Растения - обощение
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру, обобщение по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Растения - обощение | 29.12 КБ |
Растения - обощение | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Растения»
Цели:
- Обобщить представление о растениях, как особом царстве живой природы.
- Способствовать развитию логических и регулятивных УУД - классификация, обобщение, самооценка и контроль.
- Формировать коммуникативные УУД - умение работать в группе, подчиняться общему мнению.
Задачи:
- Предметно-информационные:
- выполнение классификации растений.
- изучение основных признаков групп растений.
- Деятельностно-коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
- Ценностно-ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
- Активизация мыслительной деятельности.
Отгадайте загадку: Дышит, растет,
А ходить не может? (Растение)
-Определите тему урока.
Слайд 1
Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
Работа в группе: Вы должны узнать ключевое слово по вертикали
- Дерево, дающее плоды – желуди.
- Цветок для гадания.
- Зелёный ковер земли.
- Хоть не огонь, а жжётся.
- Хвойное дерево.
- О ней говорят “плакучая”.
- Лакомство коров и зайцев.
- Красивый цветок красного цвета, семена которого используют в кулинарии.
Проверка: слайд 2
Слайд 3 Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.
Учёные утверждают, что растения – живые организмы.
Практическая работа: Определите части растений.
Слайд 4 - проверка
- Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
- У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
- Яркий, благоухающий… /Цветок/.
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
- Из него вырастает новое растение. /Семя/.
– Подумайте, все ли растения имеют названные части?
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы в зависимости от наличия частей.
На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делится царство растений?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
- Определите цели урока: научиться определять вид растения с разных точек зрения.
Физкультминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
- Обобщение о растениях.
Работа в группах:
Разделить растения на группы: сосна, пихта, сфагнум, яблоня, огурец, ландыш, шиповник, боровик, лиственница, сирень, малина, чеснок, мятлик, ягель, сыроежка, ламинария, спирогира, пармелия, кукушкин лён, орляк, щитовик.
Проверка слайд 5
Хвойные: сосна, пихта, лиственница
Цветковые: деревья: яблоня,
кустарники: малина, шиповник, сирень
травы: огурец, ландыш, мятлик, чеснок
Папоротники: орляк, щитовик.
Мхи: сфагнум, кукушкин лён
Лишайники: ягель, пармелия
Водоросли: спирогира, ламинария
Грибы: сыроежка, боровик
Выступления представителей от каждой группы. Рассмотрим ещё раз особенности растений каждой группы. Слайды 6-16
Хвойные растения – деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных – вечнозелёные.
Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник то есть растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.
У взрослого растения на обратной стороне листа видны тёмно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху плёнкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.
Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество.
Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тысяч видов.
Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем.
Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие.
Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.
Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.
Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.
Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев.
Слайд 17 Графический диктант: Да – квадрат, Нет – треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. У папоротников есть цветы? (нет)
5. Растение – живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
3. Рефлексия. Слайд 18
Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
– очень интересно ? – остались вопросы * – работали плодотворно
- Кто остался доволен своим результатом?
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
- Что полезного для себя вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Слайд 19 Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:
Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...
– Как вы понимаете слова Руссо?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
д у б р о м а ш к а т р а в а к р а п и в а с о с н а и в а к л е в е р м а к
Ботаника – наука о растениях
ЦВЕТЫ КОРЕНЬ СТЕБЕЛЬ ЛИСТЬЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА
ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ
ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ лишайники грибы
Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, цветов и плодов красные бурые зелёные
Имеют: цветы, плоды, корни, стебли, листья. Самые разнообразные - насчитывают 350 000 видов.
СОСНА
СРАВНИ:
ХВОЯ ШИШКИ С СЕМЕНАМИ На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений
У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами . Учёные изучили около 27 000 видов мхов
Багрянка Эпифитный Кустистый Пармелия
Зелёные Бурые Красные спирогира ламинария филлофора Водоросли
Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10 000 видов папоротников
шляпочные грибы дрожжи плесень
Графический диктант
Оцени себя! ? ! *
«Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звёздам на небе: но звёзды далеко, а растения у ног моих...» Ж.Ж.Руссо
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Обощение знаний об имени существительном"
Урок для учащихся 3 класса с использованием занимательного материала....
Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс
Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....
Обощение опыта
Дифференцированный подход на уроках математики...
конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.
Урок рефлексии по технологии деятельностного метода. Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...
Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение
Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....
Обощение опыта по формированию семейных традиций
Как важно воспитывать в семье уважение к старшему поколению. Празднуя дни рождения бабушек и дедушек, всячески подчёркивайте их авторитет в семье, их участие в воспитании внуков. ...
Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"
Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...