцев относятся эти названия:
- Анадырь, моржовые клыки, Чукотский полуостров
- Амур, соляная варница, Даурия
- Свинцовая руда, река Зея, Охотское море.
ПРОВЕРОЧНАЯ работа №4
по теме « Российская империя»
1. Какое значение для русского государства имело
создание флота?
- Какой важный титул принял Пётр!?
- В каком веке был открыт Московский университет?
- Назови самую крупную битву войны 1812 года.
- Какой храм в Москве посвящен героям войны 1812 года?
- В каком году произошла отмена крепостного права?
- Перечисли основные технические достижения XIXвека.
- Назови имена самых известных художников первой половины XIX века. Кому из художников принадлежат эти картины?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5
по теме « Российское государство»
1. Перечисли основные события начала XX века.
- Какие крупнейшие битвы Великой Отечественной войны ты знаешь?
- Когда и где состоялся Парад Победы?
- В какие районы нашей страны были эвакуированы заводы и фабрики?
- В каком году состоялось открытие Московского метрополитена?
6. В каком году был запущен первый искусственный
спутник Земли? Выбери правильный ответ:
1945г1957г1961г
7. На гербе какого города изображено оружие? Верблюд? Тигр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....