Проектная деятельность "Тутовая бабочка (гусеница) шелкопряд
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Введение
Богат и разнообразен природный мир нашей Земли: растения, насекомые,животные,птицы…
Многие из нас видят их как самостоятельные виды, части природы. Делят их на съедобные и несъедобные, полезные и ненужные. Но стоит задуматься, поразмышлять и ты поймешь, увидишь связь между ними.
Растения кормят всех, и людей, и животных, и птиц, и насекомых. Дальше человек получает от них продукты питания, одежду. И тут возникает вопрос « Что дают насекомые?» Мед,а еще? Учитель дает маленькую подсказку -Тутовая бабочка (гусеница) – шелкопряд. Какую же пользу может принести гусеница? В поисках информации, я обращался в библиотеку,интернет…
Входе исследования я узнал много интересного об этой бабочке (гусенице). Узнал историю разведения гусеницы, название страны,где впервые научились производить шелк. Были найдены интересные факты о пользе: натурального шелка и в быту,и в целях безопасности для жизни человека.
Так же выявлено, что тутовый шелкопряд уже не встречается в дикой природе, а весь жизненный цикл проходит под наблюдением человека.
Цель и задачи исследования:
Исследовать тайный мир загадочно-полезных тутовых бабочек (гусениц) –шелкопрядов.
Изучить историю разведения этой бабочки(гусеницы).
Определить насколько важно ее разведение и привести интересные факты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 748.28 КБ |
Предварительный просмотр:
XIII Региональном конкурсе молодых исследователей«Ступень в науку»
Секция: Ботаника, зоология
Тема: «Тутовая бабочка (гусеница) шелкопряд»
Место выполнения работы:
ГКООУ санаторная школа-интернат
3 класс, Пригородный район, с. Гизель
Научный руководитель:
Тотикова Индира Хасановна,
классный руководитель, учитель начальных классов
Владикавказ, 2015-2016
Оглавление
Введение с. 3
- История разведения гусеницы с. 4
- Описание бабочки и гусеницы-шелкопряда с. 6
- Интересные факты с. 11
Заключение с.12
Литература с. 13
Приложения с. 14
Введение
Богат и разнообразен природный мир нашей Земли: растения, насекомые,животные,птицы…
Многие из нас видят их как самостоятельные виды, части природы. Делят их на съедобные и несъедобные, полезные и ненужные. Но стоит задуматься, поразмышлять и ты поймешь, увидишь связь между ними.
Растения кормят всех, и людей, и животных, и птиц, и насекомых. Дальше человек получает от них продукты питания, одежду. И тут возникает вопрос « Что дают насекомые?» Мед,а еще? Учитель дает маленькую подсказку -Тутовая бабочка (гусеница) – шелкопряд. Какую же пользу может принести гусеница? В поисках информации, я обращался в библиотеку,интернет…
Входе исследования я узнал много интересного об этой бабочке (гусенице). Узнал историю разведения гусеницы, название страны,где впервые научились производить шелк. Были найдены интересные факты о пользе: натурального шелка и в быту,и в целях безопасности для жизни человека.
Так же выявлено, что тутовый шелкопряд уже не встречается в дикой природе, а весь жизненный цикл проходит под наблюдением человека.
Цель и задачи исследования:
Исследовать тайный мир загадочно-полезных тутовых бабочек (гусениц) –шелкопрядов.
Изучить историю разведения этой бабочки(гусеницы).
Определить насколько важно ее разведение и привести интересные факты.
- История разведения бабочки (гусеницы) – шелкопряда
История разведения этой бабочки, относящейся к семейству настоящих шелкопрядов (Bombycidae),связана с Древним Китаем, -страной, долгие годы хранившей тайну изготовления изумительной ткани – шелка. В древних китайских рукописях шелковичный червь впервые упоминается в 2600 г.до н.э..
Древнекитайский философ Конфуций пересказывает легенду о том, как человек впервые узнал про шелковую нить. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон и приняла его за какой-то дивный плод. Но он случайно выпал из ее рук в чашку с чаем.Стараясь достать его, императрица вытянула шелковую нить.В благодарность за это нечаянное открытие китайцы возвели Си-Лин–ши в ранг божества Поднебесной империи. А занимались производством шелкапервое время лишь императрицы и женщины из числа их приближенных.
Китайцы умели хранить свои тайны – любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца шелкопряда каралась смертью. Но все тайны когда-нибудь раскрываются.Так произошло и с производством шелка. Сначала некая самоотверженная китайская принцесса в в. до.н.э.,выйдя замуж за короля малой Бухары,принесла ему в дар яйца шелковичного червя,спрятав их в своей прическе. Спустя примерно 200 летв 552г.,к императору Византии Юстиниану явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение доставить из далекого Китая яйца шелкопряда. Юстиниан согласился. Монахи отправились в путешествие и в том же году вернулись, принеся яйца шелкопряда в своих полых посохах.Юстиниан вполне осознавал важность своей покупки и специальным указом велел разводить шелкопрядов в восточных районах империи.Однако шелководство скоро пришло в упадок и лишь после арабских завоеваний вновь расцвело в Малой Азии, а позже и в Северной Африке,в Испании.
«Великий Шелковый путь»-караванная дорога,связывавшая в древности Запад с Востоком и протянувшаяся через горы Центральной и Средней Азии- служил развитию географии как науки и торговли между древними странами.
В XX веке у шелка появился серьезный соперник – химические волокна искусственные, а затем и синтетические.Многие из них превосходят шелк по прочности, меньше мнутся, устойчивее к истиранию, но человек лучше чувствует себя в одежде из натурального шелка.
Фото 1.Бабочка Шелкопряд
Фото 2.Бабочка Шелкопряд
- Описание бабочки (гусеницы) – шелкопряда
Тутовый шелкопряд (Bombyx s.Sericfriamori)- бабочка, принадлежащая к семейству шелкопрядов(Bombycidae) и разводимая ради шелка,который получается из ее коконов.Тело этой бабочки покрыто густым пушком,усики довольно короткие,гребенчатые;крылья небольшие,довольно широкие,белого или желтовато-белого цвета;во время покоя они складываются крышеобразно;передние крылья имеют вырез на внешнем крае; у самцов на передних крыльях 2-3 поперечные темные линии и между ними коричневое пятно; на задних крыльях проходит поперечная более широкая сероватая полоса; у самок этих полос и пятен нет, иногда бывает только на передних крыльях одна бледная полоса. Несмотря на то,что крылья развиты хорошо, тутовый шелкопряд утратил способность летать, и существует теперь только в домашнем состоянии. Брюшко у бабочки довольно толстое,в особенности у самок, которые вообще крупнее самцов. Самки откладывают от 300 до 500 яичек.Они бывают величиной с маковое зерно (1-1,5мм), круглые и плоские; цвет их сначала светло- желтый, затем он постепенно темнеет,переходя в оранжевый, красный, фиолетовый и становясь, наконец, темно-серым на 4-6 день после откладки. Перед вылуплением гусениц яички заметно светлеют.Яички сохраняются зимой при низкой температуре в сухом помещении.
Весной их помещают в специальные аппараты, где температура постепенно повышается до 21◦Р. Гусеницы (шелковичные черви),выходящие из яичек,имеют сначала бурый цвет,но потом с ростом становятся светлее и принимают, наконец, бурую окраску с сероватыми пятнами; они почти голые и имеют на заднем конце тела небольшой рог;передняя часть тела заметно утолщена; длина взрослой гусеницы 8стм. Гусеница линяет 4 раза,так что различают 5 возрастов шелковичных червей; в период линьки гусеницы сидят неподвижно (так называемый «сон»).
Они питаются листьями тутового дерева или шелковицы, другие растения они не кушают. Гусениц воспитывают при температуре 18 – 20◦Р.,в так называемых кормовых этажерках.Дней через 30 после вылупления гусеницы становятся беспокойными и начинают искать места для коконирования; тогда в этажерки ставят коконники, т.е. пучки прутьев,среди которых гусеницысвивают коконы.
Фото 3. Разведение Тутового Шелкопряда
Фото 4. Ферма по разведению Тутового Шелкопряда
Фото 5. Кокон гусеницы Шелкопряда
Фото 6. Шелк-Тусса из коконов дикого Тутового Шелкопряда
Гусеницы выпускают из отверстия находящегося на нижней губе,2 тонкие нити и,двигая головой, прядут при помощи передних ног кокон;эта работа продолжается около 3х дней.Коконы овальной формы,округленные на обоих концах,плотные белого, желтоватого или зеленоватого цвета (33-36 мм длиной).
Внутри кокона через 5 дней после того, как он был окончен,гусеница превращается в толстую коричневого цвета куколку.Часть коконов оставляется для вывода бабочек, а другая часть обрабатывается горячим паром,затем кладется в теплую воду и треплется особыми метелками. После этого концы нитей, из которых состоит кокон привязываются к крючкам разматывающего аппарата.
Длина нити в одном коконе доходит до 1000 метров. Размотанный таким образом шелк подвергается дальнейшей обработке.
Тутовый шелкопряд- пример абсолютного служения людям: эти бабочки в природе уже не встречаются и даже разучились летать. Каждый кокон состоит примерно из 3,5км нити, но размотать удается не более 1 км. Сам шелк настолько легок и прочен, что из него делают парашюты, по прочности шелк не уступает стали.
Фото 7. Тутовый Шелкопряд: разведение и выращивание
Фото 8. Выращивание Шелкопряда
Фото 9. Самец Шелкопряда
- Интересные факты
- Тутовый шелкопряд- бабочка,почти не умеющая летать.
- Шелковая нить очень крепка на разрыв и может выдержать очень большое давление.
- Почти 80% мирового производства шелка принадлежит Китаю.
- Для производства 1м шелковой ткани нужно около 3000 коконов шелкопряда.
- Чтобы создать шелковую нить,достаточную для производства ткани на 1 платье,шелкопрядам нужно съесть около 70 кг листьев.
- 1гусеница шелкопряда со своего превращения в куколку съедает листьев шелковицы,по массе превосходящих ее вес в 40 тыс. раз.
- 1гусеница шелкопряда за 4 недели с момента своего появления на свет увеличивается в размере в 25 раз,ее масса возрастает в 12тыс.раз.
- Скорость с которой шелкопряд вырабатывает свою нить может составлять 15 м в минуту.
- Гусеница шелкопряда сплетает свой кокон за 3 – 4 дня.
- Для пошива бронежилетов используется шелк особого плетения.
- 16слоев шелковой ткани могут удержать пулю.
- В странах Азии десятки после использования коконов тысяч тонн куколок зажаривают,засахаривают и употребляют в пищу как богатый белками деликатес.
Заключение
В заключении хочу сказать и подтвердить свое мнение, что это действительно загадочное и очень полезное насекомое, которое помогает людям не только красиво одеваться, но и применять их продукцию в целях безопасности жизнедеятельности человека, а так же в быту.
Считаю что данная тема, имеет перспективы развития в следующих направлениях: Возобновить более развернутое производство шелкопряда в России, привлекая ученические бригады к этой увлекательно-интересной работе в целях привития любви и интереса к труду, а также помощи государству, так как шелк имеет важное значение в экономике страны.
Литература
- Багрова Л.А. -Детская энциклопедия «Я познаю мир «.изд. М.АСТ.1998
- Брокгауз и Ефрон- «Энциклопедический словарь 2012».
- Каабак Л.В –«Журнал «Химия и жизнь»»2008г. №2
- Люцис К.А. – «Большая детская энциклопедия. Биология».
- https://ru/wikipedia/org/wiki/Тутовый шелкопряд
Тезисы:
«Тутовая бабочка (гусеница) - шелкопряд»
Артамонов Артур Игоревич
Научный руководитель: Тотикова Индира Хасановна,
Учитель начальных классов, классный руководитель.
ГКООУ санаторная школа-интернат, 3 класс,
Пригородный район, с. Гизель.
Почему я выбрал эту тему? На уроках окружающего мира часто встречаются темы, которые интересуют и меня, и моих одноклассников. Вот и на этот раз, при изучении раздела «Насекомые», мы узнаем, что гусеницы не только вред наносят урожаю, но и приносят пользу. Какую?! Что это за гусеница, которая приносит пользу?! Учительница подсказала, что это гусеница – шелкопряд. А вот про пользу, где? как? когда? мы должны найти информацию сами. Конечно же, меня это очень заинтересовало, и я поставил перед собой цель: исследовать тайный мир этих загадочно-полезных гусениц; узнать историю разведения этой бабочки и насколько важно ее разведение.
Я стал искать материал в библиотеке, в интернете, расспрашивал взрослых.
Учительница рассказала, что, будучи школьниками, они выращивали таких гусениц и дома, и в школе на летних каникулах. Каждый день собирали листья тутового дерева и кормили их. Следили за их ростом, окукливанием. Потом коконы сдавали для производства шелка. Входе исследования найдены очень интересные факты о пользе шелка не только в быту, но и в целях безопасности для жизни человека. Так же выявлено, что тутовый шелкопряд уже не встречается в дикой природе, а весь жизненный цикл его проходит под наблюдением человека.
Считаю, что данная тема, имеет перспективы развития в следующих направлениях: возобновить более развернутое производство шелкопряда в России, привлекая ученические бригады к этой увлекательно-интересной работе в целях привития любви и интереса к труду, а также помощи государству, так как шелк имеет важное значение в экономике страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.
Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...
Михаил Яснов "Гусеница - бабочке", УМК "Перспективная начальная школа", урок литературного чтения в 3 классе
Рабочий урок по литературному чтению, которая позволяет увидеть метапредметные связи (окружающия мир, музыка, живопись, литература). Дети научатся применять свои знания в повседневной жизни, нах...
Технологическая карта для проведения урока литературное чтение в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»
Технологическая карта урокаБорис Заходер «История Гусеницы»Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История Гусеницы», Михаил Яснов...
Проектно-исследовательская работа "Бражники - ночные бабочки"
Проектно-исследовательская работа "Бражники - ночные бабочки"...
Презентация к исследовательской работе "Выведение бабочек из гусениц в домашних условиях"
Цель исследовательской работы : стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе, узнать больше интересных фактов о бабочках, вырастить бабочек в домашних условиях....
Исследовательская работа "Выведение бабочек из гусениц в домашних условиях"
Исследовательская работа расширяет знания об окружающем мире, позволяет вырастить бабочек в домашних условиях....
Проектная работа "Бабочки"
бабочки – многочисленные и очень красивые насекомые, их роль разнообразна. Наблюдение за жизнью и развитием бабочек расширяет кругозор и способствует воспитанию бережного отношения к приро...