Конспект по окружающему миру по теме: "Первые русские князья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Содержание конспекта поможет сформировать у обучающихся начальной школы первичные представления о первых русских князьях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: окружающий мир

Класс: 3 «В»

Тема: «Первые русские князья»

Цели:

Предметные: сформировать у обучающихся образное представление о первых русских князьях; воспитывать интерес к истории России.

По формированию УУД:

Личностные УУД: способствовать формированию у учащихся учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД: способствовать формированию  у обучающихся умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; ставить учебную задачу, контролировать ход выполнения учебной задачи; развивать самоконтроль.

Познавательные УУД: способствовать формированию у обучающихся умения строить речевое высказывание в устной форме; анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные УУД: способствовать формированию у обучающихся умения строить собственное мнение и позицию; устанавливать взаимосвязь с учителем;  работать в паре.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация), практические (самостоятельная работа).

Формы:  фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: презентация, учебник по окружающему миру, карточки для самостоятельной работы и для работы в парах.

План урока:

  1. Организационно – мотивационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания  (8 мин)
  3. Самоопределение темы, задач (цели) урока (1 мин)
  4. Открытие новых знаний (21 мин)
  5. Физкультминутка (1 мин)
  6. Закрепление нового материала (5 мин)
  7. Домашнее задание (1 мин)
  8. Итог урока (1 мин)
  9. Рефлексия (1 мин)

        

        Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Организационно – мотивационный  момент

1 мин

- Добрый день! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут  Анастасия Валерьевна!

- Проверили свою готовность к уроку.

- (Приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

Фронтальная форма работы.

Словесный метод: рассказ.

  1. Проверка домашнего задания

8 мин

- Кто такие «язычники?»

- В кого они верили?

- Какой бог язычникам посылал дождь?

- Какой бог распоряжался грозой и молниями?

- Какой бог отвечает за небо?

- Какой бог оберегает скот?

- А кто покровительствует женщинами?

- В каких духов верили славяне?

- Дайте определение:

Берегиня – это…

- В чем отражается язычество в наше время?

- Когда праздновали праздник Масленицы славяне?

-  Когда праздновали праздник Ивана Купалы?

- Когда отмечались праздники урожая?

- С кем боролись славяне?

-Ребята, а как славяне защищали свои земли?

- На столах у вас лежат карточки. Вам необходимо соотнести с помощью стрелочек названия месяцев. Подпишите на них  свою фамилию и имя, и приступайте к работе. Всем понятно?

Приложение 1 смотреть.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Поменялись карточками со своим соседом.

- Я буду говорить название месяца, а вы его древнерусское название.

- Январь …

- Февраль…

- Март…

- Апрель…

- Май…

- Июнь…

- Июль…

- Август…

- Сентябрь…

- Октябрь…

- Ноябрь…

- Декабрь…

- Поменялись карточками.

- У кого нет ошибок, поднимите руки!

- У кого 1 ошибка?

-У кого две ошибки?

- Хорошо!

- Это идолопоклонники, последователи язычества. Веровали во множество богов.

- В богов, духов,  в магическую силу предков.

- Бог Род.

- Бог Перун.

- Бог Сварог.

- Бог Велес.

- Богиня Мокошь.

- Верили в лешего, водяного, берегиню, домового.

- Берегиня - это богиня, которая бережет и охраняет все живое.

- Мы верим сонникам, приметам,  отмечем праздники языческого происхождения (Масленица, Ивана Купала,  Спасы и т.д.).

- В конце марта, в день весеннего равноденствия.

- В день летнего солнцестояния.

- В августе, мы их знаем как Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

- С кочевниками.

- В своих домах они делали несколько выходов, чтобы можно было уйти при внезапном нападении;  притворным бегством заманивали врага в непроходимые лесные дебри и болота, могли по нескольку часов скрываться на дне реки. Дышали они при этом через полые тростинки, выставленные на поверхность.

- Да (выполняют работу по карточкам).

- (Выполняют команды учителя)

- Просинец.

- Бокогрей,  лютый.

- Протальник.

- Снегогон, цветень.

- Травень, травник.

- Хлеборост.

- Страдник.

- Жнивень.

- Хмурень.

- Листопад.

- Листогной.

- Стужайло.

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: беседа.

Индивидуальная форма работы.

Практический метод: самостоятельная работа.

Словесный метод: объяснение.

Взаимопроверка.

  1. Самоопределение темы, целей урока

1 мин

- Общество древних славян было неоднородным. Вспомните, кто возглавлял большое поселение?

- А кто такой князь, как вы думаете?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

- Да, действительно!

- Что узнаем?

- Правильно!

- Князь.

- Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

- О первых русских князьях.

- Как звали князей, кто был самым первым князем, что они делали.

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

Словесный метод: беседа.

Целеполагание.

  1. Изучение нового материала

            21 мин

- Открыли учебник на стр. 3.

- Сегодня мы с вами узнаем о первых русских князьях.

- Давайте с вами по цепочке прочитаем параграф.

- О чем говорилось в этой части?

- Как вы думаете, почему они призвали постороннее лицо править Новгородом?

- Обратите внимание на слайд.

Здесь представлен Рюрик (862 – 879 г.) – влиятельный представитель из северных племен.  Славился умом, терпением и воинской доблестью. Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей  впоследствии царской, династией Рюриковичей.

- Какое княжество  было уже сформировано к 9 веку?

- Что собирали киевские князья с населения?

- Давайте дальше прочитаем.

- Что в этой части мы узнали?

- Обратите внимание на слайд, здесь представлен князь Олег (879 – 912г.). Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к  Новгородской Руси Киев и перенес туда столицу Древнерусского государства. Олег был умным и хитрым правителем. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий.

- Продолжаем чтение по цепочке.

- Что вы сейчас узнали?

- Обратите внимание на слайд. Здесь представлен князь Игорь (912 – 945г.) -  князь киевский,  фактический родоначальник династии Рюриковичей.  Был жадным. Игорь продолжал  деятельность своего предшественника Олега,  подчинил своей власти восточнославянские  племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами.

- Продолжаем читать.

- Что вы узнали в этой части?

- А кто такая Ольга?

- Обратите внимание на слайд, здесь представлена княгиня Ольга (945 – 969 г.), которая  стала первой русской христианкой в великокняжеской семье. Женщина решительная, умная.  Она посетила Византию,  там приняла крещение и получила христианское имя Елена. Из Византии  Ольга привезла на Русь священные книги. Вместе с ней на Русь  приехали и православные священники. В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой».

- Как понимаете выражение «Не посрамим земли Русской?»

- Сейчас прочитаем этот параграф и узнаем, кому принадлежит это выражение.

- Что вы узнали?

- Кому данное выражение принадлежит?

- Обратите внимание на слайд, представлен князь Святослав (964 – 972г.) – прирожденный воин, выносливый, решительный. Одни  люди считают, что он был талантливым полководцем и государственным деятелем. Другие, что он видел цель своей жизни в войне. Первая точка зрения – это защита русских земель от набегов кочевников и защита успешная. Вторую точку зрения можно подтвердить  его беспрерывными военными походами.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Запишите со слайда  первых русских князей.

- (Открывают учебник на стр. 3)

- (Выполняют команды учителя, читают до прихода  Олега)

- О том, что в 1862 году был поставлен в Новгороде памятник «Тысячелетие России». В 862 году новгородцы призвали варяжского князя Рюрика править в их городе.

- Между племенами были междоусобицы,   поэтому пригласили нового человека.

-Киевское княжество.

- Налоги (дань).

- (Чтение по цепочке до прихода Игоря)

- Что создание единого Древнерусского государства связано с именем преемники Рюрика князя Олега. Он сделал Киев столицей объединенного государства.  Он заключил выгодный для Руси (мирный) договор с Византией.

- (Читают до прихода княгини Ольги)

- Князь Игорь собрал дань с древлян, но потом решил, что дань мала, и вернулся с небольшим отрядом за дополнительной данью. Древляне возмутились и перебили весь отряд.

- (Читают по цепочке)

- Мы узнали, что Ольга отомстила за Игоря,   собрав очень скромную дань.

- Ольга является женой Игоря.

- (Мнения обучающихся) Погибнуть в бою, для русских лишиться чести или стать предателем страшнее самой лютой смерти. Поэтому рождаются такие фразы и сопутствуют русскому народу на протяжении всей истории.

- (Чтение по цепочке)

- Мы узнали про сына Игоря и Ольги - князя Святослава. Он воевал с сильной Византийской империей. Погиб Святослав в бою с кочевниками-печенегами, возвращаясь из похода на Византию. Отличала князя честность и т.д. Подвиг юноши.

- Князя  Святославу.

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: рассказ, беседа, работа с учебником.

Наглядный метод: презентация.

  1. Физкультминутка

1 мин

- На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз!

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки).

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья.

(Руки перед грудью, рывки руками).

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

(Наклоны вперёд, назад и в стороны).

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания).

На ходьбу мы перейдём,

(Ходьба на месте).

И урок наш вновь начнём.

(Садимся за парты).

- (Выполняют физкультминутку)

Фронтальная форма работы. Метод образцового показа упражнения.

  1. Включение знаний в систему

5 мин

- Сейчас вы поработаете в парах. На столах лежат у вас карточки, вам необходимо соотнести с помощью стрелочек предложенные характеристики с тем или иным  князем.

Смотреть приложение 2.

- Давайте проверим, я называю князя, а вы зачитываете характеристику.

-Молодцы!

- (Работают в парах)

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы, парная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: объяснение, беседа.

Практический метод: самостоятельная работа.

  1. Домашнее задание

1 мин

- Открыли дневники, записали домашнее задание: стр.3 -8; подготовить сообщения о первых русских князьях.

- (Записывают домашнее задание)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД. Словесный метод: рассказ.

  1. Итог урока

1 мин

- Что объединяет всех князей Руси?

- Перечислите первых русских князей.

- Этих князей объединяет то, что их родоначальником был князь Рюрик, которого в 862 году пригласили править в Новгороде и  которого считают первым князем на Руси. То есть – родство.

- (Перечисляют князей).

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД. Словесный метод: беседа.

  1. Рефлексия

1 мин

- Закончите предложения:

Я узнал…

Мне было интересно…

На этом уроке я бы похвалил (а) себя…

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: беседа.

Приложение 1

Названия месяцев

Фамилия, имя  _____________________________________

1. Январь …                    Снегогон, цветень

2. Февраль…                   Листогной.

  3. Март…                       Протальник.

4. Апрель…                     Просинец.

5. Май…                           Страдник .

6. Июнь…                         Хлеборост.

7. Июль. ..                        Травень, травник

8. Август…                      Хмурень.

9. Сентябрь.                    Жнивень

10. Октябрь…                 Листопад.

11. Ноябрь…                   Стужайло.

12. Декабрь…                 Бокогрей, лютый.

Приложение 2

Правители Древней Руси

Фамилия, имя  _____________________________________

  1. Влиятельный представитель  из северных племен.         князь Игорь (912 – 945г.)         

 Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Летописный основатель государственности Руси, варяг,

 новгородский князь и родоначальник княжеской,

 ставшей  впоследствии царской династией Рюриковичей.

  1. Получил власть над  новгородскими землями               княгиня Ольга (945 – 969 г.)   

после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним

сыном Игорем, присоединил к  Новгородской Руси Киев и

 перенес туда столицу Древнерусского государства.

Был умным и хитрым правителем.

  1. Князь киевский, фактический родоначальник                      Рюрик (862 – 879 г.) династии Рюриковичей.  Был жадным. Продолжал

 деятельность своего предшественника Олега,

 подчинил своей власти восточнославянские  

племенные объединения между Днестром

 и Дунаем. Совершал походы на Константинополь.

  1. Первая русская христианка                                                     князь Олег (879 – 912г.) 

  в    великокняжеской семье. Решительная, умная.

 Посетила Византию, там приняла крещение и

получила христианское имя Елена. Из Византии  привезла

 на Русь священные книги. Вместе с ней на Русь  

приехали и православные священники.



Предварительный просмотр:

Урок: окружающий мир

Класс: 3 «В»

Тема: «Первые русские князья»

Цели:

Предметные: сформировать у обучающихся образное представление о первых русских князьях; воспитывать интерес к истории России.

По формированию УУД:

Личностные УУД: способствовать формированию у учащихся учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД: способствовать формированию  у обучающихся умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; ставить учебную задачу, контролировать ход выполнения учебной задачи; развивать самоконтроль.

Познавательные УУД: способствовать формированию у обучающихся умения строить речевое высказывание в устной форме; анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные УУД: способствовать формированию у обучающихся умения строить собственное мнение и позицию; устанавливать взаимосвязь с учителем;  работать в паре.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация), практические (самостоятельная работа).

Формы:  фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: презентация, учебник по окружающему миру, карточки для самостоятельной работы и для работы в парах.

План урока:

  1. Организационно – мотивационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания  (8 мин)
  3. Самоопределение темы, задач (цели) урока (1 мин)
  4. Открытие новых знаний (21 мин)
  5. Физкультминутка (1 мин)
  6. Закрепление нового материала (5 мин)
  7. Домашнее задание (1 мин)
  8. Итог урока (1 мин)
  9. Рефлексия (1 мин)

        

        Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Организационно – мотивационный  момент

1 мин

- Добрый день! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут  Анастасия Валерьевна!

- Проверили свою готовность к уроку.

- (Приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

Фронтальная форма работы.

Словесный метод: рассказ.

  1. Проверка домашнего задания

8 мин

- Кто такие «язычники?»

- В кого они верили?

- Какой бог язычникам посылал дождь?

- Какой бог распоряжался грозой и молниями?

- Какой бог отвечает за небо?

- Какой бог оберегает скот?

- А кто покровительствует женщинами?

- В каких духов верили славяне?

- Дайте определение:

Берегиня – это…

- В чем отражается язычество в наше время?

- Когда праздновали праздник Масленицы славяне?

-  Когда праздновали праздник Ивана Купалы?

- Когда отмечались праздники урожая?

- С кем боролись славяне?

-Ребята, а как славяне защищали свои земли?

- На столах у вас лежат карточки. Вам необходимо соотнести с помощью стрелочек названия месяцев. Подпишите на них  свою фамилию и имя, и приступайте к работе. Всем понятно?

Приложение 1 смотреть.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Поменялись карточками со своим соседом.

- Я буду говорить название месяца, а вы его древнерусское название.

- Январь …

- Февраль…

- Март…

- Апрель…

- Май…

- Июнь…

- Июль…

- Август…

- Сентябрь…

- Октябрь…

- Ноябрь…

- Декабрь…

- Поменялись карточками.

- У кого нет ошибок, поднимите руки!

- У кого 1 ошибка?

-У кого две ошибки?

- Хорошо!

- Это идолопоклонники, последователи язычества. Веровали во множество богов.

- В богов, духов,  в магическую силу предков.

- Бог Род.

- Бог Перун.

- Бог Сварог.

- Бог Велес.

- Богиня Мокошь.

- Верили в лешего, водяного, берегиню, домового.

- Берегиня - это богиня, которая бережет и охраняет все живое.

- Мы верим сонникам, приметам,  отмечем праздники языческого происхождения (Масленица, Ивана Купала,  Спасы и т.д.).

- В конце марта, в день весеннего равноденствия.

- В день летнего солнцестояния.

- В августе, мы их знаем как Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

- С кочевниками.

- В своих домах они делали несколько выходов, чтобы можно было уйти при внезапном нападении;  притворным бегством заманивали врага в непроходимые лесные дебри и болота, могли по нескольку часов скрываться на дне реки. Дышали они при этом через полые тростинки, выставленные на поверхность.

- Да (выполняют работу по карточкам).

- (Выполняют команды учителя)

- Просинец.

- Бокогрей,  лютый.

- Протальник.

- Снегогон, цветень.

- Травень, травник.

- Хлеборост.

- Страдник.

- Жнивень.

- Хмурень.

- Листопад.

- Листогной.

- Стужайло.

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: беседа.

Индивидуальная форма работы.

Практический метод: самостоятельная работа.

Словесный метод: объяснение.

Взаимопроверка.

  1. Самоопределение темы, целей урока

1 мин

- Общество древних славян было неоднородным. Вспомните, кто возглавлял большое поселение?

- А кто такой князь, как вы думаете?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

- Да, действительно!

- Что узнаем?

- Правильно!

- Князь.

- Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

- О первых русских князьях.

- Как звали князей, кто был самым первым князем, что они делали.

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

Словесный метод: беседа.

Целеполагание.

  1. Изучение нового материала

            21 мин

- Открыли учебник на стр. 3.

- Сегодня мы с вами узнаем о первых русских князьях.

- Давайте с вами по цепочке прочитаем параграф.

- О чем говорилось в этой части?

- Как вы думаете, почему они призвали постороннее лицо править Новгородом?

- Обратите внимание на слайд.

Здесь представлен Рюрик (862 – 879 г.) – влиятельный представитель из северных племен.  Славился умом, терпением и воинской доблестью. Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей  впоследствии царской, династией Рюриковичей.

- Какое княжество  было уже сформировано к 9 веку?

- Что собирали киевские князья с населения?

- Давайте дальше прочитаем.

- Что в этой части мы узнали?

- Обратите внимание на слайд, здесь представлен князь Олег (879 – 912г.). Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к  Новгородской Руси Киев и перенес туда столицу Древнерусского государства. Олег был умным и хитрым правителем. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий.

- Продолжаем чтение по цепочке.

- Что вы сейчас узнали?

- Обратите внимание на слайд. Здесь представлен князь Игорь (912 – 945г.) -  князь киевский,  фактический родоначальник династии Рюриковичей.  Был жадным. Игорь продолжал  деятельность своего предшественника Олега,  подчинил своей власти восточнославянские  племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами.

- Продолжаем читать.

- Что вы узнали в этой части?

- А кто такая Ольга?

- Обратите внимание на слайд, здесь представлена княгиня Ольга (945 – 969 г.), которая  стала первой русской христианкой в великокняжеской семье. Женщина решительная, умная.  Она посетила Византию,  там приняла крещение и получила христианское имя Елена. Из Византии  Ольга привезла на Русь священные книги. Вместе с ней на Русь  приехали и православные священники. В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой».

- Как понимаете выражение «Не посрамим земли Русской?»

- Сейчас прочитаем этот параграф и узнаем, кому принадлежит это выражение.

- Что вы узнали?

- Кому данное выражение принадлежит?

- Обратите внимание на слайд, представлен князь Святослав (964 – 972г.) – прирожденный воин, выносливый, решительный. Одни  люди считают, что он был талантливым полководцем и государственным деятелем. Другие, что он видел цель своей жизни в войне. Первая точка зрения – это защита русских земель от набегов кочевников и защита успешная. Вторую точку зрения можно подтвердить  его беспрерывными военными походами.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Запишите со слайда  первых русских князей.

- (Открывают учебник на стр. 3)

- (Выполняют команды учителя, читают до прихода  Олега)

- О том, что в 1862 году был поставлен в Новгороде памятник «Тысячелетие России». В 862 году новгородцы призвали варяжского князя Рюрика править в их городе.

- Между племенами были междоусобицы,   поэтому пригласили нового человека.

-Киевское княжество.

- Налоги (дань).

- (Чтение по цепочке до прихода Игоря)

- Что создание единого Древнерусского государства связано с именем преемники Рюрика князя Олега. Он сделал Киев столицей объединенного государства.  Он заключил выгодный для Руси (мирный) договор с Византией.

- (Читают до прихода княгини Ольги)

- Князь Игорь собрал дань с древлян, но потом решил, что дань мала, и вернулся с небольшим отрядом за дополнительной данью. Древляне возмутились и перебили весь отряд.

- (Читают по цепочке)

- Мы узнали, что Ольга отомстила за Игоря,   собрав очень скромную дань.

- Ольга является женой Игоря.

- (Мнения обучающихся) Погибнуть в бою, для русских лишиться чести или стать предателем страшнее самой лютой смерти. Поэтому рождаются такие фразы и сопутствуют русскому народу на протяжении всей истории.

- (Чтение по цепочке)

- Мы узнали про сына Игоря и Ольги - князя Святослава. Он воевал с сильной Византийской империей. Погиб Святослав в бою с кочевниками-печенегами, возвращаясь из похода на Византию. Отличала князя честность и т.д. Подвиг юноши.

- Князя  Святославу.

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: рассказ, беседа, работа с учебником.

Наглядный метод: презентация.

  1. Физкультминутка

1 мин

- На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз!

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки).

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья.

(Руки перед грудью, рывки руками).

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

(Наклоны вперёд, назад и в стороны).

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания).

На ходьбу мы перейдём,

(Ходьба на месте).

И урок наш вновь начнём.

(Садимся за парты).

- (Выполняют физкультминутку)

Фронтальная форма работы. Метод образцового показа упражнения.

  1. Включение знаний в систему

5 мин

- Сейчас вы поработаете в парах. На столах лежат у вас карточки, вам необходимо соотнести с помощью стрелочек предложенные характеристики с тем или иным  князем.

Смотреть приложение 2.

- Давайте проверим, я называю князя, а вы зачитываете характеристику.

-Молодцы!

- (Работают в парах)

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы, парная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: объяснение, беседа.

Практический метод: самостоятельная работа.

  1. Домашнее задание

1 мин

- Открыли дневники, записали домашнее задание: стр.3 -8; подготовить сообщения о первых русских князьях.

- (Записывают домашнее задание)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД. Словесный метод: рассказ.

  1. Итог урока

1 мин

- Что объединяет всех князей Руси?

- Перечислите первых русских князей.

- Этих князей объединяет то, что их родоначальником был князь Рюрик, которого в 862 году пригласили править в Новгороде и  которого считают первым князем на Руси. То есть – родство.

- (Перечисляют князей).

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД. Словесный метод: беседа.

  1. Рефлексия

1 мин

- Закончите предложения:

Я узнал…

Мне было интересно…

На этом уроке я бы похвалил (а) себя…

- (Выполняют команды учителя)

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.

Словесный метод: беседа.

Приложение 1

Названия месяцев

Фамилия, имя  _____________________________________

1. Январь …                    Снегогон, цветень

2. Февраль…                   Листогной.

  3. Март…                       Протальник.

4. Апрель…                     Просинец.

5. Май…                           Страдник .

6. Июнь…                         Хлеборост.

7. Июль. ..                        Травень, травник

8. Август…                      Хмурень.

9. Сентябрь.                    Жнивень

10. Октябрь…                 Листопад.

11. Ноябрь…                   Стужайло.

12. Декабрь…                 Бокогрей, лютый.

Приложение 2

Правители Древней Руси

Фамилия, имя  _____________________________________

  1. Влиятельный представитель  из северных племен.         князь Игорь (912 – 945г.)         

 Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Летописный основатель государственности Руси, варяг,

 новгородский князь и родоначальник княжеской,

 ставшей  впоследствии царской династией Рюриковичей.

  1. Получил власть над  новгородскими землями               княгиня Ольга (945 – 969 г.)   

после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним

сыном Игорем, присоединил к  Новгородской Руси Киев и

 перенес туда столицу Древнерусского государства.

Был умным и хитрым правителем.

  1. Князь киевский, фактический родоначальник                      Рюрик (862 – 879 г.) династии Рюриковичей.  Был жадным. Продолжал

 деятельность своего предшественника Олега,

 подчинил своей власти восточнославянские  

племенные объединения между Днестром

 и Дунаем. Совершал походы на Константинополь.

  1. Первая русская христианка                                                     князь Олег (879 – 912г.) 

  в    великокняжеской семье. Решительная, умная.

 Посетила Византию, там приняла крещение и

получила христианское имя Елена. Из Византии  привезла

 на Русь священные книги. Вместе с ней на Русь  

приехали и православные священники.



Предварительный просмотр:

Названия месяцев

Фамилия, имя  _____________________________________

1. Январь …                    Снегогон, цветень.

2. Февраль…                   Листогной.

  3. Март…                       Протальник.

4. Апрель…                     Просинец.

5. Май…                           Страдник .

6. Июнь…                         Хлеборост.

7. Июль. ..                        Травень, травник

8. Август…                      Хмурень.

9. Сентябрь.                    Жнивень

10. Октябрь…                 Листопад.

11. Ноябрь…                   Стужайло.

12. Декабрь…                 Бокогрей, лютый.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Названия месяцев

Фамилия, имя  _____________________________________

1. Январь …                    Снегогон, цветень.

2. Февраль…                   Листогной.

  3. Март…                       Протальник.

4. Апрель…                     Просинец.

5. Май…                           Страдник .

6. Июнь…                         Хлеборост.

7. Июль. ..                        Травень, травник

8. Август…                      Хмурень.

9. Сентябрь.                    Жнивень

10. Октябрь…                 Листопад.

11. Ноябрь…                  Стужайло.

12. Декабрь…                Бокогрей, лютый.

Правители Древней Руси

Фамилия, имя  _____________________________________

  1. Влиятельный представитель  из северных племен.                  князь Игорь (912 – 945г.)         

 Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Летописный основатель государственности Руси, варяг,

 новгородский князь и родоначальник княжеской,

 ставшей  впоследствии царской династией Рюриковичей.

  1. Получил власть над  новгородскими землями                         княгиня Ольга (945 – 969 г.)   

после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним

сыном Игорем, присоединил к  Новгородской Руси Киев и

 перенес туда столицу Древнерусского государства.

Был умным и хитрым правителем.

  1. Князь киевский, фактический родоначальник                         Рюрик (862 – 879 г.)

 династии Рюриковичей.  Был жадным. Продолжал

 деятельность своего предшественника Олега,

 подчинил своей власти восточнославянские  

племенные объединения между Днестром

 и Дунаем. Совершал походы на Константинополь.

  1. Первая русская христианка                                                         князь Олег (879 – 912г.) 

  в    великокняжеской семье. Решительная, умная.

 Посетила Византию, там приняла крещение и

получила христианское имя Елена. Из Византии  привезла на Русь священные книги.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правители Древней Руси

Фамилия, имя  _____________________________________

  1. Влиятельный представитель  из северных племен.                 князь Игорь (912 – 945г.)         

 Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Летописный основатель государственности Руси, варяг,

 новгородский князь и родоначальник княжеской,

 ставшей  впоследствии царской династией Рюриковичей.

  1. Получил власть над  новгородскими землями                         княгиня Ольга (945 – 969 г.)   

после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним

сыном Игорем, присоединил к  Новгородской Руси Киев и

 перенес туда столицу Древнерусского государства.

Был умным и хитрым правителем.

  1. Князь киевский, фактический родоначальник                        Рюрик (862 – 879 г.)

династии Рюриковичей.  Был жадным. Продолжал

 деятельность своего предшественника Олега,

 подчинил своей власти восточнославянские  

племенные объединения между Днестром

 и Дунаем. Совершал походы на Константинополь.

  1. Первая русская христианка                                                      князь Олег (879 – 912г.) 

  в    великокняжеской семье. Решительная, умная.

 Посетила Византию, там приняла крещение и

получила христианское имя Елена. Из Византии  привезла на Русь священные книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе

В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»). С презентацией....

Урок окружающего мира по теме "Первый шаг из моря на сушу" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Первый щаг из моря на сушу", Материал разработан на основе программы "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Русское искусство до XVIII века»

Тема: «Русское искусство до XVIII века»Тип урока: открытие новых знанийЦель: способствовать расширению знаний учащихся о русском искусстве до XVIII века....

Проверочная работа по окружающему миру (раздел история) "Первые русские князья"

Вопросы по теме урока "Первые русские князья на Руси" помогут учителю проверить знания обучающихся. УМК "РИТМ" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...