рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Орлова Светлана Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Л.А.Неменской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx87.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» с. Новоипатово

Сысертский городской округ

«Рассмотрено»  ШМО начальных классов

Руководитель ШМО

___________/Орлова С.В./

Протокол № ______

От«____»________20___г.

«Согласовано»

Зам.директора  по УВР МАОУ СОШ № 19

_________/Сумина О.И./

«___» __________20___г.

  «Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №19

_________/Юдин Ю.А./

.

Рабочая  программа

по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

базовый уровень

Орловой Светланы Владимировны,

учителя I квалификационной категории

       Рассмотрено

       педагогическим  советом

       Протокол № __________

       От «____» ___________20__г.

с. Новоипатово

2015-2016 учебный год

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Авторы: Неменский Б.М.. Неменская Л.А., Горяев Н.А.

 (УМК система учебников «Школа России»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 19;  авторской программы Неменского Б.М. Л.А.Неменской, Н.А. Горяева.

Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Цели и задачи курса

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Общая характеристика курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Тема четвертого класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур. Дети учатся видеть. Как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы учебным планом отводится  1 час в неделю,  34 часа (34 учебные недели ).

Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание курса

Учимся у природы

 Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

Пропорции фигуры человека и животных.

Фантастические образы в изобразительном искусстве 

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественного образа с одного вида на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.

Основы художественного языка. Особенности композиции при передачи сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция.

Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и контрастная цветовая гамма.

Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.

 Пропорции: соотношение целого и частей.

Учимся на традициях своего народа.

Значение изобразительного искусства в национальной культуре.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном или горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции.

Ритм в орнаменте.

Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном искусстве.

 Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.

Приобщаемся к культуре народов мира.

Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.

 Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

 Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими природу, сказками и мифами других народов.

Основы художественного языка. Использование пропорций и форм животного и растительного мира в композиции архитектурных сооружений.

 Ритм в архитектуре и декоративном искусстве.

Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.

Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и острых форм в объеме.

 

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

 Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина и природных материалов.

 Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного  искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
           О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы  цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Критерии оценивания.

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать  учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе),

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Описание материально – технического обеспечения

Учебные пособия

1.  Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 класса начальной школы /под редакцией Б.М.Неменского. – М.:Просвещение, 2012.

2. Изобразительное искусство: Методическое пособие с поурочными разработками для учителя: 4 класс /Б.Н.Неменский, Е.И.Коротеева и др.; под редакцией Давыдовой М.А. – М.: Просвещение, 2013

3. Примерные рабочие программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение ,2011

Печатные пособия

- наглядные пособия по изобразительному искусству: Введение в цветоведение: начальная школа/ С.И.Гудилина. – М.: «СПЕКТР – М», 2009. – 40с.

- Изобразительное искусство 4 класс. 10 репродукций с описанием. Издательский дом «АГНИ» 2010г.

- портреты художников

- декоративно-прикладное искусство «Русская народная игрушка»

- «Гжель. Учимся рисовать». Светлана Вохринцева

Технические средства обучения

- классная магнитная доска

- ноутбук

- мультимедийный проектор

- экспозиционный экран

Оборудование класса

- ученические столы двухместные с комплектом стульев

- стол учительский

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела

Тема и содержание урока

Кол-во часов

Дата проведе-ния

Планируемые результаты

Основные виды деятельности

Предметные

Матапредметные

УУД

Личностные

УУД

1

Истоки родного искусства.

  (8 ч)

Пейзаж родной земли.

1

2.09

Научиться вос-принимать и эс-тетически оце-нивать  красоту природы родной земли. Давать характеристики различных пей-зажей – средне-русского, таеж-ного, горного, степного и др.

К.: Уметь  поль-зоваться языком изобразительного искусства:

уметь  слушать и понимать выска-зывания собесед-ников.

Р.: Проговаривать последователь-ность действий на уроке

П.: Ориентиро-ваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предвари-тельный отбор  источников ин-формации: ориен-тироваться в учеб-нике (на разворо-те, в оглавлении, в словаре).

чувство гордости за культуру и ис-кусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к куль-туре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каж-дого отдельного человека;

Характеризовать кра-соту природы родно-го края, особенности красоты природы разных климатичес-ких зон. Изображать характерные особен-ности пейзажа род-ной природы. Использовать выра-зительные средства живописи для созда-ния образов природы. Изображать россий-скую природу (пейзаж).

2

Деревня - деревянный мир.

1

7.09

Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окру-жающим миром природы. Воспринимать  и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

К.: Уметь  поль-зоваться языком изобразительного искусства:

уметь  слушать и понимать выска-зывания собесед-ников.

Р.: Проговаривать последователь-ность действий на уроке

П.: Ориентиро-ваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предвари-тельный отбор  источников ин-формации: ориен-тироваться в учеб-нике (на разворо-те, в оглавлении, в словаре).

чувство гордости за культуру и ис-кусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к куль-туре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каж-дого отдельного человека;

Рассуждать о роли природных условий в характере традицион-ной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традици-онного русского дома. рассказывать о воплощении в конст-рукции и декоре избы космогеничес-ких представлений – представлений о порядке и устройст-ве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.

3

Деревня - деревянный мир (коллек-тивное панно «Деревня»)

1

14.09

Называть раз-личные виды изб. Объяснять разнообразие  сельских дере-вянных постро-ек: избы, ворота, амбары, колод-цы и др. видеть красоту русского деревянного зод-чества. Учиться создавать кол-лективное панно.

К.: Уметь  поль-зоваться языком изобразительного искусства:

уметь  слушать и понимать выска-зывания собесед-ников.

Р.: Проговаривать последователь-ность действий на уроке

П.: Ориентиро-ваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предвари-тельный отбор  источников ин-формации: ориен-тироваться в учеб-нике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

чувство гордости за культуру и ис-кусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к куль-туре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каж-дого отдельного человека;

Рассказывать о дере-вянной храмовой культуре. Раскрывать традиции конструи-рования и декора избы в разных облас-тях России. Создавать образ традиционной дерев-ни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги   (с объединением индивидуально сделанных деталей).

4

Красота человека.

Образ русского человека (жен-ский образ, мужской образ).

1

21.09

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народ-ного костюма. Овладевать на-выками изобра-жения фигуры человека.

Объяснять представ-ления народа о красоте человека, связанное с традици-ями жизни и труда в определенных при-родных  и истори-ческих условиях.

5

Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.

1

1.10

Понимать и анализировать конструкцию русского народ-ного костюма. Овладевать на-выками изобра-жения фигуры человека.

.Приобретать опыт эмоционального восприятия традици-онного народного костюма. Различать деятельность каждого  из Братьев-Мастеров при созда-нии русского народ-ного костюма. Размышлять о тради-ционной одежде как о выражении образа красоты человека.

6

Воспевание труда в искусстве.

1

6.09

Учиться изоб-ражать сцены труда из кресть-янской жизни.

Характеризовать и эстетически оцени-вать образы человека – труженика в произ-ведениях художни-ков (А.Венецианов, И.Арогунов, В.Су-риков, В.Васнецов, З.Серебряков, Б.Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянс-кой жизни.

7

Народные праздники.

1

13.10

Эстетически оценивать кра-соту и значение народных празд-ников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллек-тивное панно на тему народного праздника.

Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздни-ков в жизни людей. Изображать кален-дарные праздники (коллективная работа – панно): осенний праздник урожая, народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

8

Народные праздники (обобщение темы).

1

20.10

Создавать инди-видуальные композиционные работы и коллек-тивное панно на тему праздника. Овладевать на практике эле-ментарными основами композиции.

Воспринимать и характеризовать  образ праздника в изобразительном искусстве (Б.Кусто-диев, К.Юон, Ф.Малявин и др.) продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника.

9

Древние города нашей земли.

  (7 ч)

Родной угол.

1

27.09

Понимать и об-яснять роль и значение древне-русской архитек-туры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре.

К.: Совместно договариваться о правилах обще-ния и  поведения в школе и на уроках изобра-зительного ис-кусства и следо-вать им.

Учиться согла-сованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распре-делять работу  между участни-ками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выпол-нять различные роли  в группе (лидера, испол-нителя, критика).

Р.: Учиться отличать верно  выполненное задание от не-верного.

Учиться сов-местно с учите-лем и другими учениками да-вать эмоцио-нальную оценку деятельности класса на уроке.

П.: Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учеб-ник,  свой   жиз-ненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате сов-местной работы всего класса.

Сформирован-ность эстетичес-ких чувств, художественно-творческого мышления, наблюдатель-ности и фанта-зии;

Сформирован-ность эстетичес-ких потребнос-тей — потреб-ностей в обще-нии с искусст-вом, природой, потребностей в творческом от-ношении к окру-жающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Характеризовать образ древнерусского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, кото-рое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены, башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Знакомиться с карти-нами русских худож-ников (А.Васнецова, И.Билибина, Н.Рерих, С.Бабушкина и др.) создавать макет древ-нерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен)

10

Древние соборы.

1

9.11

Получать пре-дставление о конструкции здания древне-русского камен-ного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитек-туре древних соборов.

Составлять рассказ о соборах как о святы-нях города, воплоще-ние красоты, могу-щества и силы госу-дарства, как об архи-тектурном и смысло-вом центре города. Раскрывать особен-ности конструкции и символики древне-русского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Называть значение постройки, украшения и изобра-жения в здании храма. Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусско-го каменного храма.

11

Города рус-ской земли.

1

16.11

Учиться пони-мать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Называть основ-ные структурные части города. Сравнивать и определять их функции, назначение. Интересоваться историей своей страны.

Рассказывать о раз-мещении и характере жилых построек, их соответствии сель-скому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о монастырях как о произведении архи-тектуры и их роли в жизни древних горо-дов. Рассказывать о жителях древнерус-ских городов. О соот-ветствии  их одежды архитектурно-пред-метной среде. Выполнять коллек-тивную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города.

12

Древнерусские воины – защитники.

1

23.11

Изображать древнерусских воинов ( князя и его дружину). Овладевать на-выками изобра-жения фигуры человека.

Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города: о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символиче-ское значение орнаментов.

13

Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.

1

30.11

Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свиде-телей нашей истории.

Определять общий характер и архитек-турное своеобразие Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. Характеризовать особый облик города, сформированный ис-торией и характером деятельности жите-лей. Рассказывать о храмах – памятниках в Москве.

14

Узорочье теремов.

1

7.12

Иметь представ-ление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении ин-терьера (терем-ных палат).

Рассказывать о росте и изменении назна-чения городов – тор-говых и ремесленных центров. Иметь пред-ставление о богатом украшении город-ских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Объяснять отражение природ-ной красоты в орна-ментах (преоблада-ние растительных мотивов). Изображать интерьер теремных палат.

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

14.12

Создавать изоб-ражения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Объяснять роль пост-ройки, украшения и изображения в созда-нии древнерусского города. Изображать праздник в интерьере царских или княжес-ких палат, участни-ков пира (бояр, боя-рынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах.

16

Каждый народ – художник.

   (11 ч)

Образ японских построек.

1

21.12

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной худо-жественной культуре. Воспринимать эстетический  характер  тради-ционного для Японии пони-мания красоты природы.

К.: Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и сле-довать им.

Учиться согласо-ванно работать в группе:

Р.: Учиться отли-чать верно  вы-полненное зада-ние от неверного.

Учиться совмест-но с учителем и другими учени-ками давать эмо-циональную оцен-ку деятельности класса на уроке.

П.: Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебник,  свой жизненный  опыт   и  инфор-мацию,  получен-ную  на уроке.

 Перерабатывать полученную ин-формацию: делать  выводы в резуль-тате совместной работы всего класса. 

Овладение навы-ками коллектив-ной деятельнос-ти в процессе совместной творческой работы в коман-де одноклассни-ков под руковод-ством учителя;

умение сотруд-ничать с товари-щами в процессе совместной дея-тельности, соот-носить свою часть работы с общим замыс-лом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одно-классников с позиций твор-ческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотической и в то же время вписанной в современный мир. Умение видеть бес-ценную красоту каж-дого маленького мо-мента жизни, внима-ние к красоте дета-лей,  их многочис-ленность и символи-ческий  замысел. Изображать природу через характерные детали.

17

Образ челове-ка, характер одежды в японской культуре.

1

11.01

Создавать женский образ в национальной одежде в тради-циях японского искусства. Сопоставлять традиционное представление о красоте русской и японской женщин.

Характеризовать образ женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья – кимоно, отсутствие интереса к индивиду-альности лица. Называть характер-ные особенности японского искусства: графичность, хруп-кость, ритмическая асимметрия.

18

Отношение к красоте при-роды в япон-ской культуре.

1

18.01

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Называть традицион-ные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризанте-мы» и др. Создавать коллективное панно.

19

Народы  гор и степей.

1

25.01

Понимать и объяснять разно-образие и красо-ту природы раз-личных регионов нашей страны, способность человека созда-вать свою само-бытную худо-жественную культуру. Изображать сце-ны жизни людей в степи и горах, передавать кра-соту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Видеть изобретательность человека в постро-ении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотрав-ным ковром степи.

20

Города в пустыне.

1

1.02

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с осо-бенностями при-роды и природ-ных материалов.

Рассказывать о горо-дах в пустыне. Видеть орнаменталь-ный характер куль-туры. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

21

Древняя Эллада. Образ красоты древ-негречекого человека

1

8.02

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции и культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украше-ние пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела, воспетую греками. Изображать гречес-кий храм для панно или объемного моде-лирования из бумаги, изображение фигуры олимпийских спорт-сменов и участников праздничного шествия.

22

Древняя Элла-да. Древнегре-ческая архитектура

1

15.02

Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников.

Рассказывать о повседневной жизни. Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Приобретать навыки создания коллектив-ного панно «Древне-греческий праздник».

23

Древняя Элла-да. Олимпий-ские игры в древней Греции.

1

22.02

Учиться изобра-жать олимпий-ских спортсме-нов и участни-ков празднич-ного шествия.

Изображать олим-пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников празд-ничного шествия (фигуры в традици-онных одеждах).

24

Европейские города Средне-вековья (архи-тектура).

1

29.02

Видеть и объяс-нять единство  форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении.

Знакомиться с обра-зом готических горо-дов средневековой Европы: узкие улицы, сплошные фасады каменных домов. Рассказывать о ратуше и централь-ной площади города, о городской толпе, сословном разделе-нии людей.

25

Средневековые готические костюмы.

1

7.03

Понимать значение выражения «готический стиль». Создавать коллективное панно.

Рассматривать средневековые готи-ческие костюмы. Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать панно «Площадь средневе-кового города».

26

Многообразие художествен-ных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник».

1

14.03

Узнавать по предъявленным произведениям художественной культуры, с ко-торыми знако-мились на уро-ках. Осознавать ценность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние  особенностей приро-ды на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красо-ты, счастья в пред-ставлении этого народа). Участвовать в выставке работ и бесед на тему «Каж-дый народ – худож-ник». Понимать разности творческой работы в разных культурах.

27

Искусство объединяет народы.

   ( 8ч )

Материнство.

1

21.03

Узнавать и при-водить примеры произведений искусства, выра-жающих красоту материнства. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

К.: Уметь  слу-шать и понимать высказывания собеседников.

Уметь  вырази-тельно читать и пересказывать со-держание текста.

Совместно дого-вариваться о пра-вилах общения и  поведения в шко-ле и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 Р.: Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно  выполнен-ное задание от неверного.

П.: Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учеб-ник,  свой жиз-ненный   опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учеб-нике и рабочей тетради алгорит-мов самостоятель-но выполнять творческие задания. 

чувство гордости за культуру и ис-кусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформирован-ность  эстети-ческих чувств, художественно-творческого мышления,.

Рассказывать о своих впечатлениях от об-щения с произведе-ниями искусства, анализировать  выразительные средства произве-дений. Развивать навыки творческого восприятия произве-дений искусства и композиционного изображения. Изображать (по пред-ставлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу.

28

Материнство.

1

4.04

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Продолжать работу. Изображать (по пред-ставлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу.

29

Мудрость старости.

1

11.04

Развивать навы-ки восприятия произведений искусства. Создавать в про-цессе творческой работы вырази-тельный образ пожилого чело-века (изображе-ние по представ-лению на основе наблюдений).

Наблюдать проявле-ния духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произве-дениях искусства (портреты Ремб-рандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.) Создавать изображе-ние любимого пожи-лого человека, пере-давать стремление выразить его внут-ренний мир.

30

Сопережива-ние.

1

18.04

Учиться объяс-нять, рассуждать, как в произведе-ниях искусства выражается пе-чальное и траги-ческое содержа-ние. Выражать  художественными средствами свое отношение при изображении пе-чального собы-тия. Изображать в самостоятельной творческой рабо-те драматический сюжет.

Рассуждать о том, что  искусство раз-ных народов несет в себе опыт сострада-ния, сочувствия, вы-зывает сопережива-ние зрителя. Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве. Создавать рисунок с драмати-ческим сюжетом, придуманным авто-ром (больное живот-ное, погибшее дерево ит.п.)

31

Герои – защит-ники.

1

25.04

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического об-раза. Приводить примеры памятн-иков  героям Отечества.

Рассуждать о том, что все народы име-ют своих героев – защитников и воспе-вают их в своем ис-кусстве. Приобретать творческий опыт соз-дания проекта памят-ника героям (в объ-еме). Выполнять лепку эскиза памят-ника герою.

32

Юность и надежды.

1

2.05

Приводить при-меры произведе-ний изобразитель-ного искусства, посвященные те-ме детства, юнос-ти, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображе-ния и поэтичес-кого видения жизни.

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутству-ет мечта, надежда на светлое будущее, ра-дость молодости и любовь к своим де-тям. выполнять изоб-ражение радости дет-ства, мечты о счас-тье, подвигах, путе-шествиях, открытиях.

33

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

16.05

Объяснять и оце-нивать свои впе-чатления от про-изведений искус-ства разных наро-дов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам отно-сятся предлагае-мые (знакомые по урокам) произве-дения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об осо-бенностях художест-венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях пони-мания ими красоты. Объяснять, почему многообразие худо-жественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки.

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

23.05

35

Итоговое повторение.

1

30.05

Обобщить полу-ченные в ходе изучения темы  знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

УМК "Планета знаний". Рабочая программа по изобразительному искусству2 класс.

УМК «Планета знаний» «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»2 класс автор Н.М. СокольниковаПояснительная запискаПрограмма по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственног...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству4 класс Школа Росси

Содержание учебного предмета.Истоки родного искусства (8 ч)Пейзаж родной земли.Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.Образ красоты человека.Народные праздники (обобщение темы).Древ...

адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...