Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения. Развитие коммуникативной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность. Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не совсем доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождаются межличностные взаимоотношения со сверстниками – самостоятельная сфера общения детей, моделирующая межличностные отношения взрослых. Дети постоянно меняются, как и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Это определяют Л.С. Выготский (1984), Д.И. Аугене (1987), А.А. Леонтьев (1999), В.Г. Петрова (2004). Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком. Дети с нарушением интеллекта, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов психологической готовности к обучению: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Большую часть пропедевтического периода педагогу приходится использовать на попытки упорядочить процесс общения в классе, что является весьма нелегкой задачей. Низкий уровень речевой активности; Ситуативный характер общения; Дефицит эмоциональной отзывчивости; Однообразие и бедность познавательных контактов; Инфантилизм; Страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы; Наблюдается несформированность морально- нравственных качеств; Исследования в области специальной психологии и педагогики Н.Л. Коломинский (1978), Ж.И. Намазбаева (1986) показали, что наличие интеллектуального дефекта у школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Специфика нарушений общения учащихся коррекционных школ VIII вида обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания личностных особенностей других людей. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение уделяется к проблеме психологической адаптации детей к школе и обществу, где ведущую роль играет общение детей с взрослыми, как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. Наша задача заключается в том, чтобы, опираясь на характеристики общения нарушенным интеллектом, в коррекционной работе создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации .Наиболее крупными исследованиями, специально посвященными проблеме общения школьников начальных классов с нарушением интеллекта, являются работы В.Г. Петровой (2004), которая выявила ряд особенностей восприятия и понимания человека учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида. Школьникам с нарушением интеллекта доступно выражение основных человеческих эмоций, однако восприятие интеллектуальных эмоций вызывает значительные затруднения Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с нарушением интеллекта появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. В этой связи речь школьника с интеллектуальным недоразвитием не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы способствует возникновению у школьников с нарушением интеллекта речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции учеников начальных классов с нарушением интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ученика бедны, их проявления носят негативный характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны в ситуациях, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми. Уровень самостоятельности при взаимодействии, как со взрослыми, так и со сверстниками, проявляется на неудовлетворительном уровне ,ситуация с возрастом изменяется в лучшую сторону, но показатели общения у детей с психическим недоразвитием остаются низкими в сравнении с показателями детей с задержанным развитием.В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудноуправляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Учителя и воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются с взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребенка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять, так как дефицит общения может привести к замкнутости и дезадаптации ребенка к жизни. Общение представляет важный развивающий компонент, так как общение проявляется в различных формах. Ребенку будет легче всего освоить формы общения через сюжетно-ролевые игры, песни, сценки, танцы, рисование. В перечисленных видах упражнений ребенок многократно может повторять одни и те же звуки, слова фразы, предложения, и в самых разных формах общенияУчителя и воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и дети с нормальными интеллектуальными возможностями, их жизнь и социальный опыт складываются под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование речи у этой категории детей следует также рассматривать в контексте развития навыков коммуникации и общения. Для школьника с нарушением интеллекта чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса. Необходимо обучение детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. С этой целью в программу для 0 — IV классов школы VIII вида Э.В. Якубовской, И.М. Бгажноковой (1997) введен курс «Устная (разговорная) речь». Задачи названного курса заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения. С нового учебного года будет введён этот предмет. Проблема коррекции общения у детей с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-психолого-педагогической проблемой, то есть преодолевать коммуникативные трудности, необходимо комплексно, проводить не только уроки всех предметов, логопедические занятия и развитие речи, а также систематически проводить занятия по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, уделять большое внимание речи ребенка между сверстниками. В диалоге ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, а значит, он учится общаться с ними.
. У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции .В.В. Воронкова предлагает обратить внимание на начальный этап обучения умственно отсталых детей, а именно на соблюдение общедидактических требований к постановке вопросов, что способствует правильному формированию речевого высказывания: 1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь. 2. Учащимся дается время на обдумывание ответа. 3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или 4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»). 5. Необходимость включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы (Как зовут этого мальчика? Этого мальчика зовут Коля). 6.Требование полного, правильно построенного ответа и обобщений о полученных знаниях. Также для развития навыка речевого общения необходимо использование различных игр и методических приемов. Существует несколько видов данных приемов:
- сопряженная речь;
- отраженная речь;
- хоровая речь;
- речь с движением.
Исходя из теоретического положения и тех умений, которые должны развиваться в добукварный период, можно использовать упражнения, направленных на формирование речевого навыка. НАПРИМЕР: Упражнение № 1 «Говорим и показываем» Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь. Оборудование:наглядные картинки с изображением действий. Способ выполнения: Предлагаем детям выполнить следующие действия (после каждого действия озвучить, его название): встать, попрыгать, сесть. Затем показать и озвучить действия по словесной инструкции: ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает. Упражнение № 2 «Кто, где живет» Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь. Оборудование: интерактивная доска (интерактивное задание) Способ выполнения: практический. Упражнение № 3 «Вопрос-ответ» Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос с опорой на наглядный материал. Оборудование: мяч, наглядные картинки, доска. Способ выполнения: Учитель вывешивает на доску изображение, задает вопрос и кидает мяч ребенку. Например: Учитель:– Что моет девочка? Ребенок:– Девочка моет посуду. Примечание: даем ребенку время на обдумывание ответа на вопрос. Упражнение № 4 «Что купила мама?» Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос. Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов, мешочек. Способ выполнения: Подносим мешочек, наполненный картинками, предлагаем ребенку закрытыми глазами достать одну картинку, ребенок смотрит что изображено, затем отвечает на вопрос «Что купила мама?». Например: учащийся достает изображение машины и говорит: - Мама купила машину. Упражнение №5 «Зоопарк» Цель: формировать навык развернутой речи с опорой на сюжетные картинки и вспомогательные вопросы. Оборудование: интерактивная доска (интерактивное задание) Способ выполнения: практический.: Учитель: - Что вы видите на картинке? Учитель: – Кто пришел в зоопарк? Учитель: – Кого видели в зоопарке? Учитель: – Кто из животных понравился больше всего? Примечание: даем время на обдумывание ответа. Следим за полнотой и развернутостью ответов. Упражнение № 6 «Цирк» Цель: формировать умение при ответе на вопрос выделять интонацией то слово, которое несет основную смысловую нагрузк Способ применения: На доске записывается предложение. Учитель задает вопросы, интонационно выделяя то, на что следует в ответе сделать смысловую нагрузку. Затем учащиеся отвечают на вопросы. Например: Дети завтра пойдут в цирк.
Учитель:- КТО пойдет в цирк? Ребенок:- ДЕТИ завтра пойдут в цирк. Учитель:- КОГДА дети пойдут в цирк? Ребенок:- Дети ЗАВТРА пойдут в цирк. Примечание: следим за правильным интонационным ударением в ответе, даем время на обдумывание ответа. Упражнение № 7 «Скажем вместе» Цель: формировать умение слушать и повторять вместе с учителем различные чистоговорки; развивать у детей неторопливый темп, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова. Способ применения: Учитель зачитывает чистоговорку учащимся, а затем дети повторяют ее вместе с учителем. Например: Была у Алёнки болонка, Была у болонки Алёнка. Алёнка гуляла с болонкой Болонка гуляла с Алёнкой.
Кукушка кукушонку Купила капюшон.Надел кукушонок капюшон В капюшоне кукушонок смешон Упражнение № 8 «Зеркало» Цель: формировать умение слушать и повторять самостоятельно; развивать у детей неторопливый темп речи, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова. Оборудование: школьные принадлежности. Способ применения: Учитель выкладывает на парту различные школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, рюкзак, тетрадка и т.д.). Учитель берет один предмет и произносит предложение, это предложение повторяет учащийся, затем этот ученик берет другой предмет и тоже произносит предложение, его повторяет уже следующий первоклассник. Игра продолжается по цепочке. Например: Учитель: (берет ручку) - У меня в руках ручка. Первый ребенок: - У меня в руках ручка, (потом берет пенал) - У меня в руках пенал. Второй ребенок: – У меня в руках пенал, (потом берет тетрадь) - У меня в руках тетрадь. Упражнение № 9 «Зимушка-зима» Цель: формировать у детей плавную, четкую и выразительную речь. Способ применения: Учитель делит учащихся на ряды, затем зачитывает стихотворение, дети слушают, потом повторяют данное стихотворение сначала один ряд хором, потом другой. Например: Зимушка-зима. По дороге по прямой Шла зима с морозами, Шла зима к себе домой – Снег стелила розовый. За зимою две метели Снег тот веяли, мели, Снег взвивали, как хотели, И кидали хрустали. Примечание: Следим за плавностью, четкостью и выразительностью речи каждого ребенка.
Упражнение № 10 «Бабочка»
Цель: развивать моторику первоклассников.
Способ применения: Учитель без участия первоклассников зачитывает стихотворение и на каждую строчку указывает действие, затем вместе с учащимися повторяет каждую строчку, при этом выполняя определенные действия. Например:
Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Таким образом, обучение первоклассников речевому общению, в частности правильному высказыванию, способствует повышению уровня их общего развития. В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем.
Формирование навыков общения детей в коллективной деятельности Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении, что именно коллектив выступает на первое место как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка В процессе общения помогаем детям устанавливать контакты: хочешь, чтобы тобой дружили - старайся без ссор и крика договариваться; вежливо обращаться с просьбой; если надо, то уступать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумным вторжением. Учись проявлять к товарищу внимание, вежливость и заботливость, благодари за оказанную помощь и умей сдержанно выслушать замечания в свой адрес. Акцент при этом ставится на понятие«дружба», как важной нравственной ценности. Не рекомендуемые фразы для общения: Я тысячу раз говорил тебе, -Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет… Играем в такие игры как: 1. «Волшебный мяч». Дети бросают мяч друг другу, приветствуют других детей добрыми словами. 2. «Давайте поздороваемся». Дети здороваются друг с другом определённым образом: один хлопок-здороваются за руку, два хлопка-здороваемся плечиками, три-спинками. 3. «Деревья». Все «деревья» (дети) растут хорошо, а одно не растёт, засыхает. Что делать? Поливаем, рыхлим землю, собираем вредителей. А если это не дерево, а человек, которому плохо? Можно погладить, обнять, пожалеть и т. д. 4. «У нас гости», «Комплименты», «Фотография на память», «Переговори соседа»,(скороговорки), «Доскажи словечко», «Помоги животным», «Большой – маленький», »Волшебное слово», «Четыре секрета общения»( называть только по имени, второй секрет – улыбка, третий секрет – не перебивать собеседника, четвёртый секрет – жесты, мимика) 5. Тренинги уверенного поведения: «Знакомство», «Комплименты», тренинг формирования коммуникативной компетенции - «Дружба начинается с улыбки» , «Мой класс» и др. Игровая деятельность, драматизация как нельзя лучше подходят для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть средствами коммуникацииВ игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех, учатся общению. Игра – это удовольствие для детей и школа общения.
Просмотр презентации»Формирование навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью в коллективной деятельности, 1 класс» (из жизни класса) Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
ЛИТЕРАТУРА
Намазбаева Ж. И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. - 34 с.
Петрова В.Г Психология умственно отсталых. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: АПН РСФСР, 1969. - 392 Якубовская Э.В. Особенности речевого развития учащихся 1 класса // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка/ Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1997. – С. 15-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности формирования мыслительных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"
ВВедение. Опытно - экспериментальная работа. Анализ....
Статья "Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через региональное содержание предметов "Живой мир", "Занимательный труд", "Изобразительное искусство""
В статье представлен материал о познавательных уроках усвоение обучающимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского Севера....
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Чтобы рационально построить работу,по формированию математических представлений у обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо знать характер возникающих у них трудностей. Причиной затруднений мо...
«Особенности формирования фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Данный материал будет интересен педагогам-дефектологам, логопедам. В работе освещены теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью,...
«Специфика работы по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью гигиенических навыков и навыков самообслуживания»
СОДЕРЖАНИЕ1. Особенности формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания у обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………&hel...
Особенности формирования навыков общения у младших школьников с ОВЗ
Статья о важности смыслового общения...
Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...