Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек». 4 класс. Плешаков А. А.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Методическая разработка

Конспект урока  по окружающему миру «Лес и человек»

4класс автор Плешаков А. А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_i_chelovek.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект урока  по окружающему миру «Лес и человек»

4класс автор Плешаков А. А.

Учитель: Федорова Т. Т.

Цели:         

Научить детей бережному отношению к лесу.

Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.

Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.

Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

Задачи:

-    повторить значение леса в  природе и жизни человека;

-    расширить знания о   роли леса в природе и жизни человека; ознакомить с экологическими    проблемами леса, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-    развивать познавательный интерес, память, мышление, речь;

-    прививать бережное отношение к окружающей нас природе; воспитывать

     культуру поведения в лес.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

Ход урока.

I. Организационное начало.

- Дорогие ребята! На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

  1. Перечисли природные зоны России:

___________________________________________________________________

  1. В каком направлении располагаются  природные зоны нашей страны? Подчеркни правильный ответ:

                   а) с юга на север;

                   б) с севера на юг;

                   в) с запада на восток.

  1. Назови животных Арктики:

___________________________________________________________________

Карточка 2.

  1. Перечисли животных тундры:

___________________________________________________________________

  1. Составь цепь питания из представленных животных и растений тундры: песец, белая сова, олень, трава, лемминг, комары.

___________________________________________________________________

  1. Какие растения растут в зоне лесов?

___________________________________________________________________

Карточка 3.

  1. Перечисли хвойные деревья леса: ____________________________________
  2. Назови животных леса: ____________________________________________
  3. Составь из записанных животных и растений цепь питания:

___________________________________________________________________

2. Фронтальный опрос. Повторение об «этажах леса».

- Пока дети будут выполнять задания по карточкам, мы работаем вместе с вами.

(Звучит тихая музыка)

Читаю стихотворение о лесе:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой…

                                        И. Никитин

- Оглянитесь. Посмотрите внимательно. Что это за дом? (показываю на экран, где изображен лес) И сколько в нем этажей? (Это лес, в нем пять этажей)

Ответ ученика. В высоком старом лесу – пять этажей.

Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.

Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины.

Третий – кусты и совсем молоденькие деревца.

А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Слайд 2.

- Заселим этажи нашего леса /На доске/

- Каких животных мы можем здесь поселить? /По методу Базарного в классе развешены фигуры животных, которые дети будут прикреплять на доске, где сделана экспозиция леса/

- Ищем глазами по классу, смотрим внимательно. Кто уже нашел?

(Прикрепляю на доску)

- Как видим, в природе все взаимосвязано.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу.

Соловьи, тетерева вьют свои гнезда прямо на земле. Дрозды устраивают гнезда повыше, на кустарниках.

Дятел, синицы, совы живут в дуплах деревьев.

И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

3. Групповая работа.

- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.

(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)

Слайд 3.

кора – олень – волк

желудь – мышь – лиса

шишка – кедровка – лиса

кора – заяц – лиса

кора – заяц – волк

и другие

- Поможем маленькому ежу – Ежинке спрятаться от хитрой лисы.

(Прикрепляю ежа подальше от лисы)

- Но животным нужно прятаться не только от злых хищников.

/Беру в руки игрушку – ежика/

Стихотворение «Ежинка».

Читает учитель

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листком,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь.

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал,

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал.

Стемнело…И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзине назад принесли.

Пустили на мягкую травку:

Дорогу домой ты найдешь?

Найдет! – закричал из канавки

Взволнованным голосом еж.

- Дети, что вы посоветуете Ежинке? (Не уходить из дома без разрешения)

- Есть еще мнения?

- Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения  уходить из дома? (Ответы детей)

- Верно вы подметили. Я согласна с вами.

- Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.

4. «Лесная аптека».

«Каждый пыльный куст придорожный

Мне кричал: «Я шучу с тобой,

Обойди меня осторожно

И узнаешь, кто я такой!»

       Н. Гумилев

- Чему учит стихотворение? Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу: человеку, животным.

- Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Подорожник, липа, зверобой, береза, крапива) – показ растений

- Из каких растений вы заварите чай?

(Зверобой, липа) – показ растений

- Какую помощь могут оказать лекарственные растения? (Краткие сообщения, используя гербарий)

Слайд 4.

1 ученик Шиповник – в медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.

2 ученик Подорожник большой – применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.

3 ученик Одуванчик лекарственный применяют при возбуждении аппетита.

4 ученик Березовый сок применяется при заболеваниях легких, при бронхите, как общеукрепляющее средство.

5 ученик Крапива двудомная является ценным пищевым растением, содержащим большое количество витаминов.

6 ученик Липа применяется при простудных заболеваниях.

5. Заключение (вывод).

- Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями. Каждая такая компания имеет свое название. Поиграем в слова. Если растут:                          

дубы – это дубрава.

Слайды 5 – 6.

- В России дуб сыграл выдающуюся роль. При Петре I вековые дубравы по реке Воронежу были объявлены фондом адмиралтейства. Русские корабелы высоко ценили дуб за его невиданную прочность.

- А что это такое: пушистая, колючая, зеленая?

 ели – ельник,

- А это: стройная, кудрявая, белоствольная?

 береза – березняк, березовая роща,

- Как называются грибы, которые растут под этим деревом? (подберезовики)

 осины – осинник,

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

- О каком грибе идет речь? (подосиновик)

 липы  - липовый,

- Кто знает, как называется наш Ливенский лес? (Липовчик)

- Почему? (Преимущественно, там растут липы)

- На Руси липа была наиценнейшим деревом и не только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. «Сосна кормит, а липа обувает» - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти (ПОКАЗЫВАЮ ЛАПТИ), а плелись лапти из липовой коры – лыка. Кору сдирали с молодых липок, соскребали с нее верхнюю тонкую кожицу, а оставшийся волокнистый слой резали на ленты. Эти ленты и шли на изготовление лаптей.

сосны – сосновый бор.

- Вот как щедра наша природа и как богат наш русский язык. А это (показываю картинку) – сосновый бор. Послушаем сообщение …

Сообщение ученика. С давних пор люди оценивали свойства сосны. Одно из них – стойкость. Сосне не страшны мороз, жара, засуха. Сосна боится только темноты. Ей нужно много света и солнца. Человек стал сажать ее там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затемняет молодое деревце.

- Вижу, что вы устали. Представьте, что вы – художники и у вас в руках волшебная кисть. Художник, который пишет картины, называется пейзажистом. Что бы вы нарисовали к этим словам?

(Словесное рисование учениками)

  • Красавица русских лесов – береза. Стройная, белокурая красавица. С тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой.
  • Зеленый великан – дуб. Это мощное и красивое  дерево с крепким стволом и развесистыми ветвями.
  • Очень красива пушистая ель. Под ее густыми лапами прячутся зайчишки, медведь строит свою берлогу, по веткам прыгают белочки.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березки, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки.

- Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Мы постараемся определить:

-  роль леса в природе и жизни людей,

- обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов,

- будем учиться любить и беречь природу родного  края.

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Предполагаемые ответы детей)

- Тема сегодняшнего урока – «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК».

Слайд 7.

- А девизом нашего урока будут слова: (Написаны на доске)

 «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

Н. И. Сладков

IV. Работа по теме урока.

  1. Определение роли леса в жизни человека.

- Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз)

Ответ: книга, шкаф, парта, линейка, доска…

- Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?

Ответ: 1)Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи; 2) строили лодки, изготавливали первые орудия труда…

Ребенок читает загадку:

Слайд 8.

Мы были соснами и пихтами,

Теперь лежим, в коробку впихнуты,

Мы были гордостью тайги,

Ну а теперь мы ей – враги.

- Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. (Показываю большой спичечный коробок с надписью ПОЖАР) Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека. Осина обладает уникальными свойствами. Древесина ее великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой».

- Но лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов)

- Да, верно.

- Что еще полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д)

- Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)

- Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)

- Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)

- Каким воздухом лучше дышать? (Чистым)

- Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе?

- Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли.

- Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники (показ кустарника), но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7 – 8 лет.

2. Составление схемы значения леса.

- Составим схему значения леса для природы. Слайд 9.

ЛЕС

дом для растений и животных

защитник воздуха, водоемов

место отдыха для человека

источник ягод, грибов, лекарственных растений

источник древесины

Физкультминутка 

(Упражнение на релаксацию) – звучит музыка

- Закройте глаза. Представим себе, что мы попали в лес. Легко дышится в прогретых солнцем лесах. Настоящая сказка ждет человека в глубине торжественных и тихих лесов. С неба льется прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми кажутся верхушки деревьев. На опушку падают косые лучи, и ближайшие стволы сосен озаряются мягким золотистым огнем. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных жаворонков. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. Великая сила жизни видна во всем.

- Откройте глаза. Мы снова на уроке.

3. Работа по учебнику. Чтение текста.

Словарная работа. Слайд 10.

- В тексте встретится слово

ФИТОНЦИДЫ

  • Прочитаем слово по слогам хором.
  • С ударением.

 – это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. Они убивают болезнетворных микробов. Огромно значение хвойных деревьев в жизни человека. Ведь хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов. Бактерицидными свойствами обладает также и смола хвойных деревьев. Если в дереве образуется трещина, то вытекающая смола закрывает ранку, и таким образом предохраняет растение от проникновения вредных микроорганизмов.

- А теперь вы внимательно прочитаете текст, найдете новое, интересное, неизвестное пока нам с вами. Что-то вам покажется странным, а что-то необычным, невероятным, но все это есть, происходит, ведь это наша природа.

 - Откройте учебник на стр. 70. Читаем текст «Роль леса в природе и жизни людей». Что еще нового о значении леса вы узнаете?

(Читают текст про себя, отмечают то, что не было названо в беседе)

4. Работа в группах.

а) Сейчас каждой группе будет предложено задание:

1 группа – доказать справедливость утверждений:

Лес – защитник воздуха.

Лес – защитник водоема.

Лес – защитник почвы.

2 группа – устно объяснить значение слова фитонциды.

3 группа – сформулировать и записать, какие опасные для природы действия человека выражены знаками, изображенными в тетради.

4 группа – предложите соответствующие меры охраны леса.

(Звучит тихая музыка)

б) Проверка работы в группах.

- Каждая группа быстро отвечает на вопросы.

- Улучшая природу, человек что-то ухудшает, и в этом самое большое противоречие нашей жизни в окружающем мире. Мы, в основном, стараемся сделать «как лучше». Но иногда при этом забываем, что «лучше» должно быть не только нам, но и природе, в жизнь которой мы вмешиваемся.

- Каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.

5. Сообщение об «Орловском Полесье».

- Говоря сегодня о лесе, мы не могли не коснуться жемчужины Орловщины - Полесья.

(Показ выставки книг, газеты)

- Здесь соединяются русская история, природа и культура. Нашу душу переполняет любовь и радость от того, что есть такое чудо природы.

Рассказ ученицы. Уникально место, где южная тайга заходит на территорию нашего края. Только на этом пространстве встречаются растения и животные, характерные для таежной зоны. Здесь происходит становление национального заповедника. Богат и разнообразен растительный и животный мир «Орловского Полесья». Здесь представлены различные типы лесов, болот, водной флоры. Насчитывается около 830 видов различных растений. В национальном парке обитает 220 видов животных. 69 из них – являются редкими. У «Орловского Полесья» большое будущее. Но уже сейчас он стал близким и дорогим сердцу каждого орловца.

6. Работа с выставкой книг. Обращение к стенду (в классе) с редкими животными и растениями.

- На стенде записаны представители растительного и  животного мира, занесенные в «Красную книгу». О них вы можете прочитать в книгах, представленных на нашей выставке.

V. Домашнее задание.

- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) найдете дополнительный материал  о животных и растениях нашего края;

3)творческая работа «Мини – сочинения».

- К прошлому уроку мы выпустили номер «Лесной газеты». (Беру из кармашка рисунки животных и раздаю каждому). Каждой группе  задание – продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то,  что …

VI. Итог урока.

1. Заключительная беседа.

- Спасибо за интересную работу на уроке.

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- Что больше всего запомнилось?

- С постановкой какого вопроса начали бы наш следующий урок?

2. Выставление отметок.

- Дети, отметка «5» ставится, если ребенок правильно отвечал на вопросы на уроке, активно работал, принимал участие в решении заданий; «4» - ставится, если вы иногда ошибались, допускали неточности в ответах; «3» - если вы были не активны, часто ошибались, не принимали участия в групповой работе.

- Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4»? «3»?

- Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

- На память о нашем уроке я каждому из вас дарю  памятку «Как вести себя в лесу».

3. Заключение. Читаем стихотворение С. Павловой.

- О чем самом главном мы должны помнить?

1 ученик Прошу, природу берегите!

2 ученик Не рвите ландыши, прошу!

3 ученик Их мало на земле осталось,

4 ученик Храните леса красоту.

5 ученик Она не даром нам досталась,

6 ученик Сегодня все должны понять:

               Природу надо охранять.

     7 ученик Она, как малое дитя,

                     К тебе протягивает руки.

     Все вместе: И дарит всем нам красоту,

                          Чтоб мы не знали в жизни скуки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект по окружающему миру "Строение тела человека"

Конспект с опытами, можно ещё с воздушным шариком сделать....

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...

Конспект урока окружающего мира «Луг и человек» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Луг и человек»Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости лугов в жизнедеятельности человека; актуализация знаний по изученной ранее теме &laqu...