Разработка урока по окружающему миру на тему "Петр I"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Плотникова Анна Сергеевна

В помощь учителям начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_pyotr_i.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Петр Великий».

Форма проведения: урок проблемного обучения

Цель:

Сформировать у учащихся образ Петра Ι  как царя – преобразователя, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о преобразовании Петра.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления об эпохе правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения работать с источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление, воображение.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

Формирование УДД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.

Средства  обучения:

1. Учебник. Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2/ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова. М.: Просвещение 2011

2.Презентация « Петр Великий».

3. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 2012.

4. Карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Мотивация.

Тема.

Цель.

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

Физминутка

Изучение нового материала

Первичное закрепление изученного материала.

Итог.

Рефлексия.

- Ребята, ваши глаза излучают доброту, а глаза, как известно, зеркало души. Значит, наша совместная работа буде проходить в атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания.

Прежде чем отправиться в историческое путешествие, вспомним изученный ранее материал. Ребята, сейчас вы выполните тест.

- Возьмите на краю стола ключ к этому заданию, самостоятельно проверьте. Правильно ли вы выполнили тест? Сравните свои ответы с ответами на слайде.

- Кто допустил ошибки?

- Зачем мы изучаем историю нашей страны?

- Послушайте  отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

«То академик, то герой,

То мореплаватель то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник»

           А.С.Пушкин

- Можем ли мы сразу сказать, о ком идёт речь?

- Посмотрите пожалуйста на экран.

- Кого из деятелей вы знаете, а кого нет?

- Артём, назови деятелей, которых ты знаешь.

- Я предлагаю составить пару. Вы должны будите соединить стрелками имя и прозвище. Прозвище, которое они получили в истории.

- Ребята, можете посовещаться.

- Давайте сравним, правильно ли вы справились с заданием.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?

- Давайте сформулируем цель нашего урока.

- Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства. Мы поговорим о царе Петре Алексеевиче Романове..

- Представьте, что мы с вами на уроке литературного чтения.

- С чего мы начинаем изучать автора, какого - либо произведения?

- Что такое биография?

- Значит 1 пункт нашего плана это детские годы Перта.

- Что потом мы узнаём об авторе?

- 2 пункт нашего плана это – родители Петра 1.

- Ребята,  я вам предлагаю 3 пунктом изучить внешность и характер  Петра Алексеевича, чтобы лучше узнать этого человека.

- Что же будет 4 пунктом нашего плана?

- Значит мы поговорим о деятельности   Петра. 4  пунктом будет – преобразования царя.

- Давайте работать по плану.

- А где мы можем узнать о жизни Петра?

- Вот на столе у меня 2 энциклопедии. Давайте с ними поработаем, найдём ту информацию, которая нам нужна.

- По 1 пункту буде работать Лера и Артём, по 2 пункту Вова.

- Когда будете готовы, поднимите руку.

- Вот ребята, посмотрите…

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

 Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 И направо, и еще

 Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

-Что вы можете сказать о его внешнем виде?

Представьте  себе великана ростом без малого трех аршин ( 2 м  4 см). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутники с трудом поспевали за ним вприпрыжку. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он все делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, посуду, стулья. Но особенно привлекало его корабельное дело. А с другой стороны – это продолжатель династии Романовых, великий царь реформатор.

  • - Прочитайте отрывок из письма английского посла в Берлине, написанного в 1712 году.
  • О ком пишет автор письма? Что в поведении этого человека кажется тебе необычным?
  •  Как ты думаешь, почему  он так поступил?

- Да, ребята. Одним из ценных качеств Петра было то, что он никогда не смотрел на других людей с высока. Много  простых людей стало в дальнейшем его друзьями и товарищами.

- Переходим к 4 пункту нашего плана.

- Посмотрите внимательно на карту России XVII - XVIII веков. Проведите курсором по границам государства российского, отмеченных зеленым цветом.

  • Что удивило вас при просмотре карты? (На территории России нет морей).
  • У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств. Нашим  главным соперником на севере в борьбе за выход к Балтийскому морю была грозная Швеция.
  • Какие средства передвижения были в те времена? (Конь, лодка).
  • Как вы думаете, могла ли Россия, не имея выхода к морю, иметь торговые отношения с другими государствами? (Рассуждения детей).
  • Действительно, не имея выхода к морю, Россия не имела флота. Россияне были мало знакомы с научными открытиями и изобретениями, известными в Европе. Но благодаря Петру 1 ситуация изменилась.
  • Он с детства увлекался судостроением, а во взрослые годы и вовсе заболел «морской» болезнью. Началось строительство российского морского флота.
  • В 1700г. началась тяжелейшая война со Швецией, нашим главным соперником на Балтике, которая длилась долгих 20 лет. Благодаря ряду успешных сражений, самыми известными из которых являются победа на суше под Полтавой в 1709г. и победа на море у мыса Гангут в 1714г. армия во главе Петром смогла одолеть ненавистного врага.
  • Россия получила выход к морю, было «прорублено» окно в Европу!
  • Оттуда Петр 1привёз  много новых идей, которые задумал осуществить в России.

- Ребята, откроем учебник на странице ………. И познакомимся с новшествами, которые внес Петр Алексеевич в русскую жизнь.

- А теперь, ребята, давайте поиграем. Среди предложенных преобразований нужно найти те, которые связаны с эпохой правления Петра 1.

- Кто желает…?

- После первых побед над Швецией в Северной войне государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость». Это имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Назван город  на европейский манер «Санкт», потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.

Давайте полюбуемся достопримечательностями этого одного из самых красивых городов не только России, но и мира.

- Давайте вернёмся к заданию, где необходимо было соединить парами имя и прозвище. В этом задании вы затруднились. Надеюсь сейчас вы с этим справитесь.

- Почему его назвали великим? Преобразователем?

- А можно ли его назвать миротворцем?

Великий Петр, царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

- Ребята, у меня есть значки разных цветов. Красный – отлично, синий – хорошо, жёлтый – удовлетворительно. Как вы оцените  работу товарищей на уроке. Кому вы отдадите красный, синий или жёлтый.

-- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха.   В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

- В старших классах вы узнаете о Петре ещё больше.

- Спасибо за урок. Можете быть свободны.

-Петр Ι любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Безделья он не терпел, и весь день был заполнен до предела.

- Почему Петра называли ВЕЛИКИМ?

Проверка готовности к уроку.

Задание: тест и ключ к нему.

( Затем, чтобы знать своё прошлое, о великих событиях, о великих людях , о значимых событиях в жизни людей.)

(О каком то великом человеке, который сделал очень много, который был очень разносторонним)

Выходит ученик и показывает.

На ватмане фломастером.

(О Петре Алексеевиче)

(Описание жизни)

(На листах А4)

(Из энциклопедии, дополнительной литературы.)

Передвигались на лошадях,лодках.

Слайд 1.

Слайд 2

Слайд

Слайд

      Князь Владимир    (Красное Солнышко)

Князь Иван Данилович

(Калита)                     Князь Олег (Вещий)                                         Князь Александр

Ярославович ( Невский)

Князь Дмитрий   Иванович   ( Донской)

Петр Алексеевич

(Великий, преобразователь, удалой.)

Слайды

(Выполняют под музыку марша Преображенского полка)

Слайд с портретом.

Слайд с картой

Портрет

На доске листки, 15 , из них 8 про Петра 1.

Значки с надписью «Юный исследователь России»

ΙV. Выработка умений и навыков по новому материалу.

V. Физкультминутка.

VΙ. Работа с текстом.

VΙΙ. Закрепление полученных знаний.

VΙΙΙ. Работа с учебником

ΙΙX. Итог.

ΙX. Домашнее задание

X. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...