Технологическая карта по окружающему миру"Когда на Руси появилось государство?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Суворова Ирина Дмитриевна

Технологическая карта по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

 

Урок 40

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА

Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? 

Цели:

  1. Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).
  2. Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.
  3. Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.

Оборудование: проектор, презентация, моноблок, экран, карточки с заданиями

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4 1 3 4

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку? Сегодня мы с вами будем в роли историков-археологов. Для этого вы разделитесь на 5 групп. Ко мне подойдут Антон, Эмиль, Артём, Саша, Женя. Возьмите списки членов своих групп и путеводные листы. Назовите членов своих групп и садитесь за столы с соответствующим номером.

- Все готовы. Тогда мы начинаем. Откройте конверты, которые лежат на ваших столах, найдите задание под номером 1.

 -Это текст и иллюстрация с описанием находок археологических слоёв разных времён.  

1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток, на закругляющемся конце – фигурка головы лося.

2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.

4-я группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.

5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон.

Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы? (Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.)

- Я попрошу выйти представителя от групп учеников и ориентируясь по указанным датам, распределить листы с описаниями находок на доске снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу.

– Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники.)

– Посмотрите, какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.)

– Эти предметы сделаны людьми? (Да.)

– Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? (Да.)

На доске появляется запись:

На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди.

Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша? (Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.)

На доске появляется запись:

России тысяча лет.

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.)

Какой возникает вопрос?

 - Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

Ребята, давайте вспомним, что такое страна. (Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.)

А что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.) (Тема 3.)

Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время? ( часы, календарь)

- Да, верно, но это изображение коротких промежутков: час, год. Как показать бесконечность времени?

 - Чтобы вы быстрее догадались, отгадайте загадку. «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (река, время).

Работа в учебнике.

– Посмотрите на рисунок на с. 2627 учебника. Что здесь изображено? (Река времени российской истории.)

Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько периодов (частей, отрезков), чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо.) Как вы догадались? (По векам: от меньшего к большему, по названиям: от древности к современности, по сопровождающим иллюстрациям.)

Работа в группах.

- А теперь я попрошу вновь выйти по одному представителю от групп и  около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки.

 У какой группы возникло затруднение? ( у 1-й группы  – к находкам возрастом 35–40 тыс. лет нет подписи. )

-Подумайте, почему река времени российской истории начинается с IX века.

-Что могло быть на территории России до IX века?

(Ученики высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такие:

а) страна с названием Русь, Россия появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по-другому;

б) до IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.)

 Итак, составим план урока.

План (примерный) 3

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 1 4 7 3 3

1. Работа с картами.

– Откройте учебник и рассмотрите карты на с. 30. Что вы заметили общего на первой и второй карте? (Изображена одна и та же территория – Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород.)

– Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, вторая карта – IX–XI века.)

– Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей.)

 – Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, так как в стране должны быть границы, столица, а у восточных славян этого не было.)

 – Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь.)

Обратимся к основному вопросу урока и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась? ( б)

- Отметьте её знаком « +»

Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

(1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д.

2) Как возникло государство Древняя Русь?

3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве? И т.д.)

– Расскажите по рисункам на с. 29 о том, как жили древние славяне, как добывали себе пищу.

– Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?

– Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян?

– Расскажите о том, во что верили восточные славяне, сколько у них было богов (один или много), что приносили им в жертву. Есть ли среди ваших знакомых люди, поклоняющиеся древнейшим славянским богам – Перуну, Хорсу, Рожаницам и другим? (Скорее всего, ответ будет отрицательным. Можно сделать вывод, что вера в славянских богов практически утеряна, лишь некоторые праздники несут в себе отголоски славянских обрядов.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 

 2 1 4 4

Работа в группах.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

(Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что история страны начинается со времени возникновения государства (когда появляются границы, столица, правительство, законы). До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.)

Работа в учебнике.

– Прочитайте вопросы 1 и 5 после текста, выберите вопрос, на который вам хотелось бы ответить.

(Учащиеся распределяют по группам вопросы. Обсуждают и высказывают свои предположения ответов на вопросы.

Работа в рабочей тетради.

Выполнение соответствующих заданий рабочей тетради.

 Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 5, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему до второго фрагмента, а также выбрать творческое задание:

– В дополнительной литературе найди материал о славянских богах, одежде, праздниках и т.д. Оформи этот материал в виде рисунков или коротких сообщений, прими участие в выставке «Восточные славяне в древности».

V. Итог урока.

Рефлексия.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда жили динозавры"

Технологическая карта  урока «окружающего мира» позволит увидеть учебный материал целостно и  системно, проектирован  образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения кур...

Технологическая карта по окружающему миру "Истоки Древней Руси" 4 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.Планируемые результаты:Пр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наследница Киевской Руси" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний об истории Древней Руси; формирование представления о роли князей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в станов...

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда наступит лето?" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; Задачи урока Дидактические:1)...

Технологическая карта урока окружающего мира: "Когда наступит лето" (времена года) УМК "Школа России"

Тема урока: «Когда наступит лето»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование представления о годовом цикле – временах года и причинах смены времен года; формирование пр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда учиться интересно?" 1 класс, УМК - "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление с условными обозначениями в учебнике, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задачи урока:Дида...

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда учиться интересно" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы; формирование навыков культуры общения в классе и в школе.Задачи урока: Дидактические:1. Узнать п...