открытое занятие на тему "Грибы- царство природы"
план-конспект занятия по окружающему миру ( класс) на тему
Данное занятие можно проводить и на 3-4 классе, как закрепление получиных знаний о царстве грибов ранее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра-путешествие | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема открытого занятия: «Грибы – чудо природы»
Форма проведения: Занятие-путешествие
Цели: сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с царством грибов;
- строением гриба;
- выделить группы съедобных и несъедобных грибов;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- умение слушать и вступать в диалог:
- участвовать в коллективном обсуждении;
Развивающие:
- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной цели;
- осуществлять самоконтроль.
- выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Оборудование: презентация о грибах, муляжами грибов, картинки, кусочек хлеба, грибы
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, практические
Ход занятия.
Организационный момент.
Добрый день мои друзья,
Перед вами снова я
Очень рада видеть всех
Ждет сегодня вас успех.
Подтянитесь , улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Повторение
Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая- цветная иллюстрация слайд 1)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)слайд 2
- Посмотрите на этот лес.(слайд 3) Какие царства живой природы вы видите?
- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.
Живая природа – огромный мир. Обитатели этого мира живут в царствах.
Ребята, какое время года сейчас идет? Правильно. За окном осень. А вы хотели бы на время оказаться в летнем лесу? Вот и замечательно. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в первое царство живой природы
Ой а что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.
В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.
(на Доске гриб внутри знак вопроса)
-Ребята, почему в этом грибе знак вопроса?-значит мы что то должны узнать новое о грибах
Какой из вопросов мы должны рассмотреть первым и какие потом
-Какое строение имеют грибы?
-Почему иногда грибы относят к растениям?
- Почему деревьям сложно без грибов??
- Разнообразие грибов
-Как отличить съедобные грибы от ядовитых?
-Как правильно собирать грибы?
Задание 1
Вид задания: практический;
Наглядность: кусочек хлеба, трутовик, гриб, вешенка
Метод: практический, наглядный
Проблемный вопрос: обитают ли грибы в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах.
Вывод: Грибы, обитают повсюду, где есть органические вещества. В почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах. Это разнообразные организмы имеют сходное строение , связанное со способом питания.
Сейчас поиграем в игру «Отгадай». У нас есть царство растений и царство грибов.
Внимательно слушайте названия данных представителей и определите, куда они относятся
Венерин башмачок, груздь, маслёнок, рябина, кувшинка, опёнок, черника, сыроежка. (Ответы учащихся).
Мы с вами получили такую таблицу.
Царство растений | Царство грибов |
Венерин башмачок | груздь |
рябина | маслёнок |
кувшинка | опёнок |
черника | сыроежка |
На нашей земле насчитывается около 100 тысяч видов различных грибов. Давайте поближе познакомимся с грибами – интересными и необыкновенно привлекательными представителями живой природы. Их изучением занимаются ученые-микологи. Мы с вами сегодня будем выступать в роли ученых-микологов. Грибы, обитают повсюду, где есть органические вещества. В почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах. Это разнообразные организмы имеют сходное строение , связанное со способом питания. Но какое же они имеют строения сейчас вы, уважаемые ученые выясните
Задание 2
Вид задания: наглядно-практический, наблюдения, исследование
Наглядность: цветочное растение и гриб
Метод: практический, наглядный
Проблемный вопрос: чем гриб отличается от цветковых растений
Вывод: Ученые долго размышляли: куда их отнести Грибы не похожи на другие растения, вот и пришлось ученым выделить грибы в самостоятельное царство живого мира, отдельное от растений и животных.
Перед вами 2 картинки (цветущее растение и гриб).Определите сходство и различие. Давайте проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить доказать что грибы это отдельное царство.
Тема исследования: Царство грибов
- Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство? Это наша гипотеза.
Гипотеза: Предположим что грибы относятся к отдельному царству
Цели: Выяснить, что царство грибов существует
Результаты исследования:
- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. Но бывают и другие виды форм гриба. Такие как, мохнатый гриб, гриб осьминог, коралловый гриб, панеллюс, трюфель.
Как вы думаете какую роль выполняет грибница? Всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минералами солями, поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
Вывод: Грибы не похожи на другие растения. Ученые долго размышляли: куда их отнести – к животным или растениям?
К растениям? Но ведь они не зеленые, у них нет ни цветов, ни семян. Стеблей, листьев и корней у них тоже нет.
К животным? Но они не умеют передвигаться и заглатывать пищу как большинство животных. Вот и пришлось ученым выделить грибы в самостоятельное царство живого мира, отдельное от растений и животных.
Задание 3
Вид задания: наглядный
Наглядность: слайды презентации
Метод: наглядный
Проблемный вопрос: как связанны деревья и грибы
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
Почему деревьям плохо без грибов?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?
- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
Физминутка «Грибок»
Утром гномы в лес пошли.
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Задание 4.
Разнообразие грибов.
Вид задания: наглядный
Наглядность: слайды презентации
Метод: наглядный
Проблемный вопрос: каково разнообразие грибов
Вывод: Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 видов опасны для человека. Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы (белый гриб).
Все грибы делятся на шляпочные и не шляпочные. К шляпочным грибам относятся маслята, боровики, подосиновики. К не шляпочным грибам – относятся гриб трутовик, плесень. У всех грибов шляпочных и не шляпочных имеются плодовые тела и грибницы. Плодовое тело находится на поверхности почвы, а грибница – в почве.
Шляпочные грибы имеют шляпку и ножку. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются трубчатыми грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются пластинчатыми грибами.
Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки – это споры. С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще помогают размножаться грибам и животные. Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.
Для прорастания споры необходимы: тепло, почва, влага. И спора начинает прорастать, образуя грибницу. Затем на грибнице появляются маленькие плодовые тела. Вот из них вырастает большой гриб.
Есть грибы похожие на бокальчики - грибы - чаши (алеврия).
Среди грибов необычной формы попадаются рогатики.
Грибы, похожие на вязаные шапочки (сморчок).
На деревьях в лесу мы часто видим трутовики, напоминающие копытца, раковины, маленькие полочки, подвешенные друг над другом.
- Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые, паразиты и хищники. Размеры грибов тоже самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их 1,5 метра (дождевики). А у грибов - малюток всего 1 миллиметр, а некоторые из них можно разглядеть только под микроскопом (дрожжевые грибы, микроскопическая плесень).
Как вы понимаете пословицу
«Всякий гриб в руки берут,
Да не всякий в кузовок кладут»
-Ребята, а на какие 2 группы можно разделить грибы?
-съедобные и несъедобные.
Задание 5
Вид задания: наглядный, практический
Наглядность: слайды презентации
Метод: наглядный,практический
Проблемный вопрос: отличать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора и первая помощь при отравлении
Вывод: правила –законы которые нужно выполнять:
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
- Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
- Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
- НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
- Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей
Посмотрите ребята в нашей корзинке все грибы перемешались
(Раздать листы с грибами съедобными и не съедобными ) ребята , зачеркните те грибы, которые по вашему мнению являются не съедобными
(учащиеся должны зачеркнуть какие по их мнению не съедобные)
-момент самопроверки.
Учащиеся обмениваются своими рабочими листами и проверяют друг другу, сделать мини-анализ.
Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)
Правила сбора грибов.
- А кто из вас знает, как собирать грибы?
Давайте сформулируем правила сбора грибов
правильно | Правила сбора грибов | Не правильно |
М | собирать в лесу только те грибы, которые знаешь | Г |
Е | Собирая грибы, нужно срывать их, а не срезать ножом | О |
Л | нельзя раскидывать в стороны листву и мох | К |
Т | Нужно собирать большие старые грибы | О |
Д | нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов | Р |
Е | Грибы, вызывающие у вас сомнения, лучше показать опытному грибнику | У |
И | попытайтесь определить грибы на вкус | Ц |
-Ребята, а как вы думаете, как вести себя при отравлении грибами?
1.Вызвать скорую помощь по телефону 03
2. Нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты,
3. Уложить человека в постель на живот, положить в ноги грелку
4. Остатки грибов,вызвавших отравления, сохранить до прихода врача, для исследования в лаборатории
5. Детям до 10 лет , есть грибы не рекомендуется.
6. Собирайте только знакомые грибы, в этом вам помогут книги и опытные грибники.
В грибном царстве есть законы – правила. Люди должны обязательно выполнять.
Сформулируйте правила –законы , которые нужно выполнять:
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
- Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
- Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
- НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
- Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей
Задание 4 Итог занятие: кроссворд
- как называется форма взаимодействия гриба и растения
- часть гриба находящаяся под землёй
- род низших плесневых грибов
- гриб который растет под березой
- симбиоз гриба с корнями растений.
- род грибов семейства спорыньёвых , паразитирующий на некоторых злаках
- съедобный гриб рода Млечник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Берегите природу"
Занятие в виде конкурсов...
Конспект открытого занятия«Введение в тему «Природа звука»»
Цели урока: Образовательные : Заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;Научить детей выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования сво...
Открытый урок по окружающему миру «Царства природы»
урок изучения нового материала...
Открытое занятие по внеурочной деятельности "Природа - наш дом"
Открытое занятие по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа - наш дом"...
«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».
Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...
Открытое занятие по внеурочной деятельности "Занимательная математика" "В царстве смекалки"
Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса...
Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе на тему"Подводное царство"
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности на тему: "Подводное царство" в младшей группе. Цель: создание коллективных работ посредством нетрадиционного рисования. ...