Конспект урока "Здоровье и питание"
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект урока
по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Здоровье и питание»
Цели:
- формировать у учащихся представление о том, что пища – разнообразные блюда, которые мы употребляем;
- ознакомить учащихся с правилами полноценного питания;
- подвести к пониманию того, что правильное питание – одно из условий крепкого здоровья, что переедание вредно для человека;
- продолжать формировать у учащихся культурно-гигиенические навыки поведения за столом; развивать умения составлять меню;
- воспитывать аккуратность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_i_pitanie.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Здоровье и питание»
Цели:
- формировать у учащихся представление о том, что пища – разнообразные блюда, которые мы употребляем;
- ознакомить учащихся с правилами полноценного питания;
- подвести к пониманию того, что правильное питание – одно из условий крепкого здоровья, что переедание вредно для человека;
- продолжать формировать у учащихся культурно-гигиенические навыки поведения за столом; развивать умения составлять меню;
- воспитывать аккуратность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация научной и познавательной деятельности учащихся.
Продукты питания, а попросту – наша еда, создают нам различное настроение, вызывают самые разные эмоции: одни продукты мы любим, от других отказываемся, к третьим ещё не привыкли.
- Как вы думаете, для чего нужна пища?
Пища нужна не просто для удовольствия. У неё есть важная функция в организме.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
- Зачем человек ест?
Без пищи человек не может жить: расти, двигаться, поддерживать тепло своего организма и бороться с болезнями.
- А знаете, сколько съедает каждый человек за всю свою жизнь?
Примерно пятьдесят тонн, целый товарный вагон.
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы выясним, что же есть такого в еде, что без неё невозможно жить. Ознакомимся с правилами полноценного питания, узнаем о вреде переедания.
- Первичное восприятие и осознание нового материала.
- Рассказ учителя с элементами беседы о значении питательных веществ для роста и развития организма.
Рассмотрим рисунок с изображением «цветного человека».
- Какого цвета больше? (голубого)
- Как вы думаете, что это? (вода)
Белый цвет – это белки, оранжевый – углеводы, жёлтый – жиры, зелёный – витамины и минеральные вещества.
Вода, жиры, углеводы, минеральные вещества (соли), витамины – это питательные вещества, которые просто необходимы для человека.
Вывод:
Наша пища состоит из множества веществ. Они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития. Называются они питательными веществами и входят в продукты питания.
- На какие группы мы можем разделить продукты питания по тому питательному веществу, которое составляет его основу? (можно разделить на три группы: белки, жиры, углеводы).
- Зачем они нужны нам?
Чтобы вы росли, нужен белок. Белок – строительный материал для клеток. Без него человек не сможет расти. Основной источник белков – молоко и молочные продукты. Ещё белки содержаться в мясе, рыбе, яйцах.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и в мясе тоже
Есть он, и тебе поможет.
Углеводы – топливо для клеток, как уголь для паровоза и бензин для машины. Они являются источником энергии для физической и умственной работы. Углеводы содержаться в хлебе, сахаре, овощах, мёде, злаковых кашах.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Жиры – продовольственные и топливные склады.
Жиры – строительный материал для нервной ткани и мозга. Они содержатся в растительном и сливочном масле, в различных видах жиров, майонезе, в некоторых мясных и молочных продуктах.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим,
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
Витамины необходимы для нормального роста и развития организма человека. Их около 30. Обозначают витамины латинскими буквами: А, В, С, D, Е и т.д. Каждый витамин выполняет в организме определённую функцию.
Например, витамин А способствует росту организма и влияет на остроту зрения. Он содержится в молочных продуктах, сливочном масле, яйцах, печени, рыбе, моркови, горохе, рыбьем жире, капусте.
Витамин С гарантирует высокую сопротивляемость болезням. Он содержится в фруктах, чёрной смородине, цитрусовых, зелёном луке, помидорах, шиповнике.
Витамины нужны в небольших количествах. Нельзя ими злоупотреблять.
Витамины – просто чудо!
Столько радости несут!
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Минеральные вещества (кальций, фосфор, железо, йод, калий и др.) принимают участие в строении и работе всех органов, входят в состав крови и гормонов. Обеспечивают рост и развитие скелета.
Микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, мясе, рыбе, молочных продуктах и т.д. Поэтому дети должны употреблять много овощей и фруктов.
Скажем вам без хвастовства
Истину простую –
Минеральные вещества
Играют роль большую.
- Говорят, что вода – источник жизни. Почему?
Без воды человек может прожить не более 3-5 дней. Богаты водой овощи, фрукты, ягоды, молоко.
- Что может произойти при обезвоживании и при переизбытке воды в организме?
Вывод:
Питательные вещества – это белки, жиры, углеводы, воды, витамины и минеральные вещества. Они входят в состав продуктов питания и составляют основу полноценного питания.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда-
Важнейшее условие.
- Сюжетно-ролевая игра «Консилиум врачей».
К нам приехала скорая помощь и привезла больного. Вы – врачи. Нам предстоит вылечить больного. (Один из «врачей» рассказывает с какими жалобами обратился больной. Задача консилиума – определить, что с больным, почему это произошло и как ему помочь.)
Симптомы – плохое самочувствие, снятся кошмары, тяжесть в желудке.
- Почему это произошло? Почему снятся кошмары?
Диагноз: переедание.
Вывод: мальчик не соблюдал режим питания, нельзя есть незадолго до дневного или вечернего сна. Ешь достаточно, но не переедай.
- О вреде переедания.
- Что мы чувствуем, когда переедаем?
- Как можем помочь себе и своему желудку?
- Какая пища вредна для организма?
- Почему вредно переедание?
Увеличивается вес → повышается кровяное давление → увеличивается нагрузка на сердце → плохое самочувствие.
Вывод:
Вы послушайте, друзья,
Несколько советов:
Лучше не переедать
Ни зимой, ни летом…
Даже если целый стол
Завален сладким;
Если в гости ты пришел
И аппетит в порядке.
А также необходимо уменьшить потребление жирной, сладкой и слишком соленой пищи.
- О вреде сухомятки
- Как вы понимаете значение слова «сухомятка»?
- Какова роль напитков (соков, молока, чая, кофе)?
- Какие из них надо ограничивать, почему?
- Как доказать, что жидкость поступает в организм не только с напитками и жидкими блюдами, но и с другими продуктами? (Выдавить сок из лимона, апельсина)
- Есть ли жидкость в крупах и макаронах? (Жидкость содержится практически во всех продуктах)
- Полезно ли употреблять много булочек, ватрушек, бутербродов? Почему?
Знаете ли вы, что закрытый бутерброд (сэндвич) изобрел англичанин Джон Монтас Сэндвич? У него постоянно не хватало времени на еду, и он придумал закрытые бутерброды.
- Что полезно съесть? Сделай выбор:
яблоко | булочка |
конфета | морковь |
бутерброд | банан |
виноград | пирожное |
Вывод:
Желудку вредят: еда в сухомятку, переедание, газированные напитки, излишнее употребление сладостей, горячие мучные продукты.
- Закрепление и осмысление изученного материала.
- Значение режима питания.
- Сколько раз в день вы едите? В какое время?
- Когда пища обильнее? Через сколько часов вы едите?
Здоровое питание невозможно без соблюдения режима.
Соблюдать режим питания – значит, есть регулярно, в одно и тоже время.
Редкие приемы пищи вызывают ощущение сильного голода, аппетит становится бесконтрольным. А переедание приводит к неприятным последствиям.
Вывод:
И еще совет дадим:
Соблюдать в еде режим.
- Практическая работа (Класс делится на 4 группы)
Задание. Составьте меню на завтрак, обед, полдник, ужин, таким образом, чтобы в него были включены все основные группы продуктов и соблюдался принцип умеренности.
(После выполнения задания «эксперты» оценивают правильность подбора продуктов.)
- Основные правила питания.
- Питаться надо регулярно, 4 раза в день в одно и то же время.
- Не переедать.
- Завтрак должен быть горячим. Утром полезно употреблять кашу.
- На обед должно быть 3 блюда.
- На ужин лучше съедать блюдо из овощей или фруктов.
- Остерегайся острой, жирной и соленой пищи.
- Во время еды не разговаривай и не отвлекайся.
- Игра «Дополни предложения»
- Я знаю полезные продукты: ___________________________________________________________.
- Нашему желудку вредят: _____________________________________________________________.
- Ешь досыта, но _____________________________________________________________.
- Не увлекайся пищей: _____________________________________________________________.
- Соблюдай в еде: _____________________________________________________________.
- Работа в тетради с печатной основой (с. 11-12)
- Какие пословицы и поговорки о здоровье и питании знаете? Объясните их значение.
- Не годится на еду сердится.
- Аппетит приходит во время еды.
- Вкусна рыбка, да опасна косточка.
- Чай горячий пей, на себя не лей.
- Лук – от семи недуг.
- Когда я ем, я глух и нем.
- Обобщение и систематизация занятий.
- Правила поведения за столом.
- Рассмотрите рисунок. Какие правила приема пищи и поведения за столом знаете?
- «Соедини по смыслу строки»
Нельзя | должны быть тщательно вымыты. | ||
Руки перед едой | брать себе что получше, следует брать то, что лежит на краю. | ||
За столом нельзя | проверь свой внешний вид. | ||
Прежде, чем сесть за стол, | раскачиваться, сидя на стуле. | ||
Нельзя опаздывать к столу - | сидеть, сгорбившись, низко склонившись над тарелкой. | ||
Также за столом | класть руки на стол. | ||
За столом не ведут | вытягивать ноги. | ||
Неприлично | это неуважение к тем, кто тебя ждет. | ||
Некрасиво | слишком громких разговоров. | ||
- Традиционные украинские блюда.
Культура приготовления и приема пищи составляет неотъемлемую часть культуры человека. По тому, как и что человек есть, можно многое сказать о нем самом, его семье. Даже о его стране.
Украинской системе питания свойственны интересные обычаи, связанные с приготовлением блюд. Среди них: употребление в пищу большого количества зерновых и овощных культур, а также фруктов, ягод, грибов.
Среди способов обработки продуктов для приготовления блюд преобладали 2 способа: украинцы варили и тушили (в меньшей мере жарили). При заготовке на зиму продукты сушили, солили.
- Назовите традиционные украинские блюда (хлеб, борщ, вареники, галушки, голубцы, деруны, капустняк, тыквенная каша, коржики с маком, узвар и др.)
- Приготовление оздоровительного чая из лекарственных растений.
Издавна в Украине вместо чая пили травяные отвары зверобоя, мяты, шиповника, листьев малины, земляники, смородины, липового цвета и др.
Рецепт приготовления чая из шиповника и смородины.
Состав: по 5 частей плодов шиповника и смородины.
Способ приготовления: сушеные плоды шиповника измельчить, залить холодной водой, довести до кипения и кипятить 3-5 минут.
В большой чайник положить сушеные листья смородины и заварить их отваром шиповника.
Дать чаю настояться в течение 10-15 минут.
Вывод:
Травяной чай – это витаминное средство. Он незаменим при простуде, болях в сердце, переутомлении.
- Итоги урока
- Вспомните названия основных питательных веществ.
- Назовите продукты, в которых содержаться питательные вещества.
- Какие основные правила питания?
Эти правила питанья
Нужно помнить, соблюдать,
Чтоб здоровым взрослым стать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Здоровое питание - здоровые зубы"
О правильном питании и сохранении здоровья зубов...
Конспект урока "наше питание"
План-конспект урока...
Конспект занятия "Здоровое питание"
Конспект о здоровом питании...
Методическая разработка. Конспект занятия "Правильное питание - залог здоровья"
Цель:формирование у воспитанников представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»
Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...
Конспект классного часа "Питание и здоровье"
Классный час "Питание и здоровье"знакомит с полезными продуктами, учит делать выбор, чем и как питаться, учит применять те или иные продукты для профилактики заболеваний....
конспект урока Продукты питания человека.
конспект урока "Продукты питания человека"...