Первые русские князья. Владимир Святой и принятие христианства (с использованием бально – рейтинговой системы)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Класс: 3
УМК: «Школа XXI века»
Предмет: окружающий мир
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создание условий для формирования представлений о дохристианских верований славян, истории принятия христианства и его значении для русской культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_semki_v_tk_prinyatie_hristianstva.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Л. В.
учитель начальных классов
ГБОУ школы №489
Московского района
г. Санкт – Петербурга
Первые русские князья. Владимир Святой и принятие христианства
(с использованием бально – рейтинговой системы)
Класс: 3
УМК: «Школа XXI века»
Предмет: окружающий мир
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создание условий для формирования представлений о дохристианских верований славян, истории принятия христианства и его значении для русской культуры
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к своей стране, к ее истории и культуре
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий
-планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами
- контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы
- оценивать результаты своих действий, находить ошибки, исправлять их
Познавательные УУД
- осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач
- понимать информацию, представленную в разных формах (вербальной, изобразительной и тд)
Коммуникативные УУД
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах
- допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам
Предметные результаты
- осознание того, что с отменой язычества и принятием христианства, на Руси изменилась культура, история, жизнь людей
-формирование представлений о роли князя Владимира в развитии Древней Руси
Основные понятия: славянские племена, князь, летопись, вера, христианство, крещение, былина, религия, язычество
Межпредметные связи: МХК, ОРКСЭ, история, литературное чтение
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технология: элементы технологии критического мышления, бально – рейтинговая система
Оборудование: интерактивная доска – экран, презентация, индивидуальные технологические карты учеников, система карточек с заданиями, канцелярские принадлежности для создания творческого продукта
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Виды деятельности обучающихся | Планируемые Предметные | результаты УУД |
Организационный момент | Распределение детей по группам (дети вытягивают кружки разных цветов, желательно предусмотреть уровень возможностей детей: группа средних, сильных и слабых учеников). Приветствие детей, чтение стихотворения: Прозвенел звонок И урок начинается. В путешествие по древности Мы отправляемся. Сегодня мы отправляемся в путешествие на много веков назад, в Древнюю Русь. (Слайд 1) | Рассаживаются в группы, настраиваются на урок | Включение обучающихся в образовательный процесс | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения | |
Актуализация знаний Заполнение кластера Фронтальный опрос Определение цели урока | Учитель предлагает детям заполнить кластер ассоциаций к понятию «Древняя Русь», на основе ассоциаций детей составляется общий кластер на доске Учитель задает вопросы учащимся на повторение имеющихся знаний, опираясь на ассоциации, записанные в кластер: славянские племена, их расселение, образ жизни, религия, управление, первые князья, их роль в истории Русь. (Слайд 2) -Что уже знаете о князе Владимире Святославовиче? Можем ли еще что-то узнать? Какова будет цель урока? | Заполняют индивидуальный кластер (не более 5ти ассоциаций), диктуют их учителю при составлении общего кластера Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока. - Узнать новое о времени правления Владимира Святославовича, принятии христианства, его последствиях. | Актуализация и уточнение опорных знаний Активное включение учащихся в образовательный процесс | Повторить основные понятия по изученным темам. | Строить речевое высказывание в устной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам Ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий |
Введение технологической карты | Показывает ТК, повторяет принципы работы с таблицей, настраивает на активную работу. -Чем больше баллов наберете, тем выше будет отметка. (см. приложение 1). | Подписывает ТК, проставляет баллы за кластер. | Самоорганизация, самооценивание. | Готовность оценивать свой учебный труд | |
Открытие новых знаний | - Чтобы достигнуть поставленную цель, каждая группа будет работать по своей теме. Повторим правила работы в группе. Внимательно читайте задание, распределяйте роли, помогайте друг – другу. На выполнение заданий у вас 10 минут. (Учитель оказывает помощь группам, контролирует поведение, следит за временем). | Повторяют правила работы в группе: взаимопомощь, умение слушать, умение уступать, находить компромиссы, договариваться, не кричать и т.д.) Учащиеся открывают конверты с заданиями, изучают материалы, распределяют роли в группах, выполняют задания. | Коммуникативная деятельность. Распределение ролей, групповая работа по выполнению задания (в каждой группе задания позволяют проявить разные способности, дети имеют возможность выбора задания по своим силам и предпочтениям). Самостоятельная работа. Аналитическая деятельность. | Осознание того, что с отменой язычества и принятием христианства, на Руси изменилась культура, история, жизнь людей. Формирование представлений о роли князя Владимира в развитии Древней Руси | Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах. Планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами. Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы. Осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач, понимать информацию, представленную в разных формах. |
Презентация командами результатов своей работы. | Организовывает выступление команд, оказывает помощь. Настраивает на внимательное слушание. - Достаньте из конвертов с заданиями таблицу вопросов и заполняйте ее по мере выступления команд (см. приложение 2). Слайды 3,4,5 | Выступают перед одноклассниками, раскрывают тему своей группы, представляют творческие продукты. | Коммуникативная деятельность. Самоконтроль. Активное включение учащихся в образовательный процесс. | Осознание того, что с отменой язычества и принятием христианства, на Руси изменилась культура, история, жизнь людей. Формирование представлений о роли князя Владимира в развитии Древней Руси. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы Осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к своей стране, к ее истории и культуре. |
Заполнение технологической карты, подсчет баллов, выставление оценок | Организует заполнение ТК. Объясняет нормы оценивания. - Кто получил 5? 4? Молодцы! | Заполняют ТК. Подсчитывают баллы, выставляют себе оценку. | Самооценивание. | Оценивать результаты своих действий. | |
Рефлексия | Проводится на основе заполнения двух таблиц. Учитель организует заполнение карточек с высказываниями (см. приложение №3) и проводит «голосование» по темам трех групп. - У каждого из вас есть смайлик, который вы получили при распределении по группам. Принесите его в ту тему, которая вам наиболее понравилась, запомнилась. Анализ результатов. | Дети заполняют карточку с высказываниями (см. приложение №3), показывают какой вариант выбрали. Голосуют за наиболее понравившееся и запомнившееся выступление, прикрепляют в таблице с названиями тем групп свой смайлик (приложение 4). Объясняют свой выбор. | Рефлексивная деятельность. Самооценивание. Обоснование своего выбора, анализ презентаций деятельности команд. | Иметь представления по теме урока. | Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам. |
Итог урока | - Какая цель стояла перед нами? - Достигли ли мы этой цели? | Отвечают на вопросы. | |||
Домашнее задание | Предлагает разные варианты ДЗ. | Берут из конвертов список возможных вариантов ДЗ. | Предоставлена возможность вариативного выполнения задания. Определяются с заданием по выбору. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений. |
Приложение 1. ТК ученика
Технологическая карта урока
Ученика(цы)________________________________________
Работа с кластером | Баллы |
| От 0 до 5 баллов |
Мои баллы__________________
Работа в группе | Баллы |
| 10 баллов |
| 15 баллов |
Мои баллы__________________
Баллы | |
1.В моей карточке записана информация только по теме моей группы | 10 |
2.В моей карточке записана большая часть информации, но не полностью | 15 |
3.В моей карточке заполнена вся информация по теме урока | 20 |
Мои баллы______________
Активность | Баллы |
| 5 баллов |
Мои баллы__________________
Я набрал(а) всего_________________ баллов
И получаю оценку ______________________
Если вы набрали:
Более от 36 до 45 баллов получаете 5
От 29 до 35 баллов получаете 4
От 20 до 28 баллов получаете 3
Менее 20 баллов получаете 2
Приложение 2. Карточка с заданиями для ответов.
Карточка ученика (цы)____________________
| |
| |
|
Приложение 3. Опрос на этапе рефлексии.
Я______________________________________________________
| |
| |
|
Приложение 4. Таблица для голосования.
Русь до христианства | Принятие христианства князем Владимиром | Влияние принятия христианства на культуру и историю Руси |
Приложение 5. Задания для групп.
Задание для первой группы Изготовьте фигуры дохристианских богов (опирайтесь на иллюстрации) и расскажите о верованиях славян до принятия христианства. Верования славян до принятия христианства Восточные славяне были язычниками, т.е. последователями религии, основанной на многобожии. Эта религия и связанные с ней представления, мифы, верования, нравы и обычаи сформировали у восточных славян строгие правила чести, нормы поведения и принципы справедливости. Особое место у богов славян занимало поклонение Роду. По представлениям славян, Род, находясь на небе, давал жизнь всему живому на земле. Отсюда и происхождение слов: народ, родня, родители, природа и др. Священными деревьями считались дуб, берёза, верба. Древние славяне поклонялись предкам. По их мнению, старейший основатель рода – чур (дед) – охранял своих родственников. «Чур меня!», то есть «Дед, защити меня!» - говорил славянин, когда ему угрожала опасность. Славяне устраивали праздники, поминали усопших. Чтобы задобрить предков, они приносили на их могилы дары: блины, мясо, мед, квас. Жизнь славян – земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то дождь зальет хлеба, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Они считали силы природы могущественными живыми существами. У восточных славян было много богов: Сварог – бог неба и огня, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скота, Стрибог – бог ветра. Славяне верили, что всюду есть фантастические существа: в лесу - леший, в воде – водяной с русалками, в доме – домовой. У славян существовали скульптурные изображения божеств - идолы. Они могли быть как деревянными, так и каменными. ( презентация творческого задания) | ||||||
Задание для второй группы Разыграйте сценку «Выбор религии князем Владимиром» Принятие христианства. Выбор веры князем Владимиром. (автор 1 объявляет тему) Автор1: В летописи рассказывается о «выборе вер» Владимиром. Пришли к Владимиру сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство (выходит ученик с надписью ислам на табличке), затем немцы от римского папы (выходит ученик, изображающий католика), затем хазарские евреи с проповедью своего закона (иудаизм) и, наконец, греческий философ с православным учением (православие). Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. (подходят по очереди, протягивают священные книги, символы веры и тл) Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, (Владимир по очереди жестом отсылает подходящих) Автор: (когда уйдут все, кроме православия) Кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. (Владимир и грек уходят) Автор 2: В следующем 987-ом году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов, посмотреть кто как служит Богу. Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены греческим богослужением. Они сказали Владимиру, что не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Тогда Владимир взял в жены греческую царевну Анну и крестился в православную веру. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время таинства крещения. Возвратившись в Киев, он крестил всю Русь в православную греческую веру. Произошло это в 988 году. (Ученики группы убирают идолов и ставят на из место икону, свечу и кладут Библию) | ||||||
Задание для третьей группы Создайте газету «Значение принятия христианства для культуры и искусства Древней Руси», расскажите другим группам об этом значении. Правильно соедините иллюстрации и тексты к ним.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"
Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...
Первые русские князья.
Презентация "Первые русские князья" к уроку окружающего мира по системе Л.В. Занкова....
Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе
В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»
Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов...
Бально-рейтинговая система оценивания внеучебных достижений учащихся
1. Особенности самооценки мальчиков и девочек.2. Изменения в самооценке от 1 к 4 классу.3. Что влияет на самооценку младшего школьника.4. Коррекция самооценки....
Князь Владимир - святой креститель Руси
В данной работе представлено внеурочное занятие по теме "Крещение Руси" с подробной биографией князя Владимира....
Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...