Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Урок по окружающему миру по системе Л.В.Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Бердникова Ольга Владиславовна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ№6», г.Нижневартовск, ХМАО-Югра

Урок окружающего мира в 1 классе

по учебнику "Окружающий мир", авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Тема урока: Разнообразие животных.

Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Цели урока: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по нахождению способов определения местообитания животных.

 

Задачи урока:

Предметные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и разнообразии животных, выделив особенности их местообитания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Формировать умение использовать  целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Познавательные УУД: Развивать умение сравнивать и классифицировать объекты природы, выделяя их основные признаки.

Коммуникативные УУД: Создавать условия для того, чтобы учащиеся могли договариваться, находить общее решение, учитывая мнение других членов группы, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Осознавать практическую важность изучаемого материала, красоту мира природы.  

Оборудование:

  • Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник «Оружающий мир», 1 класс;
  • Набор изображений животных и макетов планеты для групповой работы;
  • Компьютер, проектор, презентация.

Технологии:

  • системно-деятельностный подход;
  • технология развивающего обучения; проблемное изложение материала;
  • элементы здоровьесберегающей технологии;
  • элементы информационно-коммуникационной технологии.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Методы, приемы, средства обучения

Организа-ционный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Приготовь скорей, дружок,

Всё что надо на урок.

-Что вы ждёте от урока?

-Что хотелось бы узнать?

-В ходе урока постараемся ответить на интересующие вас вопросы, разгадав тайны природы.

Проверяют готовность к уроку.

Ответы учащихся:

-Получить новые знания.

-Уточнить то, что мы изучали на прошлом уроке окружающего мира.

Слушание; учебный диалог.

Активизация мыслитель-ной деятельности.

-Рассмотрите кластер.

-Что он сообщает?

-Как бы вы его дополнили?

(Слайд  1, приложение №1)

Учащиеся дополняют кластер, называя классы животных.

Активизация познаватель-ного интереса учащихся.

Работа с кластером - схемой.

Актуализация опорных знаний о животном мире.

На доске иллюстрации животных: пчела, морж, карась, сорока, коралл, осьминог, черепаха, паук (Приложение №2).

- Что объединяет все изображенные объекты?

-Докажите, что это представители животного мира.

-Чем отличаются животные друг от друга?

Признаки:

Строение тела: лапы, крылья, клюв.

Покров тела: перья, шерсть, чешуя.

Температура тела: постоянная или непостоянная.

Способ дыхания: легкие, жабры, кожа.

(Слайд 2)

Целевая установка: Назовите классы животных, дайте им краткую характеристику.

Микроитог:

- Мы сейчас с вами поработали как настоящие ученые и разделили животных на группы.

- На рисунки посмотрите:

Лишний объект мне назовите.

Это животное или растение?

Ответ на вопрос дать поспешите.

-Докажите, что это животные.

-Куда же поместим коралл?

Микроитог: 

-Коралл относится к классу полипов.

(Слайд 3)

Учащиеся рассматривают иллюстрации животных. Делают вывод.

Учащиеся еще раз называют классы животных, выделяя их основные признаки.

Подготовленное сообщение обучающегося: Коралл - особый класс животных - полипы.  

Большие скопления кораллов формируют коралловые рифы и коралловые острова.

В природе известно свыше 3500 разновидностей кораллов,  разных цветовых оттенков.

Побуждаю-щий диалог на основе практичес-кого опыта.

Средство обучения: иллюстра-ции с изображе-нием животных.

Классифика-ция объектов; исключение лишнего,

обобщение.

Определение темы урока.

-Определите тему урока исходя из задания.

-Что мы уже знаем о животном мире?

-Что можем узнать?

-Какие знания можем получить?

Целеполагание: Выяснить, как животные распределяются по планете.

(Слайд 4)

Тема: "Разнообразие животных".

Ответы учащихся:

-Знаем виды животных.

-Можем узнать, как животные распределяются по планете, где они обитают.

Определение темы и целей урока.

Физминутка для глаз.

Точка, точка,

Два крючка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

(Слайд 5)  

-К какому классу животных относится божья коровка? Обоснуйте свой ответ.            

-Божья коровка. Относится к классу насекомых, так имеет 6 лапок, 4 крыла и 2 усика.

Обучающиеся следят глазами за движением божьих коровок на слайде.

Элементы здоровьесбе-регающей технологии.

Исследование

Работа в группах.

-Животных на планет очень много, их можно встретить везде: в воздухе, в воде и на земле. Одни живут на юге, а другие на севере.

Проблема: “От чего зависит выбор места обитания животных?”

(Слайд 6)

Целевая установка: Чтобы решить эту проблему предлагаю сравнить животных, распределив их по планете (макет), подготовить ответ по данному плану.

План:

1. Название животного.

2. Вид животного.

3. Место его обитания на планете.

4. Причина выбора места обитания.

(Слайд 7)

Обучающиеся в группах создают модель расселения животных по планете; находят особенности такого расселения.

(Используют карту полушарий и иллюстрации 7 разных животных и 1 растения.)

Частично- поисковый метод.

Создание проблемной ситуации с опорой на наглядность.

Работа в группе.

Коллектив-ная форма работы с элементами рассуждения

Представле-ние отчёта групповой работы.

Целевая установка: Представьте свою работу по плану.

Выступление представителей групп.

Взаимоконт-роль.

Обобщение.

Наш урок подходит к концу, подведём итог нашей работе:

-Как распределяются животные по планете?

-Какова причина такого расселения?

Причины выбора места обитания:

1. Климат.

2. Окраска тела.

3. Пищевые предпочтения.

(Слайд 8) 

Ответы учащихся.

Обобщение полученных знаний.

Рефлексия.

- Какие цели  мы ставили в начале урока?

- Достигли  ли мы поставленных целей?

-Каким образом?

-Оцените свою работу на уроке (абаки):

  • работал с удовольствием;
  • не всё было понятно;
  • мне было не интересно.

- Что больше всего понравилось?

-Вызвало трудности?

-Что вас удивило?

Ответы учащихся.

Развитие  умения анализиро-вать  этапы работы на  уроке.

Домашнее задание

-Как выдумаете, может ли пингвин побывать в гостях у белого медведя?

-Предлагаю подготовить ответ на это вопрос к следующему уроку, выбрав задание:

1. Найти ответ в энциклопедиях или Интернете с помощью родителей.

 2. Придумать сказку "Встреча пингвина и белого медведя".

3. Нарисовать самое интересное животное, о котором мы говорили на уроке.

(Слайд 9)

Предположения обучающихся.

Информаци-онный поиск.

Дифферен-циация заданий.

Список литературы:

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Окружающий мир», 1 класс. – Самара: «Корпорация Фёдорова», 2011 г.
  2. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1 – 2 класс. – М., 2000.
  3. Г.В. Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира». – Самара: «Корпорация Фёдорова», 2000.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение №1

природа

 

 

неживая                                                      живая

растения                   микробы                     грибы                      ....

деревья кустарники травы

                                      паукообразные         ...            ...                         звери  

                                                        ...                       моллюски              ...          

 


Приложение №2

Иллюстрации животных:

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

природа неживая живая растения микробы грибы … деревья кустарники травы и цветы паукообразные моллюски звери … … … … животные насекомые птицы земноводные пресмыкающиеся

Слайд 2

Строение тела : лапы, крылья, клюв. Покров тела : перья, шерсть, чешуя. Температура тела : постоянная или непостоянная. Способ дыхания : легкие, жабры, кожа.

Слайд 4

Целеполагание: Выяснить, как животные распределяются по планете.

Слайд 5

Точка, точка, два крючка – Это лапки у жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт.

Слайд 6

Проблема : “От чего зависит выбор места обитания животных?”

Слайд 7

1. Название животного. 2. Вид животного. 3. Место его обитания на планете. 4. Причина выбора места обитания.

Слайд 8

1. Климат. 2. Окраска тела. 3. Пищевые предпочтения.

Слайд 9

«Встреча пингвина и белого медведя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...