Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Комарова Надежда Владимировна

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающий мир и на основе авторской программы в рамках УМК «Школа России». (Научный руководитель А. А. Плешаков)

Основными целями начального обучения окружающего мира являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

·         формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

·         осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

·         формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

·         формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okr.mir_komarova_n.v.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающий мир и на основе авторской программы в рамках УМК «Школа России». (Научный руководитель А. А. Плешаков)

Основными целями начального обучения окружающего мира являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих идей:

1)        идея многообразия мира;

2)        идея целостности мира;

3)        идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

              В   соответствии    с    федеральным     базисным      учебным планом и примерной      программой     по     окружающему миру      предмет         «Окружающий мир»    изучается    с    1     по    4    класс    по      два     часа     в    неделю.      Общий     объём    учебного   времени составляет 270 часов (1 класс – 66 ч, 2 класс – 68 ч, 3 класс – 68 ч, 4 класс – 68 ч).          

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд  и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2)        формирование ценностей многонационального российского общества;

3)        становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

4)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

5)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

6)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

7)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

9)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)        использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

13)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

15)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

16)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1 класс:

  • -понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • -сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2 класс:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

3 класс:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • характеризовать природные сообщества на примере леса;
  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

4 класс:

  • -узнавать изученные объекты живой и неживой природы, наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов;
  • -определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
  • -овладеть основами практико-ориентировочных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир.

6. Содержание учебного предмета, курса;

1 класс (66 ч)

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

2 класс (68 ч)

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

4 класс (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

7. Тематическое планирование

Тематическое планирование  1 класс (2 часа в неделю, 66 часов)

Название раздела или темы

Характеристика деятельности обучающихся

1

 Введение. 4ч.

1. Научаться  задавать вопросы об окружающем мире

2

 Что и кто? 20ч

1. Различать природные источники воды.

2. Использовать и соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами.

 3. Выявлять свойства снега и льда.

4. Изображать, как живут растения и животные, зимующие птицы.

5. Получат  представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации

3

 Как, откуда и куда? 13ч

1. Рассматривать природные источники воды.

2. Использовать и соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами.

3. Выявлять свойства снега и льда.

4. Изображать, как живут растения и животные, зимующие птицы.

5. Получать представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации.

4

 Где и когда 9 ч

1. Получать представление о настоящем, будущем и прошедшем времени.

2. Выявлять дни недели и времена года, их последовательность.

3. Получать представление о разнообразии природы Земли.

4. Рассматривать представление о далёком прошлом Земли.

5. Познакомиться с историей одежды, разнообразием современной одежды.

 6. Познакомиться с новыми профессиями людей.

7.Устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

5

Почему и зачем? 20ч

1. Выявлятьпредставление о звёздах и созвездиях.

2. Овладевать  представлениями о Солнце и Луне.

3. Получать возможность представления о дожде и ветре. Знать о значении этих явлений для жизни растений и животных.

 4. Выявлять цвета радуги.

5. Выявлять правила поведения на природе.

 6. Использовать правила личной гигиены.

 7. Рассматривать название витаминов и их значение для организма человека.

 8. Использовать правила подготовки ко сну, значение сна для организма человека.

 9. Рассматривать назначение и устройство поездов, железных дорог, автомобилей, кораблей и самолётов.

 10. Овладевать представлениями о космических станциях, искусственных спутниках Земли и их назначении.

11. Рассматривать  представление об экологии и её роли в жизни людей

Тематическое планирование  2 класс

( 2 часа в неделю, 68 часов)

Название раздела или темы

Характеристика деятельности учащихся

1

Где мы живем? (4 ч)

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России;

анализировать информацию учебника приводить примерынародов России, различать национальные языки и государственный язык России;

работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;

формулировать выводы из изученного материала,

оценивать свои достижения на уроке.

сравнивать город и село;

рассказывать о своём доме по плану;

формулировать выводы;

распределять обязанности по выполнению проекта;

собирать информацию о выдающихся земляках;

проводить презентацию с демонстрацией фотографий;

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира;работать в паре и группе;

классифицировать объекты окружающего мира;

- Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать свои достижения и достижения учащихся.

2

Природа (20 ч)

 Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

классифицировать объекты природы по существенным признакам;

различать объекты неживой и живой природы;

работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

устанавливать связи между живой и неживой природой;

различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой,составить сборник народных примет своего народа.

Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

Находить на рисунке знакомые созвездия;

сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,Интернете;

- осуществлять самопроверку.

гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

различать горные породы и минералы;

работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

работать в пареанализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

наблюдать небо за окном и рассказывать о нём.- находитьинформацию об охране воздуха и воды родного края.

-Устанавливать по схеме различия между группами растений;

-работать в пареназывать и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

определять растения с помощью атласа-определителя;

оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

Работать в паресоотносить группы животных и их существенные признаки;

работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них,выступать с сообщением;

сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги

Устанавливать взаимосвязи в природе;

моделировать изучаемые взаимосвязи;

выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

классифицировать культурные растения по определённым признакам;

находить информацию о растениях;

 Сравнивать и различать диких и домашних животных;

приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

Определять породы кошек и собак;

обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприят. психологической атмосферы в доме;

объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

предлагать и обсуждать меры по их охране;

использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

Анализировать факторы, угрожающие живой природе,рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

предлагать аналогичные правила;

распределять обязанности по выполнению проекта;

извлекать информацию из различных источников;

составлять собственную Красную книгу;

презентовать Красную книгу.

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

3

Жизнь города и села (10 ч)

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

Классифицировать предметы по характеру материала;

прослеживать производственные цепочки, моделировать их,приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;- рассказывать о строительных объектах в своём селе;

предлагать вопросы к тексту.

Классифицировать средства транспорта;

узнавать транспорт служб экстренного вызова;

запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

Различать учреждения культуры и образования;

приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

определять названия профессий по характеру деятельности;

обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- распределять обязанности по подготовке проекта;

интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Наблюдать над зимними погодными явлениями;

исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных;

наблюдать за поведением зимующих птиц.

Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

4

Здоровье и безопасность (9 ч)

 Называть и показывать внешние части тела человека;

определять на муляже положение внутренних органов человека;

моделировать внутреннее строение тела человека.

Рассказывать о своём режиме дня;

составлять рациональный режим дня школьника;

обсуждать сбалансированное питание школьника;

различать продукты растительного и животного происхождения;

формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

Моделировать сигналы светофоров;

характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

соотносить изображения и названия дорожных знаков;

формулировать правила движения по загородной дороге.

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

Характеризовать пожароопасные предметы;

- запомнить правила предупреждения пожара;

моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

находить в Интернете информацию о работе пожарных,готовить сообщение.

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

запомнить правила поведения во время купания;

различать съедобные и ядовитые грибы;

находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

5

Общение (7 ч)

Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

формулировать понятие «культура общения»;

обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

отбирать фотографии из семейного архива;

составлять родословное древо семьи;

презентовать свой проект.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

оценивать с нравственных позиций формы поведения;

моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

обсуждать правила поведения за столом;

формулировать правила этикета в гостях.

Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

6

 Путешествия (18 ч)

 Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - анализировать текст учебника; - формулироватьвывод о форме Земли.

Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

знакомиться с устройством компаса и правилами работы ; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; - знакомитьсясо способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. -Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; - сравнивать по схеме холм и гору; - характеризоватьповерхность своего края

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки; - на основе наблюденийрассказывать о водных богатствах своего края; - обсуждатьэстетическое воздействие моря на человека;

составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». -Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. -Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; - знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте;-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;- осваиватьприёмы чтения карты;

учиться правильно показывать объекты на настенной карте.-Распределять обязанности по выполнению проекта;- в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; - презентоватьсвои проекты.- Находить Москву на карте России;

знакомиться с планом Москвы; - описыватьдостопримечательности по фотографиям;

отличать герб Москвы от гербов других городов; -совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. - Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

находить на фотографии достопримечательности Кремля; -находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. -Находить Санкт-Петербург на карте России;- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;- описыватьдостопримечательности по фотографиям;- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершитьвиртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. - Сравнивать глобус и карту мира;- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.-Находить материки на карте мира;- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.- Сравнивать физическую и политическую карты мира;- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;- распределятьобязанности по выполнению проекта;- готовить сообщения о выбранных странах;- подбирать фотографии достопримечательностей

Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Тематическое планирование 3 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)

Название раздела или темы

Характеристика деятельности обучающихся

1

Как устроен мир (6ч)

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

—   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

—   работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников;  классифицировать объекты  живой  природы,  осуществлять самопроверку;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—   определять место человека в мире;

—   характеризовать семью, народ, государство как части общества;

—   обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

—   сопоставлять формы правления в государствах мира;

описывать но фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

2

Эта удивительная природа (18ч)

—   Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

—   характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

—   классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

—   наблюдать опыт с растворением вещества,высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

—   работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений;различать тела и вещества, осуществлятьсамопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

—    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—   наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

—   практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания,использовать лабораторное оборудование,фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану;

 —   работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

3

Мы и наше здоровье (10ч)

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе:

—   характеризовать системы органов человека (их части и назначение):

—   обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены:

—   анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—   практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; —-   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

4

Наша безопасность (7ч)

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе:

—   характеризовать системы органов человека (их части и назначение):

—   обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены:

—   анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—   практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; —-   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

5

Чему учит экономика (12 ч)

   Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

—   раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

—   различать товары и услуги; приводить примерытоваров и услуг;

—   характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

6

Путешествие по городам и странам (15ч)

—   прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

—   рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

—    узнавать  достопримечательности  городов Золотого  кольца  по фотографиям;

—   составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

—   моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—    с помощью Интернета готовить сообщение о любом  городе Золотого кольца;

—   формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

Тематическое планирование  4 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)

Название раздела или темы

Характеристика деятельности обучающихся

1

Земля и человечество (9 ч)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений

2

Природа России (10 ч)

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

3

Родной край - часть большой страны (15ч)

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

4

Страницы всемирной истории (5 ч)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.        

5

Страницы истории России (20 ч)

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Знать  государственное устройство нашей страны;

- символику Российского государства;

- основные законы страны;

- права ребенка;

- государственные праздники Российской Федерации

6

Современная Россия (9 ч)

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Уметь

работать со справочниками, энциклопедиями, словарями;

- написать реферат, сообщение;

- составлять план своего ответа;

- работать с текстом;

- слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;

8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета  «Окружающий мир»

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради)
  • Примерная программа начального общего образования по математике.

К

Д

Библиотечный фонд формируется с учётом типа школы с русским (родным) языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

Наглядные  пособия и печатный материал

  • Гербарии;
  • Ёмкости для проведения опытов;
  • Скелет человека;
  • Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
  • Изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи  и др.

Д

Д

Д

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, интернет ресурсы

Д

  1. Начальная школа: электронное интерактивное приложение, издательство «Планета», 2011. (CD)
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  3. Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
  4. Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
  5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Телевизор

Д

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев
  • Стол учительский с тумбой
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  • Настенные доски

К

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...