«Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе .
Учитель: Гибизова Бэлла Касболатовна.
Тема: «Лес – природное сообщество».
Цели:
- продолжить воспитание бережного отношения и любви к природе;
- развитие познавательного интереса, самостоятельности в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о лесе как природном сообществе;
- развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Задачи:
- ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей;
их взаимосвязью, ролью в природе,
- развивать умение использовать ранее полученные знания,
умение рассуждать, выражать свои мысли;
- развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;
- работать с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.
Тип урока: проект
ФОПД: фронтальная, групповая.
МО: практический, поисковый.
Предварительная работа: поход в лес.
Планируемый педагогический результат:
Демонстрация учащимися:
- усвоения предметного материала и возможности его применять на практике;
- умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстративный текст, таблицу, схематичный рисунок, объединенных общей темой.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Памятка «Как сравнивать»
- Раздаточный материал: таблица «Растения леса», «Ярусы леса», «Животные леса», «Грибы».
План урока:
- Организационный момент
- Целеполагание
- Работа над новой темой:
а) выбор источника исследования
б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них
в) работа в группах
- Физминутка
- Выступление групп. Защита своих работ
- Раскрытие детьми темы урока
- Закрепление полученных знаний
- Подведение итога урока
- Рефлексия
Ход урока.
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Рада видеть всех вас.
- Целеполагание
Сегодня на уроке мы поговорим о доме. Но не о привычном нам жилище, а о
многоэтажном доме, заселенный живыми существами, который стоит уже не одну тысячу лет и не нуждается в уходе со стороны человека.
Догадались, о чем пойдет речь? (нет)
Какие живые существа, кроме человека вам известны? (растения, животные…)
Что же является домом для них? (может быть, лес)
Почему дом многоэтажный? Ваши версии.
- Сегодня на уроке мы – научные исследователи, которым нужно решить важную проблему: так что же такое лес, где у леса этажи….
(хорошо, если дети сами предложат все неизвестные им вопросы о лесе, поставят проблему)
- Работа над новой темой
а) выбор источника исследования
Верно. Ваша задача заключается в составлении небольшого сообщения об этом «доме», но для того, чтобы подготовить его, нам, как исследователям необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее.
А как собрать нужную нам информацию?
(источники получения информации)
Какими источниками мы можем воспользоваться? (Слайд 2)
Итак, прежде чем составить сообщение нужно его подготовить.
б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них
Предлагаю поработать в группах. Но для этого потребуется вспомнить правила работы в группе и план действий. (Слайд 3, 4)
(с помощью жетонов разного цвета разбиваются на группы).
Распределите роли внутри группы и прикрепите бейджик. (Слайд 5)
Сейчас каждая исследовательская группа получит конверты с заданием на сравнение.
А что значит сравнить? (Слайд 6)
Первой группе нужно будет сравнить растения леса по таблице, записать по 3, 4 представителя.
Вывод о расположении растений и доказательство в виде аппликации вы занесете в сообщение (раздаются таблицы сравнения). (Приложение 1)
Второй группе предстоит узнать, как располагаются животные в лесу.
Для этого нам нужно их «заселить», а также подумать, почему они занимают именно эту территорию, проанализировать и озвучить свой ответ, привести доказательства и показать выполненную вами работу.
Результатом вашей работы будут иллюстрированные сообщения. (Приложение 2)
Третьей группе достались не менее интересные «жители»- грибы. Почему они вошли в отдельную группу, вы скажете нам, выполнив свое задание. (Приложение 3)
Приступаем к работе. В вашем распоряжении 15 минут.
- Работа в группах.
Памятка на доске.
- Физминутка.
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)
- Выступление групп. Защита своих работ.
(Выступление третьей группы учитель дополняет необходимой информацией:
- Раньше грибы относили к царству растений, но были ученые, которые доказали, что они имеют сходства и с животным миром, сейчас грибы находятся в отдельной группе, основа их тела - грибница, похожая на паутину, грибы питаются готовыми органическими веществами, незаменимую роль играют для всех живых существ ….)
Какой можем сделать вывод? (и животные, и растения расположены по «лесным этажам» - ярусам)
Ребята, а ярусы живут каждый своей жизнью обособленно или взаимодействуют с другими, живут сообща?
- Сообщение темы урока.
Верно, тема нашего исследования будет звучать так: «Лес как природное сообщество». (Слайд 7)
Прочитайте еще раз тему, все слова понятны?
Итак, узнаем, что такое сообщество.
Как? (словарь, разбор слова по составу). (Слайд 8)
- Закрепление полученных знаний.
Ребята, а как связаны растения и животные? (растения служат пищей для животных)
А грибы и растения? Грибы и животные? (грибы от деревьев берут сахар и крахмал, а деревья с их помощью всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями)
Как называется такая связь? (цепь питания)
Каждой группе предлагаю составить цепь питания, сложившуюся в наших краях, причем цепи будут «по этажам». Первая группа - верхний этаж, вторая - средний ярус, третья - нижний.
( работа в группах. Зачитывают свои ответы)
Молодцы, а кто скажет, для чего существует такая связь?
Представим, что 1 звено из цепи выпало. Что произойдет? (Слайд 9, 10)
Чтобы такого не случалось, что нужно делать? (Охранять)
Каким образом? (Слайд 11, 12, 13)
- Подведение итога урока
Итак, коллеги, можем ли мы утверждать, что лес – это природное сообщество?
Почему?
Сейчас понятно, почему этот дом многоэтажный и не нуждается в уходе со стороны человека?
Всем спасибо за работу.
Предлагаю вам заполнить анкету.
- Рефлексия – анкета (Приложение 4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"
Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....
Презентация по теме "Луг -природное сообщество"
Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...
Природное сообщество "Поле"
Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...