Князь Владимир - святой креститель Руси
классный час по орксэ (4 класс) на тему
В данной работе представлено внеурочное занятие по теме "Крещение Руси" с подробной биографией князя Владимира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyaz_vladimir_-_svyatoy_krestitel_rusi.docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Комитет по образованию администрации г. Подольска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Разработка классного часа по теме
«Князь Владимир - святой Креститель Руси»
Работа выполнена
Учителем начальных классов
Кувыковой Натальей Валериевной
г.Подольск
2015год
Методическое обоснование темы:
Данная тема внеурочного занятия выбрана с целью более подробного знакомства обучающихся 4-ого класса с жизнью и приходом к христианской вере князя Владимира, причинами изменения его веры и трудами во славу православной веры.
Цель классного часа:
- Рассказать обучающимся о князе Владимире - святом Крестителе Руси.
Задачи:
- Образовательная: рассказать о жизни князя Владимира и причинах выбора христианской веры на Руси;
- Развивающая: развивать интерес к изучению истории и культуры России;
- Воспитывающая: на примере христианской жизни князя Владимира показать , что значит быть истинным христианином.
Оборудование:
- Презентация по теме;
- Мультимедийный проектор
-2-
Ход классного часа.
- Орг. момент.
-Рассаживайтесь поудобнее, ребята. Сегодняшний наш классный час будет посвящен князю Владимиру.
- Актуализация знаний.
- А что вы знаете из уроков православия о том, кто такой князь Владимир? (Мы знаем, что он крестил Русь)
-А хотели бы вы побольше узнать о человеке, который изменил не только веру древней Руси, но и обогатил культуру нашей страны?(Да.Хотели бы)
- - Тогда приготовьтесь слушать и смотреть. (Дети слушают рассказ учителя, сопровождаемый презентацией)
- Итог классного часа.
-Что нового вы узнали о князе Владимире?
- Что вам показалось интересным?
-Что удивило?
-Что, может быть, заставило задуматься?
-3-
Внук Владимир.
У князя Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Старшие сыновья родились в признанном языческими обычаями супружестве и были братьями не только по отцу, но и по матери. Матерью же младшего Владимира стала девушка по имени Малуша – служанка, или, как тогда говорили, «робыня».
В одно из своих недолгих пребываний в Киеве Святослав загляделся на проворную ключницу своей матери Ольги Малушу и она полюбилась ему. Это нарушение обычаев не понравилось Ольге , и она отослала служанку из Киева в захолустное село Будутин – подальше от княжеских палат и глаз своего сына.
Прошло время, и в крестьянской избе родового селения княгини Ольги родился ее младший внук.
Незаконный сын или законный в древней Руси разделений не было: если в отпрыске текла княжеская кровь, он признавался сыном князя и обладал всеми княжескими правами.
Святослав дал имя сыну – Владимир, или точнее – Володимер, что переводится с древнерусского языка как «великий в своей власти» согласно значению общего для многих древних языков корня «мер» - «великий».
Выбор имени был в те времена делом ответственным: от имени, ка полагали наши предки, зависела судьба его обладателя. Должно быть, Святослав желал для третьего сына великого будущего!
Маленький Владимир оставался с матерью до трех лет, а потом княгиня Ольга забрала его в свой терем.
Святослав наведывался в Киев лишь в перерывах между походами, и княжеские дети оставались на попечении бабушки. Но князь зорко следил за тем, чтобы дети получали мужское воспитание, подобающее князьям и воинам: их обучали скакать на коне, обращаться с мечом и копьем, стрелять из лука, охотиться на диких зверей…
С тех пор, как княгиня Ольга вернулась из Византии, внуки часто видели ее стоящей на коленях перед изображением неведомого им Бога.
-4-
Любознательному отроку очень хотелось подойти поближе и расспросить ее обо всем, но он не осмеливался нарушить запрет отца.
На этот раз отлучка Святослава затянулась надолго, и в сумеречные тревожные вечера теплый огонек бабушкиной византийской свечи собирал немногочисленное семейство вместе. В задушевных беседах бабушка рассказывала внукам о Христианском Боге, о Его имени – Иисус Христос, что Он – самый сильный и добрый, любит людей и особенно - детей, и хочет, чтобы все люди тоже любили друг друга.
В ту пору Владимиру было около семи лет. Взрослели тогда быстро: пройдет год-другой, и по воле отца он отправится княжить в далекий Новгород, а еще через недолгое время грозные события совсем недетской жизни нахлынут на него лавиной и закружат в своем водовороте..
11 июля 969 года умирает бабушка, княгиня Ольга, которая просит сына своего Святослава не творить над ней языческую тризну, не насыпать кургана над могилой, а похоронить ее по христианскому закону, дав возможность причаститься Святых Христовых Таин.
Юный княжич Владимир смотрел на Святой Крест, который христианка Ольга привезла из Византии, и не подозревал, что именно ему предстоит поднять его над всей Русской Землей.
Там, впереди, ожидают его бурные юношеские порывы, неукротимая страстность и беспощадная мстительность, блуждания в потемках язычества, и даже падения в глубокую нравственную пропасть… и лишь годы спустя – Святое крещение, праведная жизнь, дела любви и милосердия, подвиг равноапостольного служения.
-5-
Языческая юность.
После смерти бабушки на княжеском дворе вновь воцарились языческие порядки, - он стал шумным и многолюдным.
Владимир побаивался, но любил отца. Иное дело – братья, они постоянно напоминали ему о том, что он сын «робыни», называя обидным с прозвищем «робичич».
Вскоре князь Святослав решил отправиться в Дунайскую Болгарию. Но прежде он хотел быть уверенным , что Русь останется ему надежным тылом. Поэтому он решил положиться на своих детей: Ярополка он поставил князем в Киеве, Олегу отдал Древлянскую землю, девятилетний Владимир, согласно летописи, пошел княжить в Новгород. Дядюшка Добрыня всегда был рядом с племянником, ласков и услужлив, помогая словом и делом.
В этом северном городе все было иным: иная природа, иные занятия жителей, иные порядки и обычаи, чем в Киеве. Не было там и христианских храмов. Новгородцы ладили со своими кумирами, не мешавшими им торговать, богатеть и с молодецкой удалью гулять на игрищах.
Почти восемь лет – годы сознательного отрочества - провел Владимир в Новгороде, впитывая вольную новгородскую стихию. Охотничьи трофеи устилали пол и стены княжеской опочивальни.
-6-
Братья Святославичи.
Мир между братьями дал трещину спустя пять лет после гибели Святослава от мечей печенегов. Как-то дружинник Ярополка, по имени Лют, увлекся на охоте погоней и заехал в пределы Древлянской земли. Олег заподозрил, что произошло это неспроста, а с ведома старшего брата. Неукротимый в гневе Олег тут же убил Люта. «И пошел Ярополк на Олега, брата своего», - пишет летопись. Но не месть стала причиной войны, а желание власти над всей Русью. Потерпев поражение, Олег с дружиной бежал. В неразберихе бегства он упал с моста и погиб. Так Ярополк, пусть и невольно, стал виновником гибели брата.
Весть о злодеянии достигла ушей Владимира. Владимир решил не ждать такой же участи и, по совету дяди, ушел в земли северных варягов, чтобы пополнить дружину опытными воинами. За это время Ярополк посадил в Новгороде своих посадников. Возвратившись с войском, Владимир изгнал их, затем пошел на Киев, окружил его и обратился к жителям города, сказав, что «не я начал братьев своих извивать, но Ярополк. А я, убоявшись того, пошел против него.»
Отличавшийся нерешительностью Ярополк предпочел на время покинуть город . Киевляне не слишком горевали о нем и радостно встретили Владимира.
Дядюшка Добрыня не хотел ждать возвращения Ярополка с войском в Киев, ведь его бы, «рабскую родню», точно не пощадили бы. Поэтому он подкупил одного из воевод Ярополка, чтобы тот убедил своего князя явиться в Киев за миром. Когда старший Святославич вошел на княжий двор, его уже поджидали двое варягов. Подступив к несчастному князю, они подняли его на мечи…
Владимиру в ту пору было шестнадцать лет. Не он задумал преступление, не он его осуществил. Но таковы уж законы совести: тяжкий грех братоубийства предстояло отныне нести ему.
-7-
Великий князь.
Владимиру досталась вся власть над Русской Землей. В июне 978 года он занял великокняжеский стол в Киеве.
Он научился жестоко мстить за свои обиды: полоцкая княжна Рогнеда тоже называла его обидным прозвищем «робичич», - он разорил Полоцк, убил ее отца и братьев, а горделивую княжну насильно взял в жены.
Никто теперь не посмеет назвать его так, - он великий князь, правитель огромной Руси. Братья спорили за власть, даже не принимая его в расчет. Но отеческие кумиры оказались благосклонны к нему, и он не нарушит обычая предков и почтит тех, кто кого всегда чтили его отец, дед и прадед.
« И поставил Владимир кумиров на холме», - пишет летопись.
Близ княжеского терема он воздвиг столбы с изображением главных языческих идолов: Перуна с серебряной головой, золотыми усами и глазами из драгоценных камней, Даждьбога, Стрибога…Перед ними всегда горел костер и совершались жертвоприношения.
С неудовольствием князь обнаружил, что в Киеве прибавилось христиан, но он не посмел оскорбить память почитаемой народом княгини и не трогал их.
После каждого удачного похода Владимир со щедростью одаривал своих кумиров, но когда чудом остался жив в сражении с литовцами, то решил , что одних овец и баранов кумирам будет мало, их следует умилостивить человеческим жертвоприношением. Жребий пал на отрока-христианина по имени Иоанн. Отец его, Феодор был зажиточным горожанином, родом из варягов. Отец не захотел отдавать сына деревянным идолам, за что его дом был обрушен и под его обломками отец и сын приняли мученическую смерть.
Владимир со вниманием выслушал рассказ старейшин об этом событии.
Спустя недолгое время после неправосудной расправы над христианами ближние бояре стали замечать, что их князь ходит молчаливым и задумчивым. Нередко под вечер отроки подводили князю оседланного коня, и тот выезжал за ворота в поле…
-8-
Испытание вер.
Жертвенник Перуну, то стоял на холме напротив княжеских палат, пришел в запустение. Весть, что русский князь стал равнодушен к кумирам, далеко разлетелась за пределы Киева, и на Русь устремились послы из ближних и дальних стран предлагать свою веру.
Первыми из заволжских степей пришли мусульмане. Арабский халифат непрестанно вел войны с Византией и мечтал заполучить Русь в союзники. Мусульмане рассказали ему о своей вере, не забыв упомянуть, что она разрешает мужам иметь несколько жен, на что Владимир ответил, что и наши кумиры это не запрещают. Поведали послы и о том, что их вера запрещает пить вино. Сказал Владимир, что нерадостная вера мусульманская, и нам она не нужна.
Затем явились немцы – посланцы Римского папы. Не понравились Владимиру их лукавые речи. Понял он , что не о вере они пекутся, а о том, как бы подчинить себе Русь, и отослал их со словами, что и отцы наши вас не захотели.
Хазары, как и евреи, исповедовали иудейскую веру. Побежденные Святославом, они решили еще раз попытать счастья на Руси. НО не смогли они ответить, где же земля их – и отверг Владимир с негодованием иудейскую веру.
Последними прибыли в Киев послы из православной Византии. Византийские греки рассказали Владимиру о Господе Иисусе Христе, Его смерти на Кресте и Его Воскресении из мертвых, а затем приоткрыли ему тайну о грядущем конце земного мира.
Отпустив византийских послов с богатыми дарами, великий князь созвал на совет старейших бояр и воевод с предложением выборным людям отправиться в разные страны и самим, по доброй воле, избрать новую веру.
-9-
Решение.
Десять добрых и разумных мужей побывали в землях мусульманских и немцев и после долгого морского пути сошли на берег в столице Византии – Константинополе.
Миролюбивая цель русских послов пришлась царям по душе, и они, призвав патриарха, они попросили устроить для послов праздничную службу в храме Святой Софии. Посланцы Руси изумились красоте православного богослужения, а пение хора показалось им небесными голосами, на земле славящим Бога.
Вернувшись домой, поведали они князю, что не хотят другой веры, кроме греческой – православной.
В лето 6496 (988 год от Рождества Христова), как сообщает летопись, Владимир с войском вторгся в византийские пределы, осадил город Корсунь и вскоре взял его. Императорам Василию и Константину он послал предложение отдать за него их сестру Анну, иначе с Константинополем будет то же, что и с Корсунью.
Законы Византийской империи строго-настрого запрещали порфирородной (одетой в багряные мантии особ царского рода, родившейся в особых дворцовых покоях – «под порфирой») принцессе вступать в брак с язычником. Но отмахнуться от русского князя императоры тоже не могли – он только что доказал им свою силу. Византийцам ничего не оставалось, как предложить Владимиру креститься в их веру. Владимир ответил согласием.
Царевна Анна пролила много слез, прежде чем уступила настойчивым уговорам братьев – императоров и дала согласие на брак с «варваром». В сопровождении сановной свиты и греческих священников, она ни жива ни мертва взошла на корабль, который отплыл из Константинополя , по проливу Босфор вышел в Черное море и через несколько дней достиг Корсунской гавани.
Напряжение последних месяцев подточило здоровье Владимира: он тяжело заболел глазами и даже не мог разглядеть свою невесту.
А ее чуть не волоком свели с трапа и подвели к нему…
-10-
Перед Анной стоял высокий русобородый молодой мужчина. Исходившая от него сила и величавость выгодно отличали его от близкого ей круга византийских вельмож , надменных и кичливых, изнеженных изысканной роскошью дворцовых палат.
Страх юной принцессы быстро испарился, и она уже с нескрываемым интересом поглядывала на русского богатыря…
Тихий звук ее певучего голоса вывел Владимира из оцепенения, и он призвал к себе Корсунского епископа, чтобы тот совершил над ним Таинство Крещения.
-11-
Крещение Руси.
Вернулся Владимир на Русь не идолопоклонником, а христианином, не рабом порочных пристрастий, а венчанным мужем.
Когда-то Владимир сам насадил над Днепром целый лес деревянных истуканов во главе с Перуном. Теперь же великий князь повелел низвергнуть кумиров с холма, сечь их нещадно и предавать огню. Перуна привязать к конскому хвосту и волочить вниз, по пути бить дубьем, а затем сбросить в Днепр.
Вдоль реки были поставлены люди, чтобы отталкивать идолище от берега, пока оно не уплывет за Днепровские пороги. Поеживаясь от страха, а кое-кто обливаясь слезами, выпроваживали киевляне бывшего кумира за пределы Русской Земли.
Новгородский летописец рассказал, как утром следующего дня обошелся с этим дубовым исполином проезжавший мимо торговец горшками, схвативший щест и отталкивающий от берега идола со словами «ты, Перунище, досыта пил и ел, а ныне плыви прочь!»
Сразу по прибытии в Киев, Владимир крестил двенадцать своих сыновей и ближний домашний круг. Местом их крещения был выбран ручей, что протекал в центре Киева. Впоследствии сам ручей и улицу вдоль него назвали Крещатник.
Наконец Владимир приступил к главному своему делу. Владимир, теперь уже христианин, не желал прибегать к насилию. Не мечом сзывал он людей креститься, а княжеским словом, в надежде на послушание и доверие своему князю.
Прибывшие с Владимиром из Корсуни священники ходили по городу и рассказывали людям о Спасителе Христе и христианской вере.
Ранним утром киевляне пришли на Днепр.
«И не было противящихся благочестивому повелению князя, даже если некоторые крестились не по доброму расположению, а из страха к повелевшему сие, ибо благочестие Владимира было сопряжено с властью», - поясняет древнерусский автор.
Летописи единодушно описывают крещение Руси.
-12-
На Днепре собрались люди всех возрастов: взрослые стояли в воде, одни – по шею, другие – по грудь, малолетние - у берега… Родители держали на руках младенцев. Священники творили молитвы, какие подобает при Крещении.
Вчерашние язычники выходили из вод Днепра – уже не чужими Богу, а Его чадами. В эту минуту, по словам летописца, земля и небо ликовали!
С высокого берега Днепра озирал Владимир дивную картину Кркщения Руси.
В тот же год епископы и священники разъехались по всей Русской Земле и крестили без числа людей…
-13-
Правитель.
Теперь двадцатишестилетнему князю предстояло править Русью по-христиански.
Чтобы следовать по этому пути и вести за собой Русь, Владимиру пришлось многое поменять в своей жизни.
Прежних языческих жен он удалил от себя с предложением избрать себе супругов из бояр по своему расположению.
Отпустил полоцкую княжну Рогнеду, полюбившую его и родившую ему четырех сыновей, по ее желанию в монастырь в дарованную ей великим князем Полоцкую вотчину, где она приняла иночество.
Поставил на месте жестокой расправы над христианами Феодором и Иоанном соборную церковь «о двадцати пяти главах», украшенную многоцветным мрамором, фресками и мозаикой.
Апостолом и Крестителем, утреннею зарею, ясным солнышком воссиял над Русью святой князь Владимир.
Вера без дел мертва (Иак. 2, 20), и Владимир наполнил Русь делами веры…
«слово Евангельское землю осияло, идолы сокрушались, церкви поставлялись, иконы святых являлисьбесы убегали, ибо святой Крест города и села освятил, монастыри на горах встали, ионахи явилисья. Мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святые церкви и славили Бога…»
Кончина святого князя Владимира последовала 15 июля 1015 года. Со многими почестями он был погребен в Десятинной церкви рядом с ранее почившей, его венчанной супругой Анной.
-14-
Литература
- «Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга». ИД «Православный мир», 2008
- Ресурсы Интернет.
-15-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Урок по теме «Как христианство пришло на Русь» в 4 классе является составной частью предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» (авторская рабочая программа А.В.Кураева «Основы правосла...
"Святой князь Владимир и крещение Руси". Дополнительный материал по ОРКСЭ.
Материал в доступной форме поможет рассказать учащимся, как Святой князь Владимир обратил Русь от тьмы язычества к христианству и начал духовное просвещение Руси....
Первые русские князья. Владимир Святой и принятие христианства (с использованием бально – рейтинговой системы)
Класс: 3УМК: «Школа XXI века»Предмет: окружающий мирТип урока: открытие новых знанийЦель: создание условий для формирования представлений о дохристианских верований славян, истории принятия христианст...
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...
Разработка занятия внеурочной деятельности на тему «Святой равноапостольный князь Владимир – язычник, Креститель Руси, Красное солнышко».
Разработка занятия внеурочной деятельности "Князь Владимир"...
Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)
Окружающий мир. Тема: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)...
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...