Методическая разработка: « Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей» /на примере УМК «Школа России»/
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
В методической разработке:
« Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей»
/на примере УМК «Школа России»/ описывается методика работы с проектами по шагово. Даны примеры долгосрочных проектов,краткосрочных, мини- проектов. Для начинающих учителей это пригодится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5munitsipalnoe_kazyonnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Кумёны Кумёнского района Кировской области
Методическая разработка:
« Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей»
/на примере УМК «Школа России»/
Разработано:
Алыповой Ольгой Владимировной,
учителем начальных классов высшей категории МКОУ СОШ пгт Кумёны Кировской области
Киров 2015
Введение
В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребёнком, последнее –за учителем. Коллинге.
Актуальность
В условиях реализации нового федерального стандарта современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Это требует новых подходов к обучению младших школьников, использования таких методов и приемов, которые формируют у них навыки самостоятельного добывания знаний, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Одно из условий развития данных умений и навыков - помочь учащимся освоить коммуникативные универсальные действия, способствующие разностороннему развитию личности.
Перед учителем стоит задача решить современные педагогические задачи:
- Формирование у учащихся навыков управления познавательной деятельностью.
- Формирование умения решать возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд,
- Формирование умения свободно ориентироваться в новых ситуациях.
- Поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Таким образом, необходима особая организация деятельности учащихся, которая позволяла бы реализовать задачи.
В условиях ФГОС НОО возникает необходимость в создании таких условий, в которых каждый ученик получит возможность ощутить свои силы, поверит в себя, сможет преодолевать психологический барьер в общении. Учитель должен максимально раскрепостить учащегося на уроке, повысить самооценку, предоставить возможность каждому ученику свободно формулировать свои мысли, организовать деятельность учеников в групповой работе. Все это будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Мой многолетний опыт работы позволяет сделать вывод о том, что организация проектной деятельности… помогает решить эти задачи через организацию проектной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В настоящее время метод проектов вновь приобрел широкую популярность.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”
ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.
- МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Определение проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой - то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта.
Но, несмотря на повышение интереса к проектной деятельности в целом, педагоги, особенно начальных классов, довольно нерешительно используют метод проектов в практике своей работы. На мой взгляд, есть ряд проблем, препятствующих применению данного вида деятельности в начальной школе.
- Недостаточно времени для презентации групповых и индивидуальных проектов и их обсуждения в рамках одного урока.
- Большая подготовка и переработка материала к уроку. Мало методических разработок по организации проектной деятельности именно с младшими школьниками.
- Трудности в выборе темы проекта, с которыми встречаются как учителя, так и ученики. Часто в ходе решения этой проблемы желание работать над проектом угасает, ещё до начала самой работы. В данной методической разработке предлагается простое решение обозначенной проблемы за счёт более полного использования материалов учебников и программных материалов по изучаемому предмету.
- Многие знают, что проектная деятельность не свойственна ученикам начальной школы. Но исследования учёных привели к выводу, что начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно именно в начальной школе. Дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В.В. Зеньковский, Н.С. Лейтес, А.Н. Поддьяков).
Познавательный интерес, присущий младшему школьному возрасту, становится пусковым механизмом для больших и малых проектов, позволяющих им не только узнать много нового, но и приобрести универсальные способы его познания - исследовательские умения, которые и выступают основой самопознания и саморазвития личности.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Актуальность работы заключается в том, что через проектную деятельность формируются у младших школьников универсальные учебные действия, умения сотрудничества и сотворчества, создание комфортной ситуации на уроках, повышение мотивации к учёбе, интереса к предмету, активизации творческого мышления, ответственного отношения к делу, повышение уверенности учащихся в собственных силах, успешной адаптации в среднем звене.
Теоретическое обоснование опыта:
Теоретической основой для организации проектной деятельности в начальной школе послужили системно-синергетический, деятельностный, личностно - ориентированный и средовой подходы.
Основными принципами являются:
- принцип непрерывности образования;
- принцип природосообразности, предполагающий актуальную для младших школьников деятельность, результатом которой является реальный продукт;
- принцип системности в организации деятельности;
- принцип педагогического стимулирования, предполагающий педагогическую поддержку и стимулирование детской самостоятельности;
- принцип предоставления равных возможностей для всех детей, независимо от их интеллектуального развития.
Значительным при работе младших школьников над проектами является то, что главным здесь является не только и не столько результат деятельности, сколько сам процесс этой деятельности, так как у учеников ещё нет необходимых умений для организации самостоятельной деятельности. Этому их как раз и надо обучить. Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличиваться от 1 класса к 4 классу.
В своей школе я работаю над проектами уже почти 6 лет. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, я приблизилась к технологии работы над проектами. И потому решила поделиться своим опытом, дабы облегчить всем понимание проекта как структурной единицы проектирования в целом. . Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.
Какова структура проекта?
Структура – это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект. Любой проект имеет практически одинаковую структуру
Проект – это «пять П»: //С.Т.Зыль доцент кафедры ТИМО //
- проблема;
- проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт:
- презентация.
И так, мною модифицирован алгоритм поэтапного вхождения школьников в данный вид деятельности.
- Потребности в виде краткой формулировки задачи.
- Исследование (социальный заказ, аналоги, методы, материалы…)
- Дизайн-критерии.
- Первоначальные идеи (много).
- Оценка идей.
- Проработка лучшей идеи (2-3 идеи).
- Планирование, изготовление.
- Испытание продукта в реальной ситуации.
- Оценка продукта по отношению к потребности определенной в начале проекта.
10. Самоооценка и самоанализ.
Проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):
1. Постановка проблемы проекта.
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза.
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. При работе над проектом наиболее правильным направлением я считаю образование различных комбинаторных групп:
учитель + дети,
учитель + родители,
учитель + дети + родители.
Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
- интервьюировать членов семьи;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на слайды. (Приложения).
Такая организация работы помогает родителям активно участвовать в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.
Результатом работы над проектом, является продукт. Приведу примеры:
В приложении представлен проект я семья».
Презентацию проекта выполнили родители и ученик 1 «А» класса Коротаев Алексей и Корякина Анна.
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
- интервьюировать членов семьи;
-прогнозировать
любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на слайды.
Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, плакатах или в виде презентации.
Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включаю в свои уроки, когда учу детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
План работы над проектом
Прежде чем начать практическую разработку (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей со средствами нахождения информации, которыми будут пользоваться при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
понаблюдать;
проконсультироваться со специалистом;
провести эксперимент;
другие
9. Таким образом, в процессе проектной деятельности
- создаются условия для творческого развития детей,
- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию,
- сотрудничать друг с другом;
- совместно планировать свои действия
Коммуникативные умения:
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
- Умение вести дискуссию
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение находить компромисс
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
- Навыки монологической речи
- Умение уверенно держать себя во время выступления
- Артистические умения
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Например, при изучении темы «Выращивание луковиц» можно выяснить, как луковицу тюльпана проростить и «заставить» растение зацвести к маминому празднику и повлиять на положительное эмоциональное состояние мамы Дети проводят эксперимент, а потом можно разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. (Приложение «Исследовательская работа «Цветы для мамы»)
А также можно через проектную деятельность виртуально «поработать» в кукольном театре. Результатом будут созданные по какой -либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить.
В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
В защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т. д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить задачи, связанные с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.
Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.
Итак: В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Пример 1. В проекте «Кукуруза-королева полей» дети проводили два эксперимента: «Кукуруза– вода-почва», где исследовали влияние воды и состояние почвы на состояние растения, и «Кукуруза– химические добавки», где изучали влияние химических добавок на рост кукурузы. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов (Приложение «Исследовательская работа: «Кукуруза-королева полей»)
Проект подготовила ученица 2 а класса Русских Полина Выступила со своей работой на районном конкурсе «Человек и природа» и заняла 1 место.
На областном конкурсе юношеских исследовательских работ им. Вернадского получила диплом лауреата.
На Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г.Москва эта работа стала победителем в номинации «Самое практико-ориентированное исследование»
Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Растения нашего края ” вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали вырезки, картинки, фотографии, где были представлены самые яркие (по внешнему виду), самые полезные, нуждающиеся в охране растения нашего края. Каждый из выступающих, (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т. д.)
Пример 3. В защите проекта о перелётных птицах нашего края было представлено исследование об экологической катастрофе, которая может произойти, если не будет птиц. Дети собрали «материалы, вырезки, фотографии, были представлены перелётные птицы Кировской области. Объект исследования-скворцы. Выступающий - Слобожанинов Кирилл (в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа: изучение научной литературы, опросы населения, наблюдения, практическая часть исследования, выводы, конечный продукт. (Приложение «Исследовательская работа: «Долгожданные гости
Проект подготовил ученик 3 а класса Слобожанинов Кирилл.
Выступил со своей работой на областном конкурсе «Сохраним родную Вятку» и занял 1 место.
Пример 4. В защите проекта «Образовательная программа “Растения нашего края. Съедобные и несъедобные грибы» было представлено исследование Костылева Александра «Грибная аптека». Ребёнок совместно с родителями собрали вырезки, научные материалы, опросы, эксперименты, фотографии, где были представлены самые разнообразные лечебные грибы. Ребёнок доказал, почему нужно беречь грибы, какие лечебные вещества нужны для животных, научил одноклассников выращивать грибы лисички. (Приложение «Исследовательская работа: «Грибная аптека»).
Проект подготовил ученик 2 «а» класса Костылев Александр.
Выступил со своей работой на областном конкурсе «Сохраним родную Вятку»» и занял 2 место.
Диплом 2 степени на областной конференции юных исследователей окружающей среды «Юные исследователи»
Диплом 1 степени на областном конкурсе фестивале юных исследователей «Я познаю природу»
На Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г.Москва эта работа стала победителем в номинации «Юный исследователь». Серебряная медаль «Шаг к успеху».
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
- личностно ориентировано;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Рефлексия результатов проектной деятельности
- Я (мы) узнали, что …..
(предметные результаты проектной деятельности)
- Я (мы) научились ….
(метапредметные результаты ПД)
- Я(мы) поняли, что …..
(личностные результаты проектной деятельности).
В моём портфолио дипломы, благодарности, грамоты за организацию научно-исследовательской деятельности и творческий подход в работе с одарёнными детьми.
Проектная и исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной образовательной среде.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся цельного знания: соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.
Классификация проектов по продолжительности:
- Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока..
- Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
- Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Формы и виды проектной деятельности:
Формы продуктов проектной деятельности
| Виды презентаций проектов
|
Приложение 1
Примерные темы проектов по учебнику «Окружающий мир» 1 класс Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
Мини-проекты | Краткосрочные | Недельные | Долгосрочные |
Безопасный путь от дома до школы | Опасности дороги. | ||
Как язык различает окружающий мир с помощью органов чувств разные вкусы? | |||
Значение глаза. ( так же по другим органам чувств) | Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств | ||
Дикие и домашние животные | Как животные готовятся к зиме. | Моё домашнее животное | |
Растения - часть живой природы | Можно ли вырастить лук осенью? | ||
Жизнь растений | |||
Куда осенью улетают от нас птицы? | Жизнь лесных зверей зимой | Как зимой помочь лесным животным нашего края? | |
Покормите птиц зимой! | Как помочь птицам зимой | ||
Какое растение весной зацветает первым? | Какие растения весной цвести торопятся | «Цветок для мамы» | |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | Лето пришло | Плакаты о здоровом образе жизни. | |
Польза грибов? | Справочник грибника | С лукошком за грибами. Как правильно собирать грибы? | «Мухомор- это враг мух?» |
Лекарственные растения нашего края | Выставка лекарственных растений | Зелёная аптека | |
Чем знаменит наш посёлок? | Встреча с ветеранами | Экскурсия в посёлок | Знаменитые люди посёлка. |
2 класс
Мини-проекты | Краткосрочные | Недельные | Долгосрочные |
Планеты солнечной системы. | Планеты. Модели планет | ||
Кормушка для птиц | Как связаны неживая и живая природа? | «Долгожданные гости» | |
Вода – дар Земли. Вода и свойства | Кому и для чего нужна вода? | Вода, которую нельзя пить! | |
Домашние животные | Экскурсия на вет.станцию | Изготовление памятки по содержанию домашних животных | «Осторожно, бешенство» |
Можно ли вырастить подсолнух осенью? | Анализ данных социологического опроса | Питание растений | «Кукуруза-королева полей» |
Охраняемые растения нашего края | Плакаты с вырезками и фотографиями животных и растений | Красная книга России | |
Как рубашка в поле выросла? | Для чего люди выращивают культурные растения? | «Из бабушкиного сундучка.» | |
Причудливые грибы | Многообразие грибов. | Можно ли вырастить грибы в стакане ? | Плесень-убийца |
Аквариумные рыбки | Экскурсия в зоомагазин | Изготовление памяток по уходу за аквариумными рыбками | |
Как правильно питаться? | Перечень необходимых продуктов | Питание и здоровье | Банан-рекордсмен витаминов |
Мой режим дня | Подготовка и выступление о режиме дня во 2-б классе | От кого зависит твой режим дня? | |
Награды времён Великой Отечественной войны | Сочинения о дедах, воевавших на войне. | Изготовление подарков для ветеранов. |
Список использованной литературы:
1.Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.
2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
3.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
4.Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Учитель, 2011.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия. Тема: "Архетип - Мировое дерево". Современная технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.
Для активизации развития творческих способностей детей следует применятьразличные современные технологии. Наиболее эффективным способом организации экспериментальной деятельности детей начальной школы...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....
Методическая разработка "Метод проектов в начальной школе"
Организация проектной деятельности...
Методическая разработка урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления
Цель урока: создать условия для знакомства с факторами, составляющими основу экономики....
Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий
Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок построен на материале учебника "Английский в фокусе 4". Тема урока: "Письмо о друге...
Методическая разработка "Метод проектов в начальной школе"
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. В результате многолетнего педагогического проектиров...