Проект - исследование в 3 классе по окружающему миру."Cколько весит здоровье ученика?".
проект по окружающему миру (3 класс) по теме

Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Что предпочтительнее: ранец или портфель? Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект- исследоание в 3 классе.500 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Скнаровская оош

Проект-исследование

по учебному курсу «Окружающий мир»

Тема «Сколько весит здоровье ученика?»

                                                     

                                                      Выполнила :

                                                                                         учитель Чухлебова. Татьяна. Владимировна

Проект-исследование «Моё здоровье»

Тема «Сколько весит здоровье ученика?»

1. Выбор темы (слайд 1)

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В начале учебного года мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.

Загадка

   Ученик.              Знаю я чудесный дом,

Жильцов занятных много в нем.

Дом  тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он с тобой.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нем

И тетради, и альбом,

Краски-шалунишки.

Ну, ответьте мне девчонки!

Ведь дом этот вам знаком,

Что такое этот дом? (Портфель)

Тема викторины «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля: Что означает это слово? Какого происхождения? Кто придумал? Сколько лет данному предмету? Когда на Земле появился портфель? Провели соревнование: кто быстрее соберёт портфель?

Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.

 - Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?

Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Что предпочтительнее: ранец или портфель? Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Слайд № 2.

  1. Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.

  1. Задачи
  • Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
  • Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
  • Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
  • Предложить свои способы решения проблемы.

Слайд 3

  1. Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 3 класса                                                 Гипотезы исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

  1. Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

  1. Результаты исследования

«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Слайд 4.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

  • Что такое осанка?

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.

Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Эксперимент. - Давайте проверим правильность осанки у школьника.

1. Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Это -правильная осанка ученика. А теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.

2. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Это интересно!           Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Слайд № 4                                                Отчего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

На формирование неправильной осанки оказывают:

  • хронические заболевания,
  • недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
  • неправильное положение во время занятий;
  • несоответствующая росту мебель,
  • неудобная обувь и одежда.

В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Поэтому лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.

Слайд № 5                                              Выбираем ранец

Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

Ученик.   При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет,  и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.

Слайд №6                                      На всё есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме!  А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 30 человек.

Слайд №7                                           План эксперимента

    1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

  1. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
  2. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
  3. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
  4. Подвести итоги по позициям:

     6. Дать рекомендации детям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:

Слайд  № 8

8 человек с нарушением осанки;

1 человек со сколиозом;

21 человек здоровых.

Читает самая маленькая ученица (вес её 22 кг с огромным портфелем).

В любимую школу с портфелем спешу.
             Портфель мой тяжелый, в нем столько ношу!
             В нем горные кряжи, в нем берег морской,
             В нем родина наша на карте большой.

Слайд № 9

«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

- 1-4-х классов – 300 г;

- 5-6-х классов – 400 г;

- 7-8-х классов – 500 г;

- 10-11-х классов – 600 г.

Слайд 10

Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» - 300г

«Математика» - 310 г

«Русский язык» - 250 г

«Окружающий мир» - 350 г

Дневник – 260г

Тетрадь-задачник – 150г

Тетрадь с печатной основой – 120г

«Английский язык» - 250

Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и нарушитель, им оказался учебник «Окружающий мир» - 3500 г.

Слайд 11

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.

Слайд 12

Данные записали в таблице.

п

Фамилия,       имя,

ребенка

Год

рожд

Вес

тела

Диагноз

Праввес ранца

Вес пустого

ранца

Реаль

ный вес

ранца

Выво

ды

4

Скнарин В.

2005

30

3,0

1,15 кг

4,6 – 6,0

Превыш

17

Покусаева М.

2005

32

Н.о.

3,1

1 кг

4 – 5 кг

Превыш

19

Зинченко Д.

2005

31

Ск.

3,6

0,3 кг

3,3 – 5,2

Превыш

27

Порубаева Ю.

2005

31

Н.о.

3,8

0,9 кг

4,3-6 кг

Превыш

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному  весу.

Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Результаты приведены в таблице.

Слайд 13

Выводы

Мы увидели, что у 9 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,3кг. Однако у 21 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1,15 кг, 1 кг, 0,9 кг).

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?

Слайд 14

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, вторник: 6кг. (Дополнительный платный английский). Самым легким ранец оказался в среду и пятницу. Вес легковеса достигал 3 кг, причем не учитывался вес сменной обуви. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

- самый правильный ранец (до 0,5 кг) -0,3 кг;

- самый лёгкий портфель - нет;

- самый тяжёлый ранец – 1,15 кг;

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 6 кг;

- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3 кг;

- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - 350 кг;

- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, вторник;

- самый «лёгкий» учебный день- пятница, среда;

Слайд 15 Диаграмма

Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, сделали диаграмму. Почти во все дни недели реальный превышал правильный вес ранцев.

Слайд 16

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Слайд 17

Рекомендации учителям и работникам школ

    Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Слайд 18

Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Слайд 19                                                           Правила

для поддержания правильной осанки

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Не носить ранец или портфель в одной руке.
  • Не перегружать портфель.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.

Слайд 20                                                                                                                                                                     Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

Упражнения для формирования правильной осанки.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.                                                                                                                  Смотрим влево, смотрим вправо.                                                                                                                                                Спинка ровная у нас,                                                                                                                                                             А осанка – высший класс!

  1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

  1. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

  1. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
  2.           «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

         5.  «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

             

Музыкальные рекомендации и предложения.

Частушки

Носим ранцы мы большие,

Книги, ручки, карандаши

Мы теперь не просто дети

Мы теперь – ученики.

Мы – веселые ребята,

Сильные, красивые,

Но с портфелем за плечами

 выглядим мы хилыми.

Наш учитель физкультуры

Очень сильно обомлел6

Захотел поднять портфель,

А поднять-то не сумел.

Наш учитель дорогой

Меньше задавай домой

Пусть портфель будет полегче,

Оттого мы будем крепче.

А изготовителя мы просим

Пожалеть ученика,

Чтобы ранцы и портфели

Были легче мотылька.

Ведь СанПин нельзя придумал,

Чтоб портфеля масса

У детей не вызывала

На лице гримасу.

Я хожу с осанкой гордой.                

Прямо голову держу,

И тяжелых ранцев вовсе

За спиною не ношу.

Плечи вниз и спинку ровно

Нужно нам всегда держать

И хорошую осанку

Нужно всем нам сохранять.

Я могу и поклониться.                      

И присесть, и наклониться,              

Повернись туда, сюда!                        

Ох, прямешенька спина!

 

Литература.

  1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2012     2.   Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2013      3.   Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2014г.

4.Сухаревская Е. Проекты и исследования.    //  Начальная школа  № 5, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект в 1 классе по окружающему миру

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме  "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"...

Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

Проект-презентация 3 класса по окружающему миру "Богатства, отданные людям"

Проект подготовлен ученицей 3 класса Шмигельской Ириной к уроку окружающего мира....

Творческий проект учащихся 2 класса по окружающему миру и экологии "Исследования ведут знатоки"

В рамках проекта по окружающему миру и экологии  учащиеся разделились на группы: "юнаты", "зелёный патруль", "экологи", "зоологи".  Ребята собирали информацию, обрабатывали её. Она представл...

Проект в 3 классе по окружающему миру "Разнообразие природы родного края"

Многие учителя боятся проводить проекты соместно с обучающимися на уроке. Поэтому, часто, они сваливаются на плечи родителей. С целью, показать в какой форме можно провести проект с обучающимися...

Проект урока по окружающему миру на тему "Здоровая пища" 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века"

Проект урока разработан в соответствии с требованием ФГОС. Задачи урока: познакомить с понятиями "здоровая пища, полезные и вредные продукты", способствовать формированию навыков правильного...