Урок по предмету окружающий мир 3 класс "Луг и его обитатели" "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по предмету окружающий мир 3 класс "Луг и его обитатели" "Перспективная начальная школа" содержит конспект и приложение к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 64 КБ |
приложение | 377.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет Окружающий мир
класс 3Б МАОУ лицей №21
Программа «Перспективная начальная школа»
Учитель Толмачева Лариса Алексеевна
Открытый урок в рамках семинара лицея №21
Тема: «Луг и его обитатели. Является ли луг – природным сообществом?».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока:
Сформировать представления о луге, как природном сообществе.
Задачи обучающие: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека; показать разнообразие животных и растений лугов и связи между ними; раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
Задачи развивающие: развивать познавательную активность детей; интерес; умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Задачи воспитания: воспитание любви к животным и растениям, бережное отношение к ним; сформировать правила поведения на лугу; умение работать в группах, прививать любовь к предмету.
Оборудование: ТСО, компьютер
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы Результаты этапа | |
1 | Организационный (1 мин) | Приветствие Начинается урок. Он пойдет вам ребята, впрок! Постарайтесь все понять. Ведь вы у меня, хотите много знать! | Приветствие | Полная готовность, включение в работу |
2 | Актуализация знаний (5 мин) (2мин) |
1)Расположите слова, (растения) на листе по лесным этажам: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники. 2) Изобразите пищевую цепочку, сложившую в лесу. (рисунки животных: побеги, заяц, волк, бактерии)
3)Графический диктант Запишите знак +, если утверждение верно, и - , если утверждение неверно. 1- Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2- Средний ярус – это мхи и лишайники. 3- В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб- гусеница- птица – микробы. 4- На дереве обитают кроты, землеройки. 5- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. 6- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 7- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. 8- Бурый медведь – хищник. 9- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. 10- Все животные и растения леса играют одну из ролей: или производитель, или потребитель, или разрушитель. Проверьте свои ответы и поставьте оценку в свой проверочный лист. ( проверь ответы: + - - - + - - - - + если верно, то оценка «5» – МОЛОДЕЦ!) Обобщим, что мы знаем о природном сообществе Лес.
Лес- это природное общество и вы мне это доказали. - Как вы думаете, что важно для лесного сообщества? (важно чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие, не нарушался в лесу круговорот веществ.) | 1) и 2)Работают у доски, прикрепляют карточки По окончании диктанта представляют свое решение. 3)Записывают ответы знаками + и – Проверяют ответы
Вывод об особенностях природной зоны лес Круговорот веществ | Методы активизации Результаты: 1.Самоконтроль и самооценка собственных знаний по теме, выявление пробелов и их коррекция. 2. актуализация ранее изученных знаний, применение их при изучении новой темы. |
3 | Целеполагание и мотивация (1 мин) (2мин) Подводящий диалог (1 мин) | О чем далее пойдет речь на уроке? О каком объекте будем говорить? Фотография Это луг или это поле. Рассмотрите внимательно фотографию. На первый взгляд, нет деревьев (ярусности), нет животных. Одни только растения. А зимой - просто большая снежная площадка. Проблемный вопрос. Давайте порассуждаем, Ответим на вопрос является ли луг природным сообществом? Что вы знаете о луге? Происходит ли на лугу круговорот веществ, которых характерен для природного сообщества лес, которое мы недавно изучили? Отличаете ли вы луг от поля? | (Стихотворение читает ученица) Бежит тропинка через луг. Ныряем влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов На нем разбросаны букеты. И. Суриков. Взаимосвязь живой и неживой природы Неживая природа: Солнце, воздух, ветер, вода, почва, минеральные соли Живая природа: (производители, потребители, разрушители) Ярусы Растения Животные Разрушители | Методы: эвристическая беседа с учащимися Результаты: Появляется внутренняя потребность уч-ся включения в учебную деятельность |
4 | Поиск ответа на вопрос. (10мин) Физкульминутка (под звуки луга) (1мин) | Выполним задания. Ответим на вопрос является ли луг природным сообществом? Кто или что нам поможет нам найти ответ на вопрос? 1) Работа с учебником. С. 50. Картинка Село Мирное Как обозначается луг? 2)Что такое луг? Какие бывают луга? 3) Есть ли Ярусность с. 51 Расскажите, наблюдаются ли ярусы 4)Тих луг, безжизненен. Нет никакой жизни Ваши мнения.
5)Встречаются ли животные Расскажите с. 53 Почему жизнь животных на лугу практически не видна? | Учебник, интернет, учитель, родители, энциклопедии Отвечают на вопросы по учебнику (безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения) (заливные, суходольные) (невысокая ярусность, вынуждены скрываться) Жизнь кипит. Все работают: строят гнезда, собирают нектар, пыльцу | Методы: эвристическая беседа Результаты: |
5 | Подтверждение предположения. Первичный вывод. (1мин) | Можно ли луг назвать природным сообществом? Подтверждение вывода с. 54 | Вывод Подтверждение вывода с. 54 | Обобщение полученных знаний |
6 | Изучение особенностей. Выявление взаимосвязи. Групповая работа (10мин) | Луг – удивительное природное сообщество. Но для природного сообщества характерно не только наличие компонентов природы, но их взаимосвязь. Изучим поподробнее, узнаем особенности. Работа в группах №1-№6 Командирам проверить готовность, получить задания, обсудить, выводы представить по моей команде
Говоря о разрушителях, хочу вас спросить: в лесу разрушители не только некоторые насекомые, бактерии, но и …. (грибы). А на лугу можно встретить грибы?
-Почему еще нельзя рвать цветы?
Учебник с. 82 Откуда должна начать свою работу косилка при скашивании травы?
| Самостоятельная работа в группах 1-6 Группа №3 представляет
Инсценировку стихотворения «Разговор с пчелой» Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?!» Пчела в ответ: « А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: Я берегла его на уж-жин!» (Пчелы, бабочки, насекомые питаются нектаром цветов, они опыляют их, без этого у цветов не было бы семян, сорванные цветы – это загубленные семена) По окончании самостоятельной работы – отчеты групп | |
7 | Подведение итогов урока (2мин) | Подведем итоги Наука, изучающая луг – луговедение. А ученые, изучающие луг – луговеды. Луг – природное сообщество, Особенности (невысокие растения, небольшая ярусность) Наличие всех компонентов для экосистемы: взаимосвязь живой и неживой природы. | Выводы Животные, растении, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах. Они приносят пользу друг другу. Поэтому ученые называют луг природным сообществом.
| Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности Результаты: Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. |
8 | Рефлексия (2мин) | На какой вопрос искали ответ на уроке? Как работал класс в целом? Какую бы оценку дал своей работе в группе? Оценка работы учащихся и класса | Отвечают на вопросы, обобщают. Прикрепляют цветок настроения | |
9 | Информация о домашнем задании (1 мин) | Д\з Составить памятку «У луга в гостях» (что можно и нельзя делать, отдыхая на лугу), нарисовать природоохранные знаки. На следующем уроке продолжим разговор о луге. поработаем с атласами тамбовского края | Записывают домашнее задание в дневники. | Результаты: выполнение домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков окружающего мира 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"
Тематическое планирование разработано по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса по учебникуавторов: О. Н. Федотова, Г.Л. Трафимова, С. А. Трафимов с УУД...
Тема: «Жизнь насекомых весной» Предмет «Окружающий мир» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова
Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомыхЗадачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни нас...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по предмету Окружающий мир в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку по теме "Расположение предметов в окружающем пространстве". Математика. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация к уроку по теме: "Расположение предметов в окружающем пространстве". Математика.1 класс. УМК "ПНШ"...
Конспект урока окружающего мира "Луг и его обитатели" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Луг и его обитатели»Цели деятельности учителя: формирование знаний о природном сообществе “луг”; формирование представлений о животных луга, а также определение значения...
Тема: Лес и его обитатели. (Перспективная начальная школа) 3 класс
Цели урока: дать представление о природном сообществе; рассказать о многообразии представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать свя...
Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс 2 часть)
Цель урока: формирования знаний о лесе, как природном сообществе, его обитатели и ярусыЗадачи урокаДидактические:Учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;Обобщить и систематизировать зн...