Кто такие рыбы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель -познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olga_sidelnikova._kto_takie_ryby_1_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
- Класс: 1
- УМК: Школа России
- Учебный предмет: Окружающий мир
- Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы. Часть1.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся начальных классов
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Мир вокруг
нас.
- Тема урока: Кто такие рыбы?
- Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.
Развивающие: развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Тип урока: Изучение нового материала.
- Оборудование урока: модели для изображения чешуи ( по одной на парте ), зелёные и синие кружки (у детей ), цветные карандаши.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
ІІ. Актуализация знаний.
1. Повторение ( отгадывание кроссворда на тему «Насекомые» )
- А вот и наши друзья Муравьишка и Черепаха
- Муравьишка просит вас назвать его друзей. А для этого нужно отгадать кроссворд.
1. В воде родится,
А воды боится. ( стрекоза )
2. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. ( осы )
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел. ( бабочка )
4. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (муравьи )
1
2
3
4
- Как назвать их одним словом?
- Правильно, это насекомые.
- Кто такие насекомые?
- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?
- Муравьишка живёт в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.
- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело?
2. Постановка учебной проблемы.
- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.
- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.
- Нам надо понять: кто же такие рыбы?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
Какая будет тема урока? А цель?
ІV. Изучение нового материала.
1. Знакомство со строением рыбы.
- А теперь познакомимся со строением рыбы.
- Давайте вместе «подпишем» её части.
- Чем покрыто тело рыбы?
- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?
- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели ( Дети работают в парах.)
- Пока вы рисовали чешуйки, Мудрая Черепаха надела новый костюм.
- Чей костюм у Черепахи? ( Дети рассматривают рисунок на стр. 22 вверху в книге ).
- Как вы догадались? ( По хвосту, плавнику и чешуе ).
2. Чтение сообщения в учебнике на стр.22.
Вывод: - По какому признаку мы узнаём рыб? ( по строению )
V. Физкультминутка.
Рыбки плавали, плескались
В тёплой чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
VI. Знакомство с разнообразием рыб.
1. Беседа
- Как вы думаете, где могут жить рыбы? ( В реке, озере и море )
- Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? ( Речными )
- А в море? ( Морскими )
2. Игра «Найди дом для рыбки»
Дети должны догадаться, о какой рыбе идёт речь, и положить кружок
( построить дом ) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий.
Учитель читает загадки.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. ( сом )
- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. ( щука )
- Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская. ( акула )
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.
На дне один
Лежит плоский блин. ( камбала )
- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками.
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. ( ёрш )
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок. ( окунь )
Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? ( по месту обитания ).
VIII. Работа в тетради.
- Узнайте рыб по силуэтам.
- Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.
- Я предлагаю послушать вам сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.
- Ребята, как вы думаете, почему?
- Кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах?
IX. Определение рыб с помощью атласа – определителя ( стр. 164 – 167 ).
- Расскажите, какие ещё бывают рыбы?
X. Итог урока
- Давайте расскажем Муравьишке, как отличить рыб от других животных?
- А Мудрая Черепаха хочет знать, что нового и интересного вы узнали?
Рефлексия.
Если на уроке вам было легко работать, и всё понятно –поднимите зелёный кружок, если остались вопросы –желтый, если многое не понятно-красный.
- Молодцы! Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....