Князь Владимир - святой креститель Руси
классный час по орксэ (4 класс) на тему

Кувыкова Наталья Валериевна

В данной работе представлено внеурочное занятие по теме "Крещение Руси" с подробной биографией князя Владимира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyaz_vladimir_-_svyatoy_krestitel_rusi.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Комитет по образованию администрации г. Подольска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

   

Разработка классного часа по теме

«Князь Владимир -  святой Креститель Руси»

Работа выполнена

Учителем  начальных классов

Кувыковой  Натальей  Валериевной

г.Подольск

2015год

Методическое обоснование темы:

     Данная тема  внеурочного  занятия  выбрана  с целью  более подробного знакомства  обучающихся  4-ого класса  с жизнью и приходом к христианской вере князя Владимира, причинами изменения его веры и  трудами во славу  православной веры.

Цель классного часа:

  • Рассказать обучающимся о князе Владимире -  святом Крестителе Руси.

Задачи:

  • Образовательная: рассказать о жизни  князя Владимира и причинах выбора  христианской веры на Руси;
  • Развивающая:  развивать интерес к изучению истории  и культуры России;
  • Воспитывающая:  на примере христианской жизни князя Владимира показать , что значит быть истинным христианином.

Оборудование:

  • Презентация по теме;
  • Мультимедийный проектор

-2-

Ход классного часа.

  1. Орг. момент.

-Рассаживайтесь поудобнее, ребята. Сегодняшний наш классный час будет посвящен князю Владимиру.

  1. Актуализация  знаний.

- А что вы знаете из уроков православия о том, кто такой князь Владимир? (Мы знаем, что он крестил Русь)

    -А хотели бы вы побольше узнать о человеке, который изменил не только      веру древней Руси, но и обогатил культуру нашей страны?(Да.Хотели бы)

  1. - Тогда приготовьтесь слушать и смотреть. (Дети слушают рассказ учителя, сопровождаемый презентацией)
  2. Итог классного часа.

-Что нового вы узнали  о князе Владимире?

- Что вам показалось интересным?

-Что удивило?

-Что, может быть, заставило задуматься?

-3-

 Внук Владимир.

  У князя Святослава  было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Старшие сыновья родились в признанном языческими обычаями супружестве и были братьями не только по отцу, но и по матери. Матерью же младшего  Владимира стала девушка  по имени Малуша – служанка, или, как тогда говорили, «робыня».

     В одно из своих недолгих пребываний  в Киеве Святослав загляделся на проворную  ключницу своей матери Ольги  Малушу и она полюбилась ему. Это нарушение обычаев не понравилось Ольге , и она отослала служанку из Киева в захолустное село Будутин – подальше от княжеских палат и глаз своего сына.

     Прошло время, и в крестьянской избе родового селения  княгини Ольги родился ее младший внук.

     Незаконный сын или законный в древней Руси разделений не было: если в отпрыске текла княжеская кровь, он признавался сыном князя и обладал всеми княжескими  правами.

     Святослав дал имя сыну – Владимир, или точнее – Володимер, что переводится с древнерусского языка как «великий в своей власти» согласно значению общего для многих древних языков корня «мер» - «великий».

     Выбор имени был в те времена делом ответственным: от имени, ка полагали наши предки, зависела судьба его обладателя.  Должно быть, Святослав желал для третьего сына великого будущего!

    Маленький Владимир оставался с матерью до трех лет, а потом княгиня  Ольга забрала его в свой терем.

     Святослав наведывался в Киев лишь в перерывах между походами, и княжеские дети оставались на попечении бабушки. Но князь зорко следил за тем, чтобы дети получали мужское воспитание, подобающее князьям и воинам: их обучали скакать на коне, обращаться с мечом и копьем, стрелять из лука, охотиться на диких зверей…  

     С тех пор, как  княгиня Ольга вернулась из Византии, внуки часто видели ее стоящей на коленях перед изображением неведомого им Бога.

   

-4-

  Любознательному отроку очень хотелось  подойти поближе и расспросить ее обо всем, но он не осмеливался нарушить запрет отца.  

     На этот раз отлучка Святослава затянулась надолго, и в сумеречные тревожные вечера теплый огонек бабушкиной византийской  свечи собирал немногочисленное семейство вместе. В задушевных беседах бабушка рассказывала внукам о  Христианском Боге,  о Его имени – Иисус Христос, что Он – самый сильный и добрый, любит людей и особенно -  детей, и хочет, чтобы все люди тоже любили друг друга.

     В ту пору Владимиру было около семи лет. Взрослели тогда быстро: пройдет  год-другой, и по воле отца он отправится княжить в далекий Новгород, а еще через недолгое время грозные события совсем недетской жизни нахлынут на него лавиной и закружат в своем  водовороте..

     11 июля 969 года умирает  бабушка,  княгиня Ольга, которая просит сына своего Святослава не творить над ней языческую  тризну, не насыпать кургана над могилой, а похоронить  ее по  христианскому закону, дав возможность причаститься Святых Христовых Таин.

     Юный княжич  Владимир смотрел на Святой Крест, который христианка Ольга привезла из Византии, и не подозревал, что именно ему предстоит поднять его над всей Русской  Землей.

     Там, впереди, ожидают его  бурные юношеские порывы, неукротимая  страстность и беспощадная мстительность, блуждания в потемках язычества, и даже падения  в глубокую нравственную пропасть… и лишь годы спустя – Святое крещение, праведная жизнь, дела любви и милосердия, подвиг равноапостольного служения.

-5-

Языческая юность.

 После смерти бабушки на княжеском дворе вновь воцарились языческие порядки, - он стал шумным и многолюдным.

     Владимир побаивался, но любил отца. Иное дело – братья, они постоянно напоминали ему  о том, что он сын «робыни»,  называя обидным с прозвищем «робичич».

     Вскоре князь Святослав  решил отправиться в Дунайскую  Болгарию. Но прежде он хотел быть уверенным , что Русь останется ему надежным тылом. Поэтому  он решил положиться на своих детей: Ярополка он поставил князем в Киеве,  Олегу отдал Древлянскую землю, девятилетний Владимир, согласно летописи, пошел княжить в  Новгород. Дядюшка Добрыня всегда был рядом с племянником, ласков и услужлив, помогая словом и делом.

     В этом  северном городе все было иным: иная природа, иные занятия жителей, иные порядки и обычаи, чем в Киеве. Не было там и христианских храмов. Новгородцы ладили со своими кумирами, не мешавшими им торговать, богатеть и с молодецкой удалью гулять на  игрищах.

     Почти восемь лет – годы сознательного отрочества -  провел  Владимир  в Новгороде, впитывая вольную  новгородскую стихию. Охотничьи трофеи устилали пол и стены княжеской опочивальни.

-6-

Братья Святославичи.   

  Мир между братьями дал трещину спустя пять лет после гибели  Святослава от мечей печенегов.  Как-то дружинник Ярополка, по имени Лют, увлекся  на охоте погоней  и заехал в пределы Древлянской земли. Олег заподозрил, что произошло это неспроста, а с ведома  старшего брата. Неукротимый в гневе Олег тут же убил  Люта.  «И  пошел Ярополк на Олега, брата своего», - пишет летопись. Но  не месть стала причиной войны, а желание власти над всей Русью. Потерпев поражение, Олег с дружиной бежал. В неразберихе бегства он упал с моста и погиб. Так Ярополк, пусть и невольно,  стал виновником гибели брата.

     Весть о злодеянии  достигла ушей Владимира.  Владимир решил не ждать такой же участи и, по совету дяди,  ушел в земли северных варягов, чтобы пополнить дружину опытными воинами.  За это время  Ярополк посадил в Новгороде своих посадников. Возвратившись с войском,  Владимир изгнал их, затем пошел на Киев,  окружил его и обратился к жителям города, сказав, что «не я начал братьев своих извивать, но Ярополк. А я,  убоявшись того, пошел против него.»

     Отличавшийся нерешительностью Ярополк предпочел на время покинуть город . Киевляне не слишком горевали о нем  и  радостно встретили Владимира.

     Дядюшка Добрыня не хотел ждать возвращения Ярополка с войском в Киев, ведь его бы, «рабскую родню»,  точно не пощадили бы. Поэтому он подкупил одного из воевод Ярополка, чтобы тот убедил своего князя явиться в Киев за миром. Когда старший Святославич вошел на княжий двор, его уже поджидали двое варягов. Подступив к несчастному князю, они подняли его на мечи…

     Владимиру в ту пору было шестнадцать лет. Не он задумал преступление, не он его осуществил. Но таковы уж  законы совести: тяжкий грех братоубийства предстояло отныне нести ему.

     

-7-

Великий князь.

  Владимиру досталась вся власть над Русской Землей. В июне 978 года он занял великокняжеский стол в Киеве.

     Он научился жестоко мстить за свои обиды: полоцкая княжна Рогнеда тоже называла его обидным прозвищем «робичич», - он разорил Полоцк, убил ее отца и братьев, а горделивую княжну насильно взял в жены.

     Никто теперь не посмеет назвать его так, - он великий князь, правитель огромной  Руси.  Братья спорили за власть, даже не принимая его в расчет. Но отеческие кумиры оказались благосклонны к нему, и он не нарушит обычая предков и почтит тех, кто кого всегда чтили его отец, дед и прадед.

     « И поставил Владимир кумиров на холме», - пишет летопись.

 Близ княжеского терема он воздвиг столбы с изображением главных языческих идолов: Перуна  с серебряной головой, золотыми усами и глазами из драгоценных камней,  Даждьбога,  Стрибога…Перед ними всегда горел костер и совершались жертвоприношения.

     С неудовольствием князь обнаружил, что в Киеве прибавилось христиан, но он не посмел  оскорбить память почитаемой   народом княгини и не трогал их.

          После каждого удачного похода Владимир со щедростью одаривал своих кумиров, но когда чудом остался жив в сражении с литовцами, то решил , что одних овец и баранов  кумирам будет мало, их следует умилостивить человеческим жертвоприношением. Жребий пал  на отрока-христианина по имени Иоанн.  Отец  его, Феодор был зажиточным горожанином, родом из варягов. Отец не  захотел отдавать сына деревянным идолам, за что его  дом был обрушен  и под его обломками отец и сын приняли мученическую смерть.

     Владимир со вниманием выслушал рассказ старейшин об этом событии.

Спустя недолгое время после неправосудной расправы над христианами ближние бояре стали замечать, что их князь ходит молчаливым и задумчивым. Нередко под  вечер отроки подводили  князю оседланного коня, и тот выезжал за ворота в поле…

-8-

Испытание вер.

     Жертвенник Перуну, то стоял на холме напротив княжеских  палат, пришел в запустение. Весть, что русский князь стал равнодушен к кумирам, далеко разлетелась за пределы  Киева, и на Русь устремились  послы из ближних и дальних стран предлагать свою веру.

     Первыми из заволжских степей пришли мусульмане. Арабский халифат непрестанно вел войны с Византией  и мечтал заполучить Русь в союзники. Мусульмане рассказали ему о своей вере, не забыв упомянуть, что она разрешает мужам иметь несколько жен, на что Владимир ответил, что и наши кумиры это не запрещают.  Поведали послы и о том, что их вера запрещает пить вино. Сказал Владимир, что нерадостная вера мусульманская, и нам она не нужна.

     Затем явились  немцы – посланцы Римского папы. Не понравились Владимиру их лукавые речи. Понял он , что не о вере они пекутся, а о том, как бы подчинить себе Русь, и отослал их со словами, что и отцы наши вас не захотели.

     Хазары, как и евреи, исповедовали иудейскую веру. Побежденные Святославом, они решили еще раз попытать счастья на Руси. НО не смогли они ответить, где же земля их – и отверг Владимир с негодованием иудейскую веру.

     Последними прибыли в Киев послы из православной Византии. Византийские греки рассказали  Владимиру о Господе Иисусе Христе, Его  смерти на Кресте и Его Воскресении из мертвых, а затем приоткрыли ему тайну о грядущем конце земного мира.

      Отпустив византийских послов с богатыми дарами, великий князь  созвал на совет старейших бояр и воевод с предложением выборным людям отправиться  в разные страны и самим, по доброй воле, избрать новую веру.

-9-

Решение.

     Десять добрых и разумных мужей побывали в землях мусульманских и немцев и после долгого морского пути сошли на берег в столице Византии – Константинополе.

Миролюбивая цель русских послов  пришлась царям по душе, и они, призвав патриарха, они попросили устроить для послов праздничную службу в храме Святой Софии. Посланцы Руси изумились красоте православного богослужения, а пение хора показалось им небесными голосами, на земле славящим Бога.

     Вернувшись домой, поведали они князю, что не хотят другой веры, кроме греческой – православной.

     В лето 6496 (988 год от Рождества Христова), как сообщает летопись, Владимир с войском вторгся в византийские пределы, осадил город Корсунь и вскоре взял его. Императорам Василию и Константину он послал  предложение отдать за него их сестру Анну, иначе с Константинополем будет то же, что и с Корсунью.

     Законы Византийской империи строго-настрого запрещали порфирородной (одетой в багряные мантии особ царского рода, родившейся в особых дворцовых покоях – «под порфирой») принцессе  вступать в брак с язычником.  Но отмахнуться от русского князя императоры тоже не могли – он только что доказал им свою силу.  Византийцам ничего не оставалось, как предложить Владимиру  креститься в их веру. Владимир ответил согласием.

     Царевна Анна пролила много слез, прежде чем уступила настойчивым уговорам братьев – императоров и дала согласие  на брак с «варваром». В сопровождении сановной свиты и греческих священников,  она ни жива  ни мертва взошла на корабль, который отплыл из Константинополя , по проливу Босфор вышел в Черное море и через несколько дней достиг Корсунской гавани.

     Напряжение последних месяцев подточило здоровье Владимира: он тяжело заболел глазами и даже не мог   разглядеть свою невесту.

     А ее чуть не волоком свели с трапа и подвели к нему…

   

-10-

  Перед Анной стоял высокий русобородый молодой мужчина. Исходившая от него сила и величавость выгодно отличали его от близкого ей круга византийских вельмож , надменных и кичливых, изнеженных изысканной роскошью дворцовых палат.

     Страх юной принцессы быстро испарился, и она уже с нескрываемым интересом поглядывала  на русского богатыря…

     Тихий звук ее  певучего голоса вывел  Владимира из оцепенения, и он призвал к себе Корсунского епископа, чтобы тот совершил над ним Таинство Крещения.

-11-

Крещение Руси.

     Вернулся Владимир на Русь не идолопоклонником, а христианином, не рабом порочных пристрастий, а венчанным мужем.

     Когда-то Владимир сам насадил над Днепром целый лес деревянных  истуканов во главе с Перуном. Теперь же великий князь повелел низвергнуть кумиров с холма, сечь их нещадно и предавать огню. Перуна привязать к конскому хвосту и волочить вниз, по пути бить дубьем, а затем сбросить в Днепр.

     Вдоль реки были поставлены люди, чтобы отталкивать идолище от берега, пока оно не уплывет за Днепровские пороги. Поеживаясь от страха,  а кое-кто обливаясь слезами, выпроваживали киевляне бывшего кумира за пределы Русской Земли.

     Новгородский летописец рассказал, как утром следующего дня обошелся с этим дубовым исполином проезжавший мимо торговец горшками, схвативший щест и отталкивающий от берега идола со словами «ты, Перунище, досыта пил и ел, а ныне плыви прочь!»

     Сразу по прибытии в  Киев, Владимир крестил двенадцать своих сыновей и ближний домашний круг.  Местом их крещения был выбран ручей, что протекал в центре Киева. Впоследствии сам ручей и улицу вдоль него назвали  Крещатник.

     Наконец Владимир приступил к главному своему делу. Владимир, теперь уже христианин, не желал прибегать к насилию. Не мечом сзывал он людей креститься, а княжеским словом, в надежде на послушание и доверие своему князю.

     Прибывшие  с Владимиром из Корсуни священники ходили по городу и рассказывали людям о Спасителе Христе и христианской вере.

     Ранним утром киевляне пришли на Днепр.

     «И не было противящихся благочестивому повелению князя, даже если некоторые крестились не по доброму расположению, а из страха к повелевшему сие, ибо благочестие Владимира было сопряжено с властью», - поясняет древнерусский автор.

     Летописи единодушно описывают крещение Руси.

-12-

     На Днепре собрались люди всех возрастов: взрослые стояли в воде, одни – по шею, другие – по грудь, малолетние  - у берега… Родители держали на руках младенцев. Священники творили молитвы, какие подобает при Крещении.

     Вчерашние язычники выходили из вод Днепра – уже не чужими Богу, а Его чадами. В эту минуту, по словам летописца, земля и небо ликовали!

     С высокого берега Днепра озирал Владимир дивную картину Кркщения Руси.

     В тот же год епископы и священники разъехались по всей Русской Земле и крестили без числа людей…

               

-13-

Правитель.

     Теперь двадцатишестилетнему князю  предстояло править Русью по-христиански.

     Чтобы следовать по этому пути и вести за собой Русь, Владимиру пришлось  многое поменять в своей жизни.

      Прежних языческих жен он удалил от себя с предложением избрать  себе  супругов из бояр по своему расположению.

     Отпустил полоцкую княжну Рогнеду,  полюбившую его и родившую ему четырех сыновей, по ее желанию  в монастырь в дарованную ей великим князем Полоцкую вотчину, где она приняла иночество.

     Поставил на месте жестокой расправы  над христианами Феодором и Иоанном соборную церковь  «о двадцати пяти главах», украшенную многоцветным мрамором, фресками и мозаикой.

     Апостолом и Крестителем, утреннею зарею, ясным солнышком воссиял над Русью святой князь Владимир.

     Вера без дел мертва (Иак. 2, 20), и Владимир  наполнил Русь делами веры…

    «слово Евангельское землю осияло, идолы сокрушались, церкви поставлялись, иконы святых являлисьбесы убегали, ибо святой Крест города и села освятил, монастыри на горах встали, ионахи явилисья. Мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святые церкви и славили Бога…»

     Кончина святого князя Владимира последовала 15 июля 1015 года. Со многими почестями он был погребен  в Десятинной церкви рядом с ранее почившей, его венчанной супругой Анной.

     

-14-

Литература

  1. «Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга». ИД «Православный мир», 2008
  2. Ресурсы Интернет.

-15-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Урок по теме «Как христианство пришло на Русь» в 4 классе является составной частью предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» (авторская рабочая программа А.В.Кураева «Основы правосла...

"Святой князь Владимир и крещение Руси". Дополнительный материал по ОРКСЭ.

Материал в доступной форме поможет рассказать учащимся, как Святой князь Владимир обратил Русь от тьмы язычества к христианству и начал духовное просвещение Руси....

Первые русские князья. Владимир Святой и принятие христианства (с использованием бально – рейтинговой системы)

Класс: 3УМК: «Школа XXI века»Предмет: окружающий мирТип урока: открытие новых знанийЦель: создание условий для формирования представлений о дохристианских верований славян, истории принятия христианст...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...

Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)

Окружающий мир. Тема: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...