Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Славна богатырями земля русская»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны через изобразительное искусство, художественную литературу, устное народное творчество. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова – основателя былинно – сказочного жанра. Изучение картины "Витязь на распутье".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №65 «Радость»
городского округа Щёлково
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
(подготовительная к школе группа)
«Славна богатырями земля русская»
Составил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Лентищева Е. Ю.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Программное содержание: Знакомить детей с историей и культурным наследием России.
Продолжить знакомство с творчеством В. М. Васнецова – основателя былинно – сказочного жанра.
Развивать познавательный интерес, мышление, воображение, художественное видение.
Воспитывать у детей любовь к Родине через изобразительное искусство, устное народное творчество, музыку, поэзию.
Вызвать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории великого русского народа.
Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копье, отважный, горюч – камень, валуны, доблестный, героический.
Предварительная работа: Посещение краеведческого музея, муниципальной художественной галереи. Просмотр видеофильма: «Виктор Васнецов». Рассматривание репродукций альбомов, чтение былин, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Проведение НОД по ознакомлению детей с картиной В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дидактические игры: «Жанр живописи», «Говорящие краски», «Чьи предметы», «Доспехи и оружия»,
Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, аудиозаписи: Симфония № 2 си минор «Богатырская» (отрывок), композитор А. П. Бородин; песня «Венок былин» (гусли), исполнитель (автор) И. Смирнов; песня в исполнении группы «Любе» «Многая лета Русской земле», авторы А. Шаганов, И. Матвиенко; 2 «палитры», 2 мольберта, дидактическая игра «Говорящие краски»; бутафорские мечи, шлемы, кольчуги, конь, копьё, прялка, «изба», расшитые скатерти, рушники, домотканые половики, самовар, народные костюмы, модульный куб, 2 музыкальных молотка, гусли.
Ход деятельности
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ой, вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Да пришли к нам гости дорогие на нас посмотреть. Давайте поздороваемся.
Дети отдают поклон и здороваются. Входит художник.
Художник: Знаю, опоздавшим прощенья нет, но не мог я не прийти, так как вы, я знаю, о художниках будете беседовать. Мне, как художнику интересно послушать, что вы можете рассказать!? Ведь вы же ходите в детский сад, а не в художественную школу заниматься. Я сам ходил в детстве в детский сад, и нас этому не учили.
Воспитатель: Уважаемый художник, я бы попросила бы вас не торопиться с преждевременными выводами. Присаживайтесь, пожалуйста, посмотрите и послушайте, что знают и умеют наши дети.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто из русских художников первым начал писать картины в былинно – сказочном жанре? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему Виктор Михайлович писал картины былинного жанра? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, с какой картиной мы познакомились в прошлый раз?
(Ответы детей)
На экране телевизора демонстрируется картина «Витязь на распутье». Звучит отрывок музыкального произведения Бородина «Богатырская».
Воспитатель: А вот и она. Ребята, садитесь на лавочки и давайте еще раз рассмотрим картину. (Дети садятся на лавочки )
Воспитатель: Ребята, давайте с помощью игры «Говорящие краски» определим, в каких тонах написана картина. Перед вами две палитры: на одну из них вы будете выкладывать мазки красок холодных тонов, а на другую теплых тонов. Предлагаю девочкам выкладывать краски теплых тонов, а мальчикам холодных тонов. Девочки, подходите и выбирайте маски красок. А теперь приглашаю мальчиков.
Воспитатель: Теплых или холодных тонов больше?
Воспитатель: Назовите основной цвет, какого цвета больше? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего художник использовал темные краски? (предположения детей)
Воспитатель: Он использовал темные краски, для того чтобы передать чувство тревоги, настороженность.
Воспитатель: Как вы думаете, почему художник изобразил коня белого цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Художник хочет нам сказать, что есть надежда в победу воина над темными силами, так как конь под витязем белый, а герой на белом коне - всегда победитель. Конь, конечно, не написан чистым белым цветом. Почему, ребята? (ответы детей).
Воспитатель: Мы видим разные оттенки. Кто изображен на коне? (Ответы детей) Ребята, кого можно назвать богатырями? (Ответы детей) Назовите имена богатырей, которых вы знаете. Какие они? (Ответы детей). С кем они сражались и за что? (Дети рассказывают о былинных богатырях).
Воспитатель: Мощь, сила, ловкость – таковы характеры наших богатырей. Ребята, давайте, оживим нашу картину?
Этюд «Живая картина»
Дети используют предложенные вещи, атрибуты в своей
композиции: «Витязь на распутье».
Воспитатель: Это полотно будет полем брани. Витязем предлагаю быть… (называет имя мальчика). Помощниками богатыря будете…. (воспитатель называет двух мальчиков). Вы будете помогать одевать и вооружать нашего богатыря. (Воспитатель обращается к остальным детям). А вы ребята, глядя на картину, разложите предметы, которые изобразил художник. Но будьте внимательнее. (Дети создают композицию).
Воспитатель: Как вы думаете, получилась у нас картина? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, справились. А теперь давайте уберем туда, откуда взяли. (Дети убирают атрибуты)
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в Древней Руси? Посмотреть, как жили наши предки. (Ответы детей)
Воспитатель: Вы попадёте в Древнюю Русь при условии, если выполните следующие задания:
- Отгадайте загадки:
- Рубашку такую не вяжут, не шьют.
Её из колечек железных плетут (кольчуга)
- Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом (шлем)
- Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч.
Ну что, догадались, конечно же … (меч)
- Назовите пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине.
(Ответы детей)
- Выберите картину с изображением Древней Руси, назовите номер этой картины. (На экране демонстрируются репродукции картин с изображением нескольких эпох).
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и даже не заметили, как перенеслись в Древнюю Русь. Девицы, пройдите в горницу. А вы добры - молодцы, облачитесь в свои доспехи.
Выходит гусляр, имитирует игру на гусляр.
Гусляр: Посмотрите, да люди добрые! Я вам старину покажу, да стародавнюю.
Выходят два богатыря под фонограмму древнерусской мелодии.
Гусляр: Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга.
Богатыри исполняют композицию «Богатырская сила».
Гусляр: Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.
Гусляр: Люди добрые, покажу я вам про житье – бытие деток малых. Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием.
1 – я девочка:
Позолоченная прялица.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
2 – я девочка
Горница наша большая,
Да красивая такая.
Посидим – ка у окошка,
Подождем гостей немножко.
Скоро к нам они придут,
Песни. Пляски заведут
Раздается стук, входят добрые молодцы.
3-я девочка:
Кто там? Заходи кому охота!
4 –я девочка:
Да ведь это добрые молодцы!
1-й мальчик:
Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?
Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?
Девочки: Мы туточки.
2-й мальчик:
Мы в поле нагулялись,
А теперь сюда собрались,
На людей посмотреть,
Себя показать.
3-й мальчик:
Собирайтесь девицы.
Собирайтесь в хоровод.
И сейчас нам станет ясно
Кто лебедушкой пойдёт.
Девочки исполняют хороводный танец.
4-й мальчик:
Эй, кузнец, молодец
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- От чего не подковать
Выходят два кузнеца и встают перед наковальней. Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Кузнецы имитируют работу.
После исполнения песни дети выходят в центр зала и читают стихотворение П. Синявского «Родина» на фоне музыкального сопровождения.
Здесь теплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладони лугов.
Сюда златокрылые ангелы божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины кроме России.
Здесь мама, здесь храм,
Здесь отеческий дом!
Исполняется песня Георгия Струве «У моей России».
Воспитатель: А теперь настало время возвращаться в детский сад.
Звучит музыка, дети имитируют полёт во времени.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Ну, что вы скажите, уважаемый художник?
Художник: Ну, молодцы! Превзошли все мои ожидания. Вы не только разбираетесь в живописи, но и историю России знаете, да и артисты вы замечательные. Если кто из вас захочет заниматься в художественной школе – приходите ко мне, буду рад! Ребята, я предлагаю изобразить в своих рисунках богатырей, Древнюю Русь. Сделать выставку работ и показать ее всем ребятам детского сада и их родителям, а для этого у меня есть для вас подарок.
Художник достаёт из этюдника кисти и дарит их детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проделки компьютерного вируса» Итоговое занятие в подготовительной к школе группе
Занятие «Проделки компьютерного вируса» разработано и проведено в НРМ ДОУ «ЦРР-д/с «Родничок». В занятие участвуют дети, посещающие кружок «Компьютерная азбука для дошкольников» Заня...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе.Тема: « Необыкновенное путешествие в страну насекомых».
Организационный момент (вы любите путешествовать?)Дыхательная гимнастика.Игра «Разбей на группы и объясни почему?».||. Работа по теме:Загадка про жука, скороговорка про жука.Игра &la...
Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему "Богатыри земли русской"
На данном мероприятии у учащихся идёт формирование представлений о русском воине-богатыре, как о защитнике Отечества....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида «Дифференциация звуков П-Б»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида«Дифференциация звуков П-Б»...
Проект на тему "Славна богатырями земля русская"
проект на тему "Славна богатырями земля русская"...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группы "Мы построили ракету"
Интегрированное занятие «Мы построили ракету», составлено для воспитанников подготовительной к школе группы. В занятии прослеживается интеграция областей:- познавательного развития;- социа...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "В волшебном городе дует сильный ветер. Звуки В-Вь"
Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов согласных звуков....