Органы чувств
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Беденежная Елена Дмитриевна

Методическая разработка  урока окружающего мира  по теме "Органы чувств". 2 класс. УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока "Органы чувств56.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема урока: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Цели: сформировать знания об органах чувств человека как источниках     информации об окружающем мире, о механизме их работы;

 развивать внимание, логическое мышление;

 воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к своим органам чувств, прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Оборудование: кроссворд  «Органы чувств».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Урок начинать нам с вами пора.

                 Какие скажем друг другу слова?

Ученики: Здравствуйте.

Учитель: Здравствуйте, ребята,

                 Видеть вас я очень рада.

  1.  Сообщение темы и цели урока.

– Не зовут ли вас завтракать? Как попасть ложкой в тарелку с кашей? Вкусна ли эта каша? Не слишком ли она горяча? Хорошо ли она пахнет? Удобно ли тебе сидеть на стуле? Обо всем этом и других важных вещах сообщает вам «разведка» – ваши глаза, уши и другие органы чувств. Это тема нашего урока.

– Что вы хотели бы узнать по данной теме, на какие вопросы об органах чувств получить ответы? (Высказывания детей.)

III. Проверка домашнего задания.

– Какие органы  очищают кровь?  (пересказ учащегося)

Хорошо, когда в доме есть свой водопровод. Не надо выносить грязную воду во двор. Ты моешь руки под краном, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации.

Своя канализация есть и в нашем организме. (Почки.)

–  Как вы думаете, зачем почки проделывают такую большую работу?

– Какие функции при очистке организма выполняет кожа? (пересказ учащегося) 

– Как вы заботитесь о своей коже? (пересказ учащегося)

     IV. Изучение нового материала.

Учитель. У человека пять органов чувств.  С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

Дидактическая игра «Угадай, что это?»

(Ученику завязываются глаза и предлагается на ощупь угадать предмет: апельсин, мягкую игрушку и т. д.)

-Как ты узнал предмет, с помощью чего?

Кожа – это тоже орган чувств. Орган осязания.

– Что чувствует человек кожей? (Тепло, холод, боль.)

 Рассказ заранее подготовленного ученика по  учебнику (ч. 2, с. 49).

Выводы: 1) наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека; 2) кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

Вот какая у вас разведка!

Глаза – орган зрения

–  Какой орган чувств дает нам наибольшую информацию об окружающем мире, отгадайте загадку:

                  Видят целый свет,

                  А друг друга нет.

                  – Что это? (Глаза.)

Беседа по вопросам:

– Что можно увидеть глазами?

– О каких свойствах и признаках предметов окружающего мира они могут нас информировать?

Благодаря зрению мы различаем окружающие нас предметы: размеры, формы, окраски предметов, их освещенность. Вовремя замечаем опасность. Для человека зрение приобретает особое значение.

Человечество накапливает огромный опыт, развивается наука, искусство. Весь этот опыт передается через книги, через письменную речь, которая воспринимается при помощи зрения.

Разнообразие красоты природы, произведения живописи, архитектуры, кино тоже воспринимаются зрением и развивают в нас чувство прекрасного.

Пересказ текста по учебнику (ч. 2, с. 42) заранее подготовленным учеником.

– Всю информацию о мире я представлю в виде прямоугольника – это 100 процентов.

– Сколько процентов информации получает человек зрительно? (90 процентов.)

Глаз – это сложный оптический прибор.

Глаз ощущает минимальные количества световой энергии. Мы живем в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Цвет создает настроение: желтый – веселит и бодрит, зеленый – умиротворяет, синий – вызывает грусть. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 43) – чтение по «цепочке»

Рассказ учителя.

Глаза – орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками – верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Работа по тетради № 2 (задание 31, с. 13).

Ответ. 1. Ресницы. 2. Бровь. 3. Веко. 4. Радужная оболочка. 5. Зрачок. 6. Роговица.

Для любознательных.

- Почему глазам больно, когда включают свет? ( Зрачок глаза в темноте сильно расширяется. При мгновенном включении света в глаз попадает большое количество световой энергии, которая вызывает болезненные ощущения)

     – Что мы различаем зрением?

– Какое значение имеют веки и ресницы?

– Какое значение имеют слезы?

– Какое строение имеет глаз?

Как беречь зрение

– Что такое хорошее зрение?

– Что может испортить зрение?

 «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

        М. Горький

            Потеря зрения, особенно в детском возрасте, – это трагедия. Прекрасны детские глаза... То широко открытые от удивления, то затуманенные слезой, то искрящиеся радостью. И вдруг непоправимое порой несчастье – травма глаза. А затем усилия врачей – процедуры, перевязки, нередко операции. При тяжелых повреждениях (чаще проникающих ранениях), когда повреждены все оболочки глаза, его не удается спасти. Смотреть одним глазом намного труднее. Ребенок с одним видящим глазом значительно отстает в развитии от здоровых детей. Такие дети быстрее устают, нередко страдают головными болями. Дефект зрения отрицательно сказывается на психике ребенка.

 Дети  чаще всего наносят себе ранения предметами домашнего обихода: ножницами, гвоздями, игрушками, острыми предметами

 У маленьких детей травмы, как правило, происходят по недосмотру взрослых. Дети не понимают всей опасности некоторых игр, не задумываются о том, какое это страшное несчастье – потерять зрение.

– Как нужно охранять зрение? (Ответы детей.)

– Что нельзя делать, чтобы не навредить друг другу? (Запускать самолетики, целясь в лицо друг другу, размахивать острыми предметами, кидаться металлическими предметами, стрелять из рогаток, играть в ножички.)

Работа по учебнику ( ч. 2. с.45) чтение по «цепочке»

– Если все-таки глаза оказались поврежденными, немедленно обращайтесь к врачу.

                                                Орган слуха

– О следующем органе чувств вы узнаете, поиграв в игру «Чей голосок?»

Учитель: Мы немножко поиграем,

                 Как ты слушаешь, узнаем.

                 Постарайся, отгадай,

                 Кто позвал тебя? Узнай!

Ученик ( указанный учителем).  Это я.

Учитель: К нам кукушка в огород

                 Залетела и поет.

                 А ты,(Витя), не зевай,

                 Кто кукует, отгадай!

Ученик (указанный учителем).  «Ку-ку! Ку-ку!»

Учитель: Вот лягушка по дорожке

                Скачет, вытянувши ножки.

                Увидала комара,

                 Закричала:

Ученик: «Ква-ква-ква!»

Учитель: Мы немножко порезвились,

                По местам все разместились.

-Как вы узнали друг друга? Что помогло вам в этом?

 Разведчик звука – ваши уши.

- Ты думаешь, у тебя их только два? Нет, на самом деле их – шесть. Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находится окончание слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

– Что можно узнать об окружающем мире благодаря слуху?

Работа по учебнику (ч. 2, с. 46–47): чтение текста (подготовленным учеником)

– Где формируется ощущение звука?

– Для чего необходимы два уха?

– Что случилось бы, если бы у нас не было органа слуха? (Не слышали бы.)

– Что мы различаем с помощью ушей? (Звуки, речь, голоса).

Это интересно!

А)кашалот                                

Б)волк                     

Каковы органы вкуса, обоняния и осязания

– Играем еще в одну игру. Надо с закрытыми глазами определить предметы, которые лежат на столе.

Входят по очереди два ученика, им завязывают глаза. Перед первым учеником лежит долька апельсина, перед вторым – долька яблока. Дети пытаются узнать предмет: понюхать, попробовать на вкус .

–  Легко или трудно было отгадывать предметы?

– С помощью чего вы определяли предметы? (язык, нос)

Разведчик вкуса – ваш язык. Он покрыт маленькими бугорочками. Есть свои бугорки для соленого и для  горького, для кислого и  сладкого. И от всех идут нервы в мозг.

            Есть у нас такой важный орган, как язык. «Стоит» он на «посту» и все входящее пробует на вкус. «А ну-ка попробуем тебя кончиком на сладость... Не сладкий... Попробуем кoрнем! Не горький! А если бочком? Кисленький! Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас посадить на зубок? Так. А вы кто будете? Не сладенький. Не кисленький... А ну-ка кoрнем?.. Горький, как отрава! Попрошу на выход! Горьким огурцам вход воспрещен!» (Юдин Г. Главное чудо света).

-Представьте, что у языка не было бы вкусовых сосочков и человек не чувствовал бы, что он ест. Что могло бы произойти?

Работа по учебнику (ч. 2, с. 48): пересказ текста.

– Какие вкусовые ощущения для вас приятны, а какие – нет? (Ответы детей.)

– Что мы можем различать органом вкуса?

– Чем покрыт язык?

– Почему мы ощущаем вкус пищи?

Мы ощущаем вкус с помощью трех тысяч специальных вкусовых органов, расположенных на языке.

Это интересно!

 Свинья обладает 5500 вкусовыми органами, у коровы их – 35 тысяч, а у антилопы – 50 тысяч.

                          Физкультминутка

– Попробуйте понюхать свежеразрезанный лимон. Во рту у вас станет кисло. Значит, обоняние и вкус связаны друг с другом.

– Отгадайте загадку.

Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (Нос.)

    Разведчик запахов – ваш нос, это орган обоняния. 

 Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнен вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, в мозг посылается сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, древесной смолы, соленое дыхание моря нам вдыхать приятно. Дышится легко, улучшается кровообращение, успокаиваются нервы.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 48–49): чтение текста.

 – Как развито обоняние у животных?

      Обоняние медведя очень тонкое. Он может почуять добычу за 15–20 километров и обнаружить пищу под толстым слоем снега.

V. Закрепление изученного материала.

А).Блиц опрос.

1.Какой орган чувств помогает вам слышать различные звуки в окружающем мире?

2. Какой орган помогает вам увидеть этот удивительный мир?

3. А какой орган чувств помогает осязать различные прикосновения?

4. Этот орган помогает почувствовать запах.

5. А какой орган помогает определить вкус?

6. Назовите одним словом ухо, глаза, кожу, нос, язык.

Вывод: правильно. Все эти органы называются органами чувств.

 -Как нужно беречь органы чувств? (кожа, нос, язык, ухо, глаза)

Кожа: на холоде бледнеет, во время жары краснеет, нужно заботиться о       коже: мыться, закаляться.

Нос: при простуде у человека ухудшается обоняние, он не чувствует запахи. Нужно закапать в нос лекарство

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Меры, помогающие остановить кровотечение из носа.

1. Пострадавший должен находиться в положении сидя.

2. Голову надо слегка наклонить вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку.

3. В ноздрю, из которой идет кровь, нужно заложить ватный тампон, а потом зажать нос.

4. После остановки кровотечения ватную пробку следует оставить в ноздре еще на некоторое время.

5. Если кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо доставить в поликлинику или травмпункт. Там введут в нос лекарство, заложат в кровоточащую ноздрю тампон

VI. Итог урока.

– Что помогает нам познавать мир? (Органы чувств.)

– Какие органы чувств участвуют в этом? (Органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.)

VII. Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания 30, 32, 34, 35, с. 13–14). Учебник, ч. 2, с. 42–49).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....