окружающий мир 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая пограмма по окружающему миру для 3 класса УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_3_okr_mir.docx | 80.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по окружающему миру.
Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом МОУ «Придорожная СОШ» имени А.С. Новикова – Прибоя на 2015 – 2016 учебный год на 68 часов из расчета 2 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК по учебному предмету «Окружающий мир», соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год, утвержденного приказом директора школы№57/1 от 22.06.2015 г «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе»:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение- 2012
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1, 2 для 3 класса начальной школы / А.А.Плешаков. –М.: Просвещение- 2013
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Требования к результатам усвоения содержания рабочей программы
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
- составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни;
- соблюдать правила противопожарной безопасности;
- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов | Количество часов | Практические работы |
Как устроен мир | 6 | ||
Эта удивительная природа | 18 | 3 | |
Мы и наше здоровье | 10 | 3 | |
Наша безопасность | 7 | 1 | |
Чему учит экономика | 12 | 2 | |
Путешествия по городам и странам | 15 | ||
ВСЕГО: | 68 | 9 |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля | Дата | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | По плану | По факту | |||||
«Как устроен мир» (6 ч) | ||||||||||
1 | Природа | 1 | Научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. | Принимать и сохранять целевые установки урока. | Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | Формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна. Раскрывать ценность природы для людей. Сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам. | Фронтальный опрос | ||
2 | Человек | 1 | Извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); | Принимать и сохранять целевые установки урока; | Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | Осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | Различать внешность человека и его внутренний мир. Анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношение к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Фронтальный опрос | ||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу). | Определять цель проекта, его этапы и сроки; | Выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы. | Осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации ( фотографии, рисунки),оформлять стенд; - презентовать проект; - оценивать результаты работы. | Проектная деятельность | ||
4 | Общество | 1 | Сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; | Принимать и сохранять целевые установки урока; | Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; -формулировать выводы из изученного материала. | Осознавать ценность каждого человека в обществе; -проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны. | Определять место человека в мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; | Фронтальный опрос | ||
5 | Что такое экология | 1 | Сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. | Принимать и сохранять целевые установки урока; | Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; | Фронтальный опрос | ||
6 | Природа в опасности! | 1 | Сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. | Принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. | Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | Осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; | Фронтальный опрос | ||
«Эта удивительная природа» (18 ч) | ||||||||||
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | Классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. | Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | Проявлять интерес к познанию природы. | Характеризовать понятия « тела», «вещества», « частицы»; -классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; - наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения. | Фронтальный опрос | ||
8 | Разнообразие веществ | 1 | Различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; | Практическая работа | ||
9 | Воздух и его охрана | 1 | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием. | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -высказывать предложения, делать выводы. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Анализировать схему ( диаграмму) с целью определять состава воздуха; - исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; | Фронтальный опрос | ||
10 | Вода | 1 | Анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; | Практическая работа | ||
11 | Превращения и круговорот воды | 1 | Различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | Высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; | Фронтальный опрос | ||
12 | Берегите воду! | 1 | Извлекать из текста информацию в соответствии с заданием; -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамичной схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; | Фронтальный опрос | ||
13 | Как разрушаются камни | 1 | Моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении; | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе; -готовить рассказ на основе наблюдений; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; -характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения ( на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева); | Фронтальный опрос | ||
14 | Что такое почва | 1 | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям. | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; - анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; | Практическая работа | ||
15 | Разнообразие растений | 1 | Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; - знакомиться с группами растений по материалам учебника; - знакомиться по учебнику с понятием « виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку; | Фронтальный опрос | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; | Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; - моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; | Фронтальный опрос | ||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений | Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. | Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; -работать с терминологическим словарикам; | Фронтальный опрос | ||
18 | Охрана растений | 1 | Актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе. | Планировать свои действия в течение урока. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; -обсуждать материалы книги « Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; | Фронтальный опрос | ||
19 | Разнообразие животных | 1 | Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -Работать с электронным приложением к учебнику. | Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; -оценивать достижения на уроке; - Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, | Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. | Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; -классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; -приводить примеры животных разных групп; -с помощью атласа- определителя « От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе; - обсуждать рассказ « История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»; | Фронтальный опрос | ||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию | Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Определять цель и этапы работы. | Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках, распределять обязанности в работе над проектом. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому | Характеризовать животных по типу питания; -приводить примеры животных по типу питания; - анализировать схемы цепей питания; - характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги» Зеленые страницы» о божьих коровках; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; | Фронтальный опрос | ||
21 | Размножение и развитие животных | 1 | Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. | Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения | Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. | Характеризовать животных разных групп по способу размножения; -моделировать стадии размножения животных разных групп; -рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; -обсуждать материалы книг « Зеленые страницы» и « Великан на поляне» о размножении животных; | Фронтальный опрос | ||
22 | Охрана животных | 1 | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. - Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1 -2 классах; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; - с помощью атласа- определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России; - обсуждать меры по охране животных; | Фронтальный опрос | ||
23 | В царстве грибов | 1 | Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. -Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | Обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». - строить понятные для партнёра высказывания | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Характеризовать строение шляпочных грибов; - с помощью иллюстраций учебника и атласа – определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - обсуждать материал рассказа « Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; - моделировать различие грибов- двойников; | Фронтальный опрос | ||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. | Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. | Характеризовать организмы – производители, организмы – потребители и организмы – разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; - моделировать круговорот веществ в природе; - рассказать о круговороте веществ на Земле; | Фронтальный опрос | ||
«Мы и наше здоровье» (10 ч) | ||||||||||
25 | Организм человека | 1 | Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём | Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. | Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; - характеризовать системы органов человека ( их части и назначение) ; -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; -анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника; -практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; | Практическая работа | ||
26 | Органы чувств | 1 | Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -работать с терминологическим словарём. -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. | Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; -формулировать правила гигиены органов чувств; -работать с терминологическим словарикам; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | ||
27 | Надежная защита организма | 1 | Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. | Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовит рассказ об уходе за кожей. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь. | Практическая работа: изучить свойства кожи; -характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; -работать с терминологическим словарикам; | Практическая работа | ||
28 | Опора тела и движение | 1 | Находить упражнения для формирования правильной осанки. -Работать с терминологическим словарем. | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его. | Работать со взрослыми, слушать собеседника | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; -раскрывать роль правильной осанки для здорового человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | ||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. | Практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительной системы; - характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; -обсуждать правила рационального питания; - составлять меню здорового питания; -работать с терминологическим словарикам; | Практическая работа | ||
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи. | Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. -формулировать выводы по теме урока. -отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников | Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме | Ориентироваться на выполнение моральных норм. -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | Актуализировать знания о легких и сердце, полученные во 2 классе; -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; -характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; | Фронтальный опрос | ||
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; | Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. -Проводить закаливание своего организма. | Характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; -регулярно проводить закаливание своего организма; -работать с терминологическим словарикам; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | ||
32 | Здоровый образ жизни | 1 | Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье. - работать с терминологическим словарём. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. - оценивать свои ответы и ответы одноклассников. | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. -Работать в паре, составлять памятку. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; -работать с терминологическим словарикам; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. | Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми | Определять границы собственного знания и незнания. | Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Тестирование | ||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми. | Формирование адекватной оценки своих достижений. - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Определять границы собственного знания и незнания. - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Готовиться к выполнению проекта « Школа кулинаров» | Проектная деятельность | ||
«Наша безопасность» (7 ч) | ||||||||||
35 | Огонь, вода и газ | 1 | Моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. | Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников | Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. | Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. | Актуализировать знания об опасностях в быту, полученных в 1-2 классах; -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; -анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги; -работать с терминологическим словарикам; | Фронтальный опрос | ||
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения | Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. | Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. | Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; -работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - выполнять тесты с выбором ответа о правильном/ неправильном поведении на улице и в транспорте; - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; | Фронтальный опрос | ||
37 | Дорожные знаки | 1 | Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. | Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; -анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги; -работать с терминологическим словарикам; | Фронтальный опрос | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда. | Принимать учебную задачу. -Формирование адекватной оценки своих достижений | Брать интервью у ветеранов войны, презентовать свой проект. | Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах Росси, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; -интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; - оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Проектная деятельность | ||
39 | Опасные места | 1 | Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. | Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. | обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. | Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; -работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | ||
40 | Природа и наша безопасность | 1 | Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников | Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными | Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. | Характеризовать опасности природного характера; Находить в атласе- определителе « От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; -обсуждать рассказ « Опасные двойники» из книги « Зеленые страницы»; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; | Фронтальный опрос | ||
41 | Экологическая безопасность | 1 | Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. | Анализировать по схеме цепь загрязнения; -приводить примеры цепей загрязнения; -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; -работать с терминологическим словарикам; | Практическая работа | ||
«Чему учит экономика» (12 ч) | ||||||||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; | Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. | Работать со взрослыми; - рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. | Раскрывать понятия «экономика», « потребности», « товары», « услуги»; - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - работать со взрослыми: прослеживать. - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; -работать с терминологическим словарикам; | Фронтальный опрос | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения | Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; -раскрывать роль науки в экономическом развитии; | Фронтальный опрос | ||
44 | Полезные ископаемые | 1 | Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. | Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. | Строить монологическое высказывание | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам | Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа- определителя готовить сообщения о каком – либо полезном ископаемом; - работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; -работать с терминологическим словарикам; | Фронтальный опрос | ||
45 | Растениеводство | 1 | Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. | Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; -обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать культурные растения; -определять с помощью атласа- определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; -исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; | Практическая работа | ||
46 | Животноводство | 1 | Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. | Актуализировать знания, полученные во 2 классе. - принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; -характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; | Фронтальный опрос | ||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. | Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; -соотносить продукцию и отрасли промышленности; -выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; -работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; -работать с терминологическим словарикам; | Фронтальный опрос | ||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. | Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании. | Презентовать проект, выступать перед одноклассниками. - Коллективно создавать книгу « Экономика родного края». | Формировать установку на выполнение моральных норм. | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего села; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома; - коллективно составлять книгу – справочник « Экономика родного края»; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Проектная деятельность | ||
49 | Что такое деньги | 1 | Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. | Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. | Работа в паре, сравнение монет разных стран. -практическая работа по различению денежных единиц. | Определять границы собственного знания и незнания. - мотивация учебной деятельности; -принимать мнение других членов коллектива. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля- продажа); моделировать ситуации бартера и купли – продажи; - раскрывать роль денег в экономике; - различать денежные единицы разных стран; -практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; -работать с терминологическим словарикам; | Практическая работа | ||
50 | Государственный бюджет | 1 | Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем. - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. | Осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; -определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; -выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; - работать с терминологическим словариком; | Фронтальный опрос | ||
51 | Семейный бюджет | 1 | Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. | Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. | Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию. | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важные; - моделировать семейный бюджет; - работать с терминологическим словариком; | Фронтальный опрос | ||
52 53 | Экономика и экология | 2 | Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Моделировать экологические прогнозы. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе. | Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. - осуществлять сотрудничество со взрослыми | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; -обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; -моделировать экологические прогнозы; - работать с терминологическим словариком; | Фронтальный опрос | ||
«Путешествия по городам и странам» (15 ч) | ||||||||||
54 55 56 | Золотое кольцо России | 3 | С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры | Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. | Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. -прослеживать маршрут путешествия по карте. | Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; | Фронтальный опрос | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения. | Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. | Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | В ходе проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | Проектная деятельность | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. –Формировать адекватную самооценку. | Обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. | Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; | Фронтальный опрос | ||
59 | На севере Европы | 1 | Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. | Принимать учебную задачу урока. - формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. | Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений; - соотносить государства и флаги; -узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; | Фронтальный опрос | ||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Принимать мнение других членов группы. | Работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности. - Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений; - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; -выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; | Фронтальный опрос | ||
61 | В центре Европы | 1 | Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку | Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений; -узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; | Фронтальный опрос | ||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. | Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. -Адекватно оценивать своих товарищей. | Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений; -описывать достопримечательности стран по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; | Фронтальный опрос | ||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране . -Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Великобритании. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. | Работать в группе, изучать достопримечательности Великобритании, находить на карте, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений; -описывать достопримечательности стран по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; | Фронтальный опрос | ||
64 | На юге Европы | 1 | Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране . -Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. | Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. | Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. | Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; -описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; | Фронтальный опрос | ||
65 | По заметным местам мира | 1 | Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. | Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. | Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; - в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты об изучаемых странах; | Фронтальный опрос | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие | 1 | Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми | Определять границы собственного знания и незнания. | Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Тестирование | ||
67 68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 2 | Самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников. | Формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива | В ходе проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | Проектная деятельность |
Список литературы
Учебники | Учебно – методические пособия | Медиаресурсы |
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 -143 с. | Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2013. – 384 с. | Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику. |
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1, 2 для 3 класса начальной школы / А.А.Плешаков. –М.: Просвещение, 2013 – 99 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...