Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Щукина Надежда Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа c.Новопокровское Балашовского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________/_____________/

Протокол №___ от «___»______ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/ Тычинкин Н.А.

«____»________2015г.

«Утверждено»

Директор школы:

_______/Логутова О.В.

Приказ №___  

от «_____»_________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Срок реализации программы: 02.10.2015 г. – 31.05.2016 г.

Учитель начальных классов: Щукина Н.В.

Год реализации программы: 2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

-        человек как биологическое существо;

-        человек и другие люди;

-        человек и мир природы;

-        человек и общество;

-        история родной страны.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.

Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.

Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 68 часов в год.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Введение. Что тебя окружает

1

2

Кто ты такой

11

3

Кто живет рядом с тобой

8

4

Россия — твоя Родина

13

5

Мы — жители Земли

33

6

Резерв

2

Итого

68

Содержание программы  (68 часов)

Тема

Содержание

Универсальные учебные действия

1

Введение. Что тебя окружает

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком.

Настоящее, прошлое, будущее.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы; сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

2

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией; анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания; реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

3

Кто живет рядом с тобой

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

4

Россия —

твоя

Родина

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь.

Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.

Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда.

Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России.

Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух, трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V- IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; различать флаг и герб России, основные достопримечательности, различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

5

Мы —

жители

Земли

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осин- ник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды.

Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические ведения). Как человек одомашнил животных.

Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа; различать этажи леса: называть особенности каждого этажа; узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); различать понятия (без термина): сообщество, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения; составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

моделировать на примере цепи питания жизнь леса; конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу; отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; проводить несложные опыты по определению свойств воды; отличать водоем от реки как водного потока;

описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

приводить примеры лекарственных растений луга; узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения; отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях; «читать» информацию, представленную в виде схемы; описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям);

различать плодовые и ягодные „ культуры;

составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе; приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Практическая часть программы

Форма работы

Содержание

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Составление семейного «древа».

Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

—        составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

—        называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

—        оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;

—        различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой;

—        кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

—        называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

—        называть царства природы;

—        описывать признаки животного и растения как живого существа;

—        моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

—        различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

—        устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

—        описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

—        сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

—        «читать» информацию, представленную в виде схемы;

—        воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

—        ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»;

—        проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

—        приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Понимание особой роли России в мировой истории.

Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Воспитание уважительного отношения к истории страны.

Воспитание любви к родному краю.

Воспитание любви к своей семье.

Воспитание гуманного отношения к людям.

Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Понимание роли человека в обществе.

Принятие норм нравственного поведения в природе.

Принятие норм нравственного поведения в обществе.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Формирование основ экологической культуры.

Понимание ценности любой жизни.

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды

обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение),

методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

Осознание целостности окружающего мира.

Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Во втором классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.        ,

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

      Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10 – 15 минут. Цель ее – проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не законченно. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5 – 10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

    Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при поверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой законченно. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме текстовых, графических заданий, работы с картой и т.п. своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

   Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК  «Начальная школа XXI века. Облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить младший школьник к концу второго года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить, - «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».

   Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика – как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.

   Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи – непохожи; одинаковые – разные; существенное – несущественное).

   Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у выпускника начальной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях – как учебных, так и бытовых.

   Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задачи неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.

   Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.

  Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Устный ответ

Оценка «5» ставится ученику. Если он осознанно и логично излагает учебный материал. Используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями  природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами  и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.  

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Варианты оценивания:

Уровневая шкала

Процентная балльная шкала

Низкий

выполнены отдельные задания

0-60% менее 17 баллов

оценка «2»

Средний

выполнены все задания, с незначительными погрешностями

60-77% 18-22 балла

оценка «3»

77-90% 23-26 баллов

оценка «4»

Высокий

все предложенные задания выполнены правильно

90-100% 27-30 баллов

оценка «5»


Дата

Программное содержание

Название раздела (тема)

Характеристика деятельности учащихся УУД

Форма контроля

Электронные ресурсы

план

факт

1

Сравнение понятий «объект природы (живой, не-живой)», «изделие». Ра-бота с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы.

Дать понятия:

живая природа;

неживая природа; изделия.

Что окружает человека?

Учебник с. 5 – 11

Тетрадь печатная

с.  3 - 7

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог.

Текущий

Электронное интерактивное приложение Окружающий мир 2 класс

2

Беседа с использованием

фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вме-сте». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрко-вой "Чудо"

Сравнение понятий: объект природы;

изделие

Бывают ли на свете чудеса?

Учебник с. 12 – 14

Тетрадь печатная

С. 9 - 14

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог.

Текущий

3

Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проб-лемной ситуации: «Если бы все люди были одина-ковые». Работа с рубрикой «Картинная

галерея».

Сравнение понятий: настоящее;

прошлое;

будущее.

Я, ты, он, она…  Все мы люди.

Учебник с. 16 – 20

Тетрадь печатная

с. 15 -16

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог.

Текущий

4

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: организм;

обоняние;

вкус.

Наши помощники – органы чувств.

Учебник с.  21 – 24

Тетрадь печатная

с. 17 - 18

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог.

Текущий

5

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: организм;

осязание;

внешние чувства.

Наши помощники – органы чувств.

Опыты на оживле-ние ощущений.

Учебник с.  25 – 26

Тетрадь печатная

с.  17 - 18

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог.

Текущий

6

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

Дать понятия:

здоровье;

правила гигиены;

градусник;

обморожение;

ожог;

скорая помощь.

Поговорим о здоровье.  Чтобы меньше болеть.

Учебник с. 27 – 29

Тетрадь печатная

с. 18 - 20

Регулятивные:

коррекция, прогнозирова-ние.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог.

Текущий

7

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: при-чины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

Дать понятия:

здоровье;

правила гигиены;

градусник;

обморожение;

ожог;

скорая помощь.

Поговорим о здоровье.  Чтобы меньше болеть.

Учебник с. 30 – 34

Тетрадь печатная

с. 18 - 20

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

8

Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная поза».

Сравнение понятий: здоровье – болезнь.

Режим дня. Чтобы не уставать.

Учебник с. 35 – 37

Тетрадь печатная

с. 20

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

9

Продолжать знакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Знакомство с арабской и римской нумерацией.

Сравнение понятий: здоровье – болезнь.

Режим дня. Поговорим о часах.

Составление памятки «Режим дня второклассника»

Учебник с. 38 – 41

Тетрадь печатная

с. 21 - 22

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

10

Обсуждение вопроса «Что такое физическая куль-тура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятие: физическая культура.

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

Учебник с. 42 - 47

Тетрадь печатная

с. 22 - 23

Познавательные:

контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

11

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: «Придумай весёлую историю про мальчика, который не любит физкультуру».

Дать понятие: закаливание организма.

Закаляться может каждый.

Составление памятки «Правила закаливания».

Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

Учебник с. 47 - 49

Тетрадь печатная

с. 22 - 23

Регулятивные:

коррекция, прогнозировние.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный  диалог.

Текущий

12

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.

Дать понятия: здоровая пища;

белки;

жиры;

углеводы.

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

Учебник с. 50 - 52

Тетрадь печатная

с. 23

Познавательные: 

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

13

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?»

Отработать понятие: режим питания

Почему нужно правильно питаться. О витаминах.

Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»

Учебник с. 53 - 56

Тетрадь печатная

с. 24

Познавательные: 

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

14

Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике.

Отработать раннее изученные понятия.

Умеем ли мы есть?

Учебник с. 56 - 60

Тетрадь печатная

с. 25 - 26

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

15

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком».

Создание плаката «О чем

рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

Дать понятие:

Осмотрительность;

Осторожность; бережность.

Почему нужно быть осторожным?

Составление памятки «Чтобы избе-жать неприятностей»

Учебник с. 61 - 66

Тетрадь печатная

с. 27 - 28

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

16

Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?».

Дать понятие: характер;

темперамент.

Зачем  изменить себя?

Проверочная работа по изученным разделам.

Учебник с. 67 - 70

Тетрадь печатная

с. 29 - 31

Познавательные: 

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:(

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Контрольный

17

Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Вы-полнение заданий «Соображалки» и «Смешинки».

Познакомить с понятием: семья;

члены семьи;

генеалогичес

кое древо

Что такое семья?

Составление семейного генеалогического древа.

Учебник с. 72 - 78

Тетрадь печатная

с. 32 - 37

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

18

Обсуждение вопроса: «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощники».

Отработать раннее изученные понятия.

Домашнее хозяйство.

Учебник с. 79 - 82

Тетрадь печатная

с. 38 - 39

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

19

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время?». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Познакомить с понятиями: отдых;

культурный отдых.

Семейный досуг.

Учебник с. 83 - 87

Тетрадь печатная

с. 40 - 42

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

20

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

Дать понятия:

вежливый;

внимательный;

приветливый;

правила поведения.

Правила поведения. Какие бывают правила.

Учебник с. 88 - 94

Тетрадь печатная

с. 43 - 49

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Текущий

21

Чтение и обсуждение ис-торий о детях. Составление    памятки   «Правила

дружбы».

Дать понятия: друзья;

дружба;

недруг;

враг.

Умеешь ли ты дружить?

Учебник с. 95 - 97

Тетрадь печатная

с. 43 - 49

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

22

Отработать раннее изученные понятия.

Умеешь ли ты общаться?

Учебник с. 98

Тетрадь печатная

с. 43 - 49

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

23

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея».

Дать понятия: родина;

малая родина;

родной край.

Родина – что это значит?

Учебник с. 99 - 103

Тетрадь печатная

с. 50

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

24

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.

Дать сравнение понятий:

история и случай.

Прошлое, настоящее, будущее.

Учебник с. 104 - 107

Тетрадь печатная

с. 51 - 52

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

25

Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея».

Дать понятия:

Родина;

малая родина;

родной край».

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

Учебник с. 107 - 109

Тетрадь печатная

с. 52 - 53

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

26

Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Работа с рубрикой «Картинная

галерея».  Игра – путешествие по Москве.

Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.

Москва – столица России.

Заочная экскурсия по Москве.

Учебник с. 110 - 114

Тетрадь печатная

с. 58

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

27

Работа с рубрикой «Картинная галерея».  Игра – путешествие по Москве.

Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.

Москва – столица России.

Учебник с. 114 - 117

Тетрадь печатная

с. 58

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

28

Игра-путешествие по го-родам России.

Дать понятия об основных достопримечательностях городов России.

Города России.

Учебник с. 118 - 131

Тетрадь печатная

с. 59

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

29

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея».

Отработать понятия: Родина;

малая родина;

родной край.

Родной край – частица Родины.

Учебник с. 132 - 134

Тетрадь печатная

с. 60 - 62

Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

30

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек

трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова».

Дать понятия:

богатство России;

хлебные изделия.

Как трудятся россияне.

Учебник с. 135 - 139

Тетрадь печатная

с. 52 - 57

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

31

Чтение и обсуждение текс-та учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

Дать понятия связанные с названиями древних  орудий труда.

О занятиях наших предков.

Учебник с. 139 - 144

Тетрадь печатная

с. 52 - 57

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

32

Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших родителей».

Отработать раннее изученные понятия.

Все профессии важны.

Учебник с. 144 - 151

Тетрадь печатная

с. 52 - 57

Регулятивные: 

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

33

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Дать понятия:

граждане;

герб, флаг, гимн;

права граждан;

Конституция РФ.

Мы – граждане России. Права граждан России.

Учебник с. 152 - 156

Регулятивные: 

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

34

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Закрепить ранее изученные понятия.

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

Учебник с. 157 - 160

Регулятивные: 

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

35

Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятие: национальность;

толерантность;

содружество.

Россия – многонациональная страна.

Учебник с. 160 – 167

Тетрадь печатная

с. 61

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

36

Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение рисунков: «Планета без жизни» и «Земля». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Введение понятий: небосвод;

созвездие;

планеты;

солнечная система.

Твоё первое знакомство со звёздами.

Учебник, часть 2

с. 6 - 13

Тетрадь печатная, часть 2

с. 3, 6

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: 

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

37

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».

Введение понятий:

спутник земли;

кратер;

небесные тела.

Земля – планета солнечной системы.

Учебник с. 13 – 17

Тетрадь печатная

с. 6

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: 

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

38

Практическая работа с глобусом.

Дать понятие:

глобус;

карта.

Глобус – модель земли.

Учебник с. 18 - 19

Тетрадь печатная

с. 4 - 5

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

39

Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия:

Царство;

Грибы;

Растения;

Животные;

бактерии.

 В некотором царстве. Царства природы.

Учебник с. 20 - 22

Тетрадь печатная

с. 7

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

40

Дидактическая игра: «Кто

больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение

гриба». Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Дать понятия частей гриба.

Грибы.

Составление памятки «Ядовитые грибы»

Учебник с. 23 - 29

Тетрадь печатная

с. 7 - 8

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

41

Познакомить с разнообра-ными видами животного мира.

 Введение понятий:

дикие животные;

звери;

травоядные;

млекопитающие.

Какие животные живут на Земле.

Учебник с. 30 - 31

Тетрадь печатная

с. 9 - 13

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

42

Познакомить с разнообразными видами растений на Земле.

Дать понятия:

Кустарник;

Дерево;

Трава;

типы листьев, цветки и плоды;

гербарий.

Разнообразие растений.

Учебник с. 32 - 34

Тетрадь печатная

с. 13 - 17

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

43

Беседа «Условия роста растений». Работа с иллюстративным материа-лом учебника

Все понятия темы.

Условия роста и развития растений.

Проведение опыта «Как развивается фасоль»

Учебник с. 35 - 36

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

44

Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде).» Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Ввести понятия:

среда обитания;

природная среда;

природное сообщество

пищевая цепь.

Природные сообщества. Среда обитания – что это такое?

Учебник с. 38 - 39

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.

Текущий

45

Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным мате-риалом и текстами учебника. Создание рисунка-

схемы. Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Дать понятия:

ярус;

хвойные деревья;

лиственные деревья;

травы;

кустарнички.

Лес и его обитатели.

Учебник с. 40 - 44

Тетрадь печатная

с. 18

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

46

Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного мате-риала «Обитатели леса». Описание травянистых растений.

Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса.

Деревья в лесу.

Учебник с. 45 - 51

Тетрадь печатная

с. 18 - 20

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

47

Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

Все ранее изученные понятия.

Кустарники леса.

Составление рас-сказа – описания кустарника (по вы-бору учащегося).

Учебник с.  52 - 56

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

48

Работа с гербарием и иллюстративным мате-риалом. Чтение и обсуждение текста  учебника.

Повторить понятие:

нижний ярус леса.

Травянистые растения леса.

Учебник с. 56 - 59

Тетрадь печатная

с. 20

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

49

Учебный диалог: «Лесная

аптека» (работа с табли-цей).

Дать понятие: лекарствен

ные растения.

Лесная аптека.

Учебник с. 60 - 61

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

50

Речевая разминка «Встретились в лесу…». Работа с иллюстративным мате-риалом и текстом учебника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Дать понятия: грызуны;

звери.

Животные леса.

Учебник с. 62 - 66

Тетрадь печатная

с.  20 - 22

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

51

Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «За-селим лес птицами».

Дать понятия: птицы;

название птиц.

Птицы – лесные жители.

Учебник с. 67 - 73

Тетрадь печатная

с.  22 - 23

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

52

Рассказ учителя «Ужиное

семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов реп-тилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча»

Дать понятие:

пресмыкающие.

Пресмыкающиеся леса.

Учебник с. 74 - 76

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Текущий

53

Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления.

Дать понятие: насекомые.

Насекомые леса.

Учебник с. 77 - 79

Тетрадь печатная

с.  24

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: 

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

54

Составление коллективной

памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).

Повторить все ранее изученные понятия.

Правила поведения в лесу.

Письменный опрос по темам раздела.

Учебник с.79 - 80

Тетрадь печатная

с.  26

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Контрольный

55

Опыты с водой. Определение свойств воды. Анализ схемы – рисунка в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия: водоём;

свойства воды.

Что мы знаем о воде.

Учебник с. 81 - 83

Тетрадь печатная

с.  28 - 29

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: 

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

56

Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путе-шествие капельки».

Дать понятие:

круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе.

Учебник с. 83 - 85

Тетрадь печатная

с.  29 -30

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: 

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

57

Учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», отличительные особенности пресных водоёмов – болота и реки.

Дать понятия:

водоём

пресный водоём;

болото;

река.

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.

Учебник с. 86 - 89

Тетрадь печатная

с.  30 - 36

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: 

адекватное использование речи, коррекция.

Текущий

58

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: водоплавающие;

рыбы.

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.

Учебник с.  90 - 101

Тетрадь печатная

с.  30 - 36

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

59

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: водоплавающие;

рыбы.

Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.

Учебник с.  90 - 104

Тетрадь печатная

с.  30 - 36

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

60

Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитающие.

Дать понятия о морских животных.

Обитатели солёных водоёмов.

Учебник с.  105 - 108

Тетрадь печатная

с.  30 - 36

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

61

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Растения луга».

Ввести понятие:

луг и его обитатели.

Луг и его обитатели. Растения луга.

Учебник с.  109 - 115

Тетрадь печатная

с.  37 - 38

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

62

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Животные луга».

Ввести понятие:

луг и его обитатели.

Луг и его обитатели. Животные луга.

Учебник с.  116 - 124

Тетрадь печатная

с.  37 - 38

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

63

Беседа с использованием иллюстративного мате-риала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятие:

поле.

Поле и его обитатели. Растения поля.

Учебник с.  125 - 133

Тетрадь печатная

с. 38 - 41

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

64

Работа в парах: составление рассказов о животных поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Отработать раннее изученные понятия «типы и виды животных».

Животные поля.

Учебник с. 134 - 136

Тетрадь печатная

с. 38 - 41

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

65

Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: сад;

Плодовые;

культуры.

Сад и его обитатели.

Учебник с. 137 - 142

Тетрадь печатная

с. 42 - 43

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

66

Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихотворения «Про всех на свете». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котёнка!».

Отработать раннее изученные понятия.

Природа и человек. Человек – часть природы.

Учебник с. 144 - 146

Тетрадь печатная

с. 44 - 45

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Текущий

67

Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассматривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу».

 Дать понятие: Красная книга.

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

Учебник с. 146 - 152

Тетрадь печатная

с. 44 - 45

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Текущий

68

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Обобщить и проконтролировать знания учащихся .

Животные – друзья человека.

Письменный опрос по темам раздела.

Учебник с. 153 - 155

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...