Окружающий мир в 3 классе "Природа звука"
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок с использованием комплекта лабораторного оборудования "Природа звука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vks_priroda_zvuka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 2

- Мы слышим школьный звонок несколько раз в день: в начале и в конце каждого урока. А задумывались ли вы о том, почему звенит звонок и почему мы его слышим?

Слайд № 3

- Главный вопрос, на который мы сегодня попытаемся найти ответ, звучит так:  …(Дети: «Почему звенит звонок?»)

Слайд № 4

- Как вы думаете, почему же?

Слайд № 5

Эксперимент № 1 «Как возникает звук?»

- Сегодня на уроке наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. А мы будем младшими научными сотрудниками. Проведём первый опыт.

- Что у меня в руках? (Бубен). Он сейчас звучит? (Нет). А что надо сделать, чтоб звук появился? (Стукнуть по нему).

Выходят к доске 2 ученика. Один держит бубен и сильно ударяет по нему. Сразу после удара другой ученик подносит руку очень близко к перепонке бубна и говорит о том, что ощущает рукой вибрацию.

-Ещё раз ударьте. Звук слышен? А теперь прижмите перепонку рукой. Что произошло со звуком? (Звук прекратился).

-Почему бубен то молчит, то издаёт звук?

Вывод ребёнок: От наших ударов поверхность бубна начинает дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Как только колебания прекращаются, мы перестаём слышать звук.

Слайд № 6.

- Проведём ещё один опыт.

Выходят 3 ребёнка, берут три мет. линейки, крепко удерживают на краю стола.

- Звук слышите? (Нет).

- Теперь отогните линейку вниз и отпустите. Что заметили? (Линейки стали колебаться и произвели звук.)

- Ещё раз отогните линейки и отпустите, а теперь остановите вибрацию рукой. Что произошло со звуком? (Он прекратился).

- Какой вывод можем сделать?

Вывод ребёнок:

- Звук появляется только тогда, когда предмет колеблется.

Слайд № 7

Эксперимент № 2

«Могут ли колебания распространяться?»

На поверхность маленького бубна насыпать немного песка. Выходит ребёнок и сильно ударяет по большому бубну, при этом бубны не соприкасаются. Остальные наблюдают за песочком.

- Что увидели? (Песчинки прыгают).

- Почему? (Большой бубен, издавая звук, колеблется, эти колебания передаются по воздуху на мембрану маленького бубна, поэтому песок зашевелился.

- Делаем вывод.

Ребёнок: Колебания могут распространяться по воздуху.

- Проведём ещё один опыт со звуковой пушкой.

Выходит один ученик и сильно ударяет по бубну, который находится вблизи пушки, но не касается её. Остальные наблюдают за ватным шариком. (Он зашевелился.) Почему?

- Бубен начинает колебаться, эти колебания передаются через полость звуковой пушки, что заставляет колебаться ватный шарик.

- Ещё раз делаем вывод.

Ребёнок: Колебания могут передаваться по воздуху.

Слайд № 8

Эксперимент № 3 «В каких средах может распространяться звук?»

- Возьмите в руки камертоны. Звук слышите? А что надо сделать, чтобы звук был слышен? Ударьте и поднесите к уху. Теперь звук слышите? Почему? (При ударе камертон начал колебаться и издал звук)

- Эти колебания можно почувствовать, если осторожно дотронуться до звучащего камертона.

- Ещё раз ударьте и дотроньтесь аккуратно. Ощущаете колебания?

- Теперь ещё раз ударьте и быстро опустите колеблющийся камертон в ёмкость с водой. Что видите? (Вода тоже начала колебаться).

- Какой вывод можно сделать?

Ребёнок вывод: Колебания распространяются не только по воздуху, но и в воде.

Слайд № 9

- Проведём ещё опыт.

- Палец левой руки вставьте в ухо, в правую руку возьмите камертон, ударьте его и быстро прижмите к локтю руки, закрывающей ухо. Что-нибудь слышите?

-Делаем вывод.

Ребёнок вывод: кости тоже могут передавать колебания, звуки.

Слайд № 10

-Сделаем вывод по всем экспериментам: как возникает звук, может ли он распространяться и в каких средах?

Ребёнок вывод:

Звуки возникают из-за дрожания, колебания, которые распространяются в воде, в воздухе, в твёрдых предметах.

- Кто помнит наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока?

- Почему звенит звонок?

 - Так почему же он звенит?

Слайд № 11

Ребёнок вывод: В результате механического воздействия на предмет возникают колебания, звуковые волны, которые передаются в какой-нибудь среде.

- Теперь мы знаем, что от звучащих предметов исходят колебания, волны. А с помощью чего человек улавливает эти волны? Слайд № 12.

- Слышать разные звуки нам помогают уши. Слайд № 13.

Слайд № 14. Показ указкой.

Ребёнок 1: слуховой аппарат состоит из 3 отделов: наружного, среднего и внутреннего. Наружный отдел хорошо виден. Он состоит из ушной раковины, слухового прохода и барабанной перепонки.

Слайд № 15. Показ указкой.

Ребёнок 2:  в среднем отделе есть 3 слуховые косточки, соединённые между собой. Эти косточки называются: молоточек, наковальня и стремечко.

Слайд № 16. Показ указкой.

Ребёнок 3 : во внутреннем отделе есть костный завиток «улитка», внутри которой находится несколько тысяч натянутых тонких волоконец.

Слайд № 17.

Ребёнок 4: Звук сначала попадает с слуховой проход, упирается в барабанную перепонку, и та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передаёт звук по слуховому нерву в головной мозг.

Слайд № 18.

- Как надо относиться к такому сложному и важному органу?

Слайд № 19.

- Правильно, бережно. А что это значит?

(Ответы детей)

Слайд № 20.

- Наши уши боятся шума, резких и громких звуков. А что такое шум? (Любой звук, который нам мешает).

- Посмотрите на шкалу громкости. Силу звука измеряют в децибелах.

Шелест листвы соответствует 10 децибелам

Тиканье часов – 20 децибел

Тихий шёпот – 30

Холодильник – 40

Машина – 60

Автомоб. движение на шоссе – 80

Гидравлич. молот – 100

Реактивн. самолёт – 130

- При уровне шума в 85 децибел существует угроза повреждения слуха.

- При 130 децибелах человек может испытать физическую боль.

- При 140 децибелах наступают необратимые повреждения.

- Длительное воздействие сильного шума наносит вред организму.

- Во время урока уровень шума составляет примерно 55 децибел, на переменах превышает 85 децибел, а это уровень, при котором можно получить повреждение слуха.

- Как защититься от шума? (Избегать его)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Презентация к уроку окружающего мира «В мире звука», умк "Планета знаний", 2 класс.

Презентация к уроку окружающего мира «В мире звука»Цели:  знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.Задачи:1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находит...

«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)

laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи.  Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки.   Письмо бол...