Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных общеучебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс | 762.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета Приказ от_________№__________
МБОУ Новониколаевской ООШ ____________/Макаренко С.А./
от 29.08.2015 года №1
_________/Дрозд Т.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс):
начальное общее 2 класс
Количество часов : 68 в год (2 часа в неделю)
Учитель: Погодина Светлана Васильевна
Программа разработана на основе
Программы по предмету «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой . М:. Академкнига/Учебник, 2011 г.
1.Пояснительная записка
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных общеучебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане Курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и Естествознание» и рассчитан на 68 часов (по 2 часа в течение 34 недель). Региональный компонент реализуется путём включения краеведческого материала в содержание уроков. РК
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учитывая значительные потенциал учебного предмета в решении задач духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценности ориентиры содержания курса.
- Природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- Наука – ценность знаний, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- Человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- Гражданственность – долг перед Отечеством ,правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
- Поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье , достаток, уважение к родителям;
- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные
объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные
существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать
инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на
основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители
(гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника
или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга
событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту,
карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков
и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать
ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в
быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим
дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России,
описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам
верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты
окружающего мира, выделять характерные особенности природных
объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,
религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,
интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях,
справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных
носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для
практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,
схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой
информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации
(расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы
экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой
информации в быту.
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность
существования у партнера другой точки зрения, в том числе не
совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего
(консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания
школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
-характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;
-обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
-объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года;
-демонстрировать связь между сменой дня и ночи, времён года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
-сравнивать внешний вид и особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
-группировать объекты природы по их признакам;
-сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
-называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
-характеризовать значение животных в природе и в жизни людей;
-группировать объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние – многолетние растения, цветковые – хвойные – папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
-характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
-ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
-наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды, воздуха, характеризовать свойства воды, воздуха;
-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
-выращивать растения в группе ( из семян, клубней, листа, побегов);
-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе;
-определять характер взаимоотношений человека с природой, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
-понимать необходимость здорового образа жизни;
-находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звёздах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний, готовить доклады, обсуждать полученные сведения;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
-соблюдать правила экологического поведения в природе;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
-выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
-оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
-называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
-различать государственную символику России;
-ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;
-описывать достопримечательности Московского Кремля;
-использовать дополнительные источники информации;
-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
- проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;
-использовать дополнительные источники информации, находить факты в Интернете;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости в семье, в классном и школьном коллективах;
-оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
-понимать необходимость соблюдения правил поведения на улице и в быту, в природе;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного на улице и в быту;
-выполнять правила безопасного поведения в природе.
6.Содержание учебного курса
Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный – часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках, определенных Стандартом содержательных блоков.
Человек и природа (42ч)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображения на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Смена времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растения в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растения. Размножения растения семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Название и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые , рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, и их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих(хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (26ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная . имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместные общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родной город(село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, день Государственного флага.
Государственные символы России, узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы. Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III
Правила безопасного поведения.
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота - залог здоровья. Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице. Правила дорожного движения. Правила перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту. Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Образовательные ресурсы | Вид диагностики/метод | ||
1 | 02.09. | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. | У1, с. 6-8 | Текущая | ||
2 | 03.09. | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. | У1, с.9-10 Т1, №1,2 | Текущая | ||
3 | 09.09. | Мир живой и неживой природы. Советы старших. | ПК. Презентация «Мир живой и неживой природы. Советы старших». У1, с. 11-12 | Текущая | ||
4 РК | 10.09. | Осенние работы на пришкольном участке. | Текущая | |||
5 | 16.09. | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | ПК. Презентация « Какие книги дадут ответы на вопросы?». У1, с.13-15; Т1, №3-6 Словарь, энциклопедия. | Текущая | ||
6 | 17.09. | Опыт и наблюдение. Входная контрольная работа. | У1, с. 15-16 | Итоговая | ||
7 | 23.09. | Земля. Модель Земли. | У1, с. 17-20; глобус; Т1, №7-12; Х, с.7-11 | Коррекция | ||
8 | 24.09. | Почему на Земле день сменяется ночью? | У1, с. 20-23; глобус; Х, с. 12-13; фонарик, словарь. | Текущая | ||
9 | 30.09. | Звёзды и созвездия | У1, с. 23-28; Т1, №13-15; Х, с. 15-20; иллюстрации. | Текущая | ||
10 | 01.10. | Планеты | ПК. Презентация «Планеты». У1, с. 29-32; Т1, №16-18; Х, с.21-26; иллюстрации. | Текущая | ||
11 | 07.10. | Движение Земли вокруг солнца | У1, с.33-34; Т1, №19-22; Х, с. 14; иллюстрации. | Текущая | ||
12 | 08.10. | Как связаны живая и неживая природа? | У1, с.35-41 | Текущая | ||
13 | 14.10. | Условия жизни на планете Земля | У1, с. 41-44; Х, с. 27-30; словарь. | Текущая | ||
14 | 15.10. | Свойства воздуха | У1, с.45-49; Т1, №23-27. | Текущая | ||
15 | 21.10. | Кому и для чего нужна вода и её свойства? | У1, с.50-52; Т1, №28-33; Х, с.31,32. | Текущая | ||
16 | 22.10. | Вода и её свойства | У1, с.53-59. | Текущая | ||
17 | 28.10. | Обобщение по теме. Итоговая работа за 1 четверть | У1, с.59,60. | Итоговая | ||
18 | 29.10. | Условия, необходимые для развития растений | У1, с.61-63; Т1, №34, 35; с.33, 34; семена растений, таблицы. | Коррекция | ||
19
20 | 11.11. 12.11. | Корень, стебель и лист Питание растений | У1, с.63-66; Т1, №36; Х, с.35, 38; таблицы, лупа. У1, с.67-70;Т1, №37-40; Х, с.36, 37; иллюстрации.
| Текущая Текущая | ||
21 | 18.11. | Обобщение по теме «Солнце, воздух и … растения» | У1, с.71, 72; иллюстрации. | Итоговая | ||
22 РК | 19.11. | Цветковые и хвойные растения | У1, с.73-75; Т1, №41, 42; Х, с.39-45; иллюстрации. | Коррекция | ||
23 | 25.11. | Папоротники, мхи и водоросли | с.76-80; Т1, №43-46; Х, с.46-50. | Текущая | ||
24 | 26.11. | Красная книга России. Правила поведения на природе. | ПК. Презентация «Красная книга России». У1, с.81-85; Т1, №47, 49; иллюстрации, карта. | Текущая | ||
25 | 02.12. | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | У1, с.86; иллюстрации. | Итоговая | ||
26 | 03.12. | Для чего люди выращивают культурные растения? | У1, с.87-91; Т1, №50-57; иллюстрации. | Коррекция | ||
27 | 09.12. | Какие части культурных растений используют люди? | У1, с.92, 93; иллюстрации. | Текущая | ||
28 РК | 10.12. | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | У1, с.94 -97; иллюстрации. | Текущая | ||
29 | 16.12. | От чего зависит урожай зерновых? | У1, с.97-100 Т1, №58-60, Х, с. 57-62, иллюстрации | Текущая | ||
30 РК | 17.12. | Растения сада | ПК. Презентация «Растения сада». У1, с.100-102; Т1, №61. | Текущая | ||
31 | 23.12. | Сколько живут растения? | У1, с.102-104; Т1, №62, 63; | Текущая | ||
32 | 24.12. | Размножение растений своими частями. Итоговая работа за 1 полугодие. | У1, с.105-106; Х, с.51-56; таблица. | Итоговая | ||
33 | 13.01. | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений». | У1, с.107-108; иллюстрации. | Коррекция | ||
34 | 14.01. | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | У1, с109-112; Т1,с.64-67; Х, с.63-68; | Текущая | ||
35 | 20.01. | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | ПК. Презентация «Разновидности грибов». У1, с. 113-115; таблицы. | Текущая | ||
36 | 21.01. | Как правильно собирать грибы? | У1, с.115-116; иллюстрации. | Текущая | ||
37 | 27.01. | Разнообразие животных | ПК. Презентация «Разнообразие животных». У2, с.5-8; Т2, №1-4. | Текущая | ||
38 | 28.01. | Насекомые | У2, с.9-11; Т2, №5-8; Х, с.69-72; иллюстрации. | Текущая | ||
39 | 03.02. | Рыбы | У2, с.12-14; Т2, №9-12; Х, с.73-75; иллюстрации. | Текущая | ||
40 | 04.02. | Земноводные | У2, с.15-17; Т2, №13-16; Х, с.74-83; иллюстрации. | Текущая | ||
41 | 10.02. | Пресмыкающиеся | У2, с.18-20; Т2, №17-20; Х, с.83-88; иллюстрации. | Текущая | ||
42 | 11.02. | Птицы | У2, с.21-23; Т2, №21-26; Х, с.89 -96; иллюстрации. | Текущая | ||
43 | 17.02. | Звери | У2, с.24-25; Т2, №27-30; Х, с.97-104; иллюстрации. | Текущая | ||
44 | 18.02. | Как животные защищаются? | У2, с.26-28; Т2, №31-33; Х, с.105-110. | Текущая | ||
45 РК | 24.02. | Домашние животные | У2, с. 29-31, Т2, № 34-37, Х, с. 111-113, словарь, схема. | Текущая | ||
46 РК | 25.02. | Живой уголок | У2, с.32-34, Т2, №38-42, рисунки | Текущая | ||
47
| 02.03. | Значение диких животных. | У2, с.35-38 Т2, №43-44, книги, словарь, рисунки | Текущая | ||
48 | 03.03. | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | У2, с.39-40 Т2, №45-46, Х, с. 119-124, словарь, иллюстрации. | Итоговая | ||
49 | 09.03. | Заповедники и заказники родного края. | ПК. Фильм. | Коррекция | ||
50 | 10.03. | Про тебя | У2, с.43-48, Т2, № 47-50 | Коррекция | ||
51 | 16.03. | Что умеет человек? | У2, с.49-53, Т2, №51-52, словарь | Текущая | ||
52 | 17.03. | Расти здоровым | У2, с.54-59, Т2, № 53-55, схема | Текущая | ||
53 | 30.03. | Питание и здоровье | У2, с. 60-65, Т2, №56-59, книги | Текущая | ||
54 | 31.03. | От кого зависит твой режим дня? | У2, с. 66-69, Т2, №60-62, пословицы. | Текущая | ||
55 | 06.04. | Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы» | У2, с. 70 | коррекция | ||
56 | 07.04. | Чистота – залог здоровья | У2, с.71-76, Т2,№ 63-65, Х, с. 125-128. ПК. Презентация «Человек разумный – часть природы» | Текущая | ||
57 | 13.04. | Берегись простуды! | У2, с. 77-79,Т2, № 66-67, пословицы. | Текущая | ||
58 | 14.04. | Твоя безопасность на улице | У2, с. 80-85, Т2, №68-69, иллюстрации, таблицы | Текущая | ||
59 | 20.04. | Твоя безопасность дома | У2, с.86-90, Т2, № 70-71, плакаты. | Текущая | ||
60 | 21.04. | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?». | У2, с. 91-92. ПК. Презентация «Как уберечь себя от беды?» | Коррекция | ||
61 РК | 27.04. | Имя города, села, поселка | У2, с. 93-97, Т2, № 72-74, фотографии, словарь. | Текущая | ||
62 | 28.04. | История Московского Кремля.(Заочная экскурсия). | ПК. Презентация «Московский Кремль. Его история». У2, с. 98-101, Т2 № 75, Х, с. 129-132, фотографии, песни. | Текущая | ||
63 | 04.05. | Экскурсия в город | У2, с. 102-106, Т2 № 76-77, Х, с. 137-145, книги, фильм. | Текущая | ||
64 | 05.05. | Общий дедушка | У2,с. 107-109, Т2 № 78-79, таблицы. | Текущая | ||
65 | 11.05. | День Победы. | ПК. Презентация «День Победы». У2, с. 110-113; Т2, №80,81 | Текущая | ||
66 | 12.05. | День Конституции | У2, с. 114-117; Т2, №82-84. | Текущая | ||
67 | 18.05. | Обобщение по теме «В родном краю». | Х, с. 135-136. | Коррекция | ||
68 | 19.05. 25.05. | Итоговая работа за 2 полугодие. | Итоговая |
- Технология личностно-ориентированного обучения реализуется на каждом уроке.
8.Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа разработана на основе Программы по предмету «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г.Кудровой и обеспечена:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Окружающий мир. 2класс. Учебник.-М:Академкнига/Учебник.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Окружающий мир. 2класс.Хрестоматия.-М:Академкнига/Учебник.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Окружающий мир. 2класс.Тетрадь для самостоятельной работы.-М:Академкнига/Учебник.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Окружающий мир. 2класс.Методическое пособие для учителя.-М:Академкнига/Учебник.
Печатные пособия:
1. УМК «окружающий мир». («Перспективная начальная школа»).
2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы.- Росто н/Д. «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.
3. Дидактический материал к урокам регионального компонента в начальной школе/ авт.-сост. В.И. Безверхова.- Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 2 класс/ Сост. И.Ф.Яценко.- М.:ВАКО, 2012.
5. Мастер-класс учителя начальной школы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.:Издательство «Глобус», 2010.
6. Окружающий мир. 1-4 классы: справочник для ученика начальной школы/ Е.Ю. Сухаревская.- Ростов н/Д: Легион, 2010.
7. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.-сост. М.К.Господникова.- Волгоград: Учитель, 2012.
Экранно-звуковые пособия:
1.проектор
2.экран
3.ПК
4.диски с аудио и видео записями
Цифровые образовательные ресурсы:
1.сайт www. school.ru
2. сайт www. учитель.ru
Демонстрационные пособия:
1.таблицы
2.карточки
3.Глобус
4.Карта Ростовской области
9. Инструмент оценки планируемых результатов
Оценивание результатов учащихся по предмету «Окружающий мир» осуществляется путём проведения текущей, коррекционной и итоговой диагностик.
Вид диагностики | Формы и методы проведения диагностики |
Текущая диагностика:
|
|
Коррекционная диагностика:
|
|
Итоговая диагностика:
|
|
Пояснительная записка к контрольным работам по окружающему миру:
Источник: Жадаев Д.Н. Окружающий мир. Компетентностно -ориентированные задания. 2,3,4 классы: учебное пособие/ Д.Н.Жадаев, Р.А. Брехач, Н.И. Збинякова. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 90с.
В данных заданиях оцениваются следующие компетенции: информационно-технологическая, познавательная и интеграция знаний, ценностно-смысловая ориентация в мире, коммуникативная.
Соотношение набранных учащимся баллов за тест со школьной оценкой выглядит следующим образом:
Количество набранных баллов | Процент выполнения заданий | Эквивалент школьной оценки |
25-30 | 100%- 81% | «5» |
16-24 | 80% - 51% | «4» |
10-15 | 50% - и менее | «3» |
Критерии | Кол-во баллов |
Учащийся дает неполный ответ. | 1 |
Учащийся выражает свое мнение. Не всегда выражены причинно-следственные связи при аргументации ответа. | 2 |
Учащийся смог выразить свою мысль четко. Прослеживается причинно-следственная связь при ответе на вопрос. Приведены примеры. | 3 |
Приложения
Входная проверочная работа
I.Блок «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире.
1.Заполни анкету
Фамилия, имя, отчество
Место проживания
2.Назови органы чувств:
-
-
-
-
-
II.Блок «Живая природа»
1.Назови компоненты живой природы:
-
-
-
-
-
2.Что общего у трав, кустарников и деревьев?
- Корень
- Цветы
- Плоды
III.Блок «Природа и её сезонные изменения»
1. Соедини время года с соответствующей картинкой:
зима лето весна осень
IV.Блок «Наша Родина – Россия»
1.Выбери название своего края:
- Кагальницкий район
- Азовский район
- Ставропольский край
2.Как называется страна, в которой ты живёшь?
- Россия
- Англия
- США
3.Выбери флаг своей страны:
4.Назови столицу нашего государства:
- Лондон
- Париж
- Москва
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
1.Закончи правила.
А. Никогда не ешь немытые …____________________________________
Б. Во время еды нельзя …________________________________________
В. Свет при письме должен падать …______________________________
Г. Перед едой нужно обязательно … ______________________________
2.Чем хвойные растения отличаются от лиственных?
А. Хвойные растения выше лиственных.
Б. Хвойные растения не очищают воздух, а лиственные - очищают.
В. Под хвойными деревьями ничего не растет, а под лиственными всегда есть подлесок.
Г. Листья хвойных растений имеют форму иголок, а лиственных – пластинок.
3.Народные приметы иногда помогают определить, какая будет погода. Напиши, какую погоду предсказывают следующие приметы.
А. Ласточки низко летают …______________________________________
Б. Если солнце садится в облака …_________________________________
В. Если зимой красный закат – это к …_____________________________
Г. Лягушки по берегу прыгают …__________________________________
4.Отметь, какие виды городского транспорта будут преобладать через 50 лет. Объясните свой выбор.
Автобус, метро, автомобиль, лошадь, троллейбус, электромобиль, вертолёт.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что нужно делать, если ты поранил кожу? Вставь пропущенные слова.
Забинтовать, помазать, промыть.
Надо _________________ рану, ____________________ вокруг
неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробы, и __________________
пораненное место.
6. Составь схему. В зависимости от того, по какой поверхности и с помощью чего передвигается транспорт, его делят на разные виды.
Транспорт
7. Определи название профессий.
А. Кто пишет книги?_____________________________________________
Б. Кто играет роли в театре и кино? _________________________________
В. Кто лечит людей? ______________________________________________
Г. Кто воспитывает детей в детском саду?______________________________
8.Укажи, какое время года описано в рассказе.
Потеплело. Осадки выпадают в виде дождя, но ещё может выпасть снег. Водоёмы освобождаются ото льда. Некоторые растения стоят ещё голые, ждут первой грозы. начинается массовый прилёт птиц.
А.Зима
Б.лето
В.Весна
Г.Осень
9.Какие из этих растений деревья, какие – кустарники, какие – травы?
1.Сосна. 2.Калина. 3.орешник. 4.Клён. 5.Одуванчик. 6.Репейник. 7.Черника.
Деревья | Кустарники | Травы |
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.
1.Какие природные явления относятся к стихийным бедствиям? Выбери правильные ответы.
А.Дождь, ветер.
Б.Землетрясение, наводнение, ураганы.
В.Оползни, лесные пожары.
Г.Град, снег.
2.По названным признакам определи группу растений и приведи примеры.
Эти растения обычно невысокие. растут, как правило, на хорошо освещённой местности. Имеют один или несколько неодревесневших стеблей.
А.Деревья.
Б.Кустарники.
В.Травянистые растения.
Г.Хвойные растения.
3.Прочитай текст. Определи по тексту и напиши, люди каких профессий необходимы для работы в строительстве (не менее пяти).
Эта древняя профессия появилась много лет назад, когда люди, выйдя из пещер, стали возводить жилища. Тогда один человек мог заниматься всеми строительными работами от начала и до конца. И сейчас один человек может построить небольшой домик на участке: выкопать землю для фундамента, сложить его из кирпича или сформировать из бетона, поставить на фундамент стены, покрыть их крышей, постелить пол, изготовить рамы, вставить в них стёкла и, может быть, сложить печь. Наверное, сейчас встретить такого умельца – большая редкость. В наши дни на стройке трудится большой коллектив людей, каждый из которых имеет свою профессию и выполняет определённую работу.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Почему бактерии являются живыми существами?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________
5.Облака образуются на разной высоте. В солнечный день высоко в небе можно увидеть перистые облака. Напиши, что может принести появление этих облаков.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.По названным признакам определи время года.
Солнце сильно прогревает землю. В реках прибывает вода. Жужжат пчёлы, выпущенные на волю. В городах сады и парки радуют изумрудной зеленью. Озимые хлеба стеной стоят.
А.лето.
Б.Осень.
В.Зима.
Г.Весна.
7.Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы городского транспорта? напиши 3-4 условия.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.На чём основана первая помощь при отравлении грибами? Выбери правильный ответ.
А.Принятие дозы снотворного.
Б.Введение противовоспалительной сыворотки.
В.Промывание желудка.
Г.Измерение температуры тела.
9.Какой российский праздник вместе с нашей страной отмечают ежегодно в мае многие страны мира?
А.День Победы в великой Отечественной войне
Б.день примирения и согласия
В.День защитника Отечества
Г. День независимости
Итоговая контрольная работа за 3 четверть.
1.Вычеркни «лишнее» название в каждой группе слов.
А.Венера, Марс, Луна, Земля.
Б.Россия, Франция, Пермь, Китай.
В.Дон, Кама, Байкал, Днепр.
Г.Европа, Аляска, Африка, Америка.
2.Какой орган управляет всем организмом человека?
А.Желудок
Б.Сердце
В.Мозг
Г.Печень
3.Знаешь ли ты столицы указанных ниже стран? Запиши их названия.
А.Россия…_________________________________________________
Б.Украина…________________________________________________
В.Франция…________________________________________________
Г.Германия…________________________________________________
4.Отметь, какие источники информации будут преобладать через 50 лет. Объясни свой выбор.
Газета, Интернет, книга, журнал, телевидение, радио.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Назови понятия, соответствующие указанным определениям.
А.Растительный мир - ______________________________________________
Б.За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси относительно Солнца?______________________________________________
В.Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением -__________________________________________________________________
6.Составь схему. Приведи по 2-3 примера каждого вида животных.
Виды животных
7.Определи названия профессий.
А.Кто пишет стихи?_________________________________________________
Б.Кто возит людей на автобусе?_______________________________________
В.Кто продает товар в магазине?______________________________________
Г.Кто играет в театре?_______________________________________________
Укажи, какое время года описано в рассказе?
Это, по-моему, самое прекрасное время года. Всё на земле просыпается к новой жизни. Появляется молодая зелёная травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Возвращаются к нам перелётные птицы: скворцы, грачи, аисты. Они начинают вить гнёзда, готовить жильё для будущих птенцов.
А.Зима
Б.Лето
В.Весна
Г.Осень
9.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?
А.Глиняная кружка
Б.Стальной нож
В.Льняное платье
Г.Кирпичный дом
Итоговая контрольная работа за 2 полугодие.
1.Закончи правила.
А.Зубы нужно чистить два раза в день
__________________________________________________________________
Б.После еды вытирай губы и руки
__________________________________________________________________
В.Пожилым людям в автобусе необходимо
__________________________________________________________________
Г.Переходить проезжую часть только
__________________________________________________________________
2.В некоторых странах в больших количествах разводят дождевых червей. Как ты думаешь, для чего?
А.Для любителей рыбной ловли
Б.Для домашнего содержания
В.для повышения плодородия почвы
Г.для употребления в пищу
3.народные приметы иногда помогают человеку предположить возможные события будущего. Напиши, какие события предсказывают следующие приметы:
А.Посуда бьётся___________________________________________________
Б.пересолил еду___________________________________________________
В.нельзя дома свистеть______________________________________________
Г.Ложка упала_____________________________________________________
4.Отметь, какие источники энергии будут преобладать через 50 лет. Объясни свой выбор.
энергия воды, энергия тепла, энергия атома, солнечная энергия, энергия ветра.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Каким образом кожа регулирует количество пропускаемых солнечных лучей? вставь пропущенные слова.
Загар, темнеет, загара.
На солнце кожа _________________________ от ________________________
что делает кожу непрозрачной. Зимой, при недостатке солнца, _________________- исчезает.
6.Составь схему. В зависимости от того, для чего человек использует растения, они делятся на несколько видов. Приведи по 2-3 примера каждого вида культурных растений.
Виды растений
7.Определи названия профессий.
Кто строит здания и дома?________________________________________
Б.Кто создаёт компьютерные игры?________________________________
В.Кто кормит людей?____________________________________________
Г.Кто шьёт одежду?______________________________________________
8.Укажи, какое время года описано врассказе.
Похолодало. Осадки выпадают в виде дождя или снега. Сильный холодный ветер уносит последние опавшие листья. Стало заметно исчезновение насекомых. Начался массовый отлёт птиц.
А.Зима
Б.Лето
В.Весна
Г.Осень
9.Определи, какое животное обитает в пустыне.
А.Хомяк
Б.Шелкопряд
В.Тушканчик
Г.Дрофа
10.Какие номера телефонов набирают, чтобы их вызвать?
А.Полиция___________________
Б.Пожарная___________________
В.Скорая_____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программой О.В.Федотовой, Г.В.Трафимовой....
Рабочая программа по окружающему миру.1 класс. УМК Перспективная начальная школа.
Рабочая программа по окружающему миру для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по окружающему миру включает в се...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к ур...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, УМК"Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, УМК"Перспективная начальная школа"...