Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тема: "Моря, озёра и реки России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh_mir.docx773.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Кисляк Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9

Класс: 4

Дата: 29.09.2015г.

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

         Раздел: «Природа России»

Тема:  Моря, озёра и реки России.

Тип: комбинированный

    Цель: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

    Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные

Ученик получит возможность:

  • Сформировать представление о морях, озёрах и реках России.
  • Познакомиться с географическим положением рек.
  • Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.
  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

Метапредметные

Познавательные:

Ученик получит возможность:

  • научиться  ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность:

  • научиться  оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Личностные

Ученик получит возможность:

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей;
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • понимать настроение, чувства других;

Ресурсы урока:

Оборудование:

а) для учителя: учебник «Окружающий мир» Плешакова 4 класс (1 часть); презентация;

б) для учащихся: учебник «Окружающий» (1 часть);  рабочая тетрадь (1 часть);  конверты с заданиями; энциклопедия.

Техническое обслуживание: проектор, экран.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

                                                                                                Организационный момент

Создаёт эмоциональный настрой. Напоминает об организации рабочего места.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

М.  Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Контролируют правильность посадки.  Проверяют  готовность к уроку. Настраиваются на работу.

                                                                                                Проверка домашнего задания

  Провести соответствие контура гор, равнин  и их названия и соединить стрелкой.  (Работа с карточками в парах) см.Приложение 1(Слайд 3,4)

ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ:

1.   Наше поселение расположено на…(Слайд 5)

     а) Средне-Сибирском плоскогорье;

     б) Восточно-Европейской равнине;

     в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли назвали…

     а) вулканы Камчатки;

     б) Кавказские горы;

     в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России – это…(Слайд 6)

     а) Саяны;        

     б) Алтай;

     в) Кавказские горы;

     г) Вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это…

     а) холмистая равнина;

     б) плоская равнина.

5. В список Всемирного наследия включены…(Слайд 7)

      а) вулканы Камчатки;

      б) Саяны;

      в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен…

      а) на Кавказе;

      б) в Саянах;

      в) на Урале.  

Дети работают в парах.

Мотивация познавательной деятельности

(Слайд 8 )

«Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!»

- Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

                                                                         Актуализация знаний

  • На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам.
  • Что называют водными просторами?
  • Как называются самые большие водоемы? (Слайд 9)
  • Сколько океанов на нашей планете?
  • Какой океан самый маленький? (Слайд 10,11) 
  • Какой океан самый глубокий? (Слайд 12)

Ответы детей.

Показываю на карте.

  Организация познавательной деятельности

  •  (Кораблики из бумаги прикрепляются на карту по ходу знакомства с морями(синий цвет) и океанами(жёлтый цвет)) см.Приложение 2
  • Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Слайд 13)
  • Моря Тихого океана: (Слайд 14)Японское, (Слайд 15)Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.
  • (Слайд 16)Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: (Слайд 17)Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, (Слайд 18) Карское море, Баренцево море, Белое море.
  • Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете?  (Слайд 19)
  • На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: (Слайд 20)Балтийское море и Черное море.

     -   О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». (Слайд 21) А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах?

 Какое море наименее соленое? (Слайд 22,23)

Физминутка. (Слайд 24)

Игра «Море волнуется раз…»

 - Отправляемся в путешествие на озера страны. (Кораблики жёлтого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 25)

На территории России свыше 2 млн. озер.

(Слайд 26)Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

      -   Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро.

  • Каспийское море(Слайд 27) представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, максимальная глубина — 1025 м. В него впадают 130 рек. Самые крупные из них – Волга и Терек.
  • Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту).
  • На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

        Ладожское и Онежское (Слайд 28) – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит наш город Санкт-Петербург.

        Чудское озеро. (Слайд 29) Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.– Какое озеро самое большое в мире? (Слайд 30,31)

        Реки. (Слайд 32)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Работа по физической  карте.(Кораблики зелёного цвета прикрепляются на карту)

Реки Восточно-Европейской равнины. (Слайды 33,34) (Волга,Двина,Печора,Дон,Урал,Кама,Ока)

Реки Западно – Сибирской равнины (Слайд 35) (Обь,Енисей, Иртыш)

Реки Средне – Сибирского  плоскогорья(Слайд 36) (Лена, Амур, Ангара)

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)

Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)

Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)

Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)

Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)

Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)

Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

 Закрепление материала. Работа с учебником.

Прочитать текст учебника с.66-70 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 33-34. (№1 Отметить на карте реки, моря,озёра, №2 работа с физической картой)

Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте.

- Моря Северного Ледовитого океана  очень холодные, они покрываются льдами.

Эти моря холодные, они покрываются льдами на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.

  • Она соленая и непригодна для питья. 

(Река)

                                                                                Подведение итогов

  • Ответы на вопросы (Слайд 37,38)

В пути нас подстерегают опасные места, морские глубины с их тайнами.
Правильные ответы на вопросы путешественника дают право двигаться дальше.

  1. Каспийское море на самом деле не море, а …

2. Какие океаны омывают материк Евразия?

  • На востоке?
  • На севере?
  • На западе?

3. Какие моря относятся к Тихому океану?

(Охотское море, Японское море, Берингово море)

4. Перечислите моря Северного Ледовитого океана.

(Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых,

Восточно-Сибирское море, Чукотское море)

5. А какие моря относятся к Атлантическому океану?

(Балтийское море, Чёрное море)

6. Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного

 Ледовитого океанов?

  • Где мы сегодня путешествовали?
  • Какие сведения показались наиболее интересными?
  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов…

Мы с детства о море мечтаем

О дальних огнях маяков.

Летят белокрылые чайки –

Привет от родимой земли

И ночью, и днём

В просторе морском

Стальные идут корабли.»

Ответы детей…

 

                                                                             Домашнее задание

Прочитать текст учебника с. 66–70.

                                                                             Рефлексия

- Оцените свой вклад в урок, продолжите  предложение.

  • Сегодня я узнал…….
  • Я научился…..
  • Меня удивило….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...