Урок окружающего мира «Берегите воду!» в 3 классе (уч. А.А.Плешакова)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок построен на основе научно-практической конференции, где работают "ученые", "представители разных профессий", связанные с изучением и практическим использованием воды. Используются приемы творческих проектов, лабораторных исследований и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_vodu_3_kl.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
окружающего мира
«Берегите воду!»
в 3 классе
(уч. А.А.Плешакова)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МОУ СОШ №60
Сорокина Л.В.
г.Брянск, 2010г.
Тема: Берегите воду!
Цели: рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
познакомиться с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
формировать понятие «экологическая проблема» и убедить в
необходимости охраны воды;
помочь учащимся в приобретении определённых знаний и уме
ний, позволяющих участвовать в практической деятельности
по охране воды в природе;
помочь учащимся в преодолении потребительского подхода
к использованию воды, безответственного отношения к ней;
развивать навыки самостоятельной, практической и иссле-
довательской работы, работы в группах.
Оборудование: презентации «Планета Вода», «Люди, останови-
тесь!»; плакаты: «Круговорот воды в природе», вода в трёх
состояниях; иллюстрации: поливальная машина, городские
растения, мытьё машин; тесты «Вода в опасности»; разрез-
ные аппликации для плакатов; выводы на полосках бумаги;
глобус; план работы на плакате; карточки с составом воды;
стаканы с загрязнённой и чистой водой; индивидуальные таб-
лички для выступающих; декорации для сказки «Жила-была
река»
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на научно-практическую конференцию «Берегите воду!». Наша цель: выявить противоречия между обществом и природой по использованию водных ресурсов, найти решение экологической проблемы. На конференции присутствуют разные группы людей:
- учёные, которые расскажут нам о воде, её свойствах и составе;
- представители разных профессий, где невозможно обойтись без воды;
- экологи, которые расскажут об экологической проблеме;
- эксперты, которые помогут нам сделать выводы и найти решение экологической проблемы (присутствующие учителя).
План работы (учитель указывает на него во время представления групп):
- Вода, её состав и свойства.
- Вода – источник жизни.
- Использование воды.
- Экологическая проблема.
- Пути решения проблемы.
- Выступление «учёных».
- «Планета Вода» - презентация уч-ся (многообразие и красота воды на планете)
Текст: Посмотрите на модель нашей планеты. Больше всего на ней голубого цвета, то есть воды, суша занимает лишь 1/3часть. И, пожалуй, нашу планету справедливо было бы назвать не Земля, а Вода. Все воды прекрасны. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты.
- Вода – вещество, которое находится в природе в 3-х состоя-
ниях. Каких? (Вопрос к учащимся)
Показ иллюстраций: река летом, сосулька, чайник с паром)
Можно использовать стакан с водой, лёд из холодильника, мокрая тряпка по доске).
- Что нужно сделать, чтобы увидеть воду в газообразном состоянии? (Закипятить её, выдохнуть на морозе, увидеть туман)
3. Состав воды.
- Вода – смесь веществ. Как вы думаете, из чего состоит вода?
Я буду показывать карточки, если вы согласны – хлопнете в ла-
доши. (Показ: ил, кислород, водород, примеси, минеральные соли,
песок, камни; нужные прикрепляются к доске)
4. Свойства воды.
- Для того, чтобы выявить свойства воды, мы проводили опыты.
Вспомните, какими свойствами обладает вода.(Вывешиваются на доске:
- прозрачна; - не имеет запаха; - подвижна;
- бесцветна; - растворитель; - при охлаждении
расширяется
5.Круговорот воды в природе. (Плакат)
- С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается там т образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. из них вода возвращается в виде дождя и снега.
Физминутка
Учитель:
- Мы вспомнили и узнали много интересного о воде. Самые приятные впечатления для нас, связанные с водой – это, наверное, купание. В это жаркое лето вы все побывали на водоёмах: реках, озёрах, морях. Вода обладает ещё одним удивительным свойством – снимает мышечное и мозговое напряжение. Покажите, как вы качались на волнах, плавали, ныряли, кувыркались в воде.
6.Вода – это жизнь.
- Вода входит в состав любого организма, содержится во всех частях растений, теле животного и человека. Масса воды в теле человека составляет почти 2/3 его массы. Чтобы её вычислить, надо ВЕС: 3 х 2(показ таблички).
- Человеку в сутки необходимо 2 литра воды. Без воды мы не проживём и 5 дней. Вода – источник жизни. (Показ табличек с числами)
- Пьёт водичку всё живое,
И растенья тоже пьют.
Мы берём её из крана,
Из земли они берут.
Пусть воды на свете много,
Но не всем она годна.
Для людей и для животных
Нужна пресная вода.
- На 100 литров солёной воды океанов и морей приходится 2 литра пресной воды рек, озёр, ручьёв и родников. 1/3 часть населения планеты испытывают недостаток пресной воды. (Показ табличек с числами).
7. Практическая работа.
- Совсем чистую (дистиллированную воду) можно получить только в лаборатории. Она невкусна, в ней нет солей, не годится для питья.
Учёные проводят анализ воды, чтобы убедиться в её пригодности для использования. Проверяют её прозрачность, наличие живых организмов (под микроскопом), запах. Я предлагаю вам хотя бы внешне проверить, годится ли данная вода к использованию (группам детей предлагаются стаканы с водой, загрязненной или нет)
- Вывод: не всякую воду можно использовать.
- Использование воды (представители разных профессий)
1) Люди, ответственные за чистоту и благоустройство города. (С картинкой поливальной машины)
- Мы используем воду в больших количествах для полива городских улиц от пыли, с помощью этих же поливальных машин сметается грязь и мусор с шоссе. При высадке растений тоже необходима вода.
2) Работники автомойки (с картинками)
- А мы бы без воды просто не существовали. Правда, чтобы машины были чистыми и ухоженными, нам приходится применять различные шампуни и другие очистительные вещества.
3) Директор бумажного комбината (в руках книга, тетрадь)
- Чтобы изготовить книги, тетради и другую бумажную продукцию, нужна бумага. Чтобы получить 1 тонну бумаги, надо 250 тонн воды.
4) Директор стальзавода (в руках металлические предметы)
- Все эти предметы сделаны из стали. Чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды.
Учитель: вода необходима и на других предприятиях промышленности и сельского хозяйства.
- Домохозяйки (со схемой).
-Человеку нужно 2 литра воды для внутреннего потребления. А сколько для других нужд – вы увидите на диаграмме:
разное-15л 10л – умывание
10л – мытьё посуды
5л – питьё, еда
туалет–45л 15л – стирка
40л – душ, ванна
-Итого: 135л в день на 1 человека
- На семью из 4-х человек – около 500л в день.
IV. Экологическая проблема.
- Всегда ли мы правильно расходуем воду? Посмотрите этот фильм и сами ответьте на этот вопрос.
1.Презентация «Люди, остановитесь!»
Текст:
-Всё меньше и меньше на планете остаётся чистой воды. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10тысяч товарных поездов. От загрязнения погибают растения и животные, чахнут растения на берегах, мутируют животные, загрязнённая вода вредна и опасна для здоровья человека. Это приводит к неизлечимым болезням.
2.Ежегодно в морях и океанах происходит до 15 крупных аварий.
Разлитая нефть уничтожает жировую плёнку на перьях птиц, вода легко пропитывает оперенье, птицы замерзают и гибнут, гибнут зародыши. Осевшие на дно остатки нефти образуют сплошную плёнку, похожую на асфальт.
3.Огромное количество рыбы, морских животных погибло во время недавних событий в Атлантическом океане, когда прорвало трубу нефтепровода. Некоторые учёные связывают с этой катастрофой изменение климата на планете.
Учитель:
- Так всегда ли правильно мы относимся к воде?
- Кто виноват в этом загрязнении воды?
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы всем хватало пресной воды?
V. Решение проблемы.
Ответы детей:
- Не загрязнять без необходимости.
- Очищать загрязнённую воду.
- Экономить воду.
(Правила записаны на полосках бумаги)
- Объяснить каждое правило:
1) НЕ бросать мусор.
2) НЕ сливать отходы в водоёмы.
3) Строить очистные сооружения.
4) Очищать загрязнённую воду и снова её использовать.
5) НЕ расходовать зря воду.
Учитель:
- Все эти правила пользования водой мы можем выразить плакатами. Составьте аппликацию и подпишите призыв.
(Каждой группе – своя аппликация)
Итог: общий плакат «Берегите воду!»
VI. Подведение итогов – выступление экспертов.
- Мы внимательно выслушали доводы всех участников конференции и решили, что вы пришли к правильным выводам. Но в ходе работы у нас появилось несколько вопросов, на которые мы хотели бы услышать от вас ответы:
- Какую роль играет вода для человека?
- Почему среди такого количества воды человек беспокоится о её нехватке? -В чём заключается экологическая проблема?
- Как именно вы, дети, можете решить эту проблему?
2) Чтобы выяснить, все ли поняли результаты нашей сегодняшней конференции, мы приготовили для вас тесты. Итоги их мы подведём позже.
3) Выполнение тестов «Вода в опасности»
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни
больше всего?
а) крахмал
б) воду;
в) соль.
2. Без чего невозможно вырастить урожай на полях?
а) без тракторов, комбайнов, топлива;
б) без минеральных удобрений, труда людей, прополки сорняков;
в) без света, воздуха, воды.
3. Какая вода нужна людям:
а) прозрачная;
б) бесцветная;
в) чистая.
4. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве.
5. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры;
б) пластиковые трубы;
в) кислоты.
VII. Экологическая сказка. «Жила-была река». Н.Рыжов
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Однажды на ее берегах построили завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала Речка.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку. Однажды по ней проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Совсем заболела Река.
«Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь». Речные жители очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Вот наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие граждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс
Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации....
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс
Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....
Сценарий урока окружающего мира "Берегите воду! Люди!"
Задачи, решаемые на данном уроке: - обратить внимание на красоту водоемов планеты, достойную уважения, восхищения и заботы- вспомнить области применения воды человеком- узнать об источниках загр...
Урок окружающего мира "Берегите воду!"
Конспект и презентация урока окружающего мира "Берегите воду!"...
Конспект урока окружающего мира "Берегите воду" 3 класс + презентация УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование бережного отношения к воде, знакомство с мерами охраны водоемов, причинами загрязнения воды.Планируемые результатыПредметные:-знать причины загрязнения воды, ме...
Технологическая карта урока окружающего мира "Берегите воду!", 3 класс, УМК "Школа России"
Цель урока: Формирование представлений о необходимости бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с з...