Окружающий мир 2 класс Солнце и его значение для живого
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Галкина Наталья Николаевна

Урок окружающего мира во втором классе по теме "Солнце и его значение для живого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.04 КБ
Office presentation icon prezentaciya1_6.ppt512.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по теме «Солнце и его значение для живого»

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цель: создание условий для открытия детьми новых знаний по теме урока.

Задачи: формировать представление об источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле;                         сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца;                          развивать рационально логическое и наглядно – образное мышление, умение работать с текстовой информацией;                                 развивать воображение, воспитывать интерес к окружающему миру.  

Планируемые результаты

Предметные:  

- иметь представление о Солнце как ближайшей звезде, его размерах и расстоянии до него;

- находить связи в природе, между Солнцем и жизнью на Земле;

- понимать, что Солнце является источником света и тепла.

Метапредметные:

Регулятивные:

 -контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания 

-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности 

Познавательные:

- работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;  

- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;

- развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

- осознание необходимости учения;

- учиться выражать свое мнение;

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация на тему « Солнце», листы с текстами для учеников, сигнальные карточки для деления на группы( красные, синие, зеленые, желтые), книги о Солнце, энциклопедии, карточки для самооценки, рисунок солнца для самооценки.

                                 

                                                                                                                          

                                         Ход урока

  1. Организационный момент.( Создание ситуации успеха)

Придумано кем-то, просто и мудро,            

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас сегодня весь урок и весь день.

- Как называется наш урок?

-Что мы узнаем на уроках окруж.мира?

-Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?

-Кому хочется узнать больше?

Проверьте готовы ли вы к уроку: сигнальные карточки, книги, конверты.

  1. Актуализация знаний.

Раньше вы изучали объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательнее». Если я называю объекты живой природы, то вы поднимаете руки вверх, а если объекты неживой природы – хлопаете в ладоши.   Слайды 2-11

-Бабочка, река. дерево, волк, вода, лягушка, комар, камень. ракета.

- Почему вы замерли при слове ракета? ( ответы детей)                  

- Понравилось играть? Давайте продолжим. Следующая игра «Лишнее слово», но здесь нужна помощь товарища, поэтому поработаем в паре. У вас на столе конверт с заданием, открываем его. Вам даны слова , какое из них лишнее? Посоветуйтесь друг с другом и объясните почему оно лишнее?( Дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает, раздвигается)   Слайд 12-14

3.Работа над новым материалом.    Слайд 15

- Теперь, посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, что их объединяет?  ( Неживая природа)

- А сегодня мы будем говорить о главном объекте неживой природы. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь.   Слайд 16   

Оно игриво золотится

В песчинках, что хранит земля.

Оно, как сказочная птица,

У стен Московского кремля.

Оно в автобусе зеркальном

Играет зайчиком в пути.

Оно в созревших помидорах…

Оно гуляет на просторах

У всей вселенной на виду! (Солнце)

Слайд 17-18

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Учитель обобщает ответы.       Слайд 19

Солнце и его значение для живого.                                                      

-Вся природа делится на две группы, какие? ( живая и неживая)

-Как вы думаете Солнце это объект какой природы? (неживой)

-Ребята, а часто ли вы смотрите в небо?

-Что вас больше всего поражает в нем?

-Для каких животных небо родная стихия?(насекомые, птицы, бактерии)

-Как вы думаете какая цель нашего занятия?  Слайд 20

-Итак, мы узнаем новое о Солнце и определим его значение для жизни на Земле.

 Еще с древних времен люди поклонялись Солнцу, приносили ему жертву, сочиняли стихи и пели песни, посвящали танцы, изучали его, радовались теплу и свету. А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас?

-Что вы знаете о Солнце?

-А хотите узнать еще что-то новое?

Тогда нам нужно выступить в роли исследователей и провести свое исследование по проблеме: «Солнце и его значение для жизни на Земле.»   

-Что такое исследование? (научная работа)

-Кто такой исследователь? (человек, который занимается научной работой)

Сейчас мы проведем «Динамическую паузу» , отдохнем и разделимся на группы для выполнения нашей исследовательской работы. У каждого из вас есть цветной жетон.(красный, желтый, оранжевый, розовый) Займите свое место за столом с солнышком вашего цвета.                                                                   Слайд 21

 У нас получатся 4 группы. Сейчас я дам задание и материал для его выполнения. (5 человек)                                                                        

                                                                                                 Слайд 22

1группа. Красные.   Прочитать текст. Подготовить рассказ о Солнце.

2группа. Желтые.     Работа с разными источниками. Рассказ о Солнце.

3группа. Оранжевые. Солнце в жизни растений и животных.

4группа.Розовые.  Солнце в жизни человека.           Слайд 23-26    

Выступление каждой группы исследователей.

4. Обобщение по теме.

-Вы рассказали о Солнце и доказывали на примерах , что Солнце-жизнь. Мы достигли цели нашего занятия.

 Кто хочет еще больше знать продолжит сам эту работу.

Мы начали наше занятие с игры и закончим ею. Если высказывание верно - вы хлопаете в ладоши.

----Солнце – это планета.                                                   Слайд 27

----Солнце – это звезда.

---- Солнце гораздо меньше Земли.                                                      

----Солнце гораздо больше Земли.

----Солнце – это огромный раскаленный газовый шар.

5. Рефлексия.       Слайд  28

Подведем итог. Продолжите мое предложение:

Я узнал, что Солнце……….                                  

Я удивился…………..

Мне было интересно……..

6.Оценивание.         Слайд  29

Дети---- Узнал много нового, могу поделиться знаниями. (красный)

               Узнал новое, хочу узнать больше. (оранжевый)

               Узнал новое, но рассказать пока не могу.( желтый)

А теперь давайте солнышку на нашей доске добавим лучики-оценки и посмотрим, что у нас получится.

Спасибо за работу!                            

              Слайд 30

                                      Литература

  1. Что такое. Кто такой. С. П. Алексеев, А. Г. Алексин, Издательство «Педагогика-Пресс», Москва,1994г, с.106-107.
  2. Атлас. Природоведение 5класс, « Дрофа», Москва, 2005г., с.2-3.
  3. Мир и человек. Географический атлас. И. К. Жданов, Из-во «Картография», Москва, 1989г., с.10-11.
  4. Детская энциклопедия. ООО «Издательство « Росмэн- Пресс»,2009г., с.13-14.
  5. Детская энциклопедия. Том 2. Д.Д. Благой, В.А. Варсанофьева, Академия Педагогических Наук РСФСР, 1978г., с.246-247.
  6. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения в 3-4 классах. Ю.Ф. Сухарев, ОАО «ЧИПО», 2003,с. 30-32.

Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце.      1 гр.

Солнце – космическое тело, желтого цвета, температура на его поверхности пять тысяч пятьсот градусов ( 5.500 градусов ). Если представить, что зернышко пшена- это наша Земля, а арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. Солнце – звезда, которая дает нам свет и тепло. Без Солнца погибнет на Земле жизнь.

Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце.      1гр.

Солнечный свет преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8 минут 20 секунд. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Можно ли долететь до Солнца? Можно уже за 5-6 месяцев, но приблизившись к Солнцу космический корабль вначале расплавится, а потом превратится в пар ( и сгорит без следа). Солнце- это раскаленный газовый шар.

Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце.      1гр.

Солнце не самая горячая звезда. Есть звезды намного его горячее. Многие звезды больше Солнца, но есть звезды меньше Солнца. Солнце – обыкновенная небольшая желтая звезда. Солнце светит и греет уже многие миллионы лет и еще многие миллионы лет будет греть и светить. Оно посылает свет и тепло ровно. Солнце немножко разгорается и притухает каждые 11 лет.

Прочитай текст. Какие факты из жизни растений ты узнал?     3гр

Цветы с восходом Солнца раскрывают свои цветки, а с заходом закрывают. Головки подсолнухов все время поворачиваются за солнышком. Куда Солнце, туда и подсолнух. Солнце – главный источник света и тепла. Растениям, животным и человеку нужны солнечный свет и тепло. Без них все живое погибнет на планете.

Прочитай текст. Какие факты из жизни растений ты узнал?    3гр

В растениях под действием солнечного света и тепла образуются органические вещества, которые необходимы для жизни и роста всех растений, животных и человека. Если растение поместить в темное место , оно пожелтеет, начнет болеть и погибнет. Нет Солнца, нет растений, значит нет животных и человека.  

Прочитай текст. Как человек относится к Солнцу?        4гр

В старину на Руси Солнце называли Ярило. Наши предки поклонялись Солнцу, как богу, приносили ему жертвы, молили его о хорошей погоде, богатом урожае, здоровье в семье. Люди верили в его могучую силу и понимали будет Солнце – будет и жизнь.

Прочитай. Как люди используют энергию Солнца?         4гр

 Ученые строят станции , которые накапливают  солнечную энергию и хранят ее в солнечных батареях. При необходимости человек может ей воспользоваться и получить свет и тепло.

Солнечный загар полезен для здоровья.

Человек выращивает себе пищу (растения, животные) благодаря солнечному свету и теплу.

       

 

                                                   

                                               

                                               

                                                                               

 

 | Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРА « БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Слайд 2

БАБОЧКА

Слайд 3

РЕКА

Слайд 4

ДЕРЕВО

Слайд 5

ВОЛК

Слайд 6

ВОДА

Слайд 7

ЛЯГУШКА

Слайд 8

КОМАР

Слайд 9

КАМЕНЬ

Слайд 10

РАКЕТА

Слайд 11

РАБОТА В ПАРЕ «ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Слайд 12

ДЫШИТ ПИТАЕТСЯ РАЗВИВАЕТСЯ РАЗМНОЖАЕТСЯ УМИРАЕТ РАЗДВИГАЕТСЯ

Слайд 13

ДЫШИТ ПИТАЕТСЯ РАЗВИВАЕТСЯ РАЗМНОЖАЕТСЯ УМИРАЕТ РАЗДВИГАЕТСЯ

Слайд 14

0

Слайд 18

Тема урока: « СОЛНЦЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЖИВОГО»

Слайд 19

Цели урока Узнать о Солнце Определить значение Солнца для жизни на Земле

Слайд 20

Работа в группе 1 группа. Прочитать текст. Подготовить рассказ о Солнце. 2 группа. Работа с разными источниками информации. Рассказ о Солнце. 3 группа. Солнце в жизни растений и животных. 4 группа. Солнце в жизни человека.

Слайд 21

Что такое солнце? Солнце – главный источник света и тепла. Без него не было бы жизни на земле.

Слайд 22

Велико ли солнце?

Слайд 23

Почему мы видим солнце маленьким кругом?

Слайд 24

Почему солнце светит и греет? Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар

Слайд 25

Я узнал, что Солнце… Я удивился… Мне было интересно…

Слайд 27

Узнал много нового, могу поделиться Узнал, хочу узнать больше Узнал, но рассказать не могу

Слайд 28

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""

Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

солнце и его значение

дает детям понятие о значении солнца в жизни человека, животных и всего живого на земле....

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир2 на тему "Зона арктических пустынь"4 класс

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" на тему "Зона арктических пустынь" 4 класс...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе «Вода и её значение для живого»

Основные задачи урока:Довести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения, познакомить с источниками питьевой воды, убедить в необходимости сохранения ...