Проект - исследование в 3 классе по окружающему миру."Cколько весит здоровье ученика?".
проект по окружающему миру (3 класс) по теме
Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Что предпочтительнее: ранец или портфель? Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект- исследоание в 3 классе. | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Скнаровская оош
Проект-исследование
по учебному курсу «Окружающий мир»
Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
Выполнила :
учитель Чухлебова. Татьяна. Владимировна
Проект-исследование «Моё здоровье»
Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
1. Выбор темы (слайд 1)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В начале учебного года мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.
Загадка
Ученик. Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне девчонки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)
Тема викторины «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля: Что означает это слово? Какого происхождения? Кто придумал? Сколько лет данному предмету? Когда на Земле появился портфель? Провели соревнование: кто быстрее соберёт портфель?
Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.
- Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?
Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Что предпочтительнее: ранец или портфель? Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Слайд № 2.
- Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
- Задачи
- Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
- Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
- Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
- Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 3
- Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 3 класса Гипотезы исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
- Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
- Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Слайд 4.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
- Что такое осанка?
По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Эксперимент. - Давайте проверим правильность осанки у школьника.
1. Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Это -правильная осанка ученика. А теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.
2. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Слайд № 4 Отчего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
На формирование неправильной осанки оказывают:
- хронические заболевания,
- недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
- неправильное положение во время занятий;
- несоответствующая росту мебель,
- неудобная обувь и одежда.
В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Поэтому лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Слайд № 5 Выбираем ранец
Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
Ученик. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.
Слайд №6 На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 30 человек.
Слайд №7 План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
- Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
- Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
- В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
- Подвести итоги по позициям:
6. Дать рекомендации детям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
Слайд № 8
8 человек с нарушением осанки;
1 человек со сколиозом;
21 человек здоровых.
Читает самая маленькая ученица (вес её 22 кг с огромным портфелем).
В любимую школу с портфелем спешу.
Портфель мой тяжелый, в нем столько ношу!
В нем горные кряжи, в нем берег морской,
В нем родина наша на карте большой.
Слайд № 9
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300 г;
- 5-6-х классов – 400 г;
- 7-8-х классов – 500 г;
- 10-11-х классов – 600 г.
Слайд 10
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» - 300г
«Математика» - 310 г
«Русский язык» - 250 г
«Окружающий мир» - 350 г
Дневник – 260г
Тетрадь-задачник – 150г
Тетрадь с печатной основой – 120г
«Английский язык» - 250
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и нарушитель, им оказался учебник «Окружающий мир» - 3500 г.
Слайд 11
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.
Слайд 12
Данные записали в таблице.
№ п | Фамилия, имя, ребенка | Год рожд | Вес тела | Диагноз | Праввес ранца | Вес пустого ранца | Реаль ный вес ранца | Выво ды |
4 | Скнарин В. | 2005 | 30 | 3,0 | 1,15 кг | 4,6 – 6,0 | Превыш | |
17 | Покусаева М. | 2005 | 32 | Н.о. | 3,1 | 1 кг | 4 – 5 кг | Превыш |
19 | Зинченко Д. | 2005 | 31 | Ск. | 3,6 | 0,3 кг | 3,3 – 5,2 | Превыш |
27 | Порубаева Ю. | 2005 | 31 | Н.о. | 3,8 | 0,9 кг | 4,3-6 кг | Превыш |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в таблице.
Слайд 13
Мы увидели, что у 9 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,3кг. Однако у 21 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1,15 кг, 1 кг, 0,9 кг).
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Слайд 14
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, вторник: 6кг. (Дополнительный платный английский). Самым легким ранец оказался в среду и пятницу. Вес легковеса достигал 3 кг, причем не учитывался вес сменной обуви. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
- самый правильный ранец (до 0,5 кг) -0,3 кг;
- самый лёгкий портфель - нет;
- самый тяжёлый ранец – 1,15 кг;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 6 кг;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3 кг;
- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - 350 кг;
- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, вторник;
- самый «лёгкий» учебный день- пятница, среда;
Слайд 15 Диаграмма
Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, сделали диаграмму. Почти во все дни недели реальный превышал правильный вес ранцев.
Слайд 16
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Слайд 17
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Слайд 18
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Слайд 19 Правила
для поддержания правильной осанки
- Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
- При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
- Не носить ранец или портфель в одной руке.
- Не перегружать портфель.
- Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
- Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
- Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.
Слайд 20 Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Упражнения для формирования правильной осанки.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!
- «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
- «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
- «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
- «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
Музыкальные рекомендации и предложения.
Частушки
Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, карандаши
Мы теперь не просто дети
Мы теперь – ученики.
Мы – веселые ребята,
Сильные, красивые,
Но с портфелем за плечами
выглядим мы хилыми.
Наш учитель физкультуры
Очень сильно обомлел6
Захотел поднять портфель,
А поднять-то не сумел.
Наш учитель дорогой
Меньше задавай домой
Пусть портфель будет полегче,
Оттого мы будем крепче.
А изготовителя мы просим
Пожалеть ученика,
Чтобы ранцы и портфели
Были легче мотылька.
Ведь СанПин нельзя придумал,
Чтоб портфеля масса
У детей не вызывала
На лице гримасу.
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
И тяжелых ранцев вовсе
За спиною не ношу.
Плечи вниз и спинку ровно
Нужно нам всегда держать
И хорошую осанку
Нужно всем нам сохранять.
Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Повернись туда, сюда!
Ох, прямешенька спина!
Литература.
- Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2012 2. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2013 3. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2014г.
4.Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект в 1 классе по окружающему миру
Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"...
Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
Проект-презентация 3 класса по окружающему миру "Богатства, отданные людям"
Проект подготовлен ученицей 3 класса Шмигельской Ириной к уроку окружающего мира....
Творческий проект учащихся 2 класса по окружающему миру и экологии "Исследования ведут знатоки"
В рамках проекта по окружающему миру и экологии учащиеся разделились на группы: "юнаты", "зелёный патруль", "экологи", "зоологи". Ребята собирали информацию, обрабатывали её. Она представл...
Проект в 3 классе по окружающему миру "Разнообразие природы родного края"
Многие учителя боятся проводить проекты соместно с обучающимися на уроке. Поэтому, часто, они сваливаются на плечи родителей. С целью, показать в какой форме можно провести проект с обучающимися...
Проект урока по окружающему миру на тему "Здоровая пища" 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века"
Проект урока разработан в соответствии с требованием ФГОС. Задачи урока: познакомить с понятиями "здоровая пища, полезные и вредные продукты", способствовать формированию навыков правильного...