Технологическая карта по окружающему миру"Когда на Руси появилось государство?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир " Когда на Руси появилось государство?" | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
Урок 40
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА
Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?
Цели:
- Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).
- Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.
- Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.
Оборудование: проектор, презентация, моноблок, экран, карточки с заданиями
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 4 1 3 4 - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку? Сегодня мы с вами будем в роли историков-археологов. Для этого вы разделитесь на 5 групп. Ко мне подойдут Антон, Эмиль, Артём, Саша, Женя. Возьмите списки членов своих групп и путеводные листы. Назовите членов своих групп и садитесь за столы с соответствующим номером. - Все готовы. Тогда мы начинаем. Откройте конверты, которые лежат на ваших столах, найдите задание под номером 1. -Это текст и иллюстрация с описанием находок археологических слоёв разных времён. 1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток, на закругляющемся конце – фигурка головы лося. 2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки. 3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа. 4-я группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона. 5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон. – Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы? (Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.) - Я попрошу выйти представителя от групп учеников и ориентируясь по указанным датам, распределить листы с описаниями находок на доске снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу. – Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники.) – Посмотрите, какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.) – Эти предметы сделаны людьми? (Да.) – Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? (Да.) На доске появляется запись: На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди. – Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша? (Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.) На доске появляется запись: России тысяча лет. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.) – Какой возникает вопрос? - Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна? – Ребята, давайте вспомним, что такое страна. (Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.) – А что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.) (Тема 3.) – Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время? ( часы, календарь) - Да, верно, но это изображение коротких промежутков: час, год. Как показать бесконечность времени? - Чтобы вы быстрее догадались, отгадайте загадку. «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (река, время). Работа в учебнике. – Посмотрите на рисунок на с. 26–27 учебника. Что здесь изображено? (Река времени российской истории.) – Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько периодов (частей, отрезков), чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо.) Как вы догадались? (По векам: от меньшего к большему, по названиям: от древности к современности, по сопровождающим иллюстрациям.) Работа в группах. - А теперь я попрошу вновь выйти по одному представителю от групп и около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У какой группы возникло затруднение? ( у 1-й группы – к находкам возрастом 35–40 тыс. лет нет подписи. ) -Подумайте, почему река времени российской истории начинается с IX века. -Что могло быть на территории России до IX века? (Ученики высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такие: а) страна с названием Русь, Россия появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по-другому; б) до IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.) Итак, составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 1 4 7 3 3 1. Работа с картами. – Откройте учебник и рассмотрите карты на с. 30. Что вы заметили общего на первой и второй карте? (Изображена одна и та же территория – Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород.) – Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, вторая карта – IX–XI века.) – Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей.) – Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, так как в стране должны быть границы, столица, а у восточных славян этого не было.) – Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь.) – Обратимся к основному вопросу урока и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась? ( б) - Отметьте её знаком « +» – Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы? (1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д. 2) Как возникло государство Древняя Русь? 3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве? И т.д.) – Расскажите по рисункам на с. 29 о том, как жили древние славяне, как добывали себе пищу. – Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей? – Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян? – Расскажите о том, во что верили восточные славяне, сколько у них было богов (один или много), что приносили им в жертву. Есть ли среди ваших знакомых люди, поклоняющиеся древнейшим славянским богам – Перуну, Хорсу, Рожаницам и другим? (Скорее всего, ответ будет отрицательным. Можно сделать вывод, что вера в славянских богов практически утеряна, лишь некоторые праздники несут в себе отголоски славянских обрядов.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
2 1 4 4 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? – Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что история страны начинается со времени возникновения государства (когда появляются границы, столица, правительство, законы). До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.) Работа в учебнике. – Прочитайте вопросы 1 и 5 после текста, выберите вопрос, на который вам хотелось бы ответить. (Учащиеся распределяют по группам вопросы. Обсуждают и высказывают свои предположения ответов на вопросы. Работа в рабочей тетради. Выполнение соответствующих заданий рабочей тетради. Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание. | Откройте дневники, запишите домашнее задание: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 5, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему до второго фрагмента, а также выбрать творческое задание: – В дополнительной литературе найди материал о славянских богах, одежде, праздниках и т.д. Оформи этот материал в виде рисунков или коротких сообщений, прими участие в выставке «Восточные славяне в древности». | |
V. Итог урока. Рефлексия. | – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда жили динозавры"
Технологическая карта урока «окружающего мира» позволит увидеть учебный материал целостно и системно, проектирован образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения кур...
Технологическая карта по окружающему миру "Истоки Древней Руси" 4 класс УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.Планируемые результаты:Пр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Наследница Киевской Руси" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: расширение знаний об истории Древней Руси; формирование представления о роли князей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в станов...
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда наступит лето?" (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; Задачи урока Дидактические:1)...
Технологическая карта урока окружающего мира: "Когда наступит лето" (времена года) УМК "Школа России"
Тема урока: «Когда наступит лето»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование представления о годовом цикле – временах года и причинах смены времен года; формирование пр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда учиться интересно?" 1 класс, УМК - "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление с условными обозначениями в учебнике, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задачи урока:Дида...
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда учиться интересно" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы; формирование навыков культуры общения в классе и в школе.Задачи урока: Дидактические:1. Узнать п...