Конспект открытого урока на тему: "Экологическая система озера"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Евстафьева Виктория Алексеевна

Конспект открытого урока "Экосистема озера".

Цели:

 – Создать условия для формирования первичного представления об озере как экосистеме.

 – Ознакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.

– Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

– Приводить примеры живых организмов разных «профессий».

– Называть, из чего состоит экосистема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока664.5 КБ
Файл Приложение1107.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Окружающий мир (3-й класс)

Выполнила: Шеленок Виктория Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 61»

Урок 13.

Дата: 29.10.2015 г.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Экосистема озера

Цели:

 – Создать условия для формирования первичного представления об озере как экосистеме.

 – Ознакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.

– Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

– Приводить примеры живых организмов разных «профессий».

Называть, из чего состоит экосистема.

Оборудование: 

  • А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс;
  • А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс;
  • мультимедиа проектор,
  • презентация: фотографии озёр, рисунки животных – обитателей озера;
  • раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Алексеевна, сегодня у нас необычный урок. Вы готовы исследовать и делать новые открытия? Я верю, что наше сотрудничество сделает урок интересным.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 Прочитайте слова на доске:

- Для какого определения они являются опорными?

(Это опорные слова для определения экосистемы)

- Что такое экосистема?

(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

Проверьте свои знания, если они совпали с тем, что записано на доске, то вы думаете правильно.

– Ребята, отгадав загадку, вы сможете догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

В глубокой котловине лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.

(Мы будем говорить об озере)

- Как вы думаете, что мы сможем узнать сегодня об озере? (Узнаем о его обитателях, о круговороте  веществ.  Кто и как живёт в озере.)

- Что вы знаете об озере?  Продолжите фразу: «Я знаю…»

  1. Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.
  2. Озёра бывают пресные и солёные.
  3. Самое большое пресное озеро – Байкал, самое большое озеро в мире – Каспийское озеро - море.
  4. Озёра бывают сточные и бессточные.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте, диалог между ними. (Лена: Как жаль, что наше озеро заносится

илом! В нём уже неприятно купаться. Миша:  Похоже, разрушители в озере не справляются со своей работой. Вот оно постепенно и зарастает. Если так пойдёт и дальше, наше озеро превратится в болото.)

- О чём говорят ребята? Ответ на какой вопрос мы найдём на уроке? Почему озеро зарастает и превращается в болото?

- Так что же может произойти с озером, если разрушители не будут справляться со своей работой?  Рано или поздно озеро превратится в болото.

- Вы знаете, что живая природа в экосистеме разделена на три профессии? Скажите, на какие три группы можно разделить обитателей озёр? Озёрные производители, озёрные потребители, озёрные разрушители.

Назовем некоторых из них:

  • Озёрные производители: элодея,  хара, кувшинка, камыш, рогоз.
  • Озёрные потребители: дафния, циклоп, уклейка, ёрш, ротан, щука.
  • Озёрные разрушители: мотыль, речной рак, прудовик, беззубка.

 

– Как связаны организмы в экосистеме озера? Рассмотрите рисунок и ответьте на  вопрос к нему.

(Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.)

–Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка? (На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне.)

– Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае? (Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть вещества оседает на дно.)

– Как вы думаете, если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Физическая минутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт-привет!

V. Самостоятельное применение знаний.

Работа в парах: Подчеркните зелёным карандашом озёрных производителей, красным - потребителей, коричневым – разрушителей.(Проверка совместно с презентацией)

Щука, хара, окунь, кувшинка, рогоз, мотыль, циклоп, камыш, дафния, рак, карась, элодея, плотва, окунь, беззубка.

Работа в малых группах: Составить цепочки питания

водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии

элодея -> циклопы -> плотва -> щука -> речной рак

планктонные водоросли -> дафнии -> карась ->щука ->  прудовик

Планктонные водоросли -> циклопы -> ротан -> щука-> беззубка

Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль

Элодея ->дафнии  -> плотва ->  щука->  беззубка

Водоросли ->циклопы-> уклейка ->окунь ->прудовик

Учащиеся составляют одну цепь питания в групповой работе. Затем один участник малой группы называет цепь, которая у них получилась.

Индивидуальная работа. Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.

Живой фильтр озёр - это

рогоз

Экосистема - это

беззубка

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то

кувшинка, элодея, хара

Растение озера, которое часто называют камышом -

рака, беззубку, мотыля

Санитарами озёр считают

условия в экосистеме постепенно меняются

Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что

 единство живой и неживой природы, в котором        поддерживают круговорот организмы разных профессий

Растения озера - это

 скопление воды в природном углублении на суше

Озеро - это

много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VΙ. Домашнее задание.

Прочитать материал урока №13, ответить на вопросы на странице 49.

ТПО с.24, №5

VΙΙ. Рефлексия. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Памятка

  • Нельзя бросать в воду мусор и разбитое стекло.
  • Нельзя оставлять мусор на берегу водоема.
  • Нельзя вырубать лес на берегу реки.
  • Нельзя мыть машины и другие транспортные средства в водоеме.

- Мы достигли поставленной цели! Молодцы ребята! Вы были активными, хорошо показали свои знания и любовь к предмету. Наш урок окончен. Мне было очень приятно с вами работать. Успехов вам в дальнейшей  учёбе. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание для работы в парах

  • Подчеркните зелёным карандашом озёрных производителей, красным - потребителей, коричневым – разрушителей.

Щука, хара, окунь, кувшинка, рогоз, мотыль, циклоп, камыш, дафния, рак, карась, элодея, плотва, окунь, беззубка.

Задание для работы в малых группах

водоросли

элодея

дафнии

циклопы

уклейка

плотва

окунь

щука

бактерии

речной рак

планктонные водоросли

планктонные водоросли

дафнии

циклопы

карась

ротан

щука

щука

прудовик

беззубка

Элодея

Водоросли

дафнии

циклопы

плотва

уклейка

щука

окунь

беззубка

прудовик

Камыш

дафнии

плотва

щука

мотыль

Задание для индивидуальной работы

Фамилия, имя_________________________________________________________________

  • Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.

Живой фильтр озёр - это

рогоз

Экосистема - это

беззубка

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то

кувшинка, элодея, хара

Растение озера, которое часто называют камышом -

рака, беззубку, мотыля

Санитарами озёр считают

условия в экосистеме постепенно меняются

Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что

 единство живой и неживой природы, в котором        поддерживают круговорот организмы разных профессий

Растения озера - это

 скопление воды в природном углублении на суше

Озеро - это

много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)


http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/rybka_no_15.jpg

Памятка

  • Нельзя бросать в воду мусор и разбитое стекло.
  • Нельзя оставлять мусор на берегу водоема.
  • Нельзя вырубать лес на берегу реки.
  • Нельзя мыть машины и другие транспортные средства в водоеме.

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/rybka_no_15.jpg

Памятка

  • Нельзя бросать в воду мусор и разбитое стекло.
  • Нельзя оставлять мусор на берегу водоема.
  • Нельзя вырубать лес на берегу реки.
  • Нельзя мыть машины и другие транспортные средства в водоеме.

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/rybka_no_15.jpg

Памятка

  • Нельзя бросать в воду мусор и разбитое стекло.
  • Нельзя оставлять мусор на берегу водоема.
  • Нельзя вырубать лес на берегу реки.
  • Нельзя мыть машины и другие транспортные средства в водоеме.

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/rybka_no_15.jpg

Памятка

  • Нельзя бросать в воду мусор и разбитое стекло.
  • Нельзя оставлять мусор на берегу водоема.
  • Нельзя вырубать лес на берегу реки.
  • Нельзя мыть машины и другие транспортные средства в водоеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс. УМК "Развивиющее обучение по системе Занкова". Тема "Учимся писать письмо"....

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по системе Занкова. Тема : «Глагол. Орфографическая работа».

Разрешите  представить вам презентацию к уроку русского языка по теме «Глагол» -2 класс. Я работаю по  системе развивающего обучения Л.В. Занкова .Работа создана в среде Microsoft PowerPoint...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Разработка кейс-урока по теме "Экологические системы."2 класс Вахрушев А. А.

Разработка кейс-урока по теме "Экологические системы"2 класс Вахрушев А.А....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.

Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России....

Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе по программе «Перспектива» Тема: «Экологический календарь»

познакомить учащихся с экологическим календарём, учить школьников составлять свой экологический календарь, способствовать желанию охранять природу....