Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Славна богатырями земля русская»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Лентищева Елена Юрьевна

Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны через изобразительное искусство, художественную литературу, устное народное творчество. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова – основателя былинно – сказочного жанра. Изучение картины "Витязь на распутье". 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №65 «Радость»

городского округа Щёлково

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

(подготовительная к школе группа)

«Славна богатырями земля русская»

 

                                                                               Составил: воспитатель высшей

                                                                             квалификационной категории

                                                                                  Лентищева Е. Ю.

                     

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Программное содержание: Знакомить детей с историей и культурным наследием России. 

Продолжить знакомство с творчеством В. М. Васнецова – основателя былинно – сказочного жанра. 

Развивать познавательный интерес, мышление, воображение, художественное видение.

Воспитывать у детей любовь к Родине через изобразительное искусство, устное народное творчество, музыку, поэзию.

Вызвать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории великого русского народа.

Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копье, отважный, горюч – камень, валуны, доблестный, героический.

Предварительная работа: Посещение краеведческого музея, муниципальной художественной галереи. Просмотр видеофильма: «Виктор Васнецов». Рассматривание репродукций альбомов, чтение былин, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Проведение НОД по ознакомлению детей с картиной В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дидактические игры: «Жанр живописи», «Говорящие краски», «Чьи предметы», «Доспехи и оружия»,

Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, аудиозаписи: Симфония № 2 си минор «Богатырская» (отрывок), композитор А. П. Бородин; песня «Венок былин» (гусли), исполнитель (автор) И. Смирнов; песня в исполнении группы «Любе» «Многая лета Русской земле», авторы  А. Шаганов, И. Матвиенко; 2 «палитры», 2 мольберта, дидактическая игра «Говорящие краски»; бутафорские мечи, шлемы, кольчуги,  конь,  копьё, прялка, «изба», расшитые скатерти, рушники, домотканые половики,  самовар, народные костюмы, модульный куб, 2 музыкальных молотка, гусли.

Ход деятельности

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Ой, вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Да пришли к нам гости дорогие на нас посмотреть. Давайте поздороваемся.

Дети отдают поклон и здороваются.  Входит  художник.

Художник: Знаю, опоздавшим прощенья нет, но не мог я не прийти, так как вы, я знаю, о художниках будете беседовать. Мне, как художнику интересно послушать, что вы можете рассказать!? Ведь вы же ходите в детский сад, а не в художественную школу заниматься. Я сам ходил в детстве в детский сад, и нас этому не учили.

Воспитатель: Уважаемый художник, я бы попросила бы вас не торопиться с преждевременными выводами. Присаживайтесь, пожалуйста, посмотрите и послушайте, что знают и умеют наши дети.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто из русских художников первым начал писать картины в былинно – сказочном жанре? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему Виктор Михайлович писал картины былинного жанра? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с какой картиной мы познакомились в прошлый раз?

(Ответы детей)

На экране телевизора демонстрируется картина «Витязь на распутье». Звучит отрывок музыкального произведения Бородина «Богатырская».

Воспитатель: А вот и она. Ребята, садитесь на лавочки и давайте еще раз рассмотрим картину. (Дети садятся на лавочки )

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью игры «Говорящие краски» определим, в каких тонах написана картина. Перед вами две палитры: на одну из них вы будете выкладывать мазки красок холодных тонов, а на другую теплых тонов. Предлагаю девочкам выкладывать краски теплых тонов, а мальчикам холодных тонов. Девочки, подходите и выбирайте маски красок. А теперь приглашаю мальчиков.

Воспитатель: Теплых или холодных тонов больше?

Воспитатель: Назовите основной цвет, какого цвета больше? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего художник  использовал темные краски? (предположения детей)

Воспитатель: Он использовал темные краски, для того чтобы передать чувство тревоги, настороженность.

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник изобразил коня белого цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Художник хочет нам сказать, что есть надежда в победу воина над темными силами, так как конь под витязем белый, а герой на белом коне - всегда победитель. Конь, конечно, не написан чистым белым цветом. Почему, ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Мы видим разные оттенки. Кто изображен на коне? (Ответы детей) Ребята, кого можно назвать богатырями? (Ответы детей) Назовите имена богатырей, которых вы знаете. Какие они? (Ответы детей). С кем они сражались и за что? (Дети рассказывают о былинных богатырях).

Воспитатель: Мощь, сила, ловкость – таковы характеры наших богатырей. Ребята, давайте, оживим нашу картину?  

Этюд «Живая картина»

Дети используют предложенные вещи, атрибуты в своей

композиции: «Витязь на распутье».

Воспитатель: Это полотно будет полем брани. Витязем предлагаю быть… (называет имя мальчика). Помощниками богатыря будете…. (воспитатель называет двух мальчиков). Вы будете помогать одевать и вооружать нашего богатыря. (Воспитатель обращается к остальным детям). А вы ребята, глядя на картину, разложите предметы, которые изобразил художник. Но будьте внимательнее. (Дети создают композицию).

Воспитатель: Как вы думаете, получилась у нас картина? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, справились. А теперь давайте уберем туда, откуда взяли. (Дети убирают атрибуты)

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в Древней Руси? Посмотреть, как жили наши предки. (Ответы детей)

Воспитатель: Вы попадёте в Древнюю Русь при условии, если выполните следующие задания:

  1. Отгадайте загадки:
  • Рубашку такую не вяжут, не шьют.

Её из колечек железных плетут (кольчуга)

  • Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (шлем)

  • Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч.

Ну что, догадались, конечно же … (меч)

  1. Назовите пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине.

(Ответы детей)

  1. Выберите картину с изображением Древней Руси, назовите номер этой картины. (На экране демонстрируются репродукции картин с изображением нескольких эпох).

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и даже не заметили, как перенеслись в Древнюю Русь.  Девицы, пройдите в горницу. А вы добры - молодцы, облачитесь в свои доспехи.

Выходит гусляр, имитирует игру на гусляр.

Гусляр: Посмотрите, да люди добрые! Я вам старину покажу, да стародавнюю.

Выходят  два богатыря под фонограмму древнерусской мелодии.

Гусляр: Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга.

Богатыри исполняют композицию  «Богатырская сила».

Гусляр: Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.

Гусляр: Люди добрые, покажу я вам про житье – бытие деток малых. Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием.

1 – я девочка:

Позолоченная прялица.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

2 – я девочка

Горница наша большая,

Да красивая такая.

Посидим – ка у окошка,

Подождем гостей немножко.

Скоро к нам они придут,

Песни. Пляски заведут

Раздается стук, входят добрые молодцы.

3-я девочка:

Кто там? Заходи кому охота!

4 –я девочка:

Да ведь это добрые молодцы!

1-й мальчик:

Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?

Девочки: Мы туточки.

2-й мальчик:

Мы в поле нагулялись,

А теперь сюда собрались,

На людей посмотреть,

Себя показать.

3-й мальчик:

Собирайтесь девицы.

Собирайтесь в хоровод.

И сейчас нам станет ясно

Кто лебедушкой пойдёт.

Девочки исполняют хороводный танец.

4-й мальчик:

Эй, кузнец, молодец

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- От чего не подковать

Выходят два кузнеца и встают перед наковальней. Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Кузнецы  имитируют работу.

После исполнения песни дети выходят в центр зала и читают стихотворение  П. Синявского «Родина» на фоне музыкального сопровождения.

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладони лугов.

Сюда златокрылые ангелы божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины кроме России.

Здесь мама, здесь храм,

Здесь отеческий дом!

Исполняется песня Георгия Струве «У моей России».

Воспитатель: А теперь настало время возвращаться в детский сад.

Звучит музыка, дети имитируют полёт во времени.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Ну, что вы скажите, уважаемый художник?

Художник: Ну, молодцы! Превзошли все мои ожидания. Вы не только разбираетесь в живописи, но и  историю России знаете, да и артисты вы замечательные. Если кто из вас захочет заниматься в художественной школе – приходите ко мне, буду рад! Ребята, я предлагаю изобразить в своих рисунках богатырей, Древнюю Русь. Сделать выставку работ и показать ее всем ребятам детского сада и их родителям, а для этого у меня есть для вас подарок.

Художник достаёт из этюдника кисти и дарит их детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проделки компьютерного вируса» Итоговое занятие в подготовительной к школе группе

Занятие «Проделки компьютерного вируса» разработано и проведено в НРМ ДОУ «ЦРР-д/с  «Родничок». В занятие участвуют дети, посещающие кружок «Компьютерная азбука для дошкольников»  Заня...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе.Тема: « Необыкновенное путешествие в страну насекомых».

Организационный момент (вы любите путешествовать?)Дыхательная гимнастика.Игра «Разбей на группы и объясни почему?».||. Работа по теме:Загадка про жука, скороговорка про жука.Игра &la...

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему "Богатыри земли русской"

На данном мероприятии у  учащихся идёт формирование представлений о русском воине-богатыре, как о защитнике Отечества....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида «Дифференциация звуков П-Б»

Конспект занятия в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности V вида«Дифференциация звуков П-Б»...

Проект на тему "Славна богатырями земля русская"

проект на тему "Славна богатырями земля русская"...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группы "Мы построили ракету"

Интегрированное занятие «Мы построили ракету», составлено для воспитанников подготовительной к школе группы. В занятии прослеживается интеграция областей:- познавательного развития;- социа...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "В волшебном городе дует сильный ветер. Звуки В-Вь"

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов согласных звуков....