Окружающий мир в 3 классе "Природа звука"
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок с использованием комплекта лабораторного оборудования "Природа звука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vks_priroda_zvuka.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд № 2
- Мы слышим школьный звонок несколько раз в день: в начале и в конце каждого урока. А задумывались ли вы о том, почему звенит звонок и почему мы его слышим?
Слайд № 3
- Главный вопрос, на который мы сегодня попытаемся найти ответ, звучит так: …(Дети: «Почему звенит звонок?»)
Слайд № 4
- Как вы думаете, почему же?
Слайд № 5
Эксперимент № 1 «Как возникает звук?»
- Сегодня на уроке наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. А мы будем младшими научными сотрудниками. Проведём первый опыт.
- Что у меня в руках? (Бубен). Он сейчас звучит? (Нет). А что надо сделать, чтоб звук появился? (Стукнуть по нему).
Выходят к доске 2 ученика. Один держит бубен и сильно ударяет по нему. Сразу после удара другой ученик подносит руку очень близко к перепонке бубна и говорит о том, что ощущает рукой вибрацию.
-Ещё раз ударьте. Звук слышен? А теперь прижмите перепонку рукой. Что произошло со звуком? (Звук прекратился).
-Почему бубен то молчит, то издаёт звук?
Вывод ребёнок: От наших ударов поверхность бубна начинает дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Как только колебания прекращаются, мы перестаём слышать звук.
Слайд № 6.
- Проведём ещё один опыт.
Выходят 3 ребёнка, берут три мет. линейки, крепко удерживают на краю стола.
- Звук слышите? (Нет).
- Теперь отогните линейку вниз и отпустите. Что заметили? (Линейки стали колебаться и произвели звук.)
- Ещё раз отогните линейки и отпустите, а теперь остановите вибрацию рукой. Что произошло со звуком? (Он прекратился).
- Какой вывод можем сделать?
Вывод ребёнок:
- Звук появляется только тогда, когда предмет колеблется.
Слайд № 7
Эксперимент № 2
«Могут ли колебания распространяться?»
На поверхность маленького бубна насыпать немного песка. Выходит ребёнок и сильно ударяет по большому бубну, при этом бубны не соприкасаются. Остальные наблюдают за песочком.
- Что увидели? (Песчинки прыгают).
- Почему? (Большой бубен, издавая звук, колеблется, эти колебания передаются по воздуху на мембрану маленького бубна, поэтому песок зашевелился.
- Делаем вывод.
Ребёнок: Колебания могут распространяться по воздуху.
- Проведём ещё один опыт со звуковой пушкой.
Выходит один ученик и сильно ударяет по бубну, который находится вблизи пушки, но не касается её. Остальные наблюдают за ватным шариком. (Он зашевелился.) Почему?
- Бубен начинает колебаться, эти колебания передаются через полость звуковой пушки, что заставляет колебаться ватный шарик.
- Ещё раз делаем вывод.
Ребёнок: Колебания могут передаваться по воздуху.
Слайд № 8
Эксперимент № 3 «В каких средах может распространяться звук?»
- Возьмите в руки камертоны. Звук слышите? А что надо сделать, чтобы звук был слышен? Ударьте и поднесите к уху. Теперь звук слышите? Почему? (При ударе камертон начал колебаться и издал звук)
- Эти колебания можно почувствовать, если осторожно дотронуться до звучащего камертона.
- Ещё раз ударьте и дотроньтесь аккуратно. Ощущаете колебания?
- Теперь ещё раз ударьте и быстро опустите колеблющийся камертон в ёмкость с водой. Что видите? (Вода тоже начала колебаться).
- Какой вывод можно сделать?
Ребёнок вывод: Колебания распространяются не только по воздуху, но и в воде.
Слайд № 9
- Проведём ещё опыт.
- Палец левой руки вставьте в ухо, в правую руку возьмите камертон, ударьте его и быстро прижмите к локтю руки, закрывающей ухо. Что-нибудь слышите?
-Делаем вывод.
Ребёнок вывод: кости тоже могут передавать колебания, звуки.
Слайд № 10
-Сделаем вывод по всем экспериментам: как возникает звук, может ли он распространяться и в каких средах?
Ребёнок вывод:
Звуки возникают из-за дрожания, колебания, которые распространяются в воде, в воздухе, в твёрдых предметах.
- Кто помнит наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока?
- Почему звенит звонок?
- Так почему же он звенит?
Слайд № 11
Ребёнок вывод: В результате механического воздействия на предмет возникают колебания, звуковые волны, которые передаются в какой-нибудь среде.
- Теперь мы знаем, что от звучащих предметов исходят колебания, волны. А с помощью чего человек улавливает эти волны? Слайд № 12.
- Слышать разные звуки нам помогают уши. Слайд № 13.
Слайд № 14. Показ указкой.
Ребёнок 1: слуховой аппарат состоит из 3 отделов: наружного, среднего и внутреннего. Наружный отдел хорошо виден. Он состоит из ушной раковины, слухового прохода и барабанной перепонки.
Слайд № 15. Показ указкой.
Ребёнок 2: в среднем отделе есть 3 слуховые косточки, соединённые между собой. Эти косточки называются: молоточек, наковальня и стремечко.
Слайд № 16. Показ указкой.
Ребёнок 3 : во внутреннем отделе есть костный завиток «улитка», внутри которой находится несколько тысяч натянутых тонких волоконец.
Слайд № 17.
Ребёнок 4: Звук сначала попадает с слуховой проход, упирается в барабанную перепонку, и та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передаёт звук по слуховому нерву в головной мозг.
Слайд № 18.
- Как надо относиться к такому сложному и важному органу?
Слайд № 19.
- Правильно, бережно. А что это значит?
(Ответы детей)
Слайд № 20.
- Наши уши боятся шума, резких и громких звуков. А что такое шум? (Любой звук, который нам мешает).
- Посмотрите на шкалу громкости. Силу звука измеряют в децибелах.
Шелест листвы соответствует 10 децибелам
Тиканье часов – 20 децибел
Тихий шёпот – 30
Холодильник – 40
Машина – 60
Автомоб. движение на шоссе – 80
Гидравлич. молот – 100
Реактивн. самолёт – 130
- При уровне шума в 85 децибел существует угроза повреждения слуха.
- При 130 децибелах человек может испытать физическую боль.
- При 140 децибелах наступают необратимые повреждения.
- Длительное воздействие сильного шума наносит вред организму.
- Во время урока уровень шума составляет примерно 55 децибел, на переменах превышает 85 децибел, а это уровень, при котором можно получить повреждение слуха.
- Как защититься от шума? (Избегать его)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"
Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Презентация к уроку окружающего мира «В мире звука», умк "Планета знаний", 2 класс.
Презентация к уроку окружающего мира «В мире звука»Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.Задачи:1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находит...
«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)
laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо бол...
Урок окружающего мира по теме "Звук"
Урок для 4 класса...