Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азовский район село Новониколаевка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                             «Утверждаю»
Протокол заседания                                    Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета                                 Приказ от_________№__________
МБОУ Новониколаевской ООШ               ____________/Макаренко С.А./
от 29.08.2015 года №1
_________/Дрозд Т.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Уровень общего образования (класс):

начальное общее 4 класс

Количество часов : 68 в год (2 часа в неделю)

Учитель: Погодина Светлана Васильевна

Программа разработана на основе

 Программы по предмету «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова . М:. Академкнига/Учебник, 2011г.

1.Пояснительная записка

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания курса являются:
-сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей;
-формирование уважительного отношения к региону, истории, культуре и т.п.
-осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира.

В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения

Предмет  «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

        2.Общая характеристика  учебного предмета «Окружающий мир»

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

        Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

        

          3.Описание  места учебного предмета «Окружающий мир» в                  учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение окружающего мира в 4 классе  отводится  68 часов год (2часа в неделю), предусмотрены 4 контрольные работы и 5 самостоятельных работ.

     

       4.Описание  ценностных  ориентиров  содержания учебного предмета

                                «Окружающий мир»

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 

Результаты изучения курса «Окружающий мир»

 Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  •  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  •  ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
  •  базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
  • учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой

   природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов

   природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные

   объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные

   существенные признаки, выделять новое;

* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее

  лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать

   инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на

  основании полученных результатов;  

* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители

  (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе

   изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,

   презентации;  

* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника

   или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга

   событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту,

   карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков

   и свойств объектов;

* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,

   использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать

   ценность природы и необходимость нести ответственность за её

   сохранение);

* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить

   примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и

   безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в

   быту);

* Использовать знания о строении и функционировании организма человека

   для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим

   дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

* Работать с картой;

* Различать государственную символику РФ, символику городов России,

   описывать достопримечательности городов и своего края;

* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные

   исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место

   изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находить факты,

   относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

   группах (школьный коллектив, семья, общество);

* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,

   понимать необходимость здорового образа жизни;

* Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам

   верующих людей;

* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

   договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;  обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,

   процессов и явлений, характерных для природной и социальной

  действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты

   окружающего мира, выделять характерные особенности природных

   объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,

   религии;

* сформированность умения работать с информацией, представленной в

   разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,

   интернет);

* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях,

   справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных

   носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для

   практических целей;

* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,

   схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой

   информации и объяснения социальных и природных явлений;

* способность использовать готовые модели и другие источники информации

   (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы

   экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой

   информации в быту. 

* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в

   учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,

   взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность

   существования у партнера другой точки зрения, в том числе не

   совпадающей с его собственной точкой зрения;

* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего

   (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания

    школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

   

 Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Выпускник  научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Выпускник  научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

                                             4 класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в  4 – м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

* находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город

   своего региона;

* читать условные обозначения карт;

* использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения

   причины смены дня и ночи, смены времен года;

* находить общие и отличительные признаки природных зон  России

   (климат, растительность, животный мир);

* понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на

   природе;

* понимать необходимость посильного участия в охране природы родного

   края;

* характеризовать основные функции систем органов человека;

* измерять температуру, вес, рост человека;

* понимать необходимость использования знаний о строении и

   функционировании организма человека для сохранения и укрепления

   своего здоровья;

*извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций  

Обучающиеся получат возможность научиться:

* осознавать ценность  природы родного края и необходимость нести

   ответственность за ее сохранение;

* использовать знаний о строении и функционировании организма человека

   для сохранения и укрепления своего здоровья;

*выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил

  безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

* рассказывать с использованием информации из Интернета о

   государственной символике России;

* самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях

   коллективной работы;

* обмениваться сведениями о событиях в стране;

* готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;

* находить на политико – административной карте России местоположение

   своего края;

*работать с глобусом и картой;

* пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с

   историей Отечества;

* определять последовательность событий на ленте времени;

* рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках

   истории страны;

*рассказывать об особенностях труда людей родного края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

* научатся определять часовой пояс своего края;

* находить дополнительную информацию о государственной символике

   России, о прошлом страны и края в Интернете;

*составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех

   традиционных религий в обрядовой практике.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

 

Обучающиеся научатся:

* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,

   у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные

   пространства;

* понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во

   время приема пищи;

*понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного

  здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки)

Обучающиеся получат возможность научиться:

* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время

   купания летом, при переправе через водные пространства;

* соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

* заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения

   своего физического и нравственного здоровье.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, так как  реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

        Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
  • выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;
  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
  • специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
  • иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).

Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации;
  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
  • социальные игры на уроках.

Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку;
  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;
  • завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.

6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни»

Человек и природа (40ч)

        Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

        Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

        Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

        Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

        Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество ( 24ч)

        Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

        Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

        Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией.  Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

        Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

        Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

        История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

        Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане  (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

        Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-  панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (4ч)

        Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

        Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

        Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

        Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

Основные виды учебной деятельности учащихся на уроках окружающего мира:

-работа с различными источниками информации;
-проведение несложных наблюдений;
-работа с картой, глобусом;
-сообщения различной тематики;
-проведение несложных опытов;
-приемы делового общения: доклады, наблюдения, сообщения;
-высказывание суждений, выбор правильных ответов, краткий пересказ.

7.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

        Тема урока

Образовательные

ресурсы

Вид диагностики/

метод

                                  История Отечества- 9ч

1

01.09

Древние славяне

у.с.7-10

ПК т.с.2-3

Текущая

2

04.09

Древние славяне

у.с.11-17

хр.с.149-152

                   Текущая

3

08.09

Древняя Русь

у.с.18-21

Текущая

4

11.09

Древняя Русь

у.с.21-24

т.с.4-5

Текущая

5

15.09

Крещение Руси

у.с.25-29

т.с.6 ПК

Текущая

6

18.09

Борьба Руси с западными завоевателями.

у.с.30-33

т.с.7

Текущая

7

22.09

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

у.с.34-38

т.с.8-9пк

Текущая

8

25.09

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

у.с.39-42

т с.10

Текущая

9

29.09

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Самостоятельная работа№1 «История Отечества»

у.с.42-48

карточки

Тематическая

                                           Земля- планета солнечной системы-2ч

10

02.10

Солнечная система

у.с.49-53

т.с.11-12

хр.с.158-159

Текущая

11

06.10

Вращение Земли вокруг оси и её движение вокруг солнца.

у.с.54-58

т с.13-15

хр.с.160

                   текущая

                                    Путешествие по природным зонам нашей страны- 15ч

12

09.10

Природные зоны нашей страны

у.с.59-63

т.с.16-18

Текущая

13

13.10

        Ледяная зона

у.с.65-70

т.с.19

хр с.163-165

Текущая

14

16.10

Контрольная работа№1 по теме: Зона арктических пустынь»

 т.с.20-21

Тематическая

15

20.10

 Работа над ошибками. Тундра.

у.с.74-79

т.с.22-23

Текущая

16

23.10

Контрольная работа №2 «Тундра»

т.с.        24-25

             итоговая

17

27.10

Работа над ошибками. Зона лесов.

у.с.84-85

хр.с.168

             коррекция

18

30.10

Растения зоны лесов.

у.с.86-89

хр.с.169-170

Текущая

19

10.11

Животные зоны лесов

у.с.90-91

пк

Текущая

20

13.11

Роль леса в природе и жизни людей

ПК                у.с.92-94

т.с.30-31

текущая

 21

17.11

 Контрольная  работа №3 « Зона лесов».

т.с.30-31

Итоговая

22

20.11

Зона степей

ПК у.с.95-100

т.с.32-34

Коррекция

23

24.11

Степи и человек.

у.с.101-103

Текущая

24

27.11

Зона пустынь.

у.с.104-109

т.с.35

Текущая

25

01.12

Жизнь человека в пустыне.

у.с.110-111

хр.с.174-177

Текущая

26

04.12

Субтропическая зона.

у.с.112-113

хр.с.178-179

Текущая

                                         Родной край- часть великой России-5ч        

 27

08.12

Твой родной край. Московское время.

у.с.123-127

ПК

Текущая

 28

11.12

Карта твоего края. Поверхность и водоёмы. Полезные ископаемые.

у.с.128-135

                   Текущая

29

15.12

Растения  твоего края. Самостоятельная работа №2 по теме: «Полезные ископаемые»

у.с.136-137

по карточкам

Текущая

30

18.12

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

у.с.137-139

т.с.43-44

Текущая

31

22.12

Заповедные места твоего края.  Самостоятельная  работа №3 по теме: «Мой край»

у.с.140-145

т.с.43

Тематическая

                                             Человеческий организм-10ч

32

25.12

 Работа над ошибками. Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток.

ПК у.с.9-11

т.с.2-5

хр.с.118

Текущая

33

12.01

Самый большой орган чувств.

у.с.14-6

т с.6-7

хр.с.119-123

Текущая

34

15.01

Как человек двигается?

у.с.17-20

т.с.8-9

хр.с.124-130

Текущая

35

19.01

Пищеварительная система.

у.с.21- 24

т.с.10-12

хр.с.131-132

Текущая

36

22.01

Система кровообращения.

у.с.25-28

т.с.13-14

хр.с.133-137

                   текущая

37

26.01

Познакомимся  с дыхательной системой.

у.с.29-32

т.с.15-18

хр.с.138-139

Текущая

38

29.01

Всё о вдохе и выдохе. Берегите свои лёгкие.

у.с 32-35

т.с.16-18

хр.с.140-141.

Текущая

39

02.02.

Как почки удаляют из организма вредные вещества?

у.с.36-37

т.с.19

Текущая

 40

05.02.

Нервная система человек

у.с.38-40

т.с.20-21

Текущая

41

09.02

Обобщение по теме: «Человеческий организм».

карточки

Тематическая

                                               Изучаем органы чувств-10ч

 42

12.02

Как мы воспринимаем  окружающий мир?

у.с.43-46 т.с.22-23

                    Текущая

43

16.02

Спроси у носа, что такое запах?

у.с.46-48

т.с.22-23

                текущая

44

19.02

Высуни язык и скажи «А».

у.с.49-51

                Текущая

45

19.02

«Взгляд на глаз»

у.ч.52-56

т с.26-27

   текущая

46

26.02

 Ухо не только орган слуха.

у.с.57-59

т.с.28-29

    Текущая

47

01.03

 Ухо- орган равновесия.

у.с.60-61

т.с.30

    текущая

 48

04.03

Распознавание предметов путём соприкосновения с ними.

у.с.62-63

      Текущая

49

11.03

Советы врача.

у.с.64-66

      Текущая

50

15.03

Самостоятельная работа №4 по теме: «Скелет человека. Работа органов»

т.с.6

Тематическая

51

18.03

Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Изучаем органы чувств»

у.с.43-66

Текущая

                                        Путешествие по странам мира-7ч

 52

01.04

Границы России.

у.с.69-74

т.с.32

ПК

Текущая

53

05.04

Границы России.

у.с.75-77

Текущая

54

08.04

Границы России.

у.с.78-79

Текущая

55

12.04

Соединённые штаты Америки (США).

у.с.80-83

т.с.35-36

Текущая

 56

15.04

Великобритания.

у.с.84-86

т.с.37-38

ПК

Текущая

57

19.04

Франция.

у.с.87-89

т.с.39

Текущая

58

22.04

Обобщение по теме: «Путешествие по странам мира».

карточки

Тематическая

                        Москва, как летопись истории России. Мы граждане России-10ч

 59

26.04

День народного единства.

ПК

у.с.93-95

т.с.40-41

хр. с. 145-151

Текущая

60

29.04

Москва: память о войне 1812года.

у.с.96-99

т.42-43

Текущая

61

03.05.

Память Москвы о героях Великой Отечественной Войны 1941-1945годов.

у.с.100-103

т.с.44

текущая

62

06.05.

Памятники Москвы

Покорителям космоса.

у.с.104-109

ПК

Текущая

63

06.05.

Имя нашей страны- Россия или Российская Федерация.

у.с.109-111

Текущая

64

10.05

Основной закон страны- конституции России.

у.с.112-114

т.с.45

Текущая

65

13.05

Президент России. Самостоятельная работа№5 «Москва, как летопись истории России»

у.с.115-116

Тематическая

66

17.05.

Работа над ошибками. Фонтан «Дружба народов».

хр.с.152-153

Текущая

67

20.05

Итоговая контрольная работа за курс начальной школы по окружающему миру

 карточки

Итоговая

68

24.05.

 Человек в мире природы и культуры.

у.с.109-111

т.с.44

Коррекция

Технология личностно-ориентированного обучения используется на каждом уроке.

8.Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа разработана на основе  Программы по предмету  «Окружающий мир» Федотовой  О.Н., Трафимовой Г.В. и обеспечена:

 

Методические пособия:

-Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.

-Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.

-Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

  • печатные пособия:

1.  каталог правителей

  • экранно-звуковые пособия:

1.проектор

2.экран

3.ПК

4.диски с аудио и видео записями

  • цифровые образовательные ресурсы:

1.сайт www. school.ru

2. сайт www. учитель.ru

3.www.akademkniga.ru

  • демонстрационные пособия:

1.таблицы

2.карточки

3.Глобус

4.Карта Ростовской области

9.Инструмент оценки  планируемых результатов

Оценивание результатов учащихся по предмету «Окружающий мир» осуществляется в процессе проведения следующих диагностик: текущей, тематической, итоговой и коррекции.

Вид диагностики

Формы и методы диагностики

Текущая диагностика:

  • Осуществляется на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса.

  • Беседа
  • Рассказ
  • Тесты
  • Карточки
  • Графические работы
  • Практические работы

Тематическая диагностика:

  • Проводится после изучения определённой темы в письменной форме.

  • Тесты

Итоговая диагностика:

  • Проводится в конце учебного года индивидуально каждым обучающимся в письменной форме.

  • Комплексные работы

Коррекция

  • Проводится после итоговой или тематической диагностики

  • Повторные тесты, индивидуальные занятия

Приложения

Пояснительная записка к контрольным работам по окружающему миру:

Источники:  Е.Г. Каткова «Итоговая аттестация . Окружающий  мир. Типовые текстовые задания»; Окружающий мир 4 класс: Методическое пособие/О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова Л. Г. Кудрова,-М.; Академкнига/Учебник,2006.;Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.

Самостоятельная работа №1 «История Отечества»

1.Как объяснить происхождение слова «Летопись?»

_________________________________________________________________

2.Назови одну из древнейших русских летописей.

_________________________________________________________________

3.Назови автора древнейшей русской летописи «Повесть временных лет"_______________________________________________________________     4.Объясни древние названия таких месяцев, как : февраль- сечень, март-сухих,  апрель-березоль____________________________________________________

__________________________________________________________________         5.Назови основные занятия древних славян:_____________________________

__________________________________________________________________                6.Что сеяли славяне?________________________________________________

7.Каких домашних животных разводили славяне?________________________

__________________________________________________________________             8.Какие праздники древних славян отражали времена года?_______________

__________________________________________________________________            9.Какие моря соединяют путь «из варяг в греки»?_______________________

10.Что такое «Русская правда?»_______________________________________

11.Когда впервые на Руси появились школы?__________________________

12.Какому полководцу принадлежит высказывание: «Кто с мечом к нам придёт- от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля!»

___________________________________________________________

13.На Масленицу славяне пекли  и ели блины- круглые, горячие и золотистые. Во время праздника с горы спускали горящие колёса. Что символизировали горячие блины и горячие колёса?_________________

14.Какие племенные объединения восточных славян тебе известны?

_____________________________________________________________

Контрольная работа №1« Зона арктических пустынь»

В таблице даны вопросы и варианты ответов. Выбери правильные ответы. Вопросы обозначены буквами русского алфавита, ответы – цифрами. Это поможет тебе заполнить «Таблицу ответов»

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие растения встречаются в арктической пустыне?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Водоросли

Кайры

Остров Врангеля

Полуостров Таймыр

Грибы

Полярная ива

Гагарки

Рыбы

Моржи

Птичьи базары

Белые медведи

Тюлени

Песцы

Чайки

Лисы

Лишайники

Полярный мак

Б

Знаешь ли ты, какие млекопитающие обитают в ледяной зоне?

В

Какие птицы прилетают летом к скалистым берегам Северного Ледовитого океана высиживать птенцов?

Г

Знаешь ли ты, какие животные ледяной зоны занесены в Красную книгу России?

Д

Знаешь ли ты местоположение заповедников ледяной зоны?

Е

Чем в основном питаются звери и птицы, обитающие в Арктике?

Ж

Как называются летние гнездовья птиц на разных «этажах» береговых скал?

З

Какие растения вызывают «цветение» снега и льда в Арктике?

Рассмотри таблицу. в которой. Как мы уже сказали. Вопросы обозначены буквами, а ответы – цифрами. Отметь крестиком выбранные ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Ты уже выполнил задание? Сравни свои ответы с ответами соседа по парте. Как ты думаешь, почему Маша зачеркнула в тетради своего соседа ответ (А5) и(Б15)____________________________________________________________________

Контрольная работа №2« Тундра»

В таблице даны вопросы и варианты ответов. Выбери правельные ответы. Вопросы обозначены буквами русского алфавита, ответы – цифрами. Это поможет тебе заполнить «Таблицу ответов»

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие растения встречаются в тундре?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Лемминги

Гуси

Белые куропатки

Полярные волки

Стерхи-белые журавли

Травы

Подберезовики

Белые совы

Подосиновики

Ягодные кустарники

Розовые чайки

Кустарники

Лишайники (ягель)

Олени

Дуб

Таймырский заповедник

Карликовые деревья

горностаи

Б

Знаешь ли ты, какие млекопитающие обитают в тундре?

В

Какие птицы слетаются весной на болота тундры?

Г

Знаешь ли ты, какие животные этой зоны занесены в Красную книгу России?

Д

Как называется заповедник этой зоны?

Е

Как называются маленькие мышевидные грызуны, от численности которых зависит жизнь хищников тундры?

Ж

Какие грибы встречаются в тундре?

З

Какие животные меняют белую зимнюю окраску на летнюю – серовато-коричневую?

Рассмотри таблицу. в которой. Как мы уже сказали. Вопросы обозначены буквами, а ответы – цифрами. Отметь крестиком выбранные ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Ты уже выполнил задание? Сравни свои ответы с ответами соседа по парте. Как ты думаешь, почему Маша зачеркнула в тетради своего соседа ответ (А15) ______________________________________________________________

Контрольная работа №3« Зона лесов»

В таблице даны вопросы и варианты ответов. Выбери правильные ответы. Вопросы обозначены буквами русского алфавита, ответы – цифрами. Это поможет тебе заполнить «Таблицу ответов»

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие ты знаешь главные деревья тайги?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Пихта

Медведи

Сосна

Дровосек реликтовый

Дуб

Волки

Лиственница

Клен

Лисицы

Благородные олени

Зубры

Комары

Кроты

Мхи

Землеройки

Липа

Земляные черви

Ясень

Белогрудые медведи

Б

Знаешь ли ты, какие млекопитающие обитают в лесной зоне?

В

Знаешь ли ты, какие животные живут в почве?

Г

Знаешь ли ты, какие животные лесной зоны занесены в Красную книгу России?

Д

Какие растения растут в самом нижнем ярусе в зоне лесов?

Е

Какие деревья составляют верхний ярус лиственного леса?

Ж

Есть ли в зоне лесов животные, которые живут и в тундре?

З

Назови последовательно животных, которые образуют одну из цепей питания зоны лесов.

Рассмотри таблицу. в которой. Как мы уже сказали. Вопросы обозначены буквами, а ответы – цифрами. Отметь крестиком выбранные ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Используя интернет. Выясни, где находится и чем знаменит Приокско-террасный биосферный заповедник.

          ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самостоятельная работа №2 «Полезные ископаемые»

1.Какие горные породы  и минералы человек называет полезными ископаемыми?

__________________________________________________________________

2.А что такое горные породы?

______________________________________________________________

3. Что такое минералы?

______________________________________________________________

4.В каком из трёх состояний(жидком, твёрдом или газообразном) в природе встречаются полезные ископаемые?

________________________________________________________________

5.Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы.

________________________________________________________________

6.Какие полезные ископаемые называются горючими, какие- рудными, а какие – строительными?

________________________________________________________________

Самостоятельная работа №3 «Мой край»

1.        Мой край расположен на материке...

а) Африка;        б) Евразия;

в) Австралия;        г) Северная Америка.

2.   Мой край находится в природной зоне...

 а) лесов;           б) тундра;         в) степи;        г) пустыни.

3.   Мой край находится в ...

а)        восточном полушарии;

б)        западном полушарии.

4.        В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы;          б) ягель, клюква, карликовая ива;

в)        ель, береза, осина;           г) полынь, ковыль, саксаул.

5.        У нас обитают...

а)        лоси, зайцы, кабаны;

б)        косули, волки;

в)        олени, медведи.

6.        Мой край даст стране...

а)        продукты сельского хозяйства;

б)        легковые автомобили;

в)        морепродукты.

7.Территория моего края расположена в...

а)        тропическом поясе;

б)        полярном поясе;

в)        умеренном поясе.

     8.   Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…

а) холм;     б) гора;        в)плоскогорье.

     9.   Горы, созданные людьми, называют:

              а) холмы;      б)плоскогорья;   в)терриконы.

     10.    К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал;            б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

     11.    Какие океаны омывают Россию?

            а) Индийский, Тихий, Атлантический;      

           б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

   

     12.      С водоемами связана жизнь следующих  животных:

           а) утки, лебеди, цапли;

           б) трясогузки, совы, кукушки;

           в) орлы, аисты, кедровки;  

    13.  Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;

б) геологи;

в) строители

    14. Металлы получают из ...

а)        каменного угля, янтаря, мела;

б)        жемчуга, известняка, торфа.

в)        железной руды, медной руды.

    15. В шахтах добывают... . . .

а)        известняк, ракушечник, гранит;

б)        каменный уголь, антрацит, железную руду;

в)        поваренную соль, жемчуг, графит.

                .

   16.        Характерными почвами нашего края являются...

        а) черноземы;                     б) подзолистые почвы;

        в) тундровые почвы;         г) серые лесные почвы.

Самостоятельная работа №4 «Скелет человека. Работа органов»

1. Закончи предложения:

Кости составляют ____________человека.

Грудную клетку образуют_______________________________.

Грудная клетка защищает такие органы, как ____________________________.  

Часть скелета, которая  защищает головной мозг__________________________.

Орган, по которому пища проходит в желудок_________________________.

Органы кровообращения, по которым кровь поступает

к сердцу и от сердца  ________________________.

Орган, который приводит кровь в движение _________________.

2. Какую работу выполняют указанные органы:

Кожа _____________________________

Почки_____________________________

Легкие ____________________________

Сердце ____________________________

3.   Расположи правильно органы дыхания:

1. Бронхи  2.  Легкие  3. Носоглотка  4. Трахея

4.   К системе органов чувств принадлежит:

Почки          позвоночник          глаза 

5.   В руке находятся органы:

дыхания          кровообращения       выделения 

6. Создают опору телу органы:

чувств         двигательной системы        нервной системы 

7. Выбери органы пищеварения:

прямая кишка       почки       лёгкие    

 желудок      пищевод       мозг 

8.   Вирусы гриппа передаются от больного человека  

к здоровому ЧЕРЕЗ:

КАПЕЛЬКИ СЛЮНЫ         ГРЯЗНЫЕ РУКИ         

ГРЯЗНЫЕ ВЕЩИ БОЛЬНОГО  

9. Вставь пропущенные слова:

Более 200 костей составляет ----------- человека.

Он  поддерживает -----------   тела, ------------ органы от повреждений, позволяет человеку ------------------. Позвоночник состоит из 33 ------------------. Внутри  позвоночника находится --------------  ---------------.

Грудная ------------- состоит из позвонков, ------------  и ---- пар рёбер.

Она защищает  ---------- и ------------ .

Слова для справок:(Лёгкие, скелет, сердце, защищает, спинной мозг,

форму, двигаться, 12, клетка, грудины, позвонков)

Самостоятельная работа №5 «Москва, как летопись истории России»

1.Какой год считается годом рождения Москвы?

____________________________________________

2.В связи с чем впервые упоминается в летописи Москва?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Как называется холм, на котором уже в XII веке был построен деревянный Московский Кремль?

________________________________________________________

4.Какой Кремль существовал во время правления Ивана Калиты?

_____________________________________________________________

5.Каким стал Кремль при внуке  Ивана Калиты - Дмитрии Донском?

________________________________________________________________

6.Куда впадает Москва -река?

____________________________________________________________

7. Как выглядели стены Московского Кремля в середине XIV века?

____________________________________________________________

8.В Каком году были возведены  стены Московского Кремля из белого камня?

___________________________________________________________

9.Как называется самая высокая башня Кремля?
____________________________________________________________

10.Чем знаменита Спасская башня Кремля?

__________________________________________________________________           11.Кого считают основателем Москвы?

__________________________________________________________________

Контрольная работа за курс начальной школы по окружающему миру

А1. Из чего состоит  воздух?

1) из смеси жидких и твёрдых веществ.                                                                               2) из смеси жидких веществ.

3) из смеси  твёрдых  веществ.

4) . из смеси газов.

А2. Где самый богатый растительный и животный мир?

1) в полярных поясах                                  2) на Северном полюсе

3) в умеренных поясах                                4) в тропиках

А3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник по истории

2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

4) исторические книги

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра                                               3) пустыня

2) тайга                                                  4) арктическая пустыня

А5. .Костя велел  Танечке  не ходить по лужам, чтобы не простудиться                                                          – А что ноги могут  простудиться?  удивилась Таня                                                                                                   - Органы дыхания у тебя простудятся ,- ответил Костя и тут же пожалел, поскольку пришлось перечислять  эти самые органы. 

 Приведи примеры трёх органов , относящихся к органам дыхания

Ответ: ______________________________________________________________

А6. Один из предков Коли  родился  в 1401г. В каком веке родился родственник   мальчика?

1)    XVII

2)     XVIII

3)     XIX

4)  XV

А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

1) не купаться в реках                                   2) поливать огороды водой из рек и озёр

3) уничтожать обитателей водоёмов           4) расчищать берега водоёмов от мусора

А8. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность                                        3) пластичность

2) твёрдость                                         4) горючесть

А9. Что является названием отрасли животноводства?

1) цветоводство                                   3) свиноводство

2) металлургия                                    4) полеводство

А10. .Иван – петербуржец, а Николай -  москвич.                                                                                                               Напиши, кто из ребят живёт в столице России, назови город                                                                              Ответ: ______________________                                                                                                                  

В1. Какое растение не является луговым? 

1) тысячелистник                               3) тимофеевка

2) мятлик                                            4) тростник

В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?

1) колорадский жук                           3) божья коровка

2) жужелица                                       4) тля

В3. Тебе быстро нужно найти ответ на вопрос: « Как называется равнина, на которой расположен город Москва? Каким из справочником необходимо воспользоваться в этом случае?                                                                                                                                                               1 Схема улиц и площадей Москвы                                                                                                                   2. Атлас географических карт                                                                                                                       3. Энциклопедия « Природа Азии»                                                                                                                     4. Словарь по естествознанию

В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

1) Куликовская битва                      3) Ледовое побоище

2) Бородинская битва                      4) Ордынское сражение

С1.  Даша проводила опыты с сахаром и водой.  Она кидала одинаковые кусочки сахара в воду  и следила  за его растворением . В таблице представлены результаты её опыта.

Масса  воды

Температура воды

Количество кусочков сахару

Время,  за которое весь сахар растворился  в воде

100г

20°

2

350 с

100г

43°

2

300с

100г

50°

2

220с

100г

65°

2

180с

Какое предположение проверяла  Даша в своем опыте?                                                                           1. Сколько  сахара растворяется в воде  при разной температуре.                                                                                                         2. Как зависит время растворения сахара от температуры  воды.                                                                    3.  Как зависит масса  растворенного  сахара от температуры  воды.                                                        4. Чем  выше  температура  воды, тем больше  сахара в ней растворяется.

C2.   В классе планируется встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Участники  просили подготовить вопросы для беседы. Запиши три вопроса: первый –о событиях прошлого, второй – о том, как живут ветераны сегодня, третий  - о будущем.                                                                               Ответ:     1,____________________________________________________________      

 2. ___________________________________________________________    3.____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программой О.В.Федотовой, Г.В.Трафимовой....

Рабочая программа по окружающему миру.1 класс. УМК Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по окружающему миру для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по окружающему миру включает в се...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".

Рабочая программа по окружающему миру для  1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к ур...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, УМК"Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, УМК"Перспективная начальная школа"...