Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
Рабочая программа
по курсу окружающий мир
на 2013-2014 учебный год
3 «В» класс
34 учебные недели
2 часа в неделю
количество часов в год – 68 часов
Учитель: Кучина Елена Борисовна
Программа составлена на основе программы по курсу «Окружающий мир» Федотовой О.Н.
Москва. Издательство: «Академкнига/Учебник», 2011 год.
Учебник: Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: тетради для самостоятельной работы. Ч. № 1, № 2.
М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Федотова О.Н. Окружающий мир 3 класс: хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Учебные пособия для учителя: Лободина Н.В. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа» М.: Академкнига/Учебник, 2012год.
Рассмотрено на заседании Утверждено
М/О учителей начальных классов Педагогическим советом
протокол №1 от 29.08.2013 протокол № 1 от 30.08.2013г
Руководитель М/О_______ Л.П. Иванова Директор школы ______Н.С. Емельяненко
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………...3
- Содержание учебного предмета, курса………………...…………………………19
- Тематическое планирование с определением видов деятельности…..……………………………………………………………….…...21
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………………………..28
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы отдельных учебных предметов ООП НОО МАОУ «СОШ № 94» и на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками» «Человек и общество», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Цели и задачи предмета «Окружающий мир»
Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со стандартом, являются:
- сохранять и поддерживать индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- формировать у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развивать умения работать с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитывать у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- способствовать осознанию ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В связи с тем, что ребенок еще до школы был знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года производится по единому плану: неживая природа – растения – животные – труд человека – образцы поведения в природе
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально - гуманитарных наук.
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
- на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «готовимся к школьной олимпиаде»);
- участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в интернет (внеурочная деятельность);
- социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба, младшего школьника и др.).
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
- задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
- задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
- завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.
В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока.
Практически это обусловливает организацию на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры к чтению, от экспериментирования к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала к исследованию.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю (1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2-4 класс – 68 часов (34 учебные недели). Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся второго года обучения, на 34 учебных недели по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно-смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД
Ученик научится или получит возможность научиться:
- различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- работать с картой;
- различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
- Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
- воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД
К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Ученик научится или получит возможность научиться:
- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
- обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
- сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
- сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
- способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
- способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
- способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»)
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу третьего года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны,
- географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной
- поверхности и водоемы»;
- называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,
- озеро, пруд, болото);
- находить на географической карте разные водоемы и определять их
- название;
- характеризовать формы земной поверхности;
- ориентироваться на местности при помощи компаса;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
- исследовать в группах свойства воздуха;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,
- хрестоматии и других дополнительных источников;
- характеризовать круговорот воды в природе;
- исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые;
- характеризовать природные сообщества;
- опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
- определить характер взаимоотношений человека и природы, находить
- примеры влияния человека на природу;
- помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в
- поле;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
- извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
- сохранение;
- обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
- выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Учащиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
- находить место изучаемого события на ленте времени;
- находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
- искать необходимую информацию из книг и других источников;
Учащиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
- находить на ленте времени место изученного исторического события;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,
- связанные с охраной природы;
- использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Учащиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,
- у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
- своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
- своего самочувствия при простуде;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
- купания летом, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасности в гололед;
- сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу третьего года обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3–м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Формы контроля
В рамках преподавания предмета «Окружающий мир» используются следующие формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовые задания, самостоятельные и проверочные работы, итоговая комплексна
Содержание программы
Раздел (некоторые темы разделов являются сквозными) | Содержание (разделы учебника) |
Человек и природа 52 часа | Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно -Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми). Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др. ) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды- твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком , твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь. Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра. Круговорот воды в природе. Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой». Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека. Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края. |
Человек и общество 12 часов | Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах). Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля. Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.). Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж |
Правила безопасного поведения 4 часа | Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром. Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым. Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»). Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда. Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства). Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС. |
Тематическое планирование с определением видов деятельности учащихся
Календарные сроки | № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Деятельность учащихся на уроке | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 четверть (16 часов) | ||||||
Раздел № 1. Изображение Земли на глобусе | 4 | 4 | - | |||
Сентябрь | 1. | Наш мир знакомый и загадочный. | 1 | Знать признаки неживой и живой природы. Различать объекты неживой и живой природы | ||
2. | Глобус – модель земного шара | 1 | Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария | |||
3. | Материки и океаны на глобусе | 1 | Знать термины «материки», «океаны». Находить на глобусе материки и океаны | |||
4. | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» | 1 | Знать формы поверхности – равнины и горы. Различать равнины и горы на глобусе | |||
Раздел № 2. О чем рассказала карта | 8 | 7 | 1 | |||
5. | Географическая карта | 1 | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Работать с картой; выполнять задание на контурной карте | |||
6. | Учимся читать карту | 1 | Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Находить и показывать на карте физические объекты | |||
7. | План местности | 1 | Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе. Называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного | |||
8. | Холмы и овраги | 1 | Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности. Называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними | |||
Октябрь | 9. | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | 1 | Знать правила поведения в природе. Определять формы земной поверхности родного края | ||
10. | Стороны горизонта | 1 | Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта. Определять стороны горизонта на местности с помощью солнца | |||
11. | Ориентирование на местности. Компас | 1 | Знать устройство компаса и правила работы с ним. Находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса | |||
12. | Обобщение по теме «О чем рассказала карта». | 1 | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Работать с картой; выполнять задание на контурной карте | |||
Раздел № 3. Из чего все на свете | 4 | 4 | - | |||
13. | Тела, вещества, частицы | 1 | Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | |||
14. | Твердые вещества, жидкости и газы | 1 | Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Проводить опыты; различать тела, вещества, частицы | |||
15. | Вода – необыкновенное вещество | 1 | Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях. Определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения | |||
16. | Обобщение по теме «Из чего все на свете». | 1 | Ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | |||
2 четверть (14 часов) | ||||||
Раздел № 4. Вода и ее свойства | 5 | 5 | - | |||
Ноябрь | 17. | Свойства воды в жидком состоянии | 1 | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | ||
18. | Термометр и его устройство | 1 | Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу | |||
19. | Свойства воды в твердом состоянии | 1 | Знать свойства льда. Делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды | |||
20. | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 | Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях | |||
21. | Обобщение по теме «Вода и ее свойства» | 1 | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | |||
Раздел № 5. Чудесные превращения воды в природе | 6 | 6 | - | |||
22. | Круговорот воды в природе | 1 | Иметь представление о круговороте воды в природе. Доказывать круговорот воды в природе | |||
Декабрь | 23. | Туман и облака. Осадки | 1 | Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь). Проводить исследовательскую работу; определять виды облаков | ||
24. | Вода – растворитель | 1 | Иметь представление о том, что вода – растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества | |||
25. | Растворы в природе | 1 | Знать о значении природных растворов. Проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды | |||
26. | Почему воду надо беречь? | 1 | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Охранять водные богатства | |||
27. | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе» | 1 | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства | |||
Раздел № 6. Воздух и его свойства | 4 | 4 | - | |||
28. | Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере. Проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде | |||
29. | Воздух – это смесь газов | 1 | Знать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород. Определять свойства кислорода и углекислого газа | |||
30. | Свойства воздуха | 1 | Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного. С помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного | |||
3 четверть (20 часов) | ||||||
Январь | 31. | Обобщение по теме «Воздух и его свойства» | 1 | С помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного | ||
Раздел № 7. Движение воздуха | 4 | 4 | - | |||
32. | Температура воздуха | 1 | Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерять температуру воздуха с помощью термометра | |||
33. | Ветер | 1 | Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Пользоваться флюгером и анемометром. | |||
34. | Что такое погода? | 1 | Иметь представление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений | |||
35. | Обобщение по теме «Движение воздуха». | 1 | Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. | |||
Раздел № 8. Тайны недр Земли | 7 | 7 | - | |||
36. | Горные породы | 1 | Знать, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород | |||
Февраль | 37. | Разрушение горных пород | 1 | Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. Наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды | ||
38. | Что такое минералы? | 1 | Иметь представление о минералах как составных частях горных пород. Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Выполнять практическую работу | |||
39. | Полезные ископаемые | 1 | Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Называть свойства песка, глины, мрамора, гранита | |||
40. | Свойства полезных ископаемых | 1 | Знать свойства полезных ископаемых. В опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | |||
41. | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | Охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами | |||
42. | Обобщение по теме «Тайны недр Земли» | 1 | Знать свойства полезных ископаемых. В опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | |||
Раздел № 9. Почва | 9 | 9 | - | |||
43. | Как образуется почва | 1 | Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания | |||
44. | Почва и ее состав | 1 | Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. Изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | |||
Март | 45. | Экскурсия «Почвы родного края» | 1 | Знать правила поведения на экскурсии. Изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | ||
46. | Зачем и как люди заботятся о почве | 1 | Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему | |||
47. | Обобщение по теме «Почва» | 1 | Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему | |||
Раздел № 10. Природные сообщества | 10 | 10 | - | |||
48. | Лес и его обитатели | 1 | Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в сообществе – лес | |||
49. | Луг и его обитатели | 1 | Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в сообществе – луг | |||
50. | Поле и его обитатели | 1 | Знать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе – поле | |||
4 четверть (18 часов) | ||||||
Апрель | 51. | Пресный водоем и его обитатели | 1 | Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем | ||
52. | Болото и его обитатели | 1 | Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото | |||
53. | «Природные сообщества родного края» | 1 | Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам | |||
54. | Обобщение по теме «Природные сообщества» | 1 | Знать понятие «природное сообщество». Анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ | |||
Раздел № 11. Человек и природные сообщества | 9 | 9 | - | |||
55. | Значение лесов | 1 | Знать значение леса для природы и для жизни человека. Охранять природные богатства | |||
56. | Безопасное поведение в лесу | 1 | Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Выполнять правила безопасного поведения в лесу | |||
57. | Луг и человек | 1 | Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие сообществу луга | |||
58 | Надо ли охранять болота? | 1 | Знать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека. Выполнять правила безопасного поведения на болотах | |||
Май | 59 | Дары рек и озер | 1 | Знать реки и озера России и родного края. Показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов | ||
60 | Безопасное поведение у водоемов | 1 | Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года. Выполнять правила безопасного поведения | |||
61 | Человек – защитник природы | 1 | Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Называть растения и животных из Красной книги родного края | |||
62 | Природа будет жить! | 1 | Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Называть детенышей животных | |||
63 | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» | 1 | Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Охранять природные богатства | |||
Раздел № 12. Путешествие в прошлое | 5 | 4 | 1 | |||
64 | Лента времени | 1 | Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Ориентироваться по ленте времени | |||
65 | Золотое кольцо России | 1 | Знать города России. Называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России | |||
66 | Путешествие по Санкт-Петербургу | 1 | Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города | |||
67 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях | |||
68 | Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». | 1 | Иметь представление о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; города России. Называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени | |||
ИТОГО | 68 | 66 | 2 |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Библиотечный фонд:
- Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 3 класс / Чуракова Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: тетради для самостоятельной работы №1 и №2 / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Рекомендованная к использованию учебно-методическая литература
- Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
- Итоговая комплексная работа. 3 класс. Методические указания по организации и проведении + CD / Чуракова Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
- Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
- Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
- Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
- Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа: в 2-х ч. / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2012. – (Современная школа).
- Федотова, О.Н. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие для учителя / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Печатные пособия
- Атлас географических и исторических карт.
- Географические и исторические настенные карты
- Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)
- Плакаты по основным темам естествознания
- Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Технические средства обучения
- Интерактивная доска
- Магнитная классная доска
- Мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер
- Сканер, принтер
- Телевизор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа состоит из разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...