Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек». 4 класс. Плешаков А. А.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка
Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек»
4класс автор Плешаков А. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_i_chelovek.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек»
4класс автор Плешаков А. А.
Учитель: Федорова Т. Т.
Цели:
Научить детей бережному отношению к лесу.
Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.
Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.
Задачи:
- повторить значение леса в природе и жизни человека;
- расширить знания о роли леса в природе и жизни человека; ознакомить с экологическими проблемами леса, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
- развивать познавательный интерес, память, мышление, речь;
- прививать бережное отношение к окружающей нас природе; воспитывать
культуру поведения в лес.
Формирование УУД:
1. Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Регулятивные УУД:
- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
4. Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- грамотно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационное начало.
- Дорогие ребята! На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
- Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
- Перечисли природные зоны России:
___________________________________________________________________
- В каком направлении располагаются природные зоны нашей страны? Подчеркни правильный ответ:
а) с юга на север;
б) с севера на юг;
в) с запада на восток.
- Назови животных Арктики:
___________________________________________________________________
Карточка 2.
- Перечисли животных тундры:
___________________________________________________________________
- Составь цепь питания из представленных животных и растений тундры: песец, белая сова, олень, трава, лемминг, комары.
___________________________________________________________________
- Какие растения растут в зоне лесов?
___________________________________________________________________
Карточка 3.
- Перечисли хвойные деревья леса: ____________________________________
- Назови животных леса: ____________________________________________
- Составь из записанных животных и растений цепь питания:
___________________________________________________________________
2. Фронтальный опрос. Повторение об «этажах леса».
- Пока дети будут выполнять задания по карточкам, мы работаем вместе с вами.
(Звучит тихая музыка)
Читаю стихотворение о лесе:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…
И. Никитин
- Оглянитесь. Посмотрите внимательно. Что это за дом? (показываю на экран, где изображен лес) И сколько в нем этажей? (Это лес, в нем пять этажей)
Ответ ученика. В высоком старом лесу – пять этажей.
Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.
Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины.
Третий – кусты и совсем молоденькие деревца.
А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи.
Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Слайд 2.
- Заселим этажи нашего леса /На доске/
- Каких животных мы можем здесь поселить? /По методу Базарного в классе развешены фигуры животных, которые дети будут прикреплять на доске, где сделана экспозиция леса/
- Ищем глазами по классу, смотрим внимательно. Кто уже нашел?
(Прикрепляю на доску)
- Как видим, в природе все взаимосвязано.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу.
Соловьи, тетерева вьют свои гнезда прямо на земле. Дрозды устраивают гнезда повыше, на кустарниках.
Дятел, синицы, совы живут в дуплах деревьев.
И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.
3. Групповая работа.
- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.
(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)
Слайд 3.
кора – олень – волк
желудь – мышь – лиса
шишка – кедровка – лиса
кора – заяц – лиса
кора – заяц – волк
и другие
- Поможем маленькому ежу – Ежинке спрятаться от хитрой лисы.
(Прикрепляю ежа подальше от лисы)
- Но животным нужно прятаться не только от злых хищников.
/Беру в руки игрушку – ежика/
Стихотворение «Ежинка».
Читает учитель
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листком,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез.
Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал,
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал.
Стемнело…И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзине назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
Дорогу домой ты найдешь?
Найдет! – закричал из канавки
Взволнованным голосом еж.
- Дети, что вы посоветуете Ежинке? (Не уходить из дома без разрешения)
- Есть еще мнения?
- Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения уходить из дома? (Ответы детей)
- Верно вы подметили. Я согласна с вами.
- Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.
4. «Лесная аптека».
«Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»
Н. Гумилев
- Чему учит стихотворение? Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу: человеку, животным.
- Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Подорожник, липа, зверобой, береза, крапива) – показ растений
- Из каких растений вы заварите чай?
(Зверобой, липа) – показ растений
- Какую помощь могут оказать лекарственные растения? (Краткие сообщения, используя гербарий)
Слайд 4.
1 ученик Шиповник – в медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.
2 ученик Подорожник большой – применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.
3 ученик Одуванчик лекарственный применяют при возбуждении аппетита.
4 ученик Березовый сок применяется при заболеваниях легких, при бронхите, как общеукрепляющее средство.
5 ученик Крапива двудомная является ценным пищевым растением, содержащим большое количество витаминов.
6 ученик Липа применяется при простудных заболеваниях.
5. Заключение (вывод).
- Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями. Каждая такая компания имеет свое название. Поиграем в слова. Если растут:
дубы – это дубрава.
Слайды 5 – 6.
- В России дуб сыграл выдающуюся роль. При Петре I вековые дубравы по реке Воронежу были объявлены фондом адмиралтейства. Русские корабелы высоко ценили дуб за его невиданную прочность.
- А что это такое: пушистая, колючая, зеленая?
ели – ельник,
- А это: стройная, кудрявая, белоствольная?
береза – березняк, березовая роща,
- Как называются грибы, которые растут под этим деревом? (подберезовики)
осины – осинник,
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
- О каком грибе идет речь? (подосиновик)
липы - липовый,
- Кто знает, как называется наш Ливенский лес? (Липовчик)
- Почему? (Преимущественно, там растут липы)
- На Руси липа была наиценнейшим деревом и не только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. «Сосна кормит, а липа обувает» - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти (ПОКАЗЫВАЮ ЛАПТИ), а плелись лапти из липовой коры – лыка. Кору сдирали с молодых липок, соскребали с нее верхнюю тонкую кожицу, а оставшийся волокнистый слой резали на ленты. Эти ленты и шли на изготовление лаптей.
сосны – сосновый бор.
- Вот как щедра наша природа и как богат наш русский язык. А это (показываю картинку) – сосновый бор. Послушаем сообщение …
Сообщение ученика. С давних пор люди оценивали свойства сосны. Одно из них – стойкость. Сосне не страшны мороз, жара, засуха. Сосна боится только темноты. Ей нужно много света и солнца. Человек стал сажать ее там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затемняет молодое деревце.
- Вижу, что вы устали. Представьте, что вы – художники и у вас в руках волшебная кисть. Художник, который пишет картины, называется пейзажистом. Что бы вы нарисовали к этим словам?
(Словесное рисование учениками)
- Красавица русских лесов – береза. Стройная, белокурая красавица. С тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой.
- Зеленый великан – дуб. Это мощное и красивое дерево с крепким стволом и развесистыми ветвями.
- Очень красива пушистая ель. Под ее густыми лапами прячутся зайчишки, медведь строит свою берлогу, по веткам прыгают белочки.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березки, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки.
- Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Мы постараемся определить:
- роль леса в природе и жизни людей,
- обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов,
- будем учиться любить и беречь природу родного края.
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Предполагаемые ответы детей)
- Тема сегодняшнего урока – «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК».
Слайд 7.
- А девизом нашего урока будут слова: (Написаны на доске)
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».
Н. И. Сладков
IV. Работа по теме урока.
- Определение роли леса в жизни человека.
- Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз)
Ответ: книга, шкаф, парта, линейка, доска…
- Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?
Ответ: 1)Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи; 2) строили лодки, изготавливали первые орудия труда…
Ребенок читает загадку:
Слайд 8.
Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим, в коробку впихнуты,
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей – враги.
- Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. (Показываю большой спичечный коробок с надписью ПОЖАР) Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека. Осина обладает уникальными свойствами. Древесина ее великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой».
- Но лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов)
- Да, верно.
- Что еще полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д)
- Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
- Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)
- Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
- Каким воздухом лучше дышать? (Чистым)
- Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе?
- Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли.
- Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники (показ кустарника), но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7 – 8 лет.
2. Составление схемы значения леса.
- Составим схему значения леса для природы. Слайд 9.
ЛЕС
дом для растений и животных
защитник воздуха, водоемов
место отдыха для человека
источник ягод, грибов, лекарственных растений
источник древесины
Физкультминутка
(Упражнение на релаксацию) – звучит музыка
- Закройте глаза. Представим себе, что мы попали в лес. Легко дышится в прогретых солнцем лесах. Настоящая сказка ждет человека в глубине торжественных и тихих лесов. С неба льется прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми кажутся верхушки деревьев. На опушку падают косые лучи, и ближайшие стволы сосен озаряются мягким золотистым огнем. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных жаворонков. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. Великая сила жизни видна во всем.
- Откройте глаза. Мы снова на уроке.
3. Работа по учебнику. Чтение текста.
Словарная работа. Слайд 10.
- В тексте встретится слово
ФИТОНЦИДЫ |
- Прочитаем слово по слогам хором.
- С ударением.
– это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. Они убивают болезнетворных микробов. Огромно значение хвойных деревьев в жизни человека. Ведь хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов. Бактерицидными свойствами обладает также и смола хвойных деревьев. Если в дереве образуется трещина, то вытекающая смола закрывает ранку, и таким образом предохраняет растение от проникновения вредных микроорганизмов.
- А теперь вы внимательно прочитаете текст, найдете новое, интересное, неизвестное пока нам с вами. Что-то вам покажется странным, а что-то необычным, невероятным, но все это есть, происходит, ведь это наша природа.
- Откройте учебник на стр. 70. Читаем текст «Роль леса в природе и жизни людей». Что еще нового о значении леса вы узнаете?
(Читают текст про себя, отмечают то, что не было названо в беседе)
4. Работа в группах.
а) Сейчас каждой группе будет предложено задание:
1 группа – доказать справедливость утверждений:
Лес – защитник воздуха.
Лес – защитник водоема.
Лес – защитник почвы.
2 группа – устно объяснить значение слова фитонциды.
3 группа – сформулировать и записать, какие опасные для природы действия человека выражены знаками, изображенными в тетради.
4 группа – предложите соответствующие меры охраны леса.
(Звучит тихая музыка)
б) Проверка работы в группах.
- Каждая группа быстро отвечает на вопросы.
- Улучшая природу, человек что-то ухудшает, и в этом самое большое противоречие нашей жизни в окружающем мире. Мы, в основном, стараемся сделать «как лучше». Но иногда при этом забываем, что «лучше» должно быть не только нам, но и природе, в жизнь которой мы вмешиваемся.
- Каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.
5. Сообщение об «Орловском Полесье».
- Говоря сегодня о лесе, мы не могли не коснуться жемчужины Орловщины - Полесья.
(Показ выставки книг, газеты)
- Здесь соединяются русская история, природа и культура. Нашу душу переполняет любовь и радость от того, что есть такое чудо природы.
Рассказ ученицы. Уникально место, где южная тайга заходит на территорию нашего края. Только на этом пространстве встречаются растения и животные, характерные для таежной зоны. Здесь происходит становление национального заповедника. Богат и разнообразен растительный и животный мир «Орловского Полесья». Здесь представлены различные типы лесов, болот, водной флоры. Насчитывается около 830 видов различных растений. В национальном парке обитает 220 видов животных. 69 из них – являются редкими. У «Орловского Полесья» большое будущее. Но уже сейчас он стал близким и дорогим сердцу каждого орловца.
6. Работа с выставкой книг. Обращение к стенду (в классе) с редкими животными и растениями.
- На стенде записаны представители растительного и животного мира, занесенные в «Красную книгу». О них вы можете прочитать в книгах, представленных на нашей выставке.
V. Домашнее задание.
- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;
3)творческая работа «Мини – сочинения».
- К прошлому уроку мы выпустили номер «Лесной газеты». (Беру из кармашка рисунки животных и раздаю каждому). Каждой группе задание – продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы …
4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
VI. Итог урока.
1. Заключительная беседа.
- Спасибо за интересную работу на уроке.
- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Что больше всего запомнилось?
- С постановкой какого вопроса начали бы наш следующий урок?
2. Выставление отметок.
- Дети, отметка «5» ставится, если ребенок правильно отвечал на вопросы на уроке, активно работал, принимал участие в решении заданий; «4» - ставится, если вы иногда ошибались, допускали неточности в ответах; «3» - если вы были не активны, часто ошибались, не принимали участия в групповой работе.
- Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4»? «3»?
- Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!
- На память о нашем уроке я каждому из вас дарю памятку «Как вести себя в лесу».
3. Заключение. Читаем стихотворение С. Павловой.
- О чем самом главном мы должны помнить?
1 ученик Прошу, природу берегите!
2 ученик Не рвите ландыши, прошу!
3 ученик Их мало на земле осталось,
4 ученик Храните леса красоту.
5 ученик Она не даром нам досталась,
6 ученик Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
7 ученик Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
Все вместе: И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....
Конспект по окружающему миру "Строение тела человека"
Конспект с опытами, можно ещё с воздушным шариком сделать....
конспект урока окружающего мира "В школе" (2 класс, УМК "Школа России", Плешаков А.А., 2 часть)
В школе...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...
Конспект урока окружающего мира «Луг и человек» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Луг и человек»Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости лугов в жизнедеятельности человека; актуализация знаний по изученной ранее теме &laqu...