Окружающий мир. Олимпиадные задания 4 класс
олимпиадные задания по окружающему миру (4 класс) на тему
Олимпиадные задания 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 231.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по окружающему миру
для обучающихся 4-х классов
- Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:
а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется - _____
__________________________________________________________________________
б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется - ________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется - _________
__________________________________________________________________________
г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________
- Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.
а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________
б) лист дерева _______________________ синица _______________________
в) травинка мышка _____________________ ___________________________
- Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:
Заповедник – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________
- В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________
- Отгадай лекарственные растения:
а) Ты растение не тронь –
Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________
б) Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________
в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________
г) Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________
- Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?
с3ж _________________
лас ⋅ _________________
_____________________
___________________
__________________________________________________________________________
- Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
- Если ветер подует с севера – похолодает.
- Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
- Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
- Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
- Узнай животное по описанию:
а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________
б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________
- Вычеркни лишнее название в каждой строчке:
а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;
б) лист, почва, стебель, плод, корень;
в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;
г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;
д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;
е) Венера, Марс, Луна, Земля;
ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.
- Определи признаки живого организма:
а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;
г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.
- Частью какого океана является Балтийское море?
а) Тихого; б) Северного Ледовитого;
в) Атлантического; г) Индийского.
- Смена дня и ночи происходит из-за того, что:
а) Солнце вращается вокруг Земли;
б) Земля вращается вокруг Солнца;
в) Земля вращается вокруг своей оси;
г) ось вращения Земли немного наклонена.
- Какая часть света состоит из двух материков?
а) Америка; б) Евразия; в) Африка; г) Антарктида.
- У каких растений никогда не бывает плодов?
а) у берёзы; б) у осины;
в) у дуба; г) у папоротника.
- Какое животное является млекопитающим?
а) крокодил; б) ящерица;
в) бегемот; г) черепаха.
- В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?
а) майского жука; б) пчелы;
в) комнатной мухи; г) кузнечика.
- Какой камень после обработки называют бриллиантом?
а) рубин; б) алмаз;
в) гранат; г) изумруд.
- Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.
а) бизон; б) як;
в) лось; г) ишак.
Ты справился с работой. Молодец!
Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:
Задание 1.
Ответ:
1) Уголь (топливо).
2) Гранит (строительство).
3) Нефть (топливо).
4) Мел (строительство).
За верно указанное полезное ископаемое - 1 балл
За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.
Задание 2.
За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.
Задание 3.
Ответ:
Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
За верно записанное определение – 3 балла.
Задание 4.
За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.
Задание 5.
Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
Задание 6:
Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.
«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).
За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.
За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.
Задание 7.
Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.
За верный ответ – 3 балла.
Задание 8:
Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.
За каждое верно указанное название животного – 2 балла.
Задание 9:
а) ёж б) почва в) курятник г) снегирь д)полиэтилен е) Луна ж) Кемерово
Задание 10:
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
Задание 11:
в) Атлантического;
Задание 12:
в) Земля вращается вокруг своей оси;
Задание 13:
а) Америка;
Задание 14:
г) у папоротника.
Задание 15:
в) бегемот;
Задание 16:
г) кузнечика.
Задание 17:
б) алмаз;
Задание 18:
б) як.
Порядок оценивания школьной олимпиадной работы
по окружающему миру для учащихся 4 класса.
(2013-2014 учебный год)
Максимальное количество баллов за работу – 40.
Время выполнения работы – 45 мин.
Задания выполняются по выбору.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | Итого | |
Максимальный балл | 6 | 5 | 2 | 5 | 6 | 3 | 8 | 1 | 4 | 40 |
1. Земля – наш общий дом.
1.1 Блиц – турнир.
Максимальное количество баллов - 6.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответы:
- Юпитер
- экватор
- Евразия
- Тихий океан
- Гималаи
- Байкал
1.2. Вставь в текст пропущенные слова.
Максимальное количество баллов - 5.
Каждый правильный ответ оценивается 0,5 балла, последнее – 1 баллом.
За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Ответ:
«Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы вода поднимается в виде пара высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются облака, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них вода возвращается на землю в виде дождя, снега или града. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется круговорот воды в природе.»
1.3. Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное свойство.
Максимальное количество баллов - 2.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:
ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =
= ПОЧВА (плодородие)
2 . Растительный и животный мир.
2.1. Заполни таблицу.
Максимальное количество баллов - 5.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
2.2. Соедини взрослое животное с его стадией развития стрелками.
Максимальное количество баллов - 6.
Каждое правильное соответствие оценивается 1 баллом.
За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Ответ:
Бабочка
Лягушка
Птица
Ящерица
Рыба
Куколка
Малёк
Яйцо
Личинка
Головастик
2.3. Подумай, о каком животном идет речь? Подчеркни те слова и сочетания слов, которые помогли тебе догадаться.
Максимальное количество баллов за правильный ответ с подчёркиванием- 2.
Правильный ответ без подчёркивания – 1балл.
Ответ:
Это МУРАВЬИ.
3. Человек, его здоровье, безопасность и экология.
3.1. Сгруппируй слова и дай название каждой группе.
Максимальное количество баллов - 8.
Каждое правильное название группы и каждое правильно занесённое в группу название органа оцениваются 0,5 балла.
За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Ответ:
Органы пищеварительной системы: желудок, кишечник, пищевод.
Органы кровеносной системы: сердце, капилляры, кровеносные сосуды.
Органы нервной системы: головной мозг, нервы, спинной мозг.
3.2. Определи порядок действий при запахе газа в квартире:
Максимальное количество баллов - 1.
Ответ:
- позвонить в аварийную службу по номеру «04»
- открыть окна и двери для проветривания помещения
- выключить конфорки и перекрыть газовый кран
3.3. Дай ответ на вопрос и обоснуй его.
Максимальное количество баллов - 4.
Правильный ответ с развёрнутым обоснованием оценивается 4 баллами.
За каждое правильно отмеченное суждение дается 1 балл.
Правильный ответ без обоснования оценивается в 1 балл.
Примерный ответ:
«Нет! Уничтожать комаров нельзя! Комары необходимы природе. Взрослыми насекомыми питаются насекомоядные птицы и насекомые-хищники, например, стрекоза. Личинки комаров живут в воде и служат пищей для рыб.»
Фамилия, имя ____________________________ Класс _______________
Олимпиадная работа по окружающему миру
(2014– 2015 учебный год)
Часть А (по 0,5 б.)
Инструкция к выполнению заданий №1-15
К вопросам части А несколько вариантов ответов, обозначенных буквами. При выполнении задания выбери только один ответ и отметь его крестиком.
А1. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология б) зоология в) анатомия
А2. В каком году началась Великая Отечественная война?
а) 1941 б) 1939 в) 1945
А3. Моря какого океана не омывают территорию России?
а) Тихого б) Индийского в) Северного Ледовитого
А4. Где располагается большая часть России?
а) В тропическом поясе б) в умеренном поясе в) в полярном поясе
А5. Что означает выражение «до нашей эры»?
а) в прошлом веке
б) в прошлом тысячелетии
в) до Рождества Христова
А6. Какой город, переживший трёхлетнюю блокаду во время Великой Отечественной войны, получил звание «города-героя»?
а)Севастополь; б)Ленинград; в)Москва
А 7. Как называется основной закон нашей страны?
а) Декларация б) Конституция в) Постановление
А8. Какой заповедник находится на территории Ханты-Мансийского округа?
а)»Приокско-Террасный» б) «Черные земли» в) «Малая Сосьва»
А9. Какая организация имеет эмблему с изображением панды?
а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы
в) ЮНЕСКО
А10. В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?
а)деревянная б) железная в) пластмассовая
Часть Б Задания, оцениваемые в 2 б.
Инструкция к выполнению заданий №16-
При выполнении заданий части Б нужно вписать свой вариант ответа .
Б1. О каком животном пишет Н. Сладков? (2б.)
«Живет во льдах диковинный заяц: не беленький, не серенький, не бегает и не прыгает. Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку , а свежую рыбку…»
Ответ (речь идет о тюлене – морском зайце)
Б2. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Что это? Нос (2б.)
Б3. Следы на снегу. (по 0,5 за каждый правильный ответ. Всего – 2б)
Рассмотри следы на снегу. Определи, каким животным они принадлежат.
__________ ___________ _____________ ____________
(сова) (лось) (медведь) (сорока)
Б4. Какие признаки живых организмов изображены на рисунках? Установи соответствие. Укажи букву. (по 0,5 б. за каждый правильный ответ. Всего – 2б.)
А Б В Г
Признаки живых организмов:
1. Размножение - …….. (Г)
2. Развитие - ……. (В)
3. Дыхание - …….(Б)
4. Питание - ……. (А)
Б5. Вычеркни лишнее слово в каждой из данных групп по 0,5 б. за каждое правильно вычеркнутое слово)
Тундра | Степь | Пустыня | Тайга |
лебедь | тюлень | верблюд | белка |
белая куропатка | ковыль | ушастый ёж | бурый медведь |
белый медведь | степной орёл | песчаный удавчик | глухарь |
северный олень | дрофа | верблюжья колючка | кедровка |
песец | суслик | морошка | карликовая ива |
Часть С
Прочитай вопрос и дай развернутый ответ
С1. В моря впадает множество рек. Почему же тогда моря не переполняют и не заливают сушу?
(Ответ: суша не заливается водой, потому что в природе существует круговорот воды – процесс испарения воды с поверхности земли и всех водоемов: морей и океанов. За один год испаряется огромное количество воды, однако же столько же её возвращается обратно в виде дождя и снега.)
С2. Шел урок окружающего мира в четвертом классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, наждачная бумага, поваренная соль. Ребята с недоумением смотрели на учителя. «Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении. А как вы бы ответили на этот вопрос?
(ответ: минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.
Дополнение: Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала- корунда. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий)
С3. Не любят люди болота: комары, мошкара… Но в то же время экологи призывают охранять болота. Почему?
(ответ: болота - кладовые запасы пресной воды. Когда много воды, они её забирают, а когда наступает засуха – отдают рекам. Без болот реки мелеют и пропадают.
С4. Сосну сажают для укрепления песков, а ель – нет. Почему?
(у сосны глубокая корневая система, а у ели – поверхностная)
Олимпиада по окружающему миру для 4 класса.
1.Напиши понятия, соответствующие данным определениям:
1) уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - …………………..
2) время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг солнца -......
3) особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной - ………………….
2. К какой природной зоне относятся?
а) растения низкорослые, с мелкими листьями ________________
б) растения имеют очень длинные корни ________________
в) расположены растения всех ярусов
г) сплошной травянистый растительный покров
3. Каково происхождение торфа и каменного угля?
1) горная порода
2) залежи древних останков растений
3) минеральное вещество
4. «Прополи» текст, т. е. из каждой строчки вычеркни название сорного растения. Тогда ты сможешь прочитать таджикскую пословицу о труде:
МЕОТСАОЛТЛ
ВВАОСИГЛЕНЕК
ЛЮЧЕЛТОИКВЕК
ПЫВРТРУЕЙДЕ
ПОЗЛЕНАЕБЕТСЯДА
5. Прочитай. Из данных названий выпиши те, которые обозначают планеты:
Марс, Луна, Солнце, Венера, Весы, Земля, Юпитер, Большая Медведица
6. Когда день на земле по продолжительности равен ночи?
7. Как называется ближайшая к Земле звезда?
8. Мы требуем, чтобы по праву
И кусты, и деревья, и травы
Бесценный дар кислородный
Берег и ценил человек. /Л. Я. Рабинова/
Почему автор называет растения даром кислородным? Разве растения не поглощают его при дыхании? Для чего озеленяют города?
9. Почему воробьи и другие мелкие птицы зимой взъерошивают перья?
10. Названия каких животных состоят из 2 букв. Напиши:
11.Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
1) открытую поляну
2) берег реки
3) одиноко стоящее дерево
4) березовую рощу
12. Моря какого из океанов не омывают берега России?
Ключ к олимпиадным заданиям по окружающему миру
№ п/п | Ответы | Количество баллов |
1. | 1) карта 2) год 3) заповедник | По 1 баллу за каждый правильный ответ |
2. | а) тундра б) пустыня в) лес г) степь | По 1 баллу за верный ответ |
3. | 2) залежи древних останков растений | 2 балла |
4. | ОСОТ пословица: ВАСИЛЕК Металл в огне, ЛЮТИК человек в труде познается. ПЫРЕЙ ЛЕБЕДА | По 1 баллу за угаданное в каждой строке слово За пословицу – 3 балла |
5. | Марс, Луна, Венера, Земля, Юпитер | По 1 баллу за слово |
6. | День весеннего равноденствия- 21 марта День осеннего равноденствия – 23 сентября | 3 балла |
7. | Солнце | 2 балла |
8. | Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Города озеленяют, потому что растения очищают воздух от загрязнения и пыли. | 3 балла |
9. | Между взъерошенными перьями находится много воздуха, таким образом, птицы меньше теряют тепла. | 3 балла |
10. | Уж, як, ёж | По 1 баллу за слово |
11. | Берег реки. | 1 балл |
12. | Индийского океана | 3 балла |
Максимальное количество баллов: | 40 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"
Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....
Олимпиадные задания для 1 класса окружающий мир
Олимпиадные задания для школьного тура 1 класс (окружающий мир)...
Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016
Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....
Олимпиадные задания по окружающему миру. 3 класс.
Материал для проведения школьной олимпиады....
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...
Олимпиадные задания для Недели начальных классов (1-4 классы, русский язык,математика, окружающий мир)
В разработке собраны олимпиадные задания по русскому языку, математике, окружающему миру для 1,2,3,4 классов. Поможет быстро провести олимпиады школьного этапа, или использовать для подготовки к...
Тестовые задания по окружающему миру+олимпиадные задания
Тестовые вопросы по теме: «Луг, лес, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Имеются олимпиадные задания....