Открытый урок окружающего мира "Разнообразие растений" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок разработан к предмету окружающий мир по программе ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". 2-й класс
Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
- Предметно-информационные:
- знакомство с классификацией растений.
- изучение основных признаков групп растений.
- Деятельностно-коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
- Ценностно-ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
На уроке сочетаются индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.
Оборудование:
- Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
- Презентация «Разнообразие растительного мира»
- Мини-сообщения учащихся
- Опорные слова
- Раздаточный материал
- Компьютер, мультимедиопроектор, экран
- Кроссворды.
- Гербарий
Использование ИКТ на уроке позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими.
На уроке учитель выполняет функции помощника, руководителя и не более того.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Организационно-психологический момент начала урока
Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и когда буду стареньким открою какое-нибудь живое существо!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто ЕЩЕ около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
Мы сегодня с вами будем работать в парах и группах
А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе? (на столах – правила) Прочтите их
Каждый ученик должен высказывать своё мнение.
Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.
Нельзя перебивать друг друга.
При необходимости нужно помогать друг другу.
- А вот чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам необходимо убрать буквы, которые зашифрованы в цифрах.
к | р | о | м | а | д | с | у | п | т | е | в | ё | н | ф | и | я | ы |
Шифр:
1 | 3 | 4 | 6 | 8 | 9 | 12 | 13 | 15 | 18 |
Ответ: растения
Назовите тему нашего урока?
– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
Работа в парах
Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).
- Дерево, дающее плоды – желуди.
- Цветок для гадания.
- Зелёный ковер земли.
- Хоть не огонь, а жжётся.
- Ароматное растение, но ядовитое, цветущее с конца весны до середины лета. ландыш
- О ней говорят “плакучая”.
- Лакомство коров и зайцев.
- Красивый цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.
Как называется наука о растениях?
Ребята, а какой словарь нам поможет узнать значение слова Ботаника?
Толковый словарь Тимофеева Саша
Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.
Актуализация опорных знаний
Учёные утверждают, что растения– живые организмы.(Они дышат, растут,размн,погибают)
А как вы думаете, это действительно так?
А что дают растения человеку, нам расскажут Никита и Маша.
Никита Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу.
Маша Сообщение ученика: Человек также использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).
Ребята, а что вы знаете о растениях с прошлого урока? (части растений)
- Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/ №2
- У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/. №4
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/. №3
- Яркий, благоухающий… /Цветок/. №5
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/. №1
- Из него вырастает новое растение. /Семя/. №6
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.
На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делятся растения?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.
Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.
Физкультминутка
Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями.
Сейчас вам необходимо разделиться на 5 групп. Делю детей
Используя материал учебника стр 73-80, гербарий, дополнительную информацию на листочке. Каждой группе учащихся необходимо изучить признаки своей группы растений, проанализировать .Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу на доске.
С/р работа в группах
Было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Размножение |
Цветковые растения | + | + | + | + | + | семенами |
Хвойные растения | + | + хвоинки | _ | + | _ шишки | семенами |
Папоротники | + | + | _ | + | _ | спорами |
Мхи | + | + | _ | _ | _ | спорами |
Водоросли | _ | _ | _ | _ | _ | спорами |
Физкультминутка
На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.
– Какие растения встречаются на болоте? Мхи
Обобщение и закрепление знаний
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? Водоросли
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?
- Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы (Семенами и спорами
– К какой группе относятся растения, имеющие все органы? ЦВ РАСТЕНИЯ
– У какой группы растений нет органов? ВОДОРОСЛИ
– У какой группы имеются только стебли и листья? МХИ
– Какая группа растений имеет хвоинки? ХВ РАСТЕНИЯ
– У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян? ПАПОРОТНИКИ
Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующем уроке окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
Графический диктант Сл 14 на листочке
Да – квадрат
Нет – треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. У папоротников есть цветы? (нет)
5. Растение – живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
Рефлексия. Итог урока
Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу. Сл 15
- Кто остался доволен своим результатом?
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
- Что полезного для себя вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем? Маша
Выставление отметок за работу на уроке. Мне хотелось услышать ваше мнение. Кто из класса был самым активным.
Какую оценку он заслужил .
Загадки о растениях | Кроссворд о растениях | Зашифровать растение |
Домашнее задание – Для всех: Сл 16
1. Т стр 32 №44.
Создание проблемной ситуации
К какой группе растений отнесёте олений мох, ? (Дети скажут, что мох). Почему так решили? На самом деле – это лишайник. Что такое лишайник? Почему лишайники выделены в отдельную группу? Ответ на этот вопрос нас ждёт на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Окружающий мир" 2 класс
Урок знакомит учащихся с природным сообществом "лес", видами леса, особенностями леса; раскрывает понятие значение леса для людей; учит детей анализировать и оценивать свои возможн...
Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"
Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....
Открытый урок. Окружающий мир 2 класс.
Материал данного крока представлен по программе УМК "Гармония". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами, с использованием ИКТ. Матепиал будет полезен учителям начальных классов....
Открытый урок Окружающий мир 1 класс "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
Открытый урок Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звериПедагогическая цель: способствовать выявлению у детей имеющихся знаний о животных, ознакомлению с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы,...
Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"
Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Открытый урок. Окружающий мир. 4 класс
Тема: «Субтропическая зона»...
- Мне нравится (1)