Открытый урок окружающего мира "Разнообразие растений" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Тайкова Ирина Александровна

Урок разработан к предмету окружающий мир по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". 2-й класс

Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

 Задачи:

  • Предметно-информационные:
  • знакомство с классификацией растений.
  • изучение основных признаков групп растений.
  • Деятельностно-коммуникативные:
  • развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
  • развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи,  умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
  • Ценностно-ориентированные:
  • развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры 

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

На уроке сочетаются индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение,  собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.

Оборудование:

  • Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
  • Презентация «Разнообразие растительного мира»
  • Мини-сообщения учащихся
  • Опорные слова
  • Раздаточный материал
  • Компьютер, мультимедиопроектор, экран
  • Кроссворды.
  • Гербарий

Использование ИКТ на уроке  позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. 
На уроке учитель  выполняет функции помощника, руководителя и не более того.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ход урока:

1. Организационный момент.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Организационно-психологический момент начала урока

Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и когда буду стареньким  открою какое-нибудь живое существо!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто ЕЩЕ около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы  этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

Мы сегодня с вами будем работать в парах и группах

А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе? (на столах – правила) Прочтите их

Каждый ученик должен высказывать своё мнение.

Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.

Нельзя перебивать друг друга.

При необходимости нужно помогать друг другу.


      
  - А вот  чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам необходимо убрать буквы, которые зашифрованы в цифрах.

к

р

о

м

а

д

с

у

п

т

е

в

ё

н

ф

и

я

ы


      
  Шифр: 

 1

 3

 4

 6

 8

 9

 12

 13

 15

 18


      
  Ответ: растения

Назовите тему нашего урока?

Презентация 

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Работа в парах

Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Ароматное растение, но ядовитое, цветущее с конца весны до середины лета.   ландыш
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Красивый  цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.

Как называется наука о растениях?

Ребята, а какой словарь нам поможет узнать значение слова Ботаника?

Толковый словарь                            Тимофеева Саша

Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.  

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.(Они дышат, растут,размн,погибают)
А как вы думаете, это действительно так?
А что дают  растения человеку, нам расскажут Никита и Маша.

Никита    Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу.

Маша   Сообщение ученика: Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).

Ребята, а что вы  знаете о растениях с прошлого урока?   (части растений)

  • Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/    №2
  • У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.     №4
  • Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.     №3
  • Яркий, благоухающий… /Цветок/.    №5
  • Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.   №1
  • Из него вырастает новое растение. /Семя/.   №6

– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делятся растения?

– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.

Физкультминутка

Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями.

Сейчас вам необходимо разделиться на 5 групп.                     Делю детей

 Используя материал учебника стр 73-80, гербарий, дополнительную информацию на листочке. Каждой группе учащихся  необходимо изучить признаки своей группы  растений, проанализировать .Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу на доске. 

С/р работа в группах

  Было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.

Группы растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды и семена

Размножение

Цветковые растения

+

+

+

+

+

семенами

Хвойные растения

+

+  хвоинки

_

+

_

  шишки

семенами

Папоротники

+

+

_

+

_

спорами

Мхи

+

+

_

_

_

спорами

Водоросли

_

_

_

_

_

спорами

Физкультминутка

На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.

– Какие растения встречаются на болоте?   Мхи

Обобщение и закрепление  знаний

Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему
?         Водоросли
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?

- Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы  
(Семенами и спорами

–  К какой группе относятся растения, имеющие все органы? ЦВ РАСТЕНИЯ
–  У какой группы растений нет органов? ВОДОРОСЛИ
–  У какой группы имеются только стебли и листья?   МХИ
–  Какая группа растений имеет  хвоинки?  ХВ РАСТЕНИЯ
–  У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?   ПАПОРОТНИКИ

       Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующем уроке окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

Графический диктант                              Сл 14   на листочке

 Да –  квадрат
Нет –  треугольник 

Вопросы:

 1.     Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
 2.     У мхов есть корень, стебель, лист, цветок?     (нет)
 3.     У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
 4.     У папоротников есть цветы? (нет)
 5.      Растение –  живой организм? (да)
 6.     Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)

Рефлексия. Итог урока

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.   Сл 15

  • Кто остался доволен своим результатом?
  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
  • Что было самым трудным?
  • Что помогало вам справиться с заданиями?
  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?  Маша

Выставление отметок за работу на уроке.   Мне хотелось услышать ваше мнение. Кто из класса был самым активным.

Какую оценку он заслужил .

Загадки о растениях

Кроссворд о растениях

Зашифровать растение

Домашнее задание –         Для всех:                    Сл 16
1. Т стр 32 №44.
Создание проблемной ситуации

К какой группе растений отнесёте олений мох, ? (Дети скажут, что мох). Почему так решили? На самом деле – это лишайник. Что такое лишайник? Почему лишайники выделены в отдельную группу? Ответ на этот вопрос  нас ждёт на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Окружающий мир" 2 класс

   Урок знакомит учащихся с природным сообществом "лес", видами леса, особенностями леса; раскрывает понятие значение леса для людей; учит детей анализировать и оценивать свои возможн...

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....

Открытый урок. Окружающий мир 2 класс.

Материал данного крока представлен по программе УМК "Гармония". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами, с использованием ИКТ. Матепиал будет полезен учителям начальных классов....

Открытый урок Окружающий мир 1 класс "Насекомые, птицы, рыбы, звери"

Открытый урок Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звериПедагогическая цель: способствовать выявлению у детей имеющихся знаний о животных, ознакомлению с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы,...

Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок. Окружающий мир. 4 класс

Тема: «Субтропическая зона»...